Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ИТОГИ АНАЛИЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕврАзЭС И МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ*

В соответствии с межгосударственными соглашениями и учитывая нормы международного права государства - члены ЕврАзЭС взяли обязательства стремиться к сближению систем образования, включая организационные структуры, содержание, формы и методы обучения, вступительные требования и требования к выпускникам, с целью обеспечения:
- доступа детей и молодежи к образованию в любом из государств - членов ЕврАзЭС с правом выбора учебного заведения;
- права выпускников профессиональных учебных заведений на трудоустройство в любом государстве Сообщества;
- мобильности школьников, студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников в рамках единого (общего) образовательного пространства;
- признания уровней, ступеней и периодов обучения, документов об образовании, ученых степеней и званий;
- повышения качества образования на всех его уровнях и во всех типах учебных заведений, особенно в высших учебных заведениях, путем усиления научной подготовки, установления обоснованных соотношений между объемами общеобразовательной, общеспециальной и профессиональной подготовки, применения инновационных технологий и методов обучения, поднятия квалификационного уровня педагогических кадров и т.п.;
- разработки единых механизмов и методов оценки качества образования.
Во всех странах Сообщества, за исключением Российской Федерации, нет законов о высшем образовании, хотя именно на этом уровне образования наблюдаются наиболее существенные расхождения. В одних государствах Сообщества, например, среднее специальное образование (техникумы, педагогические и медицинские училища и др.) включено в систему высшего образования, в других - упразднены аспирантуры и ученая степень кандидата наук; требования к получению степени бакалавра в разных странах различны и т.д.
Результаты сравнительного анализа базируются на соответствующих статьях конституций и законодательных актов об образовании государств - членов ЕврАзЭС, а также на докладах, представляемых этими государствами в ЮНЕСКО (см. таблицу).
Охват детей и молодежи различными уровнями образования в государствах -
членах ЕврАзЭС в 1985 и 1995 гг., % от возрастной группы
Источник: Всемирный доклад по образованию, ЮНЕСКО, Париж, 1998. - С. 130-145, 150-153.

Учитывались:
общая численность охваченных образованием, предшествующим начальному, независимо от возраста, выраженная в процентах от возрастной группы населения, которая по национальным правилам соответствует этой ступени образования;
общая численность учащихся в рамках национального образования, независимо от возраста, по отношению к численности населения в возрастной группе, которая официально соответствует начальному школьному образованию.
Показатель охвата включает только учащихся младших и старших классов возрастной группы, официально соответствующей школьному возрасту для среднего образования.
Общая численность студентов в рамках высшего образования, независимо от возраста, определяется в процентах от населения в возрастной группе, охватывающей пять лет, начиная с возраста выпускников средней школы.
В графе "Начальное образование" показатели, превышающие 100 %, объясняются включением в них сведений о второгодниках.
1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Понятие системы образования в разных странах определяется по-разному. Например, в России, Кыргызстане система образования определяется как совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием (ст. 8 Закона "Об образовании" Российской Федерации, ст. 10 Закона "Об образовании" Кыргызской Республики).
В Республике Беларусь национальная система образования объединяет все государственные и негосударственные образовательные и воспитательные заведения на территории республики (ст. 14 Закона "Об образовании" в Республике Беларусь).
В Республике Казахстан система образования определяется как сеть учреждений образования, реализующих образовательные услуги и охватывающих все уровни образования (ст. 10 Закона "Об образовании" Республики Казахстан).
В соответствии с Конституцией Республики Таджикистан в стране действует единая система непрерывного образования, которая обеспечивает общеобразовательную, профессиональную и специальную подготовку граждан, повышение квалификации и переподготовку кадров, служит воспитанию и всестороннему развитию личности (ст. 8 Закона "Об образовании" Республики Таджикистан).
Различия в трактовках понятия системы образования обусловили и различия в структурах, уровнях и ступенях образования.
2. СТРУКТУРЫ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
В Российской Федерации система образования включает:
дошкольное образование;
общее образование;
начальное профессиональное образование;
среднее профессиональное образование;
высшее профессиональное образование;
послевузовское профессиональное образование;
дополнительное образование.
Системы образования всех других государств - членов ЕврАзЭС включают в той или иной формулировке указанные элементы системы образования России, но добавляют и свои собственные. Например, в структуру системы образования Республики Беларусь включено внешкольное и профессионально-техническое образование, в структуру системы образования Республики Казахстан - семейное воспитание, внешкольное воспитание и обучение, профессионально-техническое образование, повышение квалификации.
В целом можно сказать, что структуры образовательных систем всех государств - членов ЕврАзЭС по уровням образования почти идентичны, существенных различий между ними нет. Следует отметить, что только в России вместо уровня "высшее образование" установлен уровень "высшее профессиональное образование".
3. СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЯХ
3.1. Общее образование
В России общее образование включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ по классификации МСКО-97: начальное общее (1-IV классы), основное общее (V-IX классы) и полное среднее (X-XI классы). В настоящее время проходит экспериментальная подготовка к переходу на 12-летнее общее образование. Основное общее образование (9 классов) является обязательным.
Аналогичные ступени общего образования установлены в Республиках Беларусь, Казахстане, Кыргызстане (третья ступень - X-XII классы).
3.2. Высшее и послевузовское образование
Ниже приводятся сопоставления ступеней высшего и послевузовского образования в государствах - членах ЕврАзЭС.
Как следует из сравнительно - правового анализа, в государствах Сообщества в ряде ступеней высшего и последипломного образования произошли существенные изменения - с направляющим вектором на Запад. Прекратила свое существование аспирантура в Кыргызстане, а следовательно, была упразднена ученая степень кандидата наук.
В Таджикистане упразднена ступень дипломированного специалиста или специалиста с высшим образованием, а подготовка младших специалистов передана в систему высшего образования.
3.3. Типы высших учебных заведений
3.4. Профессионально-техническое и среднее специальное образование
В основном в странах Сообщества сохранились в качестве уровней образования начальное профессиональное (Россия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан) и среднее профессиональное образование (Россия, Казахстан, Беларусь, Таджикистан). Но названия и статус многих учреждений начального и среднего профессионального образования изменились (появились колледжи, лицеи и т.п.).
Заключение
1. Сравнительно-правовой анализ национальных законодательств и международных документов в области образования государств-членов ЕврАзЭС показывает, что наиболее глубокие расхождения появились в сфере высшего и послевузовского образования (новые уровни высшего образования, отказ от аспирантуры и упразднение ученой степени кандидата наук, включение в систему высшего образования рядом государств Сообщества образовательных учреждений среднего специального образования и другие изменения).
2. Системы общего образования подверглись менее заметным изменениям, хотя и в этом уровне образования произошли изменения (появились гимназии, лицеи, колледжи и т.п.).
3. Главными причинами продолжающегося размежевания между системами образования государств Сообщества являются отсутствие необходимой инфраструктуры, обеспечивающей функционирование единого (общего) образовательного пространства, и слабость правовой базы. Законодательные акты в области образования многих государств, принятые в первой половине 90-х годов, устарели и не отражают современных требований к образованию. До сих пор из всех государств Сообщества только Россия имеет закон о высшем образовании. Нет единого подхода у государств-членов ЕврАзЭС к определению принципов образования и образовательной политики. Ни одно из положений, квалифицируемых законодателями в качестве принципов образования или образовательной политики, не признано всеми государствами Сообщества.
Главной целью разрабатываемых Основ законодательства государств-членов ЕврАзЭС об образовании являются:
- гармонизация национальных законов и нормативных актов в области образования в целях формирования единого (общего) образовательного пространства государств-членов ЕврАзЭС;
- содействие интеграции систем образования государств Сообщества;
- согласование подходов к государственным образовательным стандартам всех уровней и требований к подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров.
Для достижения поставленной цели в Основах должно предусматриваться решение следующих основных задач:
- разработка единых принципов государственной политики в области образования, определение целей и задач развития образования в государствах-членах ЕврАзЭС;
- установление согласованных уровней образования, продолжительности обучения на них и основных типов образовательных учреждений с учетом особенностей национальных систем образования;
- установление единых основных положений в законодательстве в области образования, обеспечивающих академическую и профессиональную мобильность граждан в государствах Сообщества;
- определение общих положений правового статуса образовательных учреждений, обучающихся и работников образования;
- разработка механизмов установления эквивалентности и взаимного признания документов об образовании, ученых степенях и званиях;
- обеспечение свободного доступа детей и молодежи государств - членов ЕврАзЭС к образовательным учреждениям в любом из государств Сообщества.


* Осуществлен Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия