Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Калугина О. В.
аспирант кафедры экономики и управления на предприятии (торговли)
Российского государственного торгово-экономического университета (г. Москва)


Влияние ВТО на развитие автомобильного рынка России
В статье рассмотрен процесс интеграции России в глобальную экономическую систему. Выявлены положительные моменты членства России в ВТО, непосредственно связанные с выработкой условий для российских и иностранных участников автомобильного рынка
Ключевые слова: автомобильный рынок, Всемирная торговая организация, мировая торговля, период адаптации, соглашение Уругвайского раунда, орган урегулирования споров
УДК 330; ББК 65   Стр: 84 - 87

В последнее время тематика вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) стала преобладать в публичных дискуссиях в нашей стране. В обсуждение этого вопроса вовлечены чиновники, государственные деятели, парламентарии, бизнесмены.
Всемирная торговая организация — это международная организация, регулирующая внешнеэкономическую деятельность стран-участниц. Целью ВТО является либерализация мировой торговли путем её регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения различных нетарифных барьеров, количественных ограничений [1]. Первоначально в нее входило 77 стран. Россия отклоняла идею вступления в ВТО еще со времен Сталина, поэтому вошла в нее совсем недавно под номером 156.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда. Самое главное достижение ВТО в том, что она располагает обширным арсеналом инструментов технического регулирования добросовестной конкуренции, прежде всего, рыночного характера. К этим инструментам относятся, в первую очередь, международные и глобальные стандарты, сертификаты, средства аккредитации и лицензирования для разных видов предпринимательской деятельности.
Для принятия какой-либо страны в ВТО требуется выполнение определенных условий, а именно 28-ми основных соглашений и целый ряд так называемых селективных. Причем основные соглашения ВТО носят иногда противоречивый характер. Основные соглашения стран-участниц ВТО — о торговле и тарифах (GATT), о торговле услугами (GATS), о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPS), о субсидиях и компенсационных мерах (регулирует субсидии промышленности), о сельском хозяйстве [1].
В основе соглашений лежат две ключевые идеи.
— Страны имеют право на защиту своих товаров, но эта защита должна сводиться к тарифной. Исключение из данного правила, возможно, лишь в случае плохого сальдо торгового баланса. Тогда страна может ввести количественные ограничения на импорт. Странам, имеющим статус развивающихся, предоставляется больше гибкости в этом вопросе.
— Снижение либо полное снятие тарифов и других барьеров с помощью многосторонних переговоров. Каждая страна соглашается на определенный уровень связывания тарифов (график) и должна его придерживаться. Уровень связывания может отличаться от уровня, оговоренного соглашениями о снижении тарифов.
Вступление России в ВТО стало одним из важнейших шагов на пути интеграции страны в глобальную экономическую систему и, вместе с тем, наиболее заметным событием 2011г. Россия поставила абсолютный рекорд длительности переговоров по присоединению к ВТО. Этот процесс, на который у России ушло 18 лет, не был простым. Переговоры об этом идут с 1994 года. Но именно сейчас вопросы присоединения приобрели реальное практическое значение, поскольку наступила фаза конкретного определения условий, на которых это присоединение должно происходить [1].
Внешняя торговля в настоящее время является одним из важнейших секторов российской экономики, так как именно она определяет динамику многих макроэкономических параметров. И задача правительства в этой связи — создать условия для дальнейшего развития внешнеэкономических связей и их эффективного использования в целях повышения конкурентоспособности экономики и жизненных стандартов населения. В свою очередь, стратегическим направлением внешнеторговой политики России является интеграция страны в мировое экономическое сообщество.
Итогом многолетней работы стало официальное подписание протокола о присоединении России к ВТО в декабре 2011г. Полноправным членом ВТО наша страна стала в августе 2012г, когда были окончательно завершены ратификационные процедуры. Хотя «почувствовать» некоторые намеченные изменения в экономической жизни России можно будет только к концу «периода адаптации», переходного периода, который будет тянуться до 2018 года [2].
Вступление в ВТО, так или иначе, скажется на всех секторах экономики РФ. Снижение импортных ставок и обострение конкуренции с иностранными производителями осложнит функционирование компаний, обеспечивающих около 40% совокупного объема выпуска в экономике и 60% занятости в промышленности и сельскохозяйственном секторе РФ. Косвенные эффекты, которые связаны с повышением внутренних цен на газ, с одной стороны, и удешевлением импорта оборудования и некоторых ресурсов, с другой, проявятся во всех отраслях. В общем бюджете снижение пошлин скажется на доходных статьях, формирующих около 30% всех доходов консолидированного бюджета. Масштаб последствий действительно огромен [4].
Для российских производителей в краткосрочной перспективе вступление России в ВТО ужесточит конкуренцию и правила игры. Возможно, это будет болезненный процесс для текущей структуры экономики — он заставит меняться и промышленную политику, и социальную структуру, но в итоге Россия получит долгосрочный выигрыш, поскольку растет эффективность и конкурентоспособность, повышается роль технологий. Отраслям придется адаптироваться к изменениям, но в конечном итоге они должны стать более сильными игроками в глобальной конкуренции.
Однако само вступление в ВТО не позволяет решить одну из серьезнейших проблем инвестиционного климата России — неразвитость институциональной среды. Данный фактор, наряду со слабой эффективностью финансовой системы, является ключевым для ограничения инвестиций в российскую экономику.
В рейтинге стран, предоставленном организацией World Economic Forum, по уровню развития институциональной среды России находится на 128-ом месте, притом, по общему уровню конкурентоспособности — на 66-ом месте, а по емкости рынка (включающего доступность экспортных каналов продаж) — на 8-ом [4].
Согласно данным среди основных факторов, которые препятствуют ведению бизнеса России, выделяют коррупцию, бюрократию и уровень налогов. До тех пор пока эти проблемы не будут решены, не стоит рассчитывать на масштабные иностранные инвестиции в российскую экономику.
Рис.1. Рейтинг барьеров для ведения бизнеса в России
В 2012 году борьба предстоит не из легких. Американский и японский автопром выходят из кризиса. Автогиганты не планируют снижать обороты. Об этом говорят новинки, представленные на международных выставках прошлого года. Все они планируют завоевать мир. Устойчивая тенденция роста продаж иномарок продолжает усиливаться.
Автомобильный рынок — одна из самых острых тем, которые обсуждаются в связи с вступлением России в ВТО. Общеизвестно, что автомобили в России стоят гораздо дороже, чем в богатых странах. За 10 тыс. долларов в США можно уехать из автосалона, например, на новеньком компактном седане Nissan Versa. Популярный в России седан бизнес-класса Toyota Camry стоит в Америке в новом состоянии 21 тыс. долларов, а внедорожник Suzuki Grand Vitara и того меньше — 18 тыс. долларов. На российском рынке эти машины можно купить за сумму от миллиона рублей, то есть более чем за 30 тыс. долларов [6]. Российский потребитель переплачивает столь большие деньги за импортные иномарки, чтобы дать возможность автомобильной промышленности развиваться внутри страны.
Российское правительство во время кризиса 2008-2009 гг. приняло ряд мер по защите отечественного автопроизводителя. Теперь эти меры сдерживания западных автогигантов придется отменить. Первыми выгоду от вступления России в ВТО должны почувствовать те, кто собрался покупать иностранные автомобили. Отныне ввозная пошлина должна понизиться на 5% с нынешних 30%. Но это понижение не станет последним. В течение 7 лет таможенный барьер должен опуститься до 15%. А это значит, что иностранный производитель окажется почти в равных условиях, что и российский автопроизводитель. Но всё же дилеры автомобильного рынка призывают не ждать немедленного снижения цен [5].
Снижению пошлин на импорт будет противостоять новый сбор на утилизацию. К тому же многие автопроизводители уже давно собирают свои автомобили в России. В любом случае плавное снижение государственной поддержки за 7 лет это шанс для крупных российских заводов найти свою нишу на рынке.
Существует три основных механизма уплаты утилизационного сбора:
— Разовая оплата за утилизацию, производимая владельцем при сдаче автомобиля, вышедшего из эксплуатации, компании-утилизатору;
— Разовая оплата, производимая владельцем при покупке нового автомобиля;
— Ежегодная оплата, размер которой зависит от возраста автомобиля.
Финансирование строительства пунктов сбора и утилизации автомобилей может происходить через:
— 100% государственное финансирование;
— государственно-частное партнерство (путем выплаты cубсидий/дотаций
частному сектору для развития бизнеса);
— 100% частное финансирование.
Государство может поддержать развитие соответствующей бизнес-среды путем создания стимулов для автовладельцев утилизировать свои автомобили и, при
необходимости, обеспечить финансирование строительства инфраструктуры в краткосрочном периоде.
Самой большой проблемой для вступления России в ВТО являлась промышленная сборка автомобилей. Ранее российское правительство предложило компаниям создать в стране сборочные производства и развивать локализацию. В качестве поощрения автоконцерны, согласившиеся работать по таким условиям, получили таможенные льготы на ввоз автокомпонентов. Но для ВТО такой подход выборочного протекционизма просто недопустим. Всемирная Организация пошла на уступки: для России был установлен специальный переходный период до 1 июля 2018 года, когда большинство сборочных предприятий выйдет на окупаемость. И что самое важное: нынешние договоренности по ВТО не приведут к расторжению инвестиционных соглашений [7].
Эксперты полагают, что со вступлением России в ВТО, могут снизиться цены на автомобили российской сборки. Соглашения с Всемирной торговой организацией подразумевают, что российское государство будет субсидировать автопроизводителям сумму упущенных льгот из-за изменений, связанных со 166-ым постановлением (о промсборке). Эксперты подсчитали, что зарубежные компании выиграют на промышленной сборке больше 5 миллиардов долларов. Но стоит ли ждать от них уменьшения розничных цен на пользующуюся спросом продукцию, конкуренты которой находятся в тех же условиях промсборки? Вряд ли. Но введение дополнительных стимулирующих акций (к примеру, «бесплатное» расширение комплектации автомобилей за счет дополнительных опций) кажется более вероятным.
Помимо озвученных субсидий от государства, иностранные производители получат нечто большее, чем деньги: стабильность и надежность. В лице ВТО они видят поддержку, гарантии, контролирующий и разрешающий конфликты орган, который будет защищать их интересы в России. Тем, кто собирается сменить свой автомобиль на подержанный, привезенный из-за границы, радоваться вступлению в ВТО не стоит. На подержанные автомобили с момента присоединения России к ВТО будет установлена пошлина 25%, не считая «специфических ставок». Она не будет меняться до 2016 года, а затем в течение двух лет будет снижена до 20%. На автомобили старше семи лет заградительные пошлины останутся без изменений и составят от 2,5 до 6 евро за 1 куб. см. двигателя [6]. Таким образом, жизнь автомобилистов, смотрящих на заграничный рынок подержанных легковых автомобилей, ощутимо лучше не станет.
Остановимся подробнее на выгодах для отечественного автомобилестроения при условии вступления России во Всемирную торговую организацию. Вступление в ВТО позволит отечественным автомобильным компаниям решить ряд проблем.
Во-первых, они получат возможность вести борьбу на мировом рынке на общепринятых условиях. С вступлением в ВТО на Российскую Федерацию будут автоматически распространяться снижающиеся тарифы зарубежных стран, ослабнут дискриминационные меры, которые в настоящее время применяются многими странами против российской продукции. Также появится возможность защищать российских экспортеров на внешних рынках от антидемпинговых исков. Россия сможет выйти на новые рынки готовой продукции. А также для страны откроется доступ к передовым зарубежным технологиям, научно-техническим достижениям. К безусловным плюсам относится и то, что отечественные производители смогут комплектовать машины более качественными автомобильными компонентами из Турции, Испании, Италии или стран Восточной Европы.
Во-вторых, присоединение России к ВТО открывает возможность напрямую использовать механизм урегулирования споров ВТО. Основными элементами в данном механизме являются орган урегулирования споров (ОУС) и апелляционная комиссия, работа которых обеспечивает эффективное рассмотрение конфликтных ситуаций в достаточно сжатые сроки.
В-третьих, членство России в ВТО позволит повысить инвестиционную привлекательность автомобильной отрасли, поскольку иностранные инвесторы смогут рассчитывать на стабильные торгово-политические условия. Именно в условиях повышенной конкуренции в области привлечения иностранных инвестиций, предоставление внешнеторговых, налоговых, финансовых льгот в рамках особых экономических зон позволит интенсифицировать процесс мобилизации капитала (как российского, так и иностранного) в отрасли.
В-четвертых, вступление в ВТО облегчит экспорт автомобильной техники, производимой в России на рынки третьих стран. Это будет стимулировать развитие экспортного потенциала отечественного автомобилестроения за счет возможности проникновения на внутренние рынки других стран-членов ВТО в условиях сниженных тарифных и ограниченного применения нетарифных барьеров и формирования недискриминационных партнерских отношений.
Осознание значимости этих средств экспортной политики и создание условий для их активного использования будут служить дополнительным стимулом к укреплению конкурентных позиций отечественного автомобилестроения на внешних рынках.
В-пятых, усилится конкуренция на российском внутреннем рынке между отечественными и иностранными производителями автотранспортных средств. Российской промышленности придется конкурировать не с абстрактными среднестатистическими зарубежными компаниями, а с сильнейшими мировыми игроками [1].
Повышение конкуренции на внутреннем рынке заставит бизнес больше вкладывать в развитие и переоборудование производства, повышение конкурентоспособности своей продукции. В условиях ужесточения конкурентной борьбы с иностранными производителями в целях обеспечения устойчивости и стабильности деятельности предприятий отечественного автомобилестроения должно производиться укрупнение бизнеса в рамках отрасли за счет дружественных слияний и поглощений.
Происходящие на добровольной основе слияния и поглощения позволят компаниям отрасли рационализировать свое производство, увеличить его эффективность, достигнуть экономии на издержках за счет «эффекта масштаба», повысить свою устойчивость и конкурентоспособность в целом.
Однако, наряду с указанными преимуществами, существуют и минусы от вступления России в ВТО. Данный процесс заметно усложнить жизнь производителей грузовиков, легковых автомобилей и сельскохозяйственной техники. Отечественные предприятия этой отрасли и так не сильно процветают и выживают в основном за счет защитных пошлин и госзаказа.
Первыми пострадают производители грузовых автомобилей. К примеру, пошлины на новые самосвалы от 20 тонн упадут после вступления с нынешних 25% до 15%, а через 3 года и вовсе опустятся до смешных 5%. При этом пошлины на подержанную технику того же типа возрастом 3-5 лет упадут вдвое (с 30% до 15%), а еще через три года снизятся до 10%. Дополнительную ставку за кубометры двигателя отменят совсем [5].
В результате открытие рынка приведет к массовому появлению на нем дешевых, хотя и менее надежных китайских грузовиков; одновременно цены на хорошие импортные аналоги тоже перестанут быть высокими, и отечественная продукция чуть ли не впервые в жизни окажется в жесткой конкурентной среде.
Вступление в ВТО создает условия для того, чтобы Россия стала полноправным членом глобального экономического сообщества. Российскому бизнесу присоединение к ВТО позволяет активно участвовать в международной торговле, но вместе с тем вступление в эту организацию требует поиска внутренних резервов для повышения эффективности производственной деятельности на национальном рынке. Сегодня окончательно обсуждаются все нюансы, которые могут повлиять на определенные направления российского бизнеса. Только профессионализм менеджмента компании позволит превратить открытие российской экономики в значительные плюсы для российского бизнеса.
Точная оценка возможных последствий вступления в ВТО для России затруднена, так как они определяются соотношением долгосрочных прямых и косвенных динамических эффектов от перераспределения ресурсов вследствие структурных изменений экономики. Это связано с сырьевым характером внешней торговли России и особенностью базовых параметров её участия в мировой экономической системе.
Сырьевая ориентация товарного экспорта, относительно низкий уровень импортной защиты внутреннего рынка, жёсткое структурное разграничение экспорта и импорта позволяют предположить, что вряд ли российская экономика понесет сколько-нибудь значительные потери от либерализации внешней торговли. Более того, Россия имеет все основания настаивать на более высоком начальном уровне номинальной тарифной защиты внутреннего рынка с вступлением в ВТО. В то же время большинство исследований указывает на наличие значительных выигрышей для России от вступления, реализуемых в основном за счёт улучшения условий функционирования внутренней экономики благодаря притоку иностранных инвестиций, технологий и расширению доступного для внутреннего потребления ассортимента товаров и услуг.
Однако неясной остаётся судьба тех секторов и отраслей российской экономики, которые по-прежнему пользуются льготными режимами защиты от иностранной конкуренции. К таким секторам и отраслям относятся банковский сектор, страхование и туристические услуги, авиа- и автомобилестроение. Эти секторы можно без натяжки признать «молодыми» для нашей экономики, возможности их конкуренции с иностранными компаниями представляются ограниченными. Меры, направленные на защиту этих секторов, принимаются правительством, но важно, чтобы эти меры были признаны правомочными также и ВТО.
Таким образом, для того чтобы вступление в ВТО прошло с наименьшими потерями для российской экономики, необходимо, чтобы на всех уровнях власти были приняты соответствующие меры. Они должны быть нацелены на снижение издержек и преимущественное развитие конкурентоспособных отраслей и предприятий, а также на переориентацию тех из них, конкурентоспособность которых невозможна в рамках существующего мирового разделения труда.


Литература
1. История создания и основные функции ВТО http://spb.ria.ru/Infographics/20120609/498240975.html
2. Автомобильный рынок 2012 http://www.autoreverse.ru/reviews/avtomobilnyi-rynok-2012/
3. Материалы аналитического агентства «Автостат» http://www.autostat.ru
4. Обзор автомобильного рынка России http://www.rview.ru/auto.html
5. Россия в ВТО. АвтоВаз к конкуренции готов http://www.minpromtorg.gov.ru/industry/auto/233
6. Россия в ВТО: мифы и реальность /Центр экономических и финансовых исследований и разработок. — М.: АСТ, 2009. — С.8.
7. Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. — М.: Независимый институт социальной политики, 2010.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия