Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Мамбеталиев Н. Т.
Советник Секретариата
Интеграционного Комитета ЕврАзЭС,
кандидат технических наук

Тлеумуратов Ю. Д.
начальник управления непроизводственных платежей
Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан


НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

В целях создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства в Казахстане с 1 января 2002 года был введен специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, предусматривающий упрощенный порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов и упрощение налоговой отчетности.
При этом к субъектам малого бизнеса отнесены: индивидуальные предприниматели (физические лица, осуществляющие деятельность без образования юридического лица), численность работников у которых, включая самого индивидуального предпринимателя, не превышает 15 человек, юридические лица, численность работников у которых за квартал не превышает 25 человек.
Право на специальный налоговый режим не получают юридические лица, имеющие филиалы, представительства, сами филиалы, представительства, дочерние организации юридических лиц и зависимые акционерные общества, налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения в разных населенных пунктах. Такой режим не распространяется и на отдельные виды предпринимательской деятельности (медицинскую, по газификации коммунально-бытовых объектов и жилых зданий, в сфере пожарной защиты, международных автомобильных перевозок, розничной реализации алкогольной продукции и некоторые другие).
Специальный налоговый режим предусматривает расчеты с бюджетом на основе либо патента, либо упрощенной декларации, либо разового талона.
Специальный налоговый режим на основе разового талона предусмотрен для физических лиц, деятельность которых носит эпизодический характер (не более 90 дней за год). Стоимость талона определяют местные представительные органы с учетом региональных особенностей предпринимательской деятельности.
Для индивидуальных предпринимателей, бизнес которых имеет более стабильный характер, предлагается патентная форма расчетов с бюджетом. На ее использование могут рассчитывать предприниматели, которые не применяют труд наемных работников и получают доход не более 1,5 млн. тенге в год. Такая форма удобна для начинающих предпринимателей с небольшими доходами.
При патентной форме расчетов с бюджетом предприниматель до начала своей деятельности уплачивает сумму в размере 3% от предполагаемого дохода, заявленного им самим. Иными словами, налог исчисляет сам предприниматель на основе единой ставки к заявляемому доходу. Полученная сумма является стоимостью патента и уплачивается в бюджет равными долями в виде индивидуального подоходного и социального налогов. Такой механизм определения налоговой нагрузки достаточно несложен для налогоплательщика и исключает необходимость специального учета затрат по налогообложению.
Налоговый режим на основе упрощенной декларации предназначен для предпринимателей, использующих труд наемных работников. На основе упрощенной декларации могут рассчитываться с бюджетом индивидуальные предприниматели с численностью работников не более 15 человек и с квартальным доходом не более 4,5 млн. тенге, а также юридические лица с численностью работников не более 25 человек с квартальным доходом не более 9 млн. тенге.
Положительная сторона специального налогового режима состоит в простоте расчетов: любой предприниматель может самостоятельно определить свои налоговые обязательства путем применения к своему доходу за квартал соответствующей ставки налогов.
Исчисленная сумма налогов по упрощенной декларации может уменьшаться на 1,5%, если среднемесячная заработная плата его работников оказалась не меньше трехкратного минимального ее размера, установленного законом.
Такой механизм расчетов с государственным бюджетом позволяет учитывать и различия на каждом уровне развития предпринимательской деятельности, и прививать навыки к современным методам учета и налоговой отчетности.
Для расширения сферы использования специальных налоговых режимов и снижения налоговой нагрузки в Налоговый кодекс Казахстана внесены следующие изменения (вступившие в силу с 1 января 2003 г.):
- расширен список лицензируемых видов деятельности, при осуществлении которой налогоплательщики в сферах малого бизнеса имеют право применять специальный налоговый режим;
- раздвинуты границы использования патентной системы индивидуальными предпринимателями, имеющими доход от 1 млн. до 1,5 млн. тенге;
- снижены ставки налогов у предпринимателей, использующих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;
- снижено ограничение по заработной плате работников для применения корректировки в размере 1,5 % с целью стимулирования роста заработной платы наемных работников и легализации их фактической численности).
Все это позитивно сказалось на развитии малого предпринимательства. По состоянию на 1 октября 2003 г. по сравнению с аналогичным периодом 2002 г., численность субъектов малого бизнеса, применяющих специальные налоговые режимы выросла на 23,9%, а поступления в бюджет за счет легализации доходов увеличились на 15,8%.
Доходы и налоговые отчисления индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (тыс.тенге)
I. Индивидуальные предприниматели
доход т.т.2002 год2003 год2004 год
доход за квартал, т.т.ставкасумма налога, т. т.налоговая нагрузка %доход за квартал, т.т.ставкасумма налога, т.т.налоговая нагрузка %доход за квартал, т.т.ставкасумма налога, т.т.налоговая нагрузка %
1500по 15004%60,04,0по 15003%45,03,0по 20003%45,03,0
3000свыше 1500,0 по 3000,07%165,0 (60,0. + 7% с 1500,0)5,5свыше 1500,0 по 3000,05%120,0 (45,0 + 5% с 1500,0)4,0свыше 2000,0 по 3000,05%110,0 (60,0 + 5% с 1000,0)3,7
4500Свыше 3000,011%330,0 (165,0 + 11% с 1500,0)7,3свыше 3000,07%225,0 (120,0 + 7% с 1500,0)5,0свыше 3000,07%215,0 (110,0 + 7% с 1500,0)4,8
II. Юридические лица
доход2002 год2003 год2004 год
доход за кварталставкасумма налоганалоговая нагрузка, %доход за кварталставкасумма налоганалоговая нагрузка, %оход за кварталставкасумма налоганалоговая нагрузка, %
1500 т.т.по 1500,0 т.т.5%75,0 т.т.5,0по 1500,0 т.т.4%60,0 т.т.4,0по 2000,0 т.т.4%60,0 т.т.4,0
3000 т.т.Свыше 1500, 0 т.т. по 3000,0 т.т.7% 180,0 т.т. (75,0+7% с 1500,0т.т.)6,0 Свыше 1500, 0 т.т. по 4500,0 т.т.5% 135,0 т.т. (60,0+5% с 1500,0)4,5Свыше 2000, 0 т.т. по 4500,0 т.т. 5% 130,0 т.т. (80,0+5% с 1000,0)4,3
4500 т.т.Свыше 3000, 0 т.т. по 4500,0 т.т.9% 315,0 т.т. (180,0+9% с 1500,0т.т.)7,0 210,0 т.т. (60,0+5% с 3000,0)4,7 205,0 т.т. (80,0+5% с 2500,0)4,5
6500 т.т.Свыше 4500, 0 т.т. по 6500,0 т.т.11% 535,0 т.т. (315,0+11% с 2000,0т.т.)
8,2Свыше 4500, 0 т.т. по 6500,0 т.т.7% 350,0 т.т. (210,0+7% с 2000,0т.т.)5,4Свыше 4500, 0 т.т. по 6500,0 т.т.7% 345,0 т.т. (205,0+7% с 2000,0т.т.)5,3
9000 т.т.Свыше 6500, 0 т.т. 13% 860,0 т.т. (535,0+13% с 2500,0т.т.)9,5Свыше 6500, 0 т.т. 9% 575,0 т.т. (350,0+9% с 2500,0т.т.)6,4Свыше 6500, 0 т.т. 9% 570,0 т.т. (345,0+9% с 2500,0т.т.)6,3
Сумма налогов, исчисленная по упрощенной декларации за налоговый период, подлежит корректировке в сторону уменьшения в размере 1,5 %, если среднемесячная заработная плата работников по итогам отчетного квартала составила не менее трех кратного минимального размера заработной платы, установленной законодательным актом РК (минимальный размер заработной платы в 2003 году составил 4181 тенге), у индивидуальных предпринимателей в размере двухкратного минимального размера заработной платы, у юридических лиц - 2,5-кратного минимального размера заработной платы (минимальный размер заработной платы в 2004 году составил 6600 тенге).
Увеличение численности занятых в сфере малого бизнеса, размеров их средней заработной платы, объемов налоговых поступлений подтверждает правоту политики налогообложения, избранной в отношении данной категории налогоплательщиков и преимущества нового механизма расчетов с бюджетом для субъектов малого предпринимательства.
Разумеется, данный механизм необходимо развивать и совершенствовать.
По этой причине с 1 января 2004 г. расширена сфера применения патентной системы для индивидуальных предпринимателей за счет увеличения установленного предельного объема дохода с 1,5 млн. до 2,0 млн. тенге. Максимальный размер дохода предпринимателя, которому разрешается использовать налоговый режим на основе патента, увеличен с 1 млн. тенге в 2002 г. до 2 млн. в 2004 г.
Курс на активную поддержку малого предпринимательства в Республике Казахстан взят более десяти лет назад, исходя из уверенности в том, что его вклад в социально-экономическое развитие страны, в пополнении доходов бюджетов разных уровней, в создание новых рабочих мест может быть очень весомым. Изменения в его налогообложении - последовательные решения по реализации данного курса, проявление заботы о создании в Республике удобного упрощенного механизма исчисления и уплаты налогов предпринимателями, от которого во многом зависит успешное развитие бизнеса.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия