| | Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ | | Нарышкин А. А. начальник экономического отдела Торгового представительства Российской Федерации в Финляндии (г. Хельсинки)
| |
| | В статье рассмотрены особенности функционирования экономической системы Норвегии через призму неоконсервативной политики страны. Раскрыт ее позитивный опыт в решении экономических, социальных, политических проблем (задач) как внутри государства, так и в международной сфере | Ключевые слова: неоконсервативная политика, экономические отношения, технологические отрасли, Норвегия, Россия, ЕС, торговые отношения | УДК 339.9; ББК 65.5 Стр: 297 - 300 | Страны Северной Европы (Норвегия, Швеция, Дания, Исландия и Финляндия) в течение XX века развивали собственное общество на основе формации «государства всеобщего благосостояния» с выделением государству особой роли в регулировании экономических и общественных отношений. Однако финансовые кризисы и глобальные общественные изменения, сопутствующие началу XXI века, заставили правительства этих стран пересмотреть экономические и политические основы государства социального типа и внести коррективы, в том числе — консервативного характера, хотя и с учетом тенденций, диктуемых временем.
Важно отметить, что идеология «народного дома», то есть социально ориентированной модели построения общественных отношений, в том числе и с участием государства, возникла в России и в Англии в конце XIX столетия, получив практическое воплощение в качестве создаваемых общедоступных негосударственных просветительских учреждений клубного типа, которые предоставляли общеобразовательные и досуговые услуги, направленные на повышение культурного уровня граждан. Финансирование таких «народных домов» происходило как частными благотворительными обществами, так и по муниципальной и государственной линии. Однако в Скандинавских странах эта идея получила удачное воплощение не только на уровне общественных учреждений, функционирование которых происходит на благотворительных началах, но даже была перенесена на уровень государства в целом. Но со временем система социальной поддержки стала порождать иждивенчество, в связи с чем в экономическую политику были внесены коррективы дающие больше свободы бизнесу и поощряющие частную инициативу, но при этом роль государства в экономике оставалась высокой. Неоконсервативные системы, функционирующие в странах Северной Европы, уже доказали свою эффективность. Так, например, в соответствии с ежегодным отчетом Всемирного банка «Doing Business 2012», в списке 183 стран Норвегия находится на 6-м месте по срокам открытия и прозрачности ведения деятельности предприятий и компаний малого бизнеса1. А по рассчитанному в 2010 г. Всемирным Банком ВВП на душу населения по паритету покупательской способности Норвегия находится на четвертом месте, обогнав при этом Соединенные штаты2.
Принимая во внимание обозначенные Президентом и Правительством России приоритеты вскоре, по всей видимости, мы увидим ситуацию, когда неоконсервативные идеи модернизации общества будут восприняты Россией, тем более что об этом уже говорится высшей политической элитой страны. Так, в ходе президентской кампании в своей статье «Россия сосредотачивается — вызовы, на которые мы должны ответить» В.В. Путин отметил: «Постоянно повторяющаяся в истории проблема России — это стремление части её элит к рывку, к революции вместо последовательного развития. Между тем, не только российский опыт, а весь мировой опыт показывает пагубность исторических рывков: забегания вперёд и ниспровержения без созидания.
Этому противостоит другая тенденция, противоположный вызов — склонность к застою, к иждивенчеству, неконкурентность элит и высокий уровень коррупции. Причём, при каждом удобном случае «ниспровергатели» буквально на глазах превращаются в «самодовольных господ», которые противятся любым переменам и ревностно охраняют свой статус и привилегии. Либо, происходит ровно обратный процесс — «господа» превращаются в «ниспровергателей».
Отсюда — очень «короткое дыхание» политики, её ограниченность вопросами текущего сохранения или передела власти и собственности»3.
Озвучиваются идеи построения экономики и общества, сходные с североевропейской моделью: «Мы можем проводить очень жесткий рыночный курс, заниматься приватизацией, но это ни в коей мере не противоречит социальному государству», — заявил Д.А. Медведев, при этом он в явной форме заявил о необходимости превалирования консервативного подхода в проведении политики4.
Норвегия может послужить образцом для рассмотрения в настоящей статье как страна, проводящая сбалансированную внешнюю и внутреннюю экономическую политику. Благополучие государства заключается не только в местах страны в мировых рейтингах (хотя за последние десять лет Норвегия неоднократно возглавляла рейтинг Программы развития ООН (ПРООН) как лучшая в мире страна для жизни), но, главное — в продолжительности жизни населения, которая в Норвегии является одной из самых высоких в мире. Ожидается, что средняя продолжительность жизни девочек 2008 года рождения составит практически 83 года, а мальчиков — более 78 лет5.
В отношении формы правления и политического устройства: Норвегия — конституционная монархия, где ключевую роль играет Парламент — Стортинг (высший политический орган власти в стране со времени введения парламентаризма в 1884 г.). Правительство формируется от имени Короля из числа членов Стортинга, оно может состоять из членов одной партии победившей на выборах, но чаще представляет собой коалицию. Действующее правительство страны состоит из представителей Норвежской Рабочей партии (включая Премьер-министра — Й. Столтенберга), Социалистической левой партии и партии центристов. Каждый министр является политическим главой своего ведомства. При смене состава Правительства традиционно обеспечивается преемственность экономического курса, позволяющая избегать чрезмерно крутых виражей.
В современных условиях, даже при сохранении определенной автономии Норвегии (к чему мы еще вернемся позднее), невозможно функционирование небольшой территории или даже целого государства в отрыве от глобализирующегося мира. Внешнеэкономический курс Норвегии построен на тесном взаимодействии со своими соседями: странами Евросоюза и, в особенности, с североевропейскими странами и Россией.
Норвегия является членом НАТО. При этом ее членство в Североатлантическом альянсе исторически ограничивалось проблемами безопасности без идеологической подоплеки. Страна придерживается линии на укрепление многосторонних подходов в международной политике, активно работает в системе ООН.
Норвегия принимает самое деятельное участие в работе Всемирной Торговой Организации (ВТО), Международном валютном фонде (МВФ), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Северного Совета и многих других. Через членство в Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) Норвегия является одной из сторон Договора об Общем европейском экономическом пространстве (ЕЭП).
В своей работе в рамках ВТО Норвегия выступает за усиление многосторонней торговой системы и укрепление рыночных подходов к функционированию мировой экономики.
Норвегия как страна-участница Договора ЕЭП полностью интегрирована в европейский рынок, участвует в Шенгенском соглашении, не принимая полного членства ЕС. Участие в общем рынке позволяет стране обеспечить равные конкурентные условия для норвежского бизнеса в странах ЕС, что имеет огромное значение для экспортно-ориентированной экономики страны: товар, допущенный к использованию в одной из стран в соответствии с общим законодательством, должен по общим правилам быть беспрепятственно принят в других странах. По данным Центрального статистического бюро, страны-члены ЕС — основные торговые партеры Норвегии, доля которых в норвежском экспорте в 2011 году превысила 80%, импорте — 63%6. Но у такого подхода есть и обратная сторона — участие в ЕЭП предусматривает со стороны Норвегии проведение постоянной работы по инкорпорированию директив ЕС в национальное законодательство, и, до тех пор пока Норвегия сохраняет свой суверенитет (что во многом вызвано национальным сознанием собственной экономической и социальной исключительности), она не сможет принимать участие в выработке решений в рамках Европейского Союза, хотя реализация этих решений будет затрагивать и ее. При этом, согласно экспертным оценкам, уровень инкорпорированности законов ЕС в норвежское право настолько высок, что это сопоставимо с уровнем интеграции большинства стран-членов самого Евросоюза.
Норвегия не стесняет себя рамками одного ЕС. Как член Европейской Ассоциации свободной торговли она имеет соглашения о свободной торговле с 24-мя странами, в т.ч. с Индией, Китаем и Россией. 29 ноября 2011 г. Норвегия ратифицировала Соглашение о свободной торговле между ЕАСТ и Украиной. 7 декабря 2011 г. его ратифицировала Верховная Рада и уже через 20 дней Президентом Украины был подписан Закон «О ратификации Соглашения о свободной торговле между Украиной и государствами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ)»7. Согласно нормам ЕАСТ, 1 июня — в первый день третьего месяца после передачи документов — соглашение вступит в силу. Наличие соглашений о свободной торговле дает Норвегии доступ к быстрорастущим рынкам на более привлекательных условиях, обеспечивает дополнительные рынки сбыта для экспортно-ориентированной норвежской экономики.
Норвежскую экономику обычно называют смешанной — она представляет собой капиталистическую рыночную экономику с ярко выраженным государственным участием. При довольно явном превалировании рыночных подходов в управлении страной (развитие промышленности осуществляется по законам частной собственности и частным сектором) характерной чертой национального хозяйства Норвегии является активное участие государства в регулировании экономики. Государственное управление осуществляется в форме налогообложения, субсидий и пошлин. Оно проявляется также в порядке лицензирования и регулирования условий труда, системы бухгалтерского учета, защиты окружающей среды. Государство является крупнейшим собственником 52-х компаний и не только получает коммерческую прибыль, но и реализует собственную политику в различных секторах экономики: энергетике, телекоммуникационном и банковском секторах, почтовых и транспортных услугах (в железнодорожных перевозках в Норвегии существует монополия государства), продаже медицинских препаратов, регулировании рынка алкогольной продукции и т.д.
В соответствии с законодательством страны право собственности на морские месторождения нефти и газа, а также исключительное право управления нефтегазовыми ресурсами в Норвегии принадлежат государству. Управление недрами формально находится в ведении Короля. На практике это право реализуется органами исполнительной власти страны: в сфере энергетики это право принадлежит Министерству нефти и энергетики Норвегии, выдающему лицензии на ведение работ на Норвежском континентальном шельфе. При этом государственное регулирование данной сферы не исключает иностранного участия в разработке недр. Иностранные компании могут подавать заявку на получение лицензии на равных правах с норвежскими компаниями. Государство является собственником таких крупнейших корпораций как «Статойл» и «Норск Гидро». Государственная нефтяная компания «Статойл» занимает господствующие позиции в нефтяной промышленности на континентальном шельфе Норвегии, в нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслях, а также в сфере реализации и экспорта нефти. «Статойл» ведет активную работу и на ниве международного сотрудничества. Так, 7 мая 2012 г. «Статойл» заключил соглашение с российской «Роснефтью» о расширенной геологоразведочной деятельности на норвежском и российском шельфе. В соответствии с соглашением «Статойл» и «Роснефть» создадут совместное предприятие, где треть (33,3%) будет принадлежать «Статойлу». Стороны будут осуществлять совместную разведку на Персеевском участке в российском секторе центральной части Баренцева моря и на участках Кашеваровском, Лисянском и Магадан-1 к северу от острова Сахалин в Охотском море8.
Подобные процессы совместного освоения недр и технологической кооперации носят двустороннюю направленность. Так, в августе 2011 г. Министерство нефти и энергетики Норвегии приняло решение о квалификации ОАО «Лукойл» для работ на норвежском континентальном шельфе в качестве оператора9. Это позволит нашей компании в дальнейшем принимать конкретные решения по участию в проектах по геологоразведке и добыче углеводородов на шельфе Норвегии. Для улучшения качества мониторинга ситуации «Лукойл Оверсиз» (оператор зарубежных проектов компании) в начале 2012 г. открыл свое представительство в Норвегии.
Традиционно сильны позиции Норвегии в рыболовной отрасли и рыборазведении. Благодаря фьордам и морским территориям, Норвегия обладает возможностью использовать богатые морские ресурсы, что стало важной частью экономики прибрежных районов. Рыболовство и рыбоводство в настоящее время занимают значимые позиции во внешнеторговом балансе страны; по данным Центрального статистического бюро Норвегии, рыба и морепродукты являются третьим по важности продуктом, идущим на экспорт (после нефти/газа и металлургической продукции), их доля в экспорте — 5,7%. Более 90% произведенной в стране рыбопродукции направляется на внешний рынок: в списке импортеров норвежской рыбопродукции числится 140 стран. При этом стоит особо отметить занятые норвежцами позиции по промышленному разведению лосося. Специализирующиеся в данной отрасли фермы начали активно работать в начале 1980-х годов, сегодня лосось занимает до 90% продаж всей рыбной отрасли Норвегии10.
Рыбная ловля и рыборазведение, а также сельское хозяйство в целом имеют существенное значение для Норвегии не только с точки зрения поддержания экономической независимости страны и обеспечения ее продуктами питания, но и с социальной — за 40 лет своего существования аквакультура в Норвегии стала серьезной отраслью, обеспечивающей рабочие места для населения страны. По данным Министерства рыбной ловли и прибрежных дел Норвегии, в рыборазведении занято более 5 тыс. человек. При этом стоит отметить наличие косвенного эффекта в создании рабочих мест в таких сферах как транспорт, производство упаковки, производство кормов и оборудования для рыборазведения. Еще более 10 тыс. человек официально занимаются рыболовством — эта профессия преимущественно распространена на севере страны.
Данная отрасль, хотя и не является госмонополией, жестко контролируется государством. Власти Норвегии сохранили не только высокую роль государства в управлении рыболовством, но и другие функции управления: заботу об уровне доходности рыболовства, поддержку его развития субсидиями (начиная с 1960 г.), контроль над оборотом рыбы и рыбопродуктов, контроль уровня минимальных закупочных цен на рыбу-сырец и рыбопродукты. Такое внимание к рыболовству объяснимо: рыбный сектор играл и продолжает играть важную роль в хозяйственном комплексе страны и от его благополучия зависит стабильность экономики в целом.
Весь выловленный улов подлежит регистрации на берегу. Контроль вылова и реализации морепродуктов в Норвегии поручен сбытовым кооперативам. Через них должен быть оформлен любой выход рыбацких судов в море. Через кооперативы осуществляются и финансовые расчеты по продаже выловленной рыбы, что дает возможность финансового контроля продаж и взаиморасчетов между продавцами и покупателями. Подобная практика позволяет Норвегии накапливать финансовые резервы для повышения устойчивости национального рыболовства и рыбной промышленности в целом. По норвежской схеме, общая национальная квота, установленная международными соглашениями, вначале распределяется по группам промысловых судов в зависимости от их длины, а затем групповая квота пропорционально делится между судовладельцами. Общенациональную квоту распределяет Норвежский совет по рыболовству при Министерстве рыболовства11. Государство оставляет за собой право на установление уровня минимальных закупочных цен на рыбу, что само по себе дает возможность участникам рынка просчитать, чтобы их улов не стал экономически невыгодным. При этом получение сверхприбылей также исключено: государство регулирует среднюю норму прибыли по отрасли, за счет чего изымает промысловую ренту.
Особое внимание Правительство Норвегии уделяет экологическим аспектам и сохранению биоразнообразия в своих водах. Существуют технические меры: ограничения по типу орудий лова, предписания по использованию при тралении сортировочных решеток, акустических приборов для отпугивания рыбы и иные приемы, направленные на повышение селективности промысла. Экономические меры направлены, прежде всего, на создание соответствующей береговой инфраструктуры для приемки и переработки прилова и нецелевых объектов промысла. В Норвегии хорошо понимают, что одна только политика борьбы с выбросами не даст ожидаемого эффекта без создания рынка для маломерной и малоценной рыбы. Для создания такого рынка предусмотрена система компенсации рыбакам затрат, связанных с операциями по хранению и доставке малоценной рыбы на пункты приема. Запретительные меры включают полное или частичное закрытие промысла на участках, где уровень прилова молоди или маломерной рыбы большинством судов превышает установленную норму12. Норвегия известна своей системой социальной поддержки населения и трудовых гарантий работникам. Впервые государственные услуги здравоохранения появились в XVIII веке. Интересно заметить, что, как и во многих государствах Севера Европы родоначальником социальных услуг населению была церковь, поскольку именно она испокон веков поддерживала бедных, давала им кров и пищу, обеспечивала возможность выжить, фактически став родоначальником социальных услуг в стране. Но ее ресурсов было недостаточно, чтобы охватить широкие слои населения, и постепенно эта роль перешла к государству. Кроме того, необходимость взаимной поддержки была обусловлена тяжелыми климатическими условиями, характерными для территории страны, что, безусловно, работало на сплочение населения, заставляя заботиться друг о друге и поддерживать в случае неурожайных лет или природных катаклизмов. В противном случае, выжить было бы просто невозможно.
Сегодня система трудовых гарантий законодательно ограничивает рабочее время — 37,5 часов в неделю, а отпуск составляет не менее пяти недель в год. Норвегия является одним из европейских лидеров по уровню рождаемости. Для улучшения возможности участия родителей в жизни ребенка законодательно было закреплено право родителей на оплачиваемый отпуск в первый год жизни ребёнка, при этом 10 недель из этого отпуска закреплены за отцом13. В случае, если отец отказывается от этих недель отпуска, семья их теряет вовсе. Целью введения такой «отцовской квоты» является установление более тесного контакта отца и ребёнка с самого рождения.
Государственная система здравоохранения находится под контролем Министерства здравоохранения Норвегии. Услуги государственной системы здравоохранения финансируются за счет налогов и разработаны так, чтобы быть доступными всем лицам, постоянно проживающим в Норвегии, независимо от их социального статуса.
Все граждане Норвегии, а также имеющие разрешение на работу в этой стране автоматически получают доступ к Норвежской национальной системе страхования — государственной системе страхования, которая дает право на получение пенсий (возрастных, инвалидных, по случаю потери кормильца), а также на льготы по следующим причинам: аварии на производстве, болезни, беременность, рождение ребенка, отсутствие кормильца в семье, похороны14.
Функционирующая в Норвегии пенсионная система предусматривает самый высокий возраст выхода на пенсию в североевропейских странах — 67 лет, и второе место в мире после Японии15. Возможен выход на пенсию ранее достижения установленного пенсионного возраста, но в этом случае размер пенсии будет ниже. В Норвегии пенсия может достигать 2/3 от утраченной заработной платы при общем трудовом стаже 40 лет, но только при условии выхода на пенсию не ранее 67 лет16.
И тем не менее, главным показателем успешного функционирования системы любой страны в политике, экономике, здравоохранении должна стать продолжительность жизни ее граждан. Так, одной из наиболее авторитетных оценок в этой сфере в экспертном сообществе считается индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН. Согласно последним расчетам Норвегия занимала первое место в мире17. Подобное положение в ведущих мировых рейтингах обусловлено не только естественным природными богатствами страны, но и проведением сбалансированной экономической и социальной политики. При этом в экономике Норвегии сочетаются черты почти социалистического государственного регулирования и непосредственного участия правительственных структур в деловой жизни и рыночной капиталистической экономики со свободой предпринимательской деятельности и возможности для организации бизнеса. Достигнут оптимальный баланс, при котором общий рыночный курс не противоречит участию государства в экономике ни как стороннего регулятора, ни как непосредственного владельца ведущих компаний. И это не вызывает никакого отторжения со стороны мирового сообщества, а открытый рыночный статус экономики страны не подвергается никакому сомнению. Соблюдаются принципы социального государства, но выход на пенсию предусмотрен в 67 лет, что является одним из самых высоких показателей в мире. Такой эффект достигается благодаря взаимному и сбалансированному переплетению всех сфер жизни государства: стабильной политической системы, исключающей регулярные перетряски, сбалансированной внешней политике, позволяющей оберегать страну от ненужных политических и экономических шоков, социальной атмосферы взаимопомощи и поддержки населения со стороны государства и церкви. При этом высокая продолжительность жизни и разумное использование трудовых ресурсов позволяют устанавливать высокий пенсионный возраст. Такая система сформировалась благодаря взвешенной политике государства, направленной на построение государства всеобщего благоденствия. Управление природными богатствами со стороны государства позволяет финансировать все инициативы Правительства, а возможности частного предпринимательства направлены на создание инноваций и передовых технологий, которые возможны не только в современной электронике, но и в сельском хозяйстве и в рыборазведении. В каждой системе могут быть сбои или недоработки, а слепое копирование элементов одной системы в другую может не принести желаемых результатов, но, полагаю, что опыт функционирования политической и экономической системы Норвегии заслуживает пристального внимания и подробного изучения. |
| |
|
|