Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Сибирская Е. В.
Заместитель директора по науке Ливенского филиала
Орловского государственного технического университета,
кандидат экономических наук


ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
КОМПЛЕКСОВ

Начавшийся в экономике Российской Федерации процесс создания региональных промышленно-производственных комплексов требует научного обоснования целесообразности их создания с учетом приоритетов развития промышленности, экономических интересов государства и таких интегрированных структур.
Существующие проекты формирования промышленно-производственных комплексов отличает в целом невысокий уровень проработки концепций - принципиальных основ организационных, производственно-технологических, финансовых, управленческих решений, определяющих выбор структуры комплекса, форм и механизмов подобной интеграции.
В процессе их проектирования обоснование организационных аспектов создания комплексов, как правило, фактически подменяется расчетом суммарных финансово-экономических показателей эффективности, который, по сути, - только инструмент оценки потенциальной результативности функционирования комплекса (в отношении реализации инвестиционных и производственных программ и получения прибыли). Концептуально это обоснование должно быть более широким, ориентированным на систему критериев и показателей оценки целесообразности создания комплексов.
Сложившаяся ситуация во многом объясняется несовершенством методической базы таких организационных проектов. Если вопросы оценки экономической эффективности и финансовой устойчивости комплекса в той или иной степени решаются на основе существующих методических и нормативно-правовых документов, то вопросы, связанные с выбором и оптимизацией форм и механизмов интеграции в комплексах, их организационно-экономической структуры, с составом участников, формированием эффективных механизмов управления и регулирования совместной деятельности, осуществлением финансового управления и контроля, разработкой показателей, обеспечивающих выбор оптимальных вариантов создания комплексов, в методическом отношении имеют серьезные недостатки.
Региональный промышленно-производственный комплекс (РППК) представляют собой объединение юридически или хозяйственно самостоятельных предприятий (организаций), создаваемое на основе консолидации активов или реализации договорных (контрактных) отношений для осуществления совместной деятельности и достижения общих целей.
Такое объединение предполагает: меры, устанавливающие и регламентирующие организационно-правовые отношения при создании РППК в соответствии с действующим законодательством; конкретные действия по объединению предприятий (организаций) в РППК; меры по реструктуризации и санации предприятий (организаций), предшествующие их объединению; создание интегрированных структур управления; реорганизацию существующих производственных структур путем исключения неэффективных производственно-технологических и кооперационных связей и соответствующего изменения состава участников; развитие кооперационных связей; расширение рынков сбыта; включения в состав комплекса новых участников.
Базисными классификационными признаками при выборе форм и механизмов организации комплекса являются: цель создания; организационная и юридическая форма комплекса; форма собственности; тип интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат); степень диверсификации деятельности (моноотраслевые комплексы, диверсифицированные, слабо диверсифицированные); уровень консолидации активов и форма создания уставного капитала головной компании; степень контроля за активами со стороны головной компании; механизм обеспечения внутренней управляемости; способ интеграции.
При создании регионального промышленно-производственного комплекса могут одновременно использоваться несколько механизмов интеграции, основанных как на реализации прав акционерной собственности, так и на договорных началах. Оптимальное сочетание имущественных и неимущественных форм регулирования совместной деятельности при этом является важнейшим условием обеспечения управляемости и прозрачности взаимоотношений между участниками РППК.
Интеграционные структуры создаются в индивидуальном порядке. В каждом конкретном случае обоснование организационных проектов создания интегрированных структур имеет свою специфику. Выбор организационной формы комплекса, оптимального состава участников, организационной структуры и основных механизмов управления и регулирования совместной деятельности осуществляется путем сравнительного анализа и оценки нескольких вариантов создания интеграционной структуры и выбора наилучшего.
Экономическое обоснование формирования РППК предусматривает систему качественных характеристик, критериев и показателей, обеспечивающих выбор и оптимизацию варианта создания интеграционной структуры. Важнейшим аспектом обоснования является количественная оценка изменения конечных (результативных) показателей функционирования РППК и участников под влиянием факторов интеграции и развития совместной деятельности.
К основным показателям оценки оптимального состава участников РППК могут быть отнесены:
- коэффициент диверсификации, определяемый количеством основных направлений деятельности участников/количеством направлений их отраслевой специализации;
- показатели, характеризующие научно-промышленную интеграцию и баланс в области конструирования и серийного производства - удельный вес НИОКР, выполняемых НИИ и КБ на контрактной основе с участниками комплекса в общем объеме НИОКР; удельный вес объемов производства продукции на основе собственных НИОКР в общем объеме производства РППК; удельный вес продаж по результатам внедрения собственных НИОКР в общем объеме оборота РППК;
- показатели, отражающие развитие кооперационных связей - удельный вес внутренних поставок по кооперации в общем объеме поставок по кооперации; удельный вес промышленных предприятий, потребляющих продукцию других участников (сырье, материалы, комплектующие) в общем количестве промышленных предприятий; удельный вес производственных мощностей участников РППК, задействованных для обеспечения внутренних поставо, в суммарной производственной мощности предприятий;
- показатели финансово-промышленной интеграции - доля кредитования основного и оборотного капитала участников РППК в общем объеме кредитования промышленных предприятий;
- удельный вес нефинансовых организаций РППК, пользующихся услугами банка, в общем количестве нефинансовых организаций структуры; доля юридических лиц - участников РППК, являющихся акционерами банка в общем количестве акционеров банка;
- доля нефинансовых организаций РППК, находящихся под акционерным контролем банка в общем количестве нефинансовых организаций;
- показатели обеспеченности торгово-сбытовой инфраструктурой - отношение суммарного объема продаж предприятий РППК, обеспеченного самостоятельными торговыми организациями-участниками, к суммарному объему продаж предприятий;
- отношение суммарного объема прямых продаж предприятий РППК (без участия посредников) к суммарному объему продаж и т.д.
Предложенный состав интеграционных показателей может быть уточнен и дополнен.
Одним из важнейших направлений обоснования целесообразности создания РППК является оценка экономического эффекта, обусловленного фактором интеграции и синергии. Потенциальные слагаемые синергии включают: экономию за счет укрупнения масштабов производства; экономию на трансакционных издержках; экономию в связи с расширением контролируемых рынков, что дает возможность минимизировать издержки на рыночное продвижение новых товаров; экономию в результате тиражирования результатов НИОКР и инвестиционных проектов совокупностью предприятий-партнеров; рост объемов контрактов (заказов) и их реализуемость при объединении активов; наращивание инвестиционного потенциала на основе получения дополнительных заемных средств, изыскания способов дополнительной аккумуляции временно свободных денежных ресурсов отдельных участников; операционную экономию, связанную с устранением дублирования управленческих функций и их централизацией, с сокращением сбытовых затрат и с ростом производства вследствие приобретения дополняющей продукции.
Количественная оценка влияния фактора интеграции может быть получена на основе сравнения дополнительной экономии в результате реализации преимуществ объединения и совместной деятельности и издержек, связанных с созданием РППК. Практическим инструментом является оценка эффекта синергизма, который рассчитывается на основе дисконтирования и может быть представлен в следующем виде:
По каждому участнику РППК должен осуществляться расчет суммарной экономии, основанный на сравнении результатов и затрат, обусловленных фактором интеграции в рамках РППК:
Составляющие суммарного синергического эффекта могут взаимоусиливаться или взаимоослабляться.
Эффективность проекта определяется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов в интересах его участников. При этом необходимо ориентироваться на следующие показатели эффективности: показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его участников; показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые результаты осуществления проекта, имеющие значение для федерального. регионального или местного бюджета; показатели экономического и социального эффекта, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников проекта и допускающие стоимостное измерение.
В целях выбора наилучшего варианта проекта и обоснования форм и объемов участия в его реализации в качестве критериев можно использовать чистый дисконтированный доход (ЧДД), индекс доходности (ИД), внутреннюю норму доходности (ВНД), срок окупаемости. Вместе с тем могут использоваться и показатели интегральной эффективности затрат, точки безубыточности, простой нормы прибыли, капиталоотдачи и др.
Чистый дисконтированный доход ЧДД определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами. Величина ЧДД для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле:
где Pt - результаты, достигаемые на t-ом шаге расчета;
3t - затраты на том же шаге;
Т - горизонт расчета (равный размеру шага расчета, на котором производится ликвидация объекта);
Эt = (Pt -3t) - эффект, достигаемый на t-ом шаге.
Если ЧДД положителен, проект является эффективным (при данной норме дисконта), и может рассматриваться вопрос о его принятии.
Возможна оценка и по модифицированной формуле определения ЧДД. Для этого из состава Зt исключаются капитальные вложения и меняются обозначения на Kt - капитальные вложения на t-ом шаге; К - сумма дисконтированных капиталовложений. В результате
где Зt обозначаются затраты на t-ом шаге при условии, что в них не входят капиталовложения. Тогда формула ЧДД может быть представлена в виде:
выражая разность между суммой приведенных эффектов и приведенной к тому же моменту времени величиной капитальных вложений (К).
В приведенных формулах в конце Т-го (последнего) шага должна учитываться условная реализация активов. Если предусматривается ликвидация производства, она должна быть включена в проект. Чистая ликвидационная стоимость объекта определяется в результате вычитания расходов по ликвидации из стоимости материальных ценностей, получаемых при ликвидации. В формулу для К убыток входит со знаком "плюс", а доход - со знаком "минус".
Оценка предстоящих затрат и результатов при определении эффективности проекта должна осуществляться в пределах расчетного периода. Шагом расчета при определении показателей эффективности в пределах расчетного периода могут быть год, квартал, месяц.
Для стоимостной оценки результатов и затрат на стадии ТЭО обязательным является расчет экономической эффективности проекта в прогнозных и расчетных ценах.

Прогнозная цена
где Ц(t) - базисная цена продукции или ресурса (под базисными понимаются цены, сложившиеся на определенный момент времени tb, базисная цена считается неизменной в течение всего расчетного периода);
J(t,tn) - индекс изменения цен продукции соответствующей номенклатурной группы или ресурсов в конце t-oгo шага расчета по отношению к начальному шагу расчета (в котором известны цены).
Расчетные цены используются для определения интегральных показателей эффективности, если текущие значения затрат и результатов выражаются в прогнозных ценах. Расчетные цены определяются путем введения дефлирующего множителя, соответствующего индексу общей инфляции.
При разработке и сравнительной оценке нескольких вариантов проекта необходимо учитывать влияние изменения объемов продаж на рыночную цену продукции и цены потребляемых ресурсов.
Оценка эффективности проекта предполагает соизмерение разновременных показателей, которое осуществляется на основе приведения (дисконтирования) их ценности в начальном периоде. В качестве точки приведения принимается момент окончания первого шага расчета. Для приведения разновременных затрат, результатов и эффектов используется норма дисконта (Е), равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал.
Результат сравнения двух проектов с различным распределением эффекта может существенно зависеть от нормы дисконта, поэтому очень важен объективный выбор ее величины. В рыночной экономике ее величина определяется исходя из депозитарного процента по вкладам (в постоянных ценах). На практике величина нормы дисконта принимается большей, чем его значение за счет инфляции и риска, связанного с инвестициями. Если исходить из нормы дисконта ниже депозитарного процента инвесторам будет предпочтительнее размещать деньги в банках, а не вкладывать в производство, если норма дисконта выше депозитарного процента на величину большую, чем та, которая оправдывается инфляцией и инвестиционным риском, возникнет стремление к инвестициям, повышенный спрос на деньги и как следствие - повышение банковского процента.
Если имеется n видов капитала - собственный, привлеченный (заемный), смешанный, стоимость каждого из которых (после уплаты налогов) равна Ei, а доля в общем капитале Ai (i = 1, 2, 3,...,n), то норма дисконта определяется как:
В случае, когда весь капитал является заемным, норма дисконта представляет собой соответствующую процентную ставку, определяемую условиями процентных выплат и погашений по займам.
Техническое приведение к базисному моменту времени затрат, результатов и эффектов, имеющих место на t-ом шаге реализации проекта, производится путем умножения на коэффициент дисконтирования
где t - номер шага расчета (t = 0, 1, 2, З....Т), а Т - горизонт расчета.
Если норма дисконта меняется во времени и на t-ом шаге расчета равна Et, то коэффициент дисконтирования равен:
Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине (инвестиций):
Он тесно связан с ЧДД и строится из тех же элементов. Соответственно его значение связано со значением ЧДД. Если ИД > 1, то проект эффективен, если ИД < 1 - неэффективен.
Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта (Евн), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям. Другими словами, Евн (ВНД) является результатом решения уравнения:
Расчет ЧДД проекта дает ответ на вопрос, является ли он эффективным при заданной норме дисконта (Е). ВНД проекта определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой нормой дохода на вкладываемый капитал. В случае, когда ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, инвестиции в данную инвестиционную программу оправданы. В противном случае инвестиции в программу нецелесообразны.
Если сравнение вариантов по ЧДД и ВНД приводит к противоположным результатам, предпочтение следует отдавать ЧДД. Внутренняя норма доходности - такая норма дисконта, при которой интегральный эффект проекта (ЧДД) становится равным нулю. Если весь проект выполняется только за счет заемных средств, то ВНД равна максимальному проценту, под который можно взять заем с тем, чтобы расплатиться из доходов от реализации проекта за время, равное горизонту расчета.
Как и значение нормы дисконта, так и значение ВНД отражают: экономическую неравноценность разновременных затрат, результатов и эффектов - выгодность более позднего осуществления затрат и более раннего получения полезных результатов; минимально допустимую отдачу на вложенный капитал, при которой инвестор предпочтет участие в проекте альтернативному вложению тех же средств в другой проект с сопоставимой степенью риска; конъюнктуру финансового рынка, наличие альтернативных и доступных инвестиционных возможностей; неопределенность условий осуществления проекта и, в частности, степень риска, связанного с участием в его реализации.
Преимуществом ВНД является то, что участник проекта не должен определять свою индивидуальную норму дисконта заранее. Он вычисляет ВНД, т.е. эффективность вложенного капитала, а затем принимает решение, используя ее значение.
Совместное использование ВНД и ЧДД целесообразно осуществлять:
- при оценке альтернативных проектов или вариантов проекта, когда требуется выбрать один проект (или вариант) из нескольких, следует производить ранжирование по максимуму ЧДД. Роль ВНД в этом случае сводится к оценке пределов, в которых может находиться норма дисконта, что весьма существенно при высоком уровне неопределенности цены денег;
- в случае независимых проектов, когда проекты могут осуществляться независимо друг от друга, для наиболее выгодного распределения инвестиций ранжирование проектов следует производить с учетом значений ВНД.
Срок окупаемости - минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Иными словами, - это период (измеряемый в месяцах, кварталах или годах), начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционной программой, покрываются суммарными результатами от осуществления проекта.
Результаты и затраты, связанные с осуществлением проекта, можно определять с дисконтированием или без него. Соответственно, получаются два различных срока окупаемости. Срок окупаемости целесообразно определять с использованием дисконтирования.
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Бюджетная эффективность проекта определяется как сальдо поступлений и выплат федерального бюджета в связи с его реализацией. В расчетах проводится дисконтирование объемов платежей и выплат по годам периода реализации программы.
Бюджетная эффективность проекта создания РППК характеризуется: величиной бюджетного эффекта; коэффициентом бюджетной эффективности; чистым дисконтированным доходом бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных проектом мер федеральной, региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект (Бt). Он определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Дt) над расходами (Pt) в связи с реализацией данного проекта:
Бt = Дt - Pt .
Интегральный бюджетный эффект рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджетов над интегральными бюджетными расходами. На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются также относительные показатели бюджетной эффективности: срок окупаемости бюджетных затрат; степень финансового участия государства (региона) в реализации проекта. Используется формула:
d = Ринт/Зинт,
где Ринт - интегральные бюджетные расходы;
Зинт - интегральные затраты по проекту, рассчитываемые на уровне государства и региона.
По проектам, предусматривающим бюджетное покрытие расходов в иностранных валютах и/или валютные поступления в бюджет, определяются показатели валютного бюджетного эффекта (годового и интегрального). Расчет производится с учетом расходов и доходов только в иностранных валютах, пересчитываемых в валюту Российской Федерации по установленным курсам.
Коэффициент бюджетной эффективности определяется как отношение доходов бюджета, полученных в результате реализации проекта, к расходам, связанным с реализацией проекта.
Чистый дисконтированный доход ЧДД государства от реализации программы определяется как сумма погодовых сальдо неналоговых поступлений и платежей в бюджет, приведенных к ценам первого года:
где Т - суммарная продолжительность жизненного цикла программы, включая эксплуатацию основного технологического оборудования;
Pt - ежегодная разность платежей и поступлений в бюджет;
d - коэффициент дисконтирования.
Коэффициент дисконтирования d определяется как соотношение ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации (r), и объявленного Правительством Российской Федерации на текущий год темпа инфляции i:
На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются также дополнительные показатели бюджетной эффективности: внутренняя норма бюджетной эффективности, рассчитываемая по методике расчета ВНД, приведенной выше; срок окупаемости бюджетных затрат.
Оценка бюджетной эффективности проектов создания регионального промышленно-производственного комплекса осуществляется на период от 5 до 10 лет.
Основными источниками формирования дополнительных доходов государства в результате деятельности РППК являются: увеличение объема НДС за счет роста совокупного оборота предприятий; получение дополнительной прибыли и, соответственно, налога на прибыль; реструктуризация задолженности бюджетам всех уровней и регулярное исполнение текущих платежей; выплаты дивидендов государству (для РППК с государственным участием). Оценка бюджетной эффективности наиболее важна в тех случаях, когда государство совместно со сторонними инвесторами планирует формирование РППК с государственным участием в его капитале в целях последующей приватизации.
При создании РППК с государственным участием необходимо учитывать, что участие государства в его создании основывается на отчуждении определенного имущества, находящегося в государственной собственности. В связи с этим для обоснования экономической целесообразности участия государства в создании комплекса необходимо провести сравнительную оценку бюджетной эффективности различных вариантов использования имущества, находящегося в государственной собственности.
При наличии государственных предприятий, которые требуется предварительно акционировать для включения в состав РППК, в расходах государства необходимо дополнительно учитывать: затраты на проведение инвентаризации имущества государственных предприятий; затраты на проведение аудита.


Литература
1. Федеральный закон от 30.11.95 N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" // Собр. законодательства РФ. -1995. - N 49. - Ст. 4697.
2. Постановление Правительства РФ N 508 от 23.05.95 г. "О порядке проведения экспертизы проектов создания финансово-промышленных групп, представляемых на рассмотрение Правительства Российской Федерации" //Собр. законодательства РФ. -1995. - N 5. - Ст. 492.
3. Методические рекомендации по проведению процедуры слияния компаний и создания корпоративной структуры. - М.: Министерство экономики РФ, 2000.
4. Проект концепции формирования интегрированных структур в промышленности. - М.: Министерство экономики РФ, 2000.
5. Методические рекомендации по разработке и реализации проектов реструктуризации организаций оборонного комплекса, утвержденные приказом Министерства экономики Российской Федерации N 527 от 15.12.1999.
6. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности /Под ред. В.И.Стражева. - Мн.: Высшая школа, 1996. - 363 с.
7. Анисимов Ю.П., Сибирская Е.В. Организация управления региональными промышленно-производственными комплексами: Учеб. пособие для вузов - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 104 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия