Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Эркомаишвили Г. Г.
доцент кафедры менеджмента и экономики
предпринимательства Тбилисского государственного
университета им. Иване Джавахишвили,
кандидат экономических наук


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГРУЗИИ
И СОСТОЯНИЕ ГРУЗИНСКОГО ВИНОДЕЛИЯ

В начале 90-х годов XX века частное и коллективное предпринимательство в Грузии было лишь приложением к государственному сектору. Большинство возникших в этот период кооперативов (70-80%)создавалось на базе государственных предприятий.
На рынке существовал острейший дефицит товаров. Для получения больших доходов достаточно было простейших операций. Потребитель, из-за отсутствия альтернативы, не мог оказывать какого-либо влияния на поставщика. В результате часть предпринимателей накопила значительные капиталы, увеличившиеся затем в процессе превращения инфляции в гиперинфляцию и за счет кредитов Национального банка, получавшихся через коммерческие банки.
Часть государственного имущества попала в руки отдельных лиц за минимальную цену. Приватизация крупных предприятий началась путем распределения ваучеров. Ваучеры и акции предусматривалось сосредотачивать в инвестиционных фондах, на которые возлагались функции вторичного рынка ценных бумаг. Однако эти фонды смогли закупить всего 0,3% ваучеров и получить акции абсолютно бесперспективных государственных предприятий.
В 1997 году ваучерная приватизация была объявлена завершенной. Министерство управления государственным имуществом начало новый проект, согласно которому государственные предприятия должны были продаваться на международных тендерах. Но многие тендеры не состоялись и предприятия не были проданы, так как при жестких условиях тендеров даже при низких ценах серьезные инвесторы предпочли воздержаться от участия в них. Факторами, препятствующими приватизации таких предприятий, были высокие размеры их задолженности, состояние активов и ряд других факторов.
В 1998г. был объявлен завершенным процесс приватизации малых предприятий. По данным Инвестиционного центра и Министерства управления государственным имуществом Грузии, 28% из них были проданы напрямую, 29% - на аукционах, 27% приватизированы на тендерах, 15% ликвидировано, 1% арендовано с правом выкупа. Приватизация коснулась главным образом объектов торговли (38%) и обслуживания (42%).
Между тем, малый бизнес призван обеспечен упрочнение рыночных отношений, выход экономики из кризисного состояния, занятость населения.
При реструктуризации крупных и средних предприятий многие входящие в их состав структурные элементы были учреждены в виде малых предприятий. Большая их часть к 2002 г. была приватизирована и относится к сфере торговли и обслуживания. (31% малых предприятий находится в Тбилиси).
Затруднило развитие малого предпринимательства Постановление Кабинета министров (в апреле 1995 года), сделавшее обязательным повторную регистрацию предприятий. При этом регистрация проходила не в местных органах государственного управления, где предприятия проходили первичную регистрацию, а в районных судах с внесением новых сборов. Часть предприятий из-за финансовых затруднений не смогла пройти регистрацию и была упразднена.
Только пятная часть малых предприятий обладает возможностью получить банковский кредит или привлечь иностранный капитал. В то время как для крупных и средних предприятий банковский кредит вполне доступен.
Более четырех пятых предприятий в настоящее время уже находятся в негосударственной собственности.
Приблизительно 76% предпринимателей имеют высшее образование. Большинство - по профессии инженеры (44,1%) и экономисты (32,5%).
Наиболее распространенные организационно-правовые формы предпринимательства: индивидуальные предприятия (47,6%), общества с ограниченной ответственностью(30,7%), общества с солидарной ответственностью (3,2%), акционерные общества(2,4%), коммандитные общества, кооперативы и другие (17,1%)Из них 86% являются собственностью частных лиц, остальные относятся к государственному сектору. Большая часть предпринимателей занимаются теневой деятельностью. В большом количестве продается фальсифицированная продукция. Многие предприятия остановились из-за того, что местное производство не может оказать конкуренцию продукции, поступившей контрабандным путем (без таможенного налога). Увеличившаяся контрабанда отражается на ценах. Проблемой является и низкий уровень покупательной способности населения.
Развитию предпринимательства мешает также характерная для переходной экономики политическая нестабильность, недоверие к бизнесу со стороны обнищавшего населения.
Наиболее трудными проблемами на пути развития малого, среднего и крупного бизнеса являются:
- неупорядоченность и неэффективность налоговой системы. Существующие налоги составляют более 40% всех доходов предпринимателей. (Предприниматели считают необходимым их уменьшить наполовину);
- 70% опрошенных предпринимателей считают необходимым иметь в органах власти влиятельную поддержку, а также покровителей в криминальном мире, особенно это актуально для частного сектора и малых предприятий;
- отсутствие необходимой договорной дисциплины;
- сложность получения лицензий ( в первую очередь на экспорт), отношений с таможней и трудности с транспортировкой товаров. Транспортные организации реально ни за что не несут ответственности и не возмещают нанесенный ущерб. Отсюда высокие транспортные затраты;
- низкий уровень информационного обеспечения. Малым предприятиям особенно трудно получать информацию о потенциальных зарубежных партнерах, о состоянии рынков;
- неразвитость системы страхования, из-за чего иностранные бизнесмены также не стремятся вкладывать капиталы в экономику Грузии. Распространены только три вида страхования: страхование имущества (40%), личное страхование (37%),страхование ответственности (20%).
Для развития в Грузии предпринимательства необходимы творческое освоение зарубежного опыта в сфере управления и организации производства, поиск новых путей сбыта продукции, сохранение ряда национальных традиций. Более широко должны использоваться возможности аренды с выкупом, лизинга и франчайзинга. Франчайзинг особенно важен для решения проблем технического перевооружения предприятий, повышения конкурентоспособности продукции, занятости населения.
Предпринимательство в Грузии постепенно переходит в стадию развития. Однако для организации цивилизованного бизнеса еще требуется значительное время.
Это относится ко всем отраслям грузинской экономики и не в последнюю очередь к такой традиционной для нее отрасли как виноделие.
В начале 80-х годов в Грузии ежегодно производилось приблизительно 25-30 млн. декалитров вина. С 1992 года начинается резкое сокращение производства винограда и , соответственно, производства винной продукции. В период с 1992-2002 гг. площади виноградников сократились на 37%. Основной причиной явился кризис в экономике, из-за которого возникли перебои в снабжении ядохимикатами и техникой, увеличился темп списания виноградников, а темп развития новых уменьшился.
В 2002 году было произведено всего 2 млн. декалитров вина, что в 10,7 раз меньше по сравнению с 1980 годом.
Среди произведенных вин в очень малом количестве выпускаются марочные (15,7%) и полусухие и полусладкие вина (5,6%), особенно красные вина, на которые существует наибольший спрос у зарубежных потребителей. В винной промышленности, по состоянию на 1 июня 2003 года, действуют 110 предприятий, из них приватизировано 98, т.е. 89,9%. По уровню приватизации отрасль находится на первом месте.
Для их реструктуризации большую роль играет создание совместных предприятий - таких, как грузино-американское предприятие "Чалас-Ваинс", учредителем которого с грузинской стороны является "Самеба", а с американской - фирма "Джорджиан Вайнс". Это СП является основным экспортером марочных вин. Целесообразно, чтобы в этой фирме объединились больше первичных и вторичных винных заводов, виноградарей и были более развиты маркетинговые исследования.
В 1995 году была создана грузино-голландская компания вин и спирта "Коимансиа". Она является специализированной торговой организацией, принесшей грузинским винам значительную популярность на внешних рынках. Целесообразно чтобы и она имела свою собственную сырьевую базу., сеть первичных и вторичных заводов.
Работа по созданию совместных предприятий должна быть продолжена.
Необходимо развивать и производство винной продукции в семейных хозяйствах на основе первичной переработки сырья. Однако оно не может решить проблему производства конкурентоспособной продукции, прежде всего из-за малых объемов производства. В 2002 году на одно хозяйство в среднем приходилось производство всего 115 литров вина. Кроме того, невозможно осуществлять эффективный контроль за качеством продукции.
В 1990 году из всей произведенной продукции было экспортировано 74% виноградного вина, 48% шампанского, 90% коньяка, 60% ликеров и водки. В 1996году экспорт сократился в 4,1 раза ( по сравнению с 1989 г.). Но с 1997 года он начал расти, увеличившись в 2002 году в 2,1 раза по сравнению с 1997 годом , когда грузинское вино впервые было вывезено в Израиль, Молдову, Польшу, Узбекистан, Чехию, Кыргызстан.
Традиционным потребителем грузинского вина является Россия. В 2002 году на ее рынок было поставлено 68,2% вина в Украину - 11,5 %, Казахстан 7,1%, США - 5,6%.
Вместе с тем наряду с увеличением экспорта на старые рынки необходим поиск новых рынков сбыта, в том числе поставка вина в Англию, Китай, Японию, страны Балтии и т.д.
В стратегии освоения новых рынков одной из основных забот является проблема фальсификации вина. По данным Самтреста , торговые фирмы зарубежных стран выпускают под видом грузинских вина, которые не имеют никакой связи с грузинским виноделием, грузинскими сортами винограда. В частности, такие вина выпускают в Венгрии, Болгарии, Молдове. Такими "грузинскими" винами наполнен российский рынок. Они "конкурентоспособны" не по качеству, а по цене.
В конечном счете это приводит в катастрофическому сокращению производства в Грузии, резкому ухудшению финансового положения предприятий нашей винной промышленности.
Поэтому нужна государственная протекционистская политика с целью активной защиты этой экспортной отрасли от недобросовестной конкуренции.
Для повышения конкурентоспособности грузинского виноделия должно быть обеспечено и совершенствование налоговой системы, системы договоров и информации (покупатель и продавец зачастую лишены информации, прежде всего, о рыночных ценах).
Крайне актуальны следующие решения:
- организация поисков рынка сбыта и совершенствование организации поставок;
- осуществление мероприятий направленных против реализации продукции (особенно фальсифицированной) по демпинговым ценам;
- выделение части прибыли от экспорта вина для совершенствования технологии его производства;
- увеличение расходов на маркетинг;
- дифференциация таможенных пошлин на соответствующую импортную продукцию;
осуществление мероприятий для организации и развития оптовых рынков экспортной продукции.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия