Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Комилов С. Д.
заведующий кафедрой экономической теории Российского-Таджикского славянского университета (Душанбе),
доктор экономических наук, профессор


Проблемы функционирования рынка труда в условиях перехода к инновационной экономике
В статье проанализировано состояние рынка труда в Республике Таджикистан, показаны особенности формирования и функционирования этого рынка, проблемы на современном этапе развития и меры по устранению этих проблем
Ключевые слова: Республика Таджикистан, рынок труда, экономика Республики Таджикистан
УДК 331.5   Стр: 356 - 359

Дальнейшее продвижение по пути рыночных преобразований предполагает усиление инновационной деятельности предприятий и отраслей национальной экономики и делает проблему формирования рынка труда на основе инновационных преобразований весьма актуальной. Исходя из этого, необходимо объединить усилия государственных органов управления всех уровней, организаций научно — технической сферы, высших учебных заведений и предпринимательского сектора экономики для реализации Программы инновационного развития Республики Таджикистан на 2011–2020 годы с учётом достижений мировой науки, передовых технологий и опыта формирования рынка труда. Формирование эффективной инновационной системы способствует повышению технологического уровня и конкурентоспособности национальной экономики.
Функционирование рынка труда Таджикистана, сопровождающееся трансформацией общественных отношений и мировым финансовым кризисом, отличается некоторыми особенностями, требующими разработки и реализации адекватной государственной стратегии. На начальном пути своей независимости, Таджикистан, наряду со свойственными переходному периоду экономики катаклизмами, столкнулся еще с энергетическим кризисом, повлиявшим впоследствии на существенное ограничение равномерного развития экономики страны. В результате чего, в период 1991–2010 годов, при росте трудовых ресурсов на 36,7%, количество занятых выросло всего на 13,3%, т.е. рост занятости отстал от роста трудовых ресурсов почти в три раза. Необходимо отметить, что в сегменте 2001–2010 гг. среднее ежегодное отставание роста занятых по сравнению с ростом трудовых ресурсов улучшилось на 68,4%. Так, в этот период, рост занятости отстал от роста трудовых ресурсов всего на 16 процентных пунктов. Однако, ежегодное изменение количества занятых, в отличие от аналогичных показателей общей численности населения и трудовых ресурсов, имело нестабильный характер.
За указанные годы состояние рынка труда Таджикистана характеризовалось высокой напряженностью, связанной с неспособностью рынка поглощать рост рабочей силы. Мировой финансовый кризис, влияние которого на экономику Таджикистана очевидно, прежде всего, поднял уровень понимания важности и приоритетности формирования рынка труда и занятости в условиях трудоизбыточности страны, а также выявил уязвимые места в государственной политике регулирования рынка труда с учётом особенностей управления трудовыми ресурсами.
С целью формирования рынка труда в Таджикистане, начиная с 1991 года, функционирует государственная служба занятости (ГСЗ), принят основной закон о занятости, реализуется программа по содействию занятости населения, разработан и внедряется механизм сбора данных по рынку труда, действует механизм страхования от безработицы, от временной нетрудоспособности. Государственная политика Таджикистана в области занятости населения структурно в целом соответствует нормам Международной организации труда (МОТ), в частности Конвенции МОТ № 88 от 1948 года об организации службы занятости.

Таблица 1
Динамика численности населения, трудовых ресурсов и занятного населения Республики Таджикистан (тыс. чел.)
год20012002200320042006200720082010
Насе-ление62506376650766406920706472167530
Трудовые ресурсы33013463364437774047417243104560
Занятые18291857188520902137215021682233

Предоставление информации о рынке труда, повышение уровня образования населения и работодателей являются ключевыми факторами, способствующими наиболее эффективному регулированию рынка труда. Более того, рынок труда, как и другие рынки, функционирует наиболее эффективно и на максимально справедливой основе тогда, когда все его участники имеют возможность своевременно получать точную информацию. Однако в настоящее время в Таджикистане функционируют лишь две специальные формы официальной статистической отчетности по рынку труда (1-Т и 1-ТВ) и несколько отраслевых форм отчетности ГСЗ, которые в целом не способны, как содержательно, так и организационно описать качественное состояние рынка труда. В период государственной независимости Таджикистана всего два раза в 2004 и 2009 годах было проведено обследование рабочей силы, а рабочие места ни разу не обследованы. Более того, в настоящее время отсутствует механизм количественного учета и качественного анализа вновь создаваемых рабочих мест. Несмотря на то, что статья 19 Закона Республики Таджикистан «О содействии занятости населения» обязывает работодателей в течение 10 дней представить государственному органу занятости информацию о существующих вакансиях; регулярно всего около 2% работодателей выполняют эту свою обязанность.
Так, по результатам исследования рабочей силы в 2004 г., обращаемость в ГСЗ безработных в поисках работы была низкой и составила 14%. По результатам обследования 2009 года этот показатель был равен 10,5%. [1] Если рассмотреть такой показатель эффективности работы ГСЗ, как «доля трудоустроенных ГСЗ в рабочей силе», увидим, что этот показатель на период 2001-2005 гг. держался на уровне 2,8%, однако за период 2006–2007 годов резко опустился до уровня 1,7%. Такая же ситуация сложилась и с обращением работодателей в ГСЗ. Так, доля представивших в ГСЗ работодателей информацию о существующих вакансиях от 3% в 2001 году снизилась до 1,33% в 2007 году. Этот показатель в Нидерландах составлял 5,28%, в Польше — 2,8%, в Испании — 2,44%, а в Португалии — 1,23% [2].
Наиболее распространенной формой оказания помощи в поисках работы в деятельности ГСЗ Таджикистана является предоставление ищущим работу информации о существующих свободных рабочих местах, которое осуществляется индивидуально при непосредственном обращении в службу занятости, а также путем организации ярмарок вакансий. Низкий уровень охвата вакансий службами занятости (как выше было отмечено, 1,5-3% работодателей предоставляют такую информацию в ГСЗ) заведомо снижает эффективность такого рода услуг. Например, в результате проведенных местными органами занятости в период январь-август 2009 года 474 больших и маленьких ярмарок вакансий трудоустроены всего 12008 безработных, что составляет более 25 трудоустроенных на одну ярмарку. Более того, до сих пор в стране не создана электронная база данных о вакансиях и не функционирует ни одна веб-страница о вакансиях в Интернете. В стране не функционируют клубы по поиску работы и механизм индивидуального интенсивного консультирования, предусматривающий разработку и внедрение индивидуального плана поиска работы и трудоустройства.
Нынешнее состояние экономики и перспективы развития в ближайшие годы усиливают проблему обеспечения занятости рабочей силы страны без привлечения внешнего рынка труда в этот процесс. Трудоизбыточность страны является результатом ограниченной возможности экономики «поглощать» всю рабочую силу.
Проблему обеспечения занятости населения Таджикистана невозможно представить без решения соответствующих вопросов внешней трудовой миграции (ВТМ). Статья 6 Закона Республики Таджикистан «О содействии занятости населения» в перечень принципов государственной политики в области занятости населения включает также «ориентированность системы образования к подготовке кадров в соответствии с потребностями рынка труда».
Обеспечение потребностей рынка труда соответствующим профессиональным развитием человеческих ресурсов является социальной и экономической задачей, и данный процесс происходит уже в образовательном пространстве (рынке). В образовательном рынке, как и в любом рынке, доминирующую роль играет спрос, в частности, спрос на услуги, который формируется работодателями и в целом составляет потребности рынка труда. Провайдеры образовательных услуг — учебные заведения — должны построить образовательный процесс в соответствии с этим спросом, точнее, так, чтобы конечный продукт образовательного процесса был максимально приближен к этому спросу.
Нынешняя ситуация на рынке труда страны, состояние показателей результативности государственной стратегии на этом рынке, социальное и экономическое назначение этой стратегии настоятельно требуют скорейшей разработки и внедрения радикальной реформы. Формирования основных положений преобразований в данной области усиливает необходимость признания государственного регулирования рынка труда как одного из национальных приоритетов, обеспечивающих создание конкурентоспособной экономики и социальной защиты населения. В этой связи важную роль в формировании рынка труда может сыграть государственная стратегия развития рынка труда Республики Таджикистана до 2020 года, утверждённая Правительством Республики Таджикистан от 2 июня 2011 года, №277.
Управление социально-экономическими процессами показывает, что задача любого государства в экономической сфере не ограничивается простым наполнением внутреннего рынка товарами, а в большей степени является совершенствованием национальных производительных сил, способных обеспечить повышение качества и уровня жизни населения на основе инновационного развития. Весьма актуально, что в современных условиях главным признаком лидерства передовых стран является уровень инновационной мощи производственного потенциала. Например, Р.Солоу при анализе долговременных рядов динамики капитала, нормы накопления и выпуска продукции США пришел к выводу о том, что 87% роста производительности труда обеспечивалось применением технологического прогресса, и только 13% — новыми инвестициями [3]. Другие исследования показывают, что на современном этапе не менее 3/4 прироста ВВП обеспечивается за счет новейших технологий [4].
В условиях становления инновационного типа экономики, ориентированной на всестороннее развитие человека, центр тяжести из материальной сферы все более смещается в нововведенческую среду, и возрастает роль качественных характеристик. Инновационная деятельность предполагает осознание в полной мере роли и перспектив развития информационных технологий, которые широко применялись в решающих сферах экономики развитых стран. Поэтому инновационная экономика требует адекватных подходов к самому объекту деятельности с учетом того, что производство превращается ныне в информационную систему, которая больше зависит от масштабов производства наукоемких товаров и услуг. Теоретическое осмысление нового типа экономического роста также предполагает необходимость учета инновационных факторов, в том числе, инновационной коммуникации и научно-технического сотрудничества.
Внедрение рыночных отношений требует ускорения инновационных процессов, дальнейшего развития и эффективного использования имеющегося научно-технического потенциала. Вместе с тем, невозможно обеспечить эффективное инновационное развитие без рыночных отношений в сфере труда, которое началось в 90-х годах, и в оборот практической деятельности государственных органов управления были введены такие понятия, как «безработица», «рынок труда» и др.
Инновационный подход к производству является эффективным средством получения предпринимательского дохода и в значительной степени зависит от качества кадров интеллектуального труда, их способности разрабатывать и внедрять новые, усовершенствованные продукты, технологии и процессы, порождающие значимые изменения в социальной практике. Такой подход также предполагает формирование и развитие системы социально-экономических отношений в вопросах найма, использования работников интеллектуального труда в общественном производстве. Следовательно, рынок труда, в том числе рынок интеллектуального труда, как система общественных социальных отношений, должен функционировать, обеспечивая эффективное воспроизводство использования труда.
Необходимость формирования рынка интеллектуального труда в Таджикистане усиливается задачами обеспечения экономического роста. Тенденции мировой экономики показывают, что в XXI веке экономический рост в большей степени характеризуется ведущей ролью инноваций и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых и усовершенствованных технологий, продукции, оборудования, содержащих новые научные решения в ведущих странах мира приходится от 70% до 85% прироста валового внутреннего продукта. В условиях высокой экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для инновационной деятельности и развития человеческого капитала.
Активизация инновационной деятельности связана с состоянием развития рынка интеллектуального труда, который предполагает высокую степень свободы перераспределения специалистов-новаторов между сферами приложения труда, отраслями национальной экономики, предприятиями, организациями. Важным условием реализации данной свободы является развитие социальной инфраструктуры рынка, повышения качества консультационных и образовательных видов услуг.
Важным условием реального функционирования рынка труда является адекватное поведение на нем всех участников трудовых отношений государства, работодателей и наемных работников. На рынке труда от человека требуется высокий профессионально-квалифицированный уровень, готовность и способность к профессиональному переобучению, повышению квалификации. Кадры интеллектуального труда, как особая группа работников на рынке труда, отличаются инновационным типом мышления. Как правило, кадры интеллектуального труда заняты инновационной деятельностью, то есть выполнением научно-технических, конструкторских, технологических работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, нового или совершенного технологического процесса, применением усовершенствованной технологии, технологическим переоснащением производства, подготовкой и повышением квалификации производственного персонала, занятого выпуском новой продукции, работ и услуг. К кадрам интеллектуального труда, занятых инновационной деятельностью, также относят тех, кто осуществляет передачу, продажу и приобретение лицензий, прав на объекты промышленной собственности.
Формирование рынка интеллектуального труда предполагает признание оценки интеллектуального работника особым товаром. По мере становления этого рынка должна создаваться новая система подготовки и повышения квалификации работников интеллектуального труда. Особенности рынка интеллектуального труда связаны со спецификой самого процесса инновационной деятельности, уровнем развития инновационного предпринимательства, активизацией инновационной деятельности, а также с характером организации и управления интеллектуального труда.
Научно-технические преобразования и тенденции современной мировой экономики подтверждают необходимость развития инновационных процессов с учетом особенностей развития рынка труда. Модель экономического роста, развитие многообразия форм предпринимательства должно базироваться на широком использовании технологических, научных и научно-технологических знаний, изобретений и ноу-хау. Поэтому, в процессе управления инновационной деятельностью, на наш взгляд, следует не только выявлять взаимосвязи различных видов нововведений, но и поддерживать непрерывную систему развития интеллектуального труда. Возрастание роли интеллектуального труда в экономике приводит к повышению динамизма инновационной деятельности и всего цикла инновационного процесса. Это влечет за собой диверсификацию спроса и предложения на специфические виды интеллектуального труда, ориентирует инновационные фирмы на проникновение в новые отрасли и на новые рынки. С инновационной деятельностью связана часть научной деятельности, к которой относятся прикладные научно-исследовательские работы, разработка новых видов и моделей машин, технологий, процессов, материалов. Инновационная деятельность является наиболее перспективным средством адаптации экономики к требованиям современного периода. Исходя из этого, инновационная деятельность обеспечивает наименьшие затраты времени и трудовых ресурсов для создания наиболее современных методов преобразований природных ресурсов в товары и услуги на имеющемся уровне знаний.
В 2010 году число функционирующих научных учреждений, организаций, выполняющих научно-технические работы, в Таджикистане составляло 56 единиц, а численность работников основной (научно-технической) деятельности достигла 5756 человек. Из общей численности работников основной (научно-технической) деятельности 334 человека имели ученую степень доктора наук и 896 — ученую степень кандидата наук.
Данные показывают, что общий объем расходов на науку из государственного бюджета в 2010 году увеличился по сравнению с 2000 годом приблизительно в 19 раз и составил 22024 тыс. сомони. Однако до сих пор наблюдается недостаточное финансовое обеспечение сферы науки, что приводит к замедлению развития наукоёмких технологий. Общий объём бюджетного финансирования сферы науки в 2010 году составил 0,09% от ВВП. Для сравнения в развитых странах этот показатель колеблется в пределах 1–3%. В 2010 году из общего количества занятого населения в экономике приходилось на сферу образования — 8,1%; культуру, искусство и науку — 0,8%.
Качество фундаментальных исследований, финансирование которых входит в прерогативу государства, снижается. Такое положение представляет угрозу для инновационного потенциала Таджикистана, и уже в ближайшем будущем будет сдерживать процесс формирования полноценного рынка интеллектуального труда и развития инновационного предпринимательства.
Важным условием становления и развития рынка интеллектуального труда являются инновационные институты. К ним можно отнести:
1) органы, обеспечивающие правовой механизм предприятий в сфере интеллектуальной собственности, а также правовой механизм, предусматривающий систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов;
2) высшие учебные заведения, подготавливающие высококвалифицированных специалистов с учетом потребности рынка интеллектуального труда;
3) научно-исследовательские, проектные и опытно-конструкторские организации и вузы, заинтересованные в освоении научно-технических достижений и участвующие в инновационном процессе;
4) малые предприятия в научно-технической и иных сферах, ориентированные на реализацию инноваций; бизнес-инкубаторы, создающие условия для подготовки будущих предпринимателей;
5) средние и крупные предприятия, периодически прибегающие к освоению и распространению инноваций, реализации крупных инновационных проектов, либо участвующие в них;
6) инвестиционные банки, венчурные фонды и другие финансовые институты, вкладывающие свои средства в инновационные проекты и программы;
7) органы государственного управления разных уровней, определяющие стратегию развития инновационной деятельности или участвующие в ней в той или иной форме (выбор приоритетов, разработка и утверждение инновационных проектов и программ регионального и государственного значения, участие в финансировании, государственные заказы на инновационные товары и услуги);
8) техно-парковые структуры как форма интеграции науки с промышленностью и создания максимально благоприятных условий для инновационного бизнеса.
Важной проблемой формирования и развития рынка интеллектуального труда в Таджикистане является совершенствование законодательной базы. В развитии инновационной деятельности чрезвычайно велика роль нормативных составляющих: юридические процедуры, договоры, авторские и иные права, четкое закрепление прав интеллектуальной собственности. До сих пор в законодательной базе инновационной деятельности отсутствуют стимулирующие меры по развитию инновационного бизнеса; не стимулируется развитие венчурного финансирования инновационных проектов; отсутствует нормативно-правовая база, регулирующая деятельность рыночных инновационных институтов. Все это сдерживает становление рынка интеллектуального труда в стране.
Острота проблемы формирования рынка интеллектуального труда также обусловлена продолжающимся спадом производства стратегических видов продукции и услуг, ухудшением сырьевой базы действующих предприятий, выбытием производственных мощностей. Все это не способствует созданию благоприятного инновационного климата для национальных и, тем более, зарубежных компаний и чревато негативными последствиями.
Мировой опыт свидетельствует, что инновационная деятельность во многом является детерминирующим фактором в процессе социально-экономических преобразований. При осуществлении инновационной деятельности достигается использование и коммерциализация результатов исследований и разработок. Инновационная деятельность включает в себя интеграцию научного и материального производства и обеспечивает коммерциализацию ее результатов. Поэтому усиливается необходимость повышения инновационной активности экономики. Инновационная активность представляет собой способность предприятий, организаций и отраслей промышленности производить, использовать и реализовать нововведения для обеспечения конкурентоспособности и удержания за собой доли рынков.
Необходимым условием активизации деятельности промышленных предприятий являются формирования их инновационной инфраструктуры. В ходе осуществления экономических преобразований пока не удалось создать все необходимые инфраструктурные предпосылки для активизации инновационной деятельности предприятий и организаций отраслей национальной экономики. Можно назвать следующие причины. Во-первых, отсутствует эффективная система мотиваций для развития инновационной деятельности и формирования рынка интеллектуального труда. Во-вторых, отсутствует рынок научно-технической продукции. В-третьих, слабо развита сеть коммерческих банков, информационных, инвестиционных, маркетинговых структур, стимулирующих инновационное развитие промышленности. В-четвертых, несовершенна сложившаяся система налогообложения инновационной деятельности.
В настоявшее время законодательная база Республики Таджикистан в области инновационного развития включает в себя ряд законов, постановлений правительства, а также Стратегию Республики Таджикистан в области науки и технологий на 2007–2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Таджикистан за №362 от 01.08.2006 года. Однако до сих пор наблюдается низкий уровень изобретательской активности, и коэффициент изобретательской активности в Республике Таджикистан из расчета на 10 тыс. человек составляет в среднем — 1,5% [5].
Существующая налоговая система не стимулирует развитие инновационного бизнеса, не реагирует на конъюнктуру рынка, качество и эффективность нововведения. Поэтому необходимо предусмотреть меры, способствующие активизации деятельности, стимулированию функционирующих субъектов инновационного сектора, особенно заводского сектора науки.
До сих пор в стране отсутствует механизм страхования инновационной деятельности, а также система льгот, связанная с применением или распространением научно-технических нововведений. Анализ спроса на научно-технические нововведения свидетельствует о необходимости более эффективных административных и организационно — экономических мер воздействия в области производства, распространения и использования нововведений в соответствующих отраслях народного хозяйства. Поэтому важно ускорить принятие законов Республики Таджикистан «О государственной инновационной политике», «О государственной поддержке инновационной деятельности».
Недостаточность прямого государственного финансирования инновационных процессов, отсутствие рынка интеллектуального труда, несовершенство законодательных поощрительных мер для предприятий-новаторов обуславливают неопределенность на предстоящие годы, и поэтому необходимы решительные меры по активизации инновационного предпринимательства.
Развитие инновационного предпринимательства и формирование рынка интеллектуального труда предполагают необходимость институциональных условий ускорения инновационной деятельности. При этом требуется формирование эффективной инновационной инфраструктуры, развитие коммерческих, образовательных и других видов услуг.
Формирование рынка интеллектуального труда связано также с уровнем развития организационной структуры инновационного предпринимательства. В настоящее время в организационной структуре инновационного предпринимательства необходимо предусмотреть организационно-экономические меры по развитию венчурных, инжиниринговых, внедренческих, консалтинговых фирм. Кроме того, также необходимо формировать профцентры, технологические парки, способные активизировать инновационную деятельность в стране и увеличить спрос на кадры интеллектуального труда.
Наиболее актуальной, получившей широкий резонанс в научной литературе, является проблема несоответствия спроса и предложения на рынке интеллектуального труда. Это проблема в большой степени связана с изменением условий организации заработной платы и оценкой интеллектуального труда. При этом рынок интеллектуального труда выступает основой, на которой строится вся инновационная система, ибо без этого рынка практически невозможны реализация инновационных процессов и развитие инновационной экономики.


Литература
1. Положение на рынке труда в РТ (по результатам обследования рабочей силы, июнь-июль 2009 года). — Душанбе: Агентство по статистике при Президенте РТ, 2010. — С.243–244.
2. Фан Т., Хансен Э., Прайс Д. Государственная служба занятости в условиях меняющегося рынка труда. — Женева: Международное бюро труда, 2001. — С. 158.
3. Sallow R.M. Growth Theory/ An Exposition-Оxford.
4. См.: Ленчук Е.Б., Симановский С.И., Стрепетова М.П. Научно-техническое развитие постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы: проблемы и перспективы. — М, 1998. — С.5.
5. См.: Комилов С.Дж. Проблемы повышения инновационной активности предприятий в Республике Таджикистан // Проблемы современной экономики. — 2009. — №1 (29). — С. 313–316.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия