Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Новиков Ю. В.
доцент кафедры коммерческой деятельности и предпринимательства
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


ПРОБЛЕМЫ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ
МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

На рубеже веков России удалось в значительной мере преодолеть негативные тенденции, связанные с переходом к рыночным формам хозяйствования. На повестку дня практически поставлен вопрос не только о необходимости экономического роста, но и о его достаточно высоких темпах.
Решение этой проблемы непосредственно связано с развитием предпринимательства вообще и малого предпринимательства в частности.
Предпринимательство как инициативная самостоятельная экономическая деятельность граждан или их добровольных объединений, направленная на получение прибыли (дохода), осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность, является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Малое предпринимательство - одна из важнейших ее составных частей.
В соответствии с действующими в России нормативными документами к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, средняя численность работающих на которых не превышает установленной для соответствующей отрасли экономики величины. (В условиях инфляции и несовершенства хозяйственного учета этот показатель представляется наиболее предпочтительным). В уставном капитале таких организаций доля участия государства, общественных, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%, так же как и доля одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства. К субъектам малого предпринимательства закон относит также и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малое предпринимательство позволяет эффективно решать многие задачи производственного, научного и хозяйственного характера. Оно создает необходимую атмосферу конкуренции и быстро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, обеспечивает необходимую в условиях рынка мобильность действий, способствует развитию кооперации производства. Его субъекты выполняют важную социальную функцию поглощения "избыточной" рабочей силы, способствуя росту занятости населения, создают дополнительные возможности для использования специалистов высокой квалификации, способствуют более полному и эффективному использованию новых идей и технологий, местных сырьевых ресурсов, отходов производства, более гармонично вписываются в экологическую среду малых городов и поселков. Ими обеспечивается сравнительно быстрая окупаемость капитальных вложений, высокая скорость оборота капитала в связи с более короткими сроками строительства и освоения созданных проектных мощностей (по оценкам, в среднем в 2,5 раза более короткими, чем на крупных предприятиях).
Малое предпринимательство заполняет те рыночные ниши, которые не может охватить крупный бизнес, выполняет те работы, которые неэффективны для крупных экономических структур, объединяет экономику страны в единое целое.
Начало возрождения предпринимательства в современной России обычно связывают с принятием в октябре 1990 г. Закона РФ "О собственности в РСФСР", а в декабре 1990 г. Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности". С этого момента были восстановлены в правах частная собственность и предпринимательская деятельность, началось развитие акционерных обществ, товариществ и разных форм коммерческой деятельности.
Однако отсчет развития малого предпринимательства, как правило, начинают двумя годами раньше - с 1988 г., с момента принятия Закона "О кооперации в СССР". Затем был принят целый ряд законодательных и нормативных актов, таких как Постановление СМ СССР "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" (июнь 1990 г.), Постановление Правительства РФ "О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации" (май 1993 г.), Федеральный закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (май 1995 г.), Федеральный закон РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (декабрь 1995 г.), которые заложили правовые основы для становления малого предпринимательства.
Создание в РФ в конце 1980-х - первой половине 1990-х годов даже минимальных благоприятных правовых условий для развития малого предпринимательства привело к его быстрому росту в эти годы. В 1992-1994 гг. число малых предприятий увеличилось с 266,7 тыс. до 865,0 тыс. Но к началу 1995 г. этот темп роста снизился в связи с финансовыми потрясениями и политической нестабильностью, а в 1996 г. наступил даже некоторый спад (на 3%). В 90-е годы наиболее привлекательными сферами приложения капиталов для российских предпринимателей стали торговля (42,7% от общего числа предприятий в 1996 г.), строительство (16,6%), промышленность (14,7%), наука, научное обслуживание (5,6%) и коммерческая деятельность по обеспечению функций рынка (4,8%).
Торговлей, строительством и промышленной деятельностью занимались 74% малых предприятий [1].
Динамика развития малого предпринимательства в России
(численность малых предприятий на 1 января соответствующего года)
Снижение числа малых предприятий в начале 1997 г. до 841,7 тыс. с 877 тыс. в начале 1996 г., было связано с изменением в 1996 г. критерия, по которому предприятие относилось к категории малых (по численности работников). В ряде отраслей такой показатель был значительно снижен, например, в промышленности и строительстве в два раза (с 200 до 100 чел.)
На численность малых предприятий не оказал существенного влияния дефолт августа 1998 года, имевший для них двоякие последствия. С одной стороны, малые предприятия, как и все прочие субъекты хозяйственной деятельности, вынуждены были реагировать на обвал спроса на товары и услуги, на уменьшение покупательной способности, стали испытывать трудности при получении оплаты от клиентов. Увеличилось и давление на их денежный оборот. С другой стороны, дефолт создал новые возможности для малого бизнеса. С начала 90-х годов многие российские рынки были в значительной степени монополизированы, что затрудняло проникновение на них новых фирм. После августа 1998 г. у малого бизнеса появилась возможность занять на рынке ниши, оставшиеся после ухода с него более крупных предприятий, особенно тех, чья деятельность основывалась на местных ресурсах.
До последнего времени основная часть малых предприятий России функционирует по-прежнему в торговле и общественном питании (47,9% в 2003 г.), промышленности (13,7% в 2003 г.) и строительстве (12,8% в 2003 г.). В этих отраслях и сейчас занято 3/4 всех малых предприятий (74,6% в 2003 г.)
Распределение малых предприятий России по отраслям экономики (на 01.01.2003 г.)
По данным Госкомстата России [2], объем произведенных на малых предприятиях продукции, работ и услуг в 2001 г. составил 1159,9 млрд. руб. Основной объем деятельности (78 %) был сосредоточен в тех же трех отраслях экономики. В промышленности было произведено продукции на 291,8 млрд. руб. (25,2%), в торговле и общественном питании - на 325,8 млрд. руб. (28,1%), в строительстве - на 286,5 млрд. руб. (24,7%).
На малых предприятиях занята значительная часть трудоспособного населения страны. В 2002 г. среднесписочная численность работников этих предприятий составила 7220,3 тыс. чел., а с учетом численности совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера - 7976,1 тыс. чел. При этом среднесписочная численность работников, занятых на предприятиях торговли и общественного питания, составила 2812,8 тыс. чел. (39,0%), на промышленных предприятиях - 1445,7 тыс. чел. (20,0%), на строительных предприятиях - 1342,4 тыс. чел. (18,6%).
Данные о развитии и состоянии малого предпринимательства в России позволяют говорить, что в стране после нескольких лет реформ малое предпринимательство становится самостоятельным и важным сектором национальной экономики.
Среднесписочная численность работников, занятых на малых предприятиях
по отраслям экономики в 2002 г.
В то же время приходится констатировать целый ряд затруднений в этом развитии. К ним относятся: ограниченность сферы малого предпринимательства, связанная, прежде всего, с минимальными размерами собственного капитала малых предприятий; проблемы, связанные с необходимостью действовать в условиях жесткой конкуренции; повышенный риск, особенно в новых сферах деятельности; меньшая, чем в крупных предприятиях, степень социальной защиты работников.
Эти объективно слабые стороны малого предпринимательства в современной российской действительности усугубляются:
В последние годы уровень риска и физических угроз для занятых в малом бизнесе увеличился. Не уменьшились бюрократические препятствия при регистрации и оформлении малого предпринимательства, предоставлении помещений, земельных участков. Отсутствие нормальных взаимоотношений с органами власти не в последнюю очередь связано с коррумпированностью некоторых представителей этих органов.
Сохранились проблемы в финансировании малого предпринимательства, обусловленные в том числе инфляцией и монополизмом. До сих пор нет эффективной системы подзаконных актов. Все еще недостаточен профессиональный уровень многих руководителей предприятий малого бизнеса.
Для преодоления этих трудностей и проблем необходимы эффективные формы государственной поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях.
Определенная работа в этом направлении проделана. Однако ожидаемого крупномасштабного развития малого предпринимательства не произошло, система его государственной поддержки недостаточно эффективна.
В ближайшей перспективе усилия должны быть сосредоточены на решении задач по совершенствованию нормативно-правовых основ развития малого предпринимательства, развитию инфраструктуры, необходимой для его поддержки, повышению ее активности. Требуется дальнейшее совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства и упрощение их налоговой отчетности. Должен быть упрощен их доступ к финансовым ресурсам, развиты системы кредитования и страхования.
Важными задачами являются: совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества в интересах развития малого предпринимательства; создание льготных условий для доступа малых предприятий к системе государственных заказов; поддержка их внешнеэкономической деятельности; содействие развитию их торговых, производственных, научно-технических связей с партнерами в других странах, в том числе на основе совершенствования таможенного регулирования этих связей. Необходимы также льготные условия для использования субъектами малого предпринимательства государственных, информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий. Стратегической задачей остается организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Только после успешного решения названных задач может быть реализован весь немалый потенциал малого предпринимательства, а этот сектор экономики сможет сыграть свою роль в обеспечении в России устойчивого экономического роста.


Литература
1. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. -М.: Госкомстат России, 1996.
2. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. -М.: Госкомстат России, 2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия