| | Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Пастухов А. Л. доцент кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса
Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
кандидат философских наук
| |
| | Статья посвящена рассмотрению тенденций развития образования и управления знаниями в университетских комплексах. Дается анализ взаимосвязи критериев показателей необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования и показателей управления знаниями в университетских комплексах. Исследуется взаимосвязь показателей и критериев управления знаниями | Ключевые слова: университетский комплекс, управление знаниями, образование, показатели управления знаниями, критерии управления знаниями | УДК 330.3:334.78:378.4; ББК 65 Стр: 344 - 348 | Управление знаниями в настоящее время является одним из передовых направлений современной экономической науки. На Западе уже накоплен большой практический опыт эффективного применения системы управления знаниями на промышленных предприятиях и в организациях сферы услуг, в том числе в сфере образования. Во многих странах мира реализуются различные проекты, связанные с управлением знаниями в системе государственного управления образованием. В ряде стран созданы структурные подразделения по управлению знаниями.
Для эффективного внедрения системы управления знаниями в деятельность учреждений высшего профессионального образования, входящих в состав университетских комплексов, необходимо определить показатели и критерии управления знаниями, факторы, влияющие на возможность соответствия или достижения их учреждениями высшего профессионального образования. При этом, показатели управления знаниями должны быть связаны как с показателями, разработанными для учреждений высшего профессионального образования Министерством образования и науки РФ, так и с показателями развития, разработанными в учреждениях высшего профессионального образования, включая университетские комплексы.
К управлению знаниями в сфере высшего профессионального образования относится:
— управление знаниями персонала учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений, входящих в состав университетских комплексов (ППС или ПНР, сотрудники);
— управление знаниями учащихся, студентов образовательных учреждений, входящих в состав университетских комплексов;
— управление знаниями абитуриентов образовательных учреждений, входящих в состав университетских комплексов;
— управление знаниями ответственных сотрудников базовых кафедр, организаций, входящих в университетские комплексы;
— управление знаниями персонала в определенных отраслях экономики.
Показателями, необходимыми для определения типа и вида образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2012 года № 2267 «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования» и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 2 сентября 2011 г. № 2253 «Об утверждении перечней показателей деятельности образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования, необходимых для установления их государственного статуса» являются:
— соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования — до завершения их реализации в образовательных учреждениях);
— реализация основных профессиональных образовательных программ;
— реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования;
— реализация дополнительных профессиональных образовательных программ;
— выполнение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований;
— осуществление методической деятельности по профилю реализуемых образовательных программ [1, 2].
Кроме того, к показателям деятельности образовательных учреждений, входящим в состав университетских комплексов, включая и некоторые показатели управления знаниями относятся:
— количество абитуриентов, поступающих в учреждения среднего и высшего профессионального образования, входящих в состав университетских комплексов;
— количество абитуриентов, поступающих в учреждения среднего и высшего профессионального образования, входящих в состав университетских комплексов на контрактной основе;
— количество студентов, аспирантов и докторантов, обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, входящих в состав университетских комплексов;
— количество студентов, аспирантов и докторантов, обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, входящих в состав университетских комплексов на контрактной основе;
— количество выпускников образовательных учреждений, входящих в состав университетских комплексов, трудоустроенных по специальности, в том числе по направлениям от организаций, входящих в университетские комплексы;
— средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступающих в учреждения среднего и высшего профессионального образования, входящие в состав университетских комплексов на разные формы обучения на бюджетной или коммерческой основе;
— средняя заработная плата выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования, входящих в состав университетских комплексов, дифференцированная по отраслям и направлениям профессиональной подготовки;
— количество выпускников магистратуры, поступающих в аспирантуру;
— количество кандидатов наук из числа ППС, поступающих в докторантуру;
— количество студентов университетских комплексов получивших степень бакалавра, поступающих в магистратуру;
— количество публикаций ПНР университетских комплексов, используемых в учебном процессе и отраженных в РП (рабочих программах по дисциплинам);
— количество монографий ПНР университетских комплексов, используемых в учебном процессе и отраженных в РП (рабочих программах по дисциплинам);
— количество защит аспирантов и докторантов из числа ПНР учреждений высшего профессионального образования, входящих в состав университетских комплексов;
— количество выигранных конкурсов, грантов ПНР учреждений среднего и высшего профессионального образования;
— количество выигранных конкурсов, грантов, стипендий студентами учреждения высшего профессионального образования, входящего в состав университетских комплексов;
— количество иностранных студентов, в процентном отношении к количеству студентов, обучающихся в учреждениях, входящих в состав университетских комплексов;
— площадь учебных аудиторий, приходящихся на одного учащегося;
— количество книг, журналов в печатном или электронном виде, приходящихся на одного учащегося;
— количество мест в общежитиях, приходящихся на одного иногороднего учащегося;
— количество авторских учебников, учебных пособий, монографий ПНР университетских комплексов, используемых студентами в учебном процессе;
— количество ПК, приходящихся на одного учащегося;
— средний балл, рассчитанный на основе мнений студентов о предоставлении сервисных услуг в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (работа столовой, библиотеки, гардероба и т. д.);
— средний балл, рассчитанный на основе мнений студентов о качестве коммуникации в учреждениях университетского комплекса (коммуникативное качество преподавания, межличностное общение студентов с ППС, сотрудниками подразделений образовательных учреждений, применение технических коммуникативных технологий и т. д.);
— средняя оценка за успеваемость учащихся с учетом среднего балла за ЕГЭ, представленная учащимися при поступлении в образовательное учреждение;
— количество опубликованных научно-практических работ студентов университетских комплексов;
— количество студентов набранных по целевому набору от предприятий и организаций;
— количество ПНР университетских комплексов, имеющих опыт работы в организациях по профилю преподаваемых дисциплин;
— процент отчисленных за неуспеваемость от всего контингента учащихся в университетских комплексах;
— количество кейсов, деловых игр, Интернет-тренажеров и симуляторов, электронных инсталляций и презентаций, используемых в учебном процессе;
— количество аккредитованных международных программ;
— процент студентов от всего контингента учащихся дневной формы обучения, обучающихся в рамках системы студенческой мобильности;
— количество международных публикаций ПНР университетских комплексов;
— количество ООП для иностранных студентов, реализуемых в учреждении высшего профессионального образования;
— количество международных конференций, проводимых в университетских комплексах;
— скорость работы ПНР и студентов в информационных базах корпоративного доступа в сети Интернет;
— процент ПНР университетских комплексов от общего числа ПНР, владеющих навыками активного пользователя дистанционного обучения, работой в офисных программах, сети Интернет, программах создания презентаций и т.д.;
— процент ПНР университетских комплексов от общего числа ПНР владеющих знанием английского языка (или иного иностранного языка на уровне, достаточном для преподавания на иностранном языке).
Связь показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального образования в соответствии с приказами Министерства образования и науки РФ и предлагаемых нами соответствующих показателей системы управления знаниями в университетских комплексах, приведена в табл.1.
Таблица 1
Связь показателей учреждений ВПО в соответствии с приказами Министерства образования РФ и показателей управления знаниями№ | Показатели учреждения ВПО | Показатели управления знаниями |
---|
1 | Соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования — до завершения их реализации в образовательных учреждениях). | Количество проводимых методических семинаров по содержательным компонентам РП, разработке и корректировке компетенций с участием базовых кафедр, работодателей, представителей организаций, входящих в состав университетского комплекса | Количество интеллектуальных разработок, управленческих решений, внедренных в деятельность вуза, после проведения методических семинаров по содержательным компонентам РП, разработке и корректировке компетенций с участием базовых кафедр, работодателей, представителей организаций, входящих в состав университетского комплекса | 2 | Реализация основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования. | Количество кейсов, деловых игр, Интернет-тренажеров и симуляторов, используемых в учебном процессе по каждой ООП и в среднем по ООП вуза | Повышение квалификации ППС в образовательной сфере по направлениям подготовки раз в 5 лет | Повышение квалификации ППС в профессиональной сфере по направлениям подготовки раз в 3 года | Ежегодное участие ППС в конференциях для повышения квалификации в образовательной сфере и профессиональной сфере по направлениям подготовки с использованием полученных знаний в учебном процессе и информационном обмене на научных методических (методико-педагогических) семинарах вуза | 3 | Реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования. | Количество аспирантов, участвующих в НИР вуза | Количество открытых Ученых Советов в вузе и направлений подготовки аспирантов и докторантов | Количество кандидатов наук из числа ППС, поступающих в докторантуру | 4 | Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ. | Количество разработанных программ по повышению квалификации и переподготовке персонала | Количество иностранных студентов, в процентном отношении к количеству студентов, обучающихся в учреждении высшего профессионального образования | 5 | Выполнение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований. | Количество научных публикаций ПНР, используемых в учебном процессе и отраженных в РП (рабочих программах по дисциплинам) | Количество монографий ПНР, используемых в учебном процессе и отраженных в РП (рабочих программах по дисциплинам) | Количество защит аспирантов и докторантов из числа ПНР учреждения высшего профессионального образования. | Количество выигранных конкурсов, грантов ПНР учреждения высшего профессионального образования | Количество выигранных конкурсов, грантов, именных стипендий студентами учреждения высшего профессионального образования | Количество НИР и ОКР, реализуемых в учреждении высшего профессионального образования | Количество участников НИР и ОКР, реализуемых учреждения высшего профессионального образования | Количество поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности по ПНР СПбГУСЭ | Объем привлеченных финансовых средств в учреждения высшего профессионального образования при выполнении НИР и ОКР | Объем привлеченных средств от продажи поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности по ПНР учреждения высшего профессионального образования | 6. | Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых образовательных программ | Количество учебников, учебных пособий с грифом УМО авторами которых являются ПНР учреждении высшего профессионального образования и поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности по ПНР учреждения высшего профессионального образования | Количество реализованных (проданных) учебников, учебных пособий, авторами которых являются ПНР учреждения высшего профессионального образования другим вузам | Количество проведенных мастер-классов по методическому, педагогическому мастерству, повышению профессиональной квалификации | Количество участников мастер-классов по методическому, педагогическому мастерству, повышению профессиональной квалификации из других учреждении высшего профессионального образования, предприятий и организаций |
В связи с тем, что управление знаниями предполагает не только развитие кадрового потенциала организации, но и повышение качества менеджмента, а также увеличение использования социального капитала, целесообразно ввести еще ряд показателей управления знаниями в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а именно:
Оценкой показателя удовлетворенности условиями своего труда является количество работников, которые:
— процент ПНР учреждения высшего профессионального образования, которые ценят свое местом работы;
— процент ПНР учреждения высшего профессионального образования, которые гордятся своим профессионализмом и профессиональным статусом;
— процент ПНР учреждений университетского комплекса, которые положительно оценивают деятельность учреждения, в котором они трудятся;
— процент ПНР учреждений унверситетского комплекса, которые чувствуют удовлетворенность от работы;
— процент ПНР учреждений университетского комплекса, которые уверены в надежности своего профессионального положения и минимальности риска увольнения;
— количество организаций, руководители или ответственные лица которых удовлетворены товарами, услугами, межкорпоративным и партнерским взаимодействием;
— количество клиентов, в том числе постоянных клиентов, приобретающих образовательную услугу, а также пользующихся дополнительным сервисом университетского комплекса в рамках реализации деятельности научно-образовательных центров и малых инновационных предприятий;
— количество претензий со стороны клиентов, партнеров, органов исполнительной власти государства, учредителей к деятельности, образовательным услугам, коммуникации и сервису учреждений среднего и высшего профессионального образования;
— процент ПНР учреждений университетского комплекса, удовлетворенных внутрикорпоративными изменениями и корпоративной культурой;
— количество связей, совместных проектов с успешными партнерскими организациями;
— количество деловых инициатив по взаимодействию образовательного учреждения с научными организациями, и коммерческими предприятиями;
— количество используемых видов Интернет-коммуникаций для взаимодействия образовательных учреждений с научными организациями и коммерческими предприятиями;
— количество информационных материалов, используемых преподавателями после повышения квалификации в своей образовательной деятельности;
— количество участников научно-представительских мероприятий, организованных университетским комплексом из других образовательных учреждений, партнерских организаций, государственных учреждений, коммерческих и научных организаций, в том числе входящих в университетский комплекс;
— количество информационных сообщений, использованных в деятельности организации, приходящихся на одного ПНР университетского комплекса в день;
— количество привлеченных университетским комплексом средств в результате коллективного использования прав интеллектуальной собственности;
— количество используемых ПНР и учащимися университетских комплексов социальных сетей, «обществ практики» для обмена информацией;
— уровень корпоративного доверия в организациях университетского комплекса, измеряемый в баллах по системе разработанной Робертом Шо;
— количество заключенных договоров о сотрудничестве с учетом их качественных характеристик и результативности сотрудничества.
Для эффективного использования показателей управления знаниями в университетских комплексах мы предлагаем применять соответствующие критерии по каждому используемому показателю, часть из которых приведена в табл. 2.
Таблица 2
Показатели и критерии управления знаниями учреждений высшего профессионального образования№ | Показатели управления знаниями | Критерии |
---|
1 | Количество абитуриентов, поступающих в учреждения среднего и высшего профессионального образования университетского комплекса, после участия в профориентационных мероприятиях, проводимых ПНР и сотрудниками | Повышение доли абитуриентов, поступающих в учреждения среднего и высшего профессионального образования университетского комплекса, после участия в профориентационных мероприятиях, проводимых ПНР и сотрудниками | 2 | Количество абитуриентов, поступающих в учреждения среднего и высшего профессионального образования университетского комплекса на контрактной основе, после участия в профориентационных мероприятиях, проводимых ПНР и сотрудниками | Повышение доли абитуриентов, поступающих в учреждение среднего и высшего профессионального образования университетского комплекса на контрактной основе, после участия в профориентационных мероприятиях, проводимых ПНР и сотрудниками | 3 | Количество выпускников дневной формы обучения, трудоустроенных по специальности | Повышение количества выпускников дневной формы обучения, трудоустроенных по специальности до 100% | 4 | Средний балл успеваемости выпускников в соотношении со средним баллом ЕГЭ абитуриентов, поступивших в об-разовательные учреждения университетского комплекса на разные формы обучения на бюджетной или коммерческой основе | Повышение среднего балла успеваемости выпускников в соотношении со средним баллом ЕГЭ абитуриентов, поступивших в образовательные учреждения университетского комплекса на разные формы обучения на бюджетной или коммерческой основе | 5 | Средняя заработная плата выпускников университетского комплекса с дифференциацией по отраслям и направлениям профессиональной подготовки | Повышение размера оплаты труда, предлагаемого выпускникам дневной формы обучения учреждений среднего и высшего профессионального образования, входящих в состав универ-ситетского комплекса | 6 | Количество выпускников магистратуры университетского комплекса, поступающих в аспирантуру | Повышение количества выпускников магистратуры универси-тетского комплекса, поступающих в аспирантуру до 50% от числа магистрантов | 7 | Количество студентов университетского комплекса получивших степень бакалавра, поступающих в магистратуру | Повышение количества студентов университетского комплекса получивших степень бакалавра, поступающих в магистратуру до 80% от числа бакалавров | 8 | Средний балл, рассчитанный на основе мнений работодателей о качестве профессиональной подготовки учащихся университетского комплекса | Повышение среднего балла, рассчитанного на основе мнений работодателей о качестве профессиональной подготовки учащихся университетского комплекса | 9 | Количество созданных уникальных программ развития организации и обмена знаниями в университетском комплексе | Повышение количества созданных уникальных программ развития организации и обмена знаниями в университетском комплексе | 10 | Количество научных публикаций ПНР университетского комплекса, используемых в учебном процессе и отраженных в РП (рабочих программах по дисциплинам) | Повышение количества научных публикаций ПНР университетского комплекса, используемых в учебном процессе и отра-женных в РП (рабочих программах по дисциплинам) с учетом учебного времени самостоятельной работы студента и практических занятий | 11 | Количество монографий ПНР университетского комплекса, используемых в учебном процессе и отраженных в РП (рабочих программах по дисциплинам) | Повышение количества монографий ПНР университетского комплекса, используемых в учебном процессе и отраженных в РП (рабочих программах по дисциплинам) до 3-х по каждой дисциплине | 12 | Количество защит аспирантов и докторантов из числа ПНР образовательных учреждений университетского комплекса | Повышение количества защит аспирантов и докторантов из числа ПНР образовательных учреждений университетского комплекса не имеющих научной степени до 100% | 13 | Количество выигранных конкурсов, грантов ПНР и учреж-дениями, малыми инновационными предприятиями университетского комплекса | Повышение количества выигранных конкурсов, грантов ПНР и учреждениями, малыми инновационными предприятиями университетского комплекса | 14 | Количество выигранных конкурсов, грантов, именных стипендий студентами университетского комплекса | Повышение количества выигранных конкурсов, грантов, именных стипендий студентами университетского комплекса | 15 | Количество НИР и ОКР, реализуемых в учреждениях, малых инновационных предприятиях университетского комплекса | Повышение количества НИР и ОКР, реализуемых в учреждениях, малых инновационных предприятиях университетского комплекса в рамках суммарной нагрузки второй половины дня ППС университетского комплекса | 16 | Количество участников НИР и ОКР, реализуемых в учреж-дениях, малых инновационных предприятиях университетского комплекса | Повышение количества участников НИР и ОКР, реализуемых в учреждениях, малых инновационных предприятиях университетского комплекса до 100% от ППС | 17 | Количество объектов интеллектуальной собственности поставленных на бухгалтерский учет в учреждениях, малых инновационных предприятиях университетского комплекса | Повышение количества объектов интеллектуальной собственности поставленных на бухгалтерский учет в учреждениях, малых инновационных предприятиях университетского комп-лекса | 18 | Объем привлеченных финансовых средств в учреждениях, малых инновационных предприятиях университетского комплекса при выполнении НИР и ОКР | Повышение объема привлеченных финансовых средств в учреждениях, малых инновационных предприятиях университетского комплекса при выполнении НИР и ОКР (млн. руб.) | 19 | Объем привлеченных средств от продажи поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности по ПНР учреждения высшего профессионального образования | Повышение объема привлеченных средств от продажи поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности по ПНР учреждения высшего профессионального образования (млн. руб.) | 20 | Количество статей в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс научного цитирования), в расчете на одного НПР университетского комплекса, имеющих индекс цитируемости. | Повышение количества статей в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс научного цитирования), в расчете на одного НПР университетского комплекса, имеющих индекс цитируемости в рамках суммарной нагрузки второй половины дня ППС | 21 | Количество кандидатов наук из числа ППС университетского комплекса, поступающих в докторантуру | Повышение количества кандидатов наук из числа ППС университетского комплекса, поступающих в докторантуру до 50% от ПНР, имеющих научную степень кандидата наук | 22 | Количество защит аспирантов и докторантов | Повышение количества защит аспирантов и докторантов от 25 до 100% от закончивших аспирантуру или докторантуру в течение года |
Применение предлагаемой нами системы показателей и критериев управления знаниями является основой для создания и эффективного внедрения системы управления знаниями в университетских комплексах, что обеспечивает:
— выполнение государственных требований по обеспечению качественного функционирования образовательных учреждений высшего профессионального образования;
— развитие системы профориентационной работы образовательных учреждений университетского комплекса;
— повышение публикационной активности НПР образовательных учреждений университетского комплекса;
— увеличение доли доходов образовательных учреждений университетского комплекса от внедрения объектов интеллектуальной собственности, выполнения НИР и ОКР;
— повышение имиджа образовательных учреждений университетского комплекса;
— повышение конкурентоспособности образовательных учреждений университетского комплекса на рынке образовательных услуг.
Таким образом, управление знаниями в университетских комплексах является основой для роста интеллектуального капитала образовательных учреждений и развития системы среднего и высшего профессионального образования. |
| |
|
|