Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Иванов С. Н.
председатель инвестиционной комиссии
Собрания представителей муниципального образования
"Всеволожский район Ленинградской области",
кандидат экономических наук


РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дефицит инвестиционных ресурсов на протяжении последних пятнадцати лет остается одной из главных проблемой российской экономики. Объем инвестиций в настоящее время составил всего 15% к уровню 1990 г. при потребности в 75%. Многие экономические и социальные беды России связаны с этим.
За годы реформ в инвестиционной сфере образовался крупный узел чрезвычайно сложных проблем экономического, социального и организационного характера. Создалась парадоксальная ситуация, при которой экономика, располагающая уникальными по масштабам и разнообразию природными ресурсами, высококвалифицированной рабочей силой, значительным инновационным потенциалом, в течение многих лет переживала депрессию. Попытки правительства активизировать инвестиции и до сих пор не дали значительных результатов.
Инвестиционная активность является результатом воздействия всех составляющих хозяйственного механизма на экономическое поведение субъектов хозяйства. Для этого необходимы материальные стимулы к накоплению капитала и ускорению научно-технического прогресса: наличие конкурентного рынка инвестиционных товаров; адекватная рыночному хозяйству законодательная база; развитие производственной и рыночной инфраструктуры, в том числе в региональной экономике и в рамках муниципальных образований.
Для эффективного развития муниципального сектора экономики необходима активная муниципальная инвестиционная политика, ориентированная на развитие производственного и жилищного строительства.
При этом производственное строительство имеет для муниципальных властей значение постольку, поскольку, во-первых, создает для населения рабочие места как в самой строительной отрасли, так и на созданных в регионе предприятиях, во-вторых, обеспечивает прирост поступлений в доходную часть муниципального бюджета за счет налогообложения введенных в строй предприятий. Задачи, решаемые органами управления муниципального образования по отношению к производству сводятся к следующим основным: созданию благоприятных условий для привлечения производственных инвестиций; селективному анализу эффективности предлагаемых производственных проектов и среднесрочных и долгосрочных последствий их реализации, в том числе для выявления возможных негативных эффектов (социальных, экономических и экологических); отбору наиболее эффективных проектов и созданию для их реализации режима наибольшего благоприятствования. Органы муниципального управления могут выступать и в качестве субъекта хозяйственного комплекса (особенно при развитии муниципальной собственности), и в качестве инициативного инвестора. Последнее, однако - исключение. Для муниципальных органов выгоднее долевое участие в производственных инвестициях в форме вклада в уставный капитал находящихся в их распоряжении ресурсов (земли, воды, недр и т.д.).
Главное место в муниципальной инвестиционной политике должно занимать решение проблем жилищно-гражданского строительства, в частности, в России.
В советское время функциональная обязанность местных органов управления в инвестиционном процессе сводилась лишь к формированию заявок на необходимый объем капиталовложений в непроизводственную сферу. В большинстве случаев на балансе городских исполнительных комитетов находилось существенно меньше половины объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальных и культурных объектов. Остальные находились в распоряжении различных ведомств. Так, в Санкт-Петербурге около 30% жилья было ведомственным. В ведомственном же подчинении находилось около 70% объектов здравоохранения, значительная часть детских учреждений, техникумов, высших учебных заведений и других социальных объектов. Районные власти в городах практически не несли ответственности за обеспечение жизнедеятельности населения, не говоря уже о повышении качества жизни. Отсюда и запущенность, и убогость (по сравнению с развитыми странами) российских городов и поселений. Для преодоления этого отставания потребуется не один десяток лет и громадный объем капиталовложений.
При переходе к рыночной экономике, а в России и в связи с началом формирования реального федерализма, задачи в этой сфере принципиально изменяются. Постепенное расширение полномочий муниципальных органов управления освобождает государственный и региональные бюджеты от от решения проблем полномасштабного финансирования систем жизнеобеспечения городов и других поселений. Эти функции должны становиться и становятся функциями муниципальных образований и сферой ответственности органов муниципального управления в крайне неблагоприятных для них условиях, в том числе и потому, что производственные предприятия начали избавляться от затрат на строительство и содержание социальных объектов. В ходе приватизации эти объекты были либо проданы, либо переданы на балансы муниципальных образований. Муниципальные органы управления получили в свое распоряжение запущенное жилищно-коммунальное хозяйство и запущенные объекты социальной и культурной сферы.
На уровне муниципалитетов должна была возникнуть и возникла трудная задача по формированию инвестиционной политики и организации хозяйственной деятельности в непроизводственной сфере с учетом социальных интересов населения и требований рынка.
Основным содержанием инвестиционной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве и социально-культурной сфере становится решение конкретных задач по созданию платежеспособного спроса на строительную продукцию в непроизводственном секторе муниципального хозяйственного комплекса и снижению себестоимости строительства. В обозримом периоде разработка соответствующих программ и мер по их реализации должна стать главным направлением деятельности администрации муниципальных образований. В этой связи, с нашей точки зрения, в рамках программ и планов органов муниципального управления необходим и специальный их подраздел, определяющий стратегию привлечения инвестиций на территорию муниципального образования.
Формированием такой стратегии может заниматься или специально созданное подразделение, входящее в состав администрации, или уполномоченное юридическое лицо: муниципальное унитарное предприятие, агентство социально - экономического развития и т.п.
Первыми шагами в деятельности этого подразделения становится сбор статистических данных о внешней среде и оценка степени инвестиционной привлекательности (непривлекательности) муниципального образования.
Особое значение при этом приобретают конкретные оценки экономического потенциала муниципального образования, в том числе доступных земельных ресурсов, состояния банковской и коммунальной инфраструктуры, рынка труда, системы ипотечного кредитования.
На данной основе может быть определен так сказать первоначальный конкурентной потенциал муниципального образования, основными характеристиками которого, по нашему представлению, могут служить: уровень гарантий имущественных прав на недвижимость, размеры льгот по платежам за недвижимость на период проектирования и строительства, уровень арендной платы, уровень местных налогов и сборов.
Вторым шагом является анализ внутренних производственных возможностей муниципального образования: состояния и перспектив использования производственных ресурсов, качества трудовых ресурсов, размеров финансовых, энергетических, природных и информационных ресурсов. Этот анализ позволяет определить направления "движения" ресурсов, финансовых и информационных потоков и наметить меры по управлению ими.
На третьем шаге определяются цели развития, основные конкуренты и разрабатываются стратегия использования имеющихся ресурсов и концепция повышения конкурентоспособности муниципального образования.
Такие разработки проходят через подготовительный, аналитический, проектный этапы и этап согласований и должны оцениваться по принципам:
- целенаправленности - определения приоритетных направлений инвестиционных вложений в настоящее время и в перспективе;
- комплексности - рассмотрения приоритетных целей инвестиционных программ в контексте всех прогнозируемых социально - экономических показателей развития муниципального образования;
- системности - определения направлений инвестиционных вложений с учетом предпосылок и ограничений, формируемых на региональном и государственном уровнях;
- адаптивности - формирования стратегического плана привлечения инвестиций на территорию муниципального образования с учетом возможных изменений внешней среды и возможной корректировки плана с минимальными издержками;
- эффективности - определения соотношения приоритетных целей, размеров инвестиций, издержек и потерь муниципального образования;
- минимизации рисков привлечения инвестиций на территорию муниципального образования с учетом характера прогнозируемых рисков;
- баланса интересов - обеспечения согласованности государственных, региональных и местных интересов в процессе формирования и реализации стратегического плана привлечения инвестиций на территорию муниципального образования;
- легитимности -утверждения (согласования) плана привлечения инвестиций на территорию муниципального образования представительным органом местного самоуправления.
Четвертый шаг - определение конкретных путей достижения целей с помощью финансового инжиниринга, организационного реинжиниринга, инструментария проектного финансирования.
На этой основе и основе ресурсного анализа вырабатываются конкретные планы - графики реализации мероприятий по привлечению инвестиций на территорию муниципального образования. В связи с этим целесообразно использовать SWOT - анализ, который позволяет определить стратегические направления инвестиционной деятельности, сильные ее стороны и внешние возможности.
Пятым шагом является реализация проектов, предполагающая организацию: оперативного управления проектами; финансового обеспечения их реализации; кадрового обеспечения; управления по отклонениям.
Должно быть организовано единое информационное поле, охватывающее подразделения администрации муниципального образования и региона, городские службы и инвесторов, привлеченных к реализации проектов, сокращающее время для подготовки управленческих решений, повышающее их качество, ускоряющее процесс доведения принятых решений до всех участников проекта.
В ходе практической реализации такой "пошаговой" методики может быть произведена коррекция оценки определенного проекта, разработаны новые проекты и планы - графики с учетом новых возможностей решить одну из самых сложных и важных для обеспечения жизнедеятельности муниципального образования проблем - повышения социальной обеспеченности населения и экономической стабильности региона.
Политика привлечения инвестиций на территорию муниципального образования является составляющей частью политики экономического развития муниципального образования. Представление о месте этой частной политики в общей политике экономического развития муниципальных образований можно составить, ориентируясь на следующую схему.
Разработка региональными администрациями собственной стратегии и политики экономического развития должна прийти на смену разработке региональных комплексных планов экономического и социального развития. Необходимость в этом уже осознается региональными администрациями. Однако в условиях финансового и инвестиционного дефицита, они вынуждены всю энергию тратить на решение текущих проблем элементарного жизнеобеспечения населения своих территорий, в лучшем случае сосредотачиваться на отдельных крупных и капиталоемких проектах, в том числе с привлечением иностранного капитала (например, строительства портовых сооружений и заводов по производству первичного алюминия в Ленинградской области), либо на решении задач по экспорту региональных природных ресурсов (например, нефти, леса).
Схема стратегии развития муниципальных образований
Становиться все более очевидным, что разработка методики привлечения инвестиций на территорию муниципального образования - одно из центральных звеньев будущей системы стратегического и среднесрочного муниципального планирования. Она должна стать и обязательным элементом предвыборных платформ претендентов на должности в муниципальных властных структурах.
В Российской Федерации муниципальная политика экономического развития как конкретный инструмент реализации стратегических решений в современных условиях реальна только на период действия выборной власти, то есть на 4-5 лет. Это не означает, что с приходом новой администрации она обязательно должна подвергаться кардинальному пересмотру, но и исключать такую возможность нельзя.
Экономическая политика муниципального образования складывается из многих компонентов. В рамках настоящей публикации не представляется возможным их подробное рассмотрение.
Но в любом случае важнейшим направлением муниципальной экономической политики должна быть эффективная коммерческая эксплуатация объектов муниципальной собственности как условие формирования муниципальных инвестиционных ресурсов. Практика развитых стран показывает, что прибыль от коммерческой эксплуатации объектов муниципальной собственности, наряду с налогом на недвижимость, может составлять значительно более половины доходной части бюджетов муниципальных образований.
Что касается привлечения инвестиций на территорию муниципального образования, то в любом случае для принятия эффективных решений необходимо иметь представления: о конкурентном статусе муниципального образования; о поддержке политики привлечения инвестиций на территорию муниципального образования со стороны муниципальных и региональных властей; об инвестиционной активности экономических агентов, действующих на территории региона; об изменениях конъюнктуры на региональных рынках земли и недвижимости (первичного рынка конечной продукции строительства и вторичного рынка недвижимости); о действующем федеральном антимонопольном законодательстве и региональных дополнениях к нему.
Наращивание муниципального производственного потенциала должно осуществляться главным образом за счет инициатив экономических агентов, бизнес которых основывается на использовании потенциала территории - естественно-природного, трудового, инфраструктурного и производственного. Роль муниципальных властей и в этом отношении велика, поскольку экономическая активность этой группы инвесторов напрямую зависит от соответствующей политики муниципальных образований.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия