Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Нгуен Н. Т.
докторант Орловского государственного
аграрного университета,
кандидат экономических наук


ВЬЕТНАМСКАЯ СТРАТЕГИЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

Курс на ускоренную индустриализацию вьетнамского хозяйства осуществлялся первоначально за счет всесторонней помощи социалистических стран. Но, поскольку в экономике Вьетнама отсутствовали рыночная конкурентная среда и заинтересованность госпредприятий во внедрении передовых технологий, эта помощь использовалась неэффективно.
С 1986 г. вьетнамское правительство проводит рыночные реформы. В течение 90-х гг. экономика пережила две волны реформ - повышательную и понижательную. До азиатского финансового кризиса в 1997 г. наблюдался быстрый хозяйственный рост - в среднем на 7,9% в год. Страна постепенно переходила к открытой экономике. Высокие темпы прироста достигались, прежде всего, благодаря либерализации внутренних рынков, стимулированию частного бизнеса и государственного предпринимательства. Однако в период с 1997 по 2000 гг. экономическая активность начинает затухать в связи с негативным влиянием кризиса в странах Юго-Восточной Азии, с которыми Вьетнам имел тесные торгово-экономические отношения, а также в связи с исчерпанием первоначального эффекта рыночных преобразований. Среднегодовой темп прироста снизился до 6,4%. Появились серьезные проблемы, обусловленные неустойчивостью роста, низкой конкурентоспособностью национального хозяйства, неэффективным использованием государственных ресурсов, уязвимостью экономики в условиях неустойчивой мировой конъюнктуры, непривлекательностью инвестиционного климата во Вьетнаме.
В стране отсутствовала научно обоснованная национальная стратегия экономического развития.
Главенствующая цель современного хозяйственного развития Вьетнама - стать индустриальной страной к 2020 году.
По прогнозам ведущих организаций в период с 2000 по 2010 гг. мировое производство будет расти в среднем на 3,1-3,3% в год. Оптимистичен прогноз и для Азии, особенно ее Юго-Восточного региона.
Улучшающаяся мирохозяйственная конъюнктура благоприятствует внешней ориентации национальных хозяйств. Интернационализация экономики сулит определенные выгоды. Внешняя ориентация, ускорение, устойчивость роста - таковы три главные взаимосвязанные задачи стратегии индустриализации вьетнамской экономики на новом историческом этапе.
Исследователи вьетнамского Института стратегий развития полагают, что Вьетнам (по схеме Х.Чинери) переходит от старта индустриализации к ее развертыванию - этапу, на котором рост капитала должен опережать рост рабочей силы, усиливается урбанизация, экономика ускоренно развивается и быстро изменяется ее отраслевая структура. На данном этапе, придерживаясь экспортной направленности, необходимо рационально расходовать ресурсы, развивать импортозамещающий сектор экономики, предотвращать экологические угрозы (ориентируясь на модель, отличную от модели азиатских НИС), использовать стратегически выгодное географическое положение Вьетнама и наличие в стране самой дешевой в Азии рабочей силы.
Прогноз позволяет выделить при этом две стадии в дальнейшей индустриализации страны: с акцентом на внешнюю ориентацию экономики (2001-2015 гг.) и на самоподдерживающее ее развитие (2016-2025 гг.).
На первой, по данным Института стратегий развития, среднегодовой прирост ВВП в 2001-2010 гг. должен составить 7-7,5% в 2010-2015 гг. - 9-10%. Общий рост оборота товаров и услуг должен опережать прирост ВВП в 1,5 раз, а темпы экспорта - темпы роста внутрихозяйственного оборота товаров и услуг. Экспортная квота составит 65-75%, темпы прироста капитала - около 7,5%, а затем поднимутся еще на 4-5 пунктов в период 2011-2015 гг. С созданием инвестиционной зоны АСЕАН и улучшением инвестиционного климата во Вьетнаме, увеличится приток прямых иностранных инвестиций.
Вторая стадия предусматривает расширение внутреннего рынка и высокий рост национального социально-экономического и научно-технического потенциала, чтобы обеспечить самоподдерживающее и устойчивое хозяйственное развитие. Экспортная ориентация уменьшится. Доля экспорта в ВВП сократится примерно до 40-50%.
Национальные технологические и инновационные преимущества раскроются не ранее 2010 г., когда среднедушевой ВВП превысит 1000 долл. и произойдут кардинальные сдвиги в макроструктуре экономики, в соотношении обрабатывающей и добывающей промышленности, в качестве трудовых ресурсов и национальной инновационной системе.
Чтобы при этом сохранить преимущества социалистической ориентации Вьетнама, нужно использовать ряд качественных факторов, необходимых для повышения конкурентоспособности национальной экономики, связанных со значительной ролью государственного регулирования. К таким факторам относятся: участие всех форм собственности в предоставлении образовательных услуг, синхронное развитие всех уровней образования, поощрение учебы за границей;
-развитие НИОКР на основе взаимодействия государства с частным сектором;
-расширение международного научно-технического сотрудничества, прямых иностранных инвестиций, обмена результатами НТП и научными кадрами с другими странами, импорта технологий;
-формирование ТНК, создание государственных генеральных компаний;
-структурные изменения в отраслях экономики на основе взаимосвязей импортозамещающего сектора с экспортным, развития наукоемкого производства с высокой степенью трудоемкости;
-изменения в институциональной структуре при доминировании государственной собственности;
-совершенствование социально-экономической инфраструктуры на основе государственного и международного финансирования;
-изменение менеджмента на основе индикативного планирования, использования поэтапной стратегии международного маркетинга и инновационного менеджмента;
-совершенствование систем распределения дохода и использования трудовых ресурсов, создание условий для развития всех форм труда;
-обеспечение продовольственной безопасности за счет индустриализации и повышения продуктивности сельского хозяйства;
-развитие кредитно-банковского сектора при господстве государственного капитала, формирование и развитие рынков средне- и долгосрочного кредита.
Формирование продвинутой структуры - одно из важнейших условий повышения конкурентоспособности национального хозяйства. Узкая специализация наукоемкого производства - один из крупных недостатков модели азиатских НИС. В их экспорте на бытовую электронику и транспортное машиностроение приходится львиная доля. Продукция этих отраслей составляет более 60%, например, южнокорейского экспорта. Такая специализация связана с высоким риском. Чрезмерная зависимость хозяйственной динамики от этих двух отраслей и их экспорта от внешних обстоятельств периодически приводит к перепроизводству при изменении рыночной конъюнктуры.
Вьетнаму необходимо диверсифицировать экспорт, сохранить социалистическую ориентацию, создать трудоемкую и наукоемкую экономику. Социалистическая ориентация требует как ускорения прогресса в области развития производительных сил, так и обеспечения социальной справедливости. Организация широкого спектра экспорториентированных, в том числе наукоемких, производств с высокой степенью трудоемкости позволяет синхронно решать обе эти проблемы.
Рассматриваемая в более широком плане индустриализация вьетнамской экономики выглядит как процесс с следующими этапами.
1.Переход от импортозамещения к экспорториентации (1986-1997 гг.):
-реструктуризация госсектора в легкой и тяжелой промышленности;
-комплексное развитие деревень и начало индустриализации сельского хозяйства;
-формирование социальной и экономической инфраструктуры.
2.Восстановление экспорториентации после азиатского финансового кризиса (1998-2000 гг.):
-наращивание экспорта сельхозпродукции с низкой степенью переработки и экспорта трудоемких товаров.

3.Активная экспорториентация (2001-2003 гг.):
-развитие с помощью иностранных и национальных технологий добывающей и другой промышленности и комплекса поддерживающих отраслей;
-стабильный экспорт переработанной продукции сельского хозяйства и рыболовства;
-экспорт продукции трудоемких средне- и высокотехнологичных машиностроительных отраслей;
-экспорт услуг;
-экспорт продукции высокотехнологичных промышленных отраслей на базе развития совместного предпринимательства;
-интенсификация процесса привлечения иностранных технологий;
-развитие НИОКР в целях перспективного развития наукоемких отраслей (преимущественно за счет государственных средств).

4.Импортозамещение наряду с умеренной экспорториентацией (2016-2025 гг.):
-сокращение экспорта продукции низкотехнологичных производств;
-расширение экспорта наукоемкой продукции с использованием в основном национальных технологий;
-развитие НИОКР в частном секторе экономики.

Процесс реализации стратегии индустриализации в целом должен протекать следующим образом.
С учетом разных уровней наукоемкости и фондоемкости, требований к квалификации занятых можно прогнозировать распределение наукоемких и других отраслей по формам собственности в предстоящие 15 лет. В секторе с участием иностранного капитала развиваются наукоемкие и трудоемкие высокотехнологичные производства с высоким качеством производственных фондов. Формирование трудоемких средне- и высокотехнологичных производств, не требующих высокой квалификации занятых и слишком сложной техники, посильно государственному сектору со средним уровнем концентрации капитала и технического развития. В частном секторе сосредотачиваются трудоемкие низкотехнологичные отрасли, обработка море- и сельхозпродукции.
В ходе индустриализации по мере увеличения производственных и технических потенций госпредприятий они инвестируют больше средств в наукоемкое производство. Частные фирмы более активно участвуют в развитии предприятий государственного сектора. Иностранный капитал постепенно вытесняется национальным. Трудоемкие отрасли свертываются в связи с ростом средней заработной платы внутри страны.
Вместе с тем, улучшение конкурентной среды, ликвидация дискриминации в отношении нерезидентов, снижение тарифов на основные услуги, введение налоговых льгот способствуют более интенсивному притоку в страну прямых зарубежных инвестиций. Для повышения эффективности работы госпредприятий государственные ресурсы перераспределяются из малозначимых отраслей в стратегические, совершенствуются структура и механизм менеджмента на госпредприятиях, четко отделяется функция капитала от капитала-собственности, классификация госпредприятий по признаку центрального или местного подчинения заменяется их классификацией как стратегических и нестратегических.
Уровень конкурентоспособности национальной экономики повышается по мере раскрытия экспортного потенциала районов страны и включения этого импортного потенциала в общее русло экспорториентированной индустриализации. Повышение внешнеэкономической открытости районов предполагает не только прямой контакт с внешним миром, но и развитие межрайонных торговых и кооперационных связей, концентрацию в одних районах экспорториентированных, в других - поддерживающих производств и отраслей. На наш взгляд, целесообразно выделить 3 основных и 5 периферийных районов. Более квалифицированный человеческий капитал, более развитая социально-экономическая и научно-техническая инфраструктура позволяют создавать в основных районах многоотраслевые комплексы. Таким образом, более целесообразно используются сравнительные преимущества районов.
Огромное значение для развития внешнеторговой деятельности и притока зарубежного капитала имеет участие Вьетнама в АТЭС и ВТО. При этом диверсификация экспортного производства позволяет увеличивать валютные доходы и обеспечивать стабильность экспорта. Вьетнамские экспортеры в международном маркетинге смогут использовать поэтапную стратегию, способствующую решению проблем в области стандартизации продукции, развитию основных видов деятельности корпораций (НИОКР, финансовой и т.д.), увеличению их финансовой мощи.
Для обеспечения устойчивости и самодостаточности данного процесса необходим, во-первых, емкий внутренний рынок. Устойчивость предполагает определенное снижение внешнеторговой квоты и возрастание внутреннего товарооборота, соответственно и разумное вмешательство государства в целях:
-стабильного роста ВВП, повышения занятости и уровня жизни населения;
-стимулирования роста производительности труда, а следовательно, и удельного веса реальной заработной платы в национальном доходе (доля которой в национальном доходе промышленно развитых стран составляет 50-60%);
-уменьшения степени дифференциации доходов различных групп населения и районов;
-формирования среднего класса как основы устойчивого социально-хозяйственного развития (в странах с развитой рыночной экономикой - это 70% населения).
Во-вторых, должны увеличиваться размеры внутреннего накопления, в том числе для уменьшения зависимости от иностранного капитала. В настоящее время соотношение размеров внутренних сбережений и величины мобилизованных инвестиционных средств во Вьетнаме - всего 8% от ВВП.
В-третьих, должны быть значительно повышен технологический уровень производства , увеличены доля основанного на отечественных НИОКР производства высокотехнологичной продукции, численность национальных инновационно-активных предприятий, удельный вес экспорта высоких технологий в общем объеме промышленного экспорта.
В-четвертых, необходимы современные системы фундаментального образования, профессиональной подготовки и НИОКР. Это стратегические конкурентные преимущества постиндустриальной экономики от которых зависит место страны в международном разделении труда. Структура профессиональной подготовки должна соответствовать конкретному этапу индустриализации. Вначале рабочие средней квалификации востребуются в большем количества, чем специалисты с высшим и послевузовским образованием. На стадии зрелой индустриализации растут потребности в высокоинтеллектуальных кадрах.
В-пятых, нужны активные меры по повышению конкурентоспособности экономики, в том числе за счет совершенствования финансовой системы социально-экономической инфраструктуры, институциональной структуры, подготовки менеджеров повышения качества трудовых ресурсов, совершенствования государственного управления инновационным процессом.
Увеличение инновационного национального потенциала предполагает:
-разработку системы мониторинга и прогнозирования изменения потребностей народного хозяйства в рабочей силе;
-наукоемкость не ниже 1,5% ВВП, около 4% от расходов госбюджета на эти цели, соотношение заработной платы работников НИОКР и средней зарплаты в экономике в размере не менее 180-200%; увеличение доли занятых НИОКР в общей численности населения, увеличение доли расходов на образовательные цели в ВВП до 6-8%;
-увеличение расходов на приоритетные направления НИОКР без сокращения абсолютной величины расходов на неприоритетные направления;
-формирование рынка инновационных инвестиций и создание рыночного механизма стимулирования спроса на результаты отечественных НИОКР со стороны национальных предприятий;
-протекционистскую поддержку национальной наукоемкой продукции на внутреннем и внешнем рынках, ограничение импорта техники, потребность в которой могут удовлетворить отечественные фирмы;
-осуществление ускоренной амортизации основных фондов, льготные кредиты, инвестиционную налоговую скидку потребителям отечественных технологий;
-организацию научно-технической кооперации предприятий и их кооперации с научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями;
-изменение статуса государственных научно-исследовательских учреждений, представление им определенной автономии, активную коммерциализацию в научно-технической сфере.
Одновременное решение задач по внешней ориентации экономики, ускорению и обеспечению устойчивости ее развития при его социалистической направленности - такова специфика стратегии индустриализации Вьетнама на современном этапе.


ЛИТЕРАТУРА
1. Статистический ежегодник. 2000 г. -Ханой: Статистика, 2001.
2. Статистический ежегодник. 2001 г. -Ханой: Статистика, 2002.
3. Нгуен Нгок Тхать. Размышления о стратегии индустриализации для развития вьетнамской экономики // Экономика Азиатско-Тихоокеанского региона. -2003. -N 6(47). -С. 1-7.
4. Nguyen Ngoc Thach. Southeast Asian Experience and an Economic Development Strategy for Viet Nam // Economic Development Review. -2003. -N 109. -P. 22-24.
5. Engholm Christopher, Engleewood Cliffs. Doing business in the new Vietnam. -N.J.: Prentice-Hall, 1995.
6. Goldstein M. The Asian financial crisises: causes, cures and systemic implications. -Wash.: 1998.
7. Материалы IX съезда КПВ. -Ханой: Национальная политика, 2001. -352 с.
8. Иноземцев В.Л. Пределы "догоняющего" развития. -М.: ЗАО "Изд-во "Экономика"", 2000. -295 с.
9. Инновационная экономика /Под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. -М.: Наука, 2001. -294 с.
10. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Под ред. В.Л.Макарова, А.Е.Варшавского. -М.: Наука, 2001. -636 с.
11. Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015). -М.: Новый Век, 2001. -592 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия