Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Булатова Н. Н.
профессор Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ),
доктор экономических наук


Теоретические основы инновационного и инфраструктурного развития промышленных предприятий
В статье рассмотрены вопросы инновационного и инфраструктурного развития промышленной производственно-технологической системы в условиях структурных преобразований экономики страны
Ключевые слова: промышленная производственно-технологическая система, инновационное и инфраструктурное развитие и управление
УДК 332.1.571.54   Стр: 130 - 132

В современных условиях термин «промышленная политика» означает создание условий для повышения конкурентоспособности всего народного хозяйства в целом. Основные направления повышения конкурентоспособности заключаются в создании равных условий конкуренции для всех предприятий промышленного комплекса, в открытости характера экономики, создания и поддержки объектов промышленной инфраструктуры.
Актуализация формирования современной промышленной политики и острая необходимость в ее скорейшей разработке и практической реализации обусловлены следующими обстоятельствами:
— стремительно разрушается технологический потенциал страны;
— утрачена способность к созданию конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Необходим переход к наукоемкой экономике с определяющей ролью производства, распределением и использованием знаний и информации в качестве главных факторов устойчивого экономического роста. Остро стоит вопрос о разработке мер и действий, направленных на решение взаимосвязанных задач промышленного развития в целом. Изменения в формировании промышленной политики во многом связаны со структурными преобразованиями в экономике страны, которые происходят под воздействием политических факторов. Так, теория территориально-производственных комплексов (ТПК) стала бурно развиваться в связи с развитием территории Советского Союза и освоением новых земель.
Характерным является тот факт, что развитие ТПК в этих условиях проходило в условиях плановой экономики, в рамках которой все виды ресурсов распределялись централизовано. Это, во-первых, облегчало создание таких больших комплексов, позволяющих объединить различного рода отрасли народного хозяйства, а, во-вторых, обеспечивало процесс их эффективного функционирования за счет распределения поставщиков ресурсов и потребителей их продукции.
В связи с переходом к рыночной системе хозяйственных отношений целостность функционирования территориально-производственного комплекса стала нарушаться за счет разрушения хозяйственных предприятий внутри ТПК. Поэтому перед предприятиями ТПК встала проблема поиска самостоятельных путей по обеспечению собственного функционирования необходимыми ресурсами.
Основными особенностями функционирования предприятий в переходный период стали проблемы выживания и сохранение своего производственного и технологического потенциалов. Многие предприятия технологических цепочек либо прекратили функционирование, либо взаимодействие с ними не было целесообразным. Формально предприятия оставались действовать в рамках отдельных территориально-производственных комплексов, однако сами ТПК уже не представляли собой единого целого. Такая форма функционирования позволила сохранить производственный потенциал многих российских промышленных предприятий, а также адаптировать их деятельность под существующие условия функционирования, главным критерием которых было извлечение собственной выгоды и получение прибыли.
Органическое взаимодействие структурных элементов ТПК было нарушено и почти все предприятия преобразованы в акционерные общества, что обусловлено следующими причинами:
— ТПК — порождение плановой экономики, принципы управления в которой принципиально отличаются от рыночной;
— нарушением связей между предприятиями.
В силу отмеченных причин, существующая в то время система функционирования и управления ТПК должна быть перестроена с учетом следующих обстоятельств.
1. Народнохозяйственная эффективность ТПК оценивалась в целом по всему комплексу, ТПК функционировал как единый организм, в котором одни части «питали» другие, но теперь задача изменилась на экономизацию частей ТПК.
2. Взамен разрушенной системы централизованного государственного управления необходимо было построить систему государственного, территориального или корпоративного управления.
С развитием и стабилизацией рыночных отношений в России ранее существовавшая форма организации перестала обеспечивать эффективность. Появились новые подходы к управлению предприятиями, усилилась конкуренция, промышленные предприятия стали искать новые подходы к повышению своей конкурентоспособности и сохранению своих потребителей.
Получение предприятиями своих конкурентных преимуществ связано с обновление основных фондов (в особенности оборудования) для преодоления технологической отсталости. В это время наметилось обратное объединение предприятий в технологические цепочки, которое было нарушено переходом к рыночным отношениям. В данный момент времени объединение происходит с точки зрения экономической целесообразности взаимодействия в рамках передела собственности для более эффективного влияния на управленческие решения. Эти факторы проявились в создании большого количества вертикально- и горизонтально-интегрированных структур (в форме холдингов, финансово-промышленных групп и т.д.). За счет подобного объединения снижались трансакционные издержки, издержки производства, что позволяло повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.
В это время стали внедряться новые системы управления как предприятием в целом, так и качеством продукции. В основу управления ложились научно обоснованные принципы и методы управления, однако с течением времени такое взаимодействие начало исчерпывать себя и появилась необходимость поиска новых путей повышения конкурентоспособности не просто отдельных предприятий, но и их объединений в целом, в том числе и на уровне региона. Рынок потребовал производить не количество, а разнообразную по номенклатуре и потребительским свойствам продукцию и услуги. Индустриальная форма промышленных предприятий, направленная на непрерывное увеличение объёма производства, стала сдерживающим фактором увеличения ВВП и ВРП.
Сформировавшаяся в настоящее время в РФ модель экономического роста, направленная на модернизацию технологической базы, не решает накопившихся вопросов для промышленного сектора экономики. Большинству предприятий не хватает собственных ресурсов, а из-за низкой инвестиционной привлекательности процесс привлечения заемных долгосрочных средств и инвестиций замедляется. Необходимы масштабные инновационные вложения в техническое перевооружение и модернизацию производства. Но при этом необходимо учитывать, что модернизация промышленного производства предполагает не только модернизацию технической и производственной базы, но и модернизацию самого процесса труда, организацию управленческой деятельности, и самого продукта — как результата деятельности. Процесс эффективного управления развитием промышленного комплекса возможен с применением научно-модернизированного подхода на основе инновационного менеджмента. Задачи модернизации промышленного производства в этих условиях включают сохранение научно-технического, кадрового, промышленного потенциалов, обеспечение надежного функционирования производства, своевременное внедрение инновационных технологий для повышения конкурентоспособности в соответствии с целями промышленной политики региона.
В основе промышленного производства лежит цикличность чередования сменяющихся фаз: каждые 40–60 лет происходит смена пассивной части капитала, каждые 7–10 лет — замена активной части капитала, а в каждые 3–3,5 года изменения распространяются на рыночную конъюнктуру по отношению к определенным видам продукции, что ведет к спаду промышленного производства. Преодоление кризиса возможно за счет инновационного обновления через технические, организационные и экономические нововведения. В условиях современного менеджмента промышленных предприятий, инновационная деятельность представляется как теория и практика управления сроком полезного использования активов, технологий и продуктов, обеспечивающих непрерывность функционирования бизнеса, результатом которого является достижение конкурентоспособности продукции и услуг. При этом в операционном менеджменте промышленных предприятий участвуют взаимодополняющие активы: ручной труд, технологические машины, (материальные активы) и интеллектуальная составляющая производственно-технологического процесса (нематериальный актив), которая напрямую зависит от профессионализма инноваторов на основе их профессиональных компетенций, знаний и умений (интеллекта) людей, участвующих в операционном процессе.
Характерной особенностью инновационного менеджмента современных промышленных предприятий является процесс коммерциализации интеллектуальной деятельности инноваторов и управление нововведениями, основанными на личной экономической заинтересованности авторов идей и присущих менеджменту принципов и функций. Поэтому необходимым и обязательным условием любого инновационного предприятия является наличие в структуре производственного капитала предприятия именно нематериальных активов, составляющих до 40% от всего объема активов. Нематериальные активы становятся инструментом менеджмента инженерного бизнеса, результатом которого является капитализация исходных ресурсов, получение предприятием чистого дохода и увеличение стоимости бизнеса на фондовом рынке. Причём, в производственном менеджменте инновационной экономики, темпы роста ВВП за счёт нематериальных активов, становятся определяющими.
Инновационное развитие любых интегрированных структур направленно на формирование и совершенствование производственного инновационного менеджмента в промышленных производственно-технологических системах, обеспечивающего надежное функционирование этой системы и устойчивую доходность на основе рыночного уклада.
В нашей стране заниматься технологическими инновациями могут себе позволить только достаточно крупные компании, которые могут выделить на инновационные технологии финансовые ресурсы без ущерба для своей основной деятельности.
С тем, чтобы инновационные процессы были непрерывны, необходимо в рамках формирования промышленной политики учредить венчурные предприятия, которые могут приобретать у инноваторов их идеи. При этом инновационные программы, направленные на управление структурой затрат на производство продукции, формирование нематериальных активов, увеличение доходов всего предприятия и его стоимости будут приобретаться у венчурного предприятия предприятием по рыночной цене.
Технологические инновации рассчитаны на длительный период окупаемости и без грамотной государственной политики провести в жизнь их внедрение достаточно сложно. Поэтому формирование инновационной политики невозможно без действенной государственной поддержки, в этих условиях спрос на инновационную продукцию, возможно гарантировать через государственные заказы, что явилось бы стимулом для инновационной деятельности предприятий имеющих в своей распоряжении высококвалифицированные интеллектуальные ресурсы. Целью промышленной политики является разработка и внедрение технологических инноваций как первостепенного фактора социального и экономического развития предприятий, залогом их экономической безопасности.
Целенаправленное управление изменениями, проводимые в хозяйственной, производственной и технологической деятельности промышленных предприятий, обеспечивающих адаптацию менеджмента к внешней среде, требует инфраструктурного обеспечения деятельности предприятий данного комплекса, в частности, его транспортного обеспечения. При этом функционирование транспортного комплекса региона не должно носить второстепенный характер, а должно являться полноценной составляющей функционирования промышленного комплекса региона. Именно логистическое обеспечение деятельности предприятий, входящих в комплекс, формирующее систему товарно-материальных, информационных и иных потоков, позволит объединить элементы экономики региона с предприятиями комплекса, тем самым обеспечив эффективность функционирования и управления данным комплексом. Поэтому появляется необходимость формирования такого инновационного образования, которое основано на сотрудничестве и взаимодействии предприятий промышленного и транспортного комплексов. Интеграция промышленности и транспорта, по мнению аналитиков, обеспечивает снижение себестоимости доставки грузов на 20–30%, что непременно приведет к технологическому совершенствованию товарообмена, структурной перестройке всех элементов товарораспределительных и транспортных сетей, к развитию транспортных процессов на более качественном уровне.
В современных условиях систему промышленных производственно-технологических предприятий необходимо рассматривать как совокупность промышленных предприятий региона во взаимодействии с его транспортным комплексом. Такая форма организации получила название интегрированного промышленно-транспортного комплекса (ИПТК). Данная гипотеза основывается на том, что современные подходы к управлению ИПТК имеют свои особенности, обусловленные процессами обеспечения устойчивого развития. В связи с этим появляется необходимость разработки новой структурной схемы построения ИПТК, методических основ реализации системы управления ИПТК региона и выбора научно обоснованного подхода к организации его деятельности и взаимодействия между его элементами. Одним из таких подходов является кластерный подход, раскрывающий инновационный потенциал региона.
Применение кластерного подхода в отношении ИПТК обусловлено тем, что регионам необходимо наиболее эффективно использовать те ограниченные ресурсы, которые есть в их распоряжении. В этих условиях данная теория подразумевает создание вокруг ограниченного ресурса наиболее оптимальной структуры его производства и распределения.
В соответствии с данным подходом производственная структура конкретного региона развивается по направлению, позволяющему использовать продукт одной отрасли для нужд нескольких других. Таким образом, между всеми отраслями, представленными в данной местности, создаются устойчивые связи, позволяющие поддерживать эти отрасли и способствующие стабилизации экономики региона.
При этом реализацию кластерного подхода к организационному оформлению ИПТК нами предлагается рассматривать по двум направлениям:
— формирование кластеров, основанных на различных типах ограниченных ресурсов (возможностей),
— формирование кластеров в транспортной сфере, как части инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование промышленности в области обеспечения материально-технического снабжения и каналов распределения продукции.
Сущность ИПТК заключается в том, что предприятия, входящие в кластер региона, приобретают конкурентные преимущества в ходе взаимодействия внутри кластера и, соответственно, наилучшим образом удовлетворяют потребности предприятий остальных кластеров региона. Интегрированный производственно-транспортный комплекс трактуется как система взаимосвязанных и взаимодействующих промышленных предприятий кластера региона, с их самостоятельной инфраструктурой, представляющей собой региональную систему транспортно-распределительных логистических центров.
Основной особенностью данного подхода к формированию структуры ИПТК и взаимодействию между его элементами, является то, что все логистические потребности промышленных предприятий комплекса обеспечивает транспортный кластер. Фактически логистическая составляющая деятельности промышленного комплекса региона переходит на правах аутсорсинга к транспортному комплексу, который может наиболее полно обеспечить логистические потребности промышленной составляющей комплекса.
Эффективность функционирования ИПТК во многом определяется наличием соответствующих механизмов управления. В качестве такого механизма управления данным комплексом предлагается система транспортно-распределительных логистических центров (ТРЛЦ), являющихся совокупностью нескольких видов логистических звеньев. Функции ТРЛЦ заключаются в перераспределении товарно-материальных потоков как между предприятиями внутри каждого конкретного кластера, так и между кластерами и внешней средой и направлены на достижение максимального уровня качества сервиса для конечных потребителей. В основе формирования ТРЛЦ лежит интеграция производства, транспорта и потребления. Целью такого взаимодействия является поиск оптимальных решений в целом по всему процессу движения материальных, финансовых, информационных потоков в сфере обращения и производства.
Структурная схема построения взаимодействия предприятий в виде его интегрированного промышленно-транспортного комплекса на основе использования кластерного подхода представлена в табл. 1.

Таблица 1
Структура ИПТК региона
Интегрированный промышленно-транспортный комплекс
Промышленные
кластеры
Транспортный кластер
Промышленные
предприятия
Транспортные
организации
Транспортно-распределительные
логистические центры

На основании производственно-хозяйственных связей промышленного и транспортного комплексов внутри ИПТК определена его структура, в основу построения которой положены следующие принципы:
● совместное использование ресурсов транспортного кластера предприятиями разных промышленных кластеров;
● возможность работы предприятий различных кластерных групп с одним транспортно-распределительным логистическим центром.
Формирование интегрированного промышленно-транспортного комплексного на основе кластерного подхода дает ряд определенных преимуществ, позволяющих использовать преимущества входящих в него промышленных и транспортного кластеров в целях оптимизации процессов обращения в регионе. Это позволяет повысить его инвестиционно-инновационный промышленный потенциал, дает возможность корректировать социально-экономическую политику в целом. Образование подобных структур создает наиболее благоприятные условия для эффективного управления промышленным производством.
Интеграция предприятий должна основываться на принципах экономической мотивации предприятий, которые заключаются в том, что функционирование предприятий в рамках ИТПК позволяет им извлекать больший экономический эффект, чем самостоятельное функционирование. Инновационность подхода будет заключаться в этом случае в формировании синергетического эффекта в экономической системе региона. Абсолютным эффектом от формирования и функционирования в регионе ИПТК будет являться суммарное увеличение ВВП и ВРП, что позволит обеспечить формирование промышленной политики, направленной в конечном итоге на повышение экономического роста и повышение благосостояния населения.


Литература
1. Бандман М.К., Чистобаев А.И. Территориально-производственные комплексы: опыт и проблемы формирования. — Л.: Наука. Ленинградское отд., 1990.
2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. — М.: Изд-во Дом ГУВШЭ, 2004.
3. Государственная политика промышленного развития России: От проблем к действиям / С.С. Сулакшин, А.И. Амосов, Э.Ф. Баранов и др. — М.: Наука, 2004.
4. Добрынин А.И. Экономическая теория. Микро-, макро-, мега-: учебник. 3 изд. — СПб.: Питер, 2004.
5. Липсиц И., Нещадин А. Промышленная политика: выбор будущего // Экономика и жизнь. — 2000. — №7.
6. Барсукова Е.Л., Сарычев В.А Инновация как экономическая категория // Инновации. — 2008. — № 2.
7. Ясин Е.Г. Структурные изменения в российской промышленности. — М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия