Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Байрамов А.
декан факультета международных экономических отношений
Азербайджанского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


К ФОРМИРОВАНИЮ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
И ДРУГИХ СТРАНАХ СНГ

В современных условиях в различных регионах СНГ к числу наиболее распространенных монопольных мероприятий, направленных на ограничение конкуренции, относятся принуждение контрагента к принятию невыгодных условий контракта, несоблюдение правил ценообразования, соответствующие совместные действия предприятий. Исследования показывают, в частности, что свыше 40 % всех экономических субъектов, занимающих лидирующие рыночные позиции на всем пространстве СНГ, при реализации товаров и услуг применяют необоснованно высокие цены.
Органы власти стран СНГ при осуществлении антимонопольной политики ограничиваются в основном лишь запретом монопольных цен. Но специфические условия переходной экономики, в том числе так называемые "скользкие" ситуации, не позволяют точно определять методику их установления. Обычно в СНГ лишь ссылаются на "Временные методические рекомендации по установлению монопольных цен", принятые правительством России 21 апреля 1994 года.
Для более определенных решений, на наш взгляд, необходимо учитывать следующие концептуальные подходы.
Во-первых, подход, связанный с ограничением прибыли естественных монополий. Однако такой подход с учетом особенностей переходного периода в конечном счете окажется неприемлемым для большинства хозяйствующих субъектов, как национальных, так и иностранных. При этом следует учитывать и то обстоятельство, что в экстенсивно развивающемся экономическом процессе точная оценка со стороны антимонопольных органов реальной себестоимости, прибыли и рентабельности единицы продукции практически невозможна.
Второй подход связан с сравнением рынков сбыта экономических субъектов. Он имеет особый смысл при интенсификации иностранного участия. В этом случае антимонопольный орган должен быть полномочен, опираясь на сравнение рынков сбыта, устанавливать цены с монопольных позиций на высоком или низком (демпинговом) уровне.
В постсоциалистических странах, в данном случае в странах СНГ, монополистические тенденции проявляются, как правило, прежде всего, в отношениях не с предприятиями-конкурентами, а с поставщиками. Только в Российской Федерации иногда возникает такое противостояние, связанное с развитием конкуренции. Конкуренция, вместе с тем, ограничивается финансово-промышленными группами, осуществляющими свою деятельность в России с монополистических позиций.
Еще более сильное средство ограничения конкуренции - концентрация: концентрация капитала, концентрация производства; концентрация рынка, обусловленная стремлением к более высокому доходу и увеличению рыночной доли; подписанием соглашений по созданию, реформированию или слиянию предприятий и объединений, необходимостью проведения на рынке согласованной политики.
Организация антимонопольного контроля за данным процессом предполагает и предварительное получение разрешения на объединение и слияние. При этом, естественно, особенности отдельных стран делают необходимым применение различных подходов, к объединениям и слияниям. Но большинство стран СНГ в ходе контроля за экономической концентрацией используют практически одну и ту же систему мер, за исключением мер в отношении вновь учреждаемых хозяйствующих субъектов. В то же время и в данном случае отсутствие контроля в начале процесса не означает, что учредители вновь созданных хозяйствующих субъектов могут действовать произвольно. В связи с этим в антимонопольном законодательстве стран СНГ, в частности, Азербайджанской Республики, появилось понятие "группа лиц", характеризующее взаимоотношения "материнских" и "дочерних" структур.
Антимонопольное законодательство Азербайджана, как и РФ, допускает экономическую концентрацию, когда это необходимо для повышения конкурентоспособности национальной продукции на внутреннем и мировом рынке, когда она помогает хозяйствующим субъектам конкурировать с иностранными фирмами.
Пока контрольные функции антимонопольных структур наших стран не дают ожидаемого эффекта. Отраслевые министерства, как правило, не обладают правом на получение от действующих хозяйствующих субъектов необходимой информации и на решительные меры. Судебные разбирательства в данной области встречаются редко и не имеют реальных последствий. Запреты на недобросовестную конкуренцию, по своей сути, однако, имеют антимонопольный характер, прежде всего тогда, когда она связана с нарушениями законодательства, традиций делового сотрудничества, с нанесением ущерба деловому имиджу конкурента, антирекламой.
Процесс развития рыночных отношений постепенно повсеместно увеличивает степень независимости хозяйствующих субъектов и устраняет непосредственное вмешательство государства в экономику. В странах СНГ данный процесс регулируется принятыми в них законами, согласно которым, не допускается принятие нормативных актов, ограничивающих независимость хозяйствующих субъектов и использование в отношении предприятий дискриминационной политики. Однако в большинстве постсоциалистических стран сохраняется и негативное отношение к формированию конкурентной рыночной среды.
Вместе с тем, в их законодательстве должностным лицам в структурах государственной власти запрещено ведение предпринимательской деятельности, создание собственных хозяйствующих субъектов, совместное осуществление функций в государственном исполнительном органе и функций управления хозяйствующим субъектом.
Особое место в системе мер антимонопольного контроля занимают государственные реестры. Предприятие вносится в государственный реестр в том случае, если в его хозяйственной деятельности рыночная доля превышает 35%. Цель внесения в реестр - получение информации о крупных рыночных субъектах для организации контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства.
Опыт показывает, что для придания антимонопольной политике системного и комплексного характера странам СНГ необходимо иметь согласованные (межгосударственные) позиции.
Целесообразно подходить к этой проблеме, к разработке стратегических решений, руководствуясь следующей блок-схемой (Рис. 1.).
Основные параметры и зависимости антимонопольной стратегии
Функционирующие в стране ТНК также должны находиться под антимонопольным контролем, поскольку способны особенно существенно ограничить рыночную деятельность национальных хозяйственных субъектов, и нанести особенно серьезный ущерб и системе национальной экономической безопасности, и развитию национального бизнеса, и даже строительству национального государства.
Для осуществления в странах СНГ эффективной антимонопольной политики, в конечном счете, в интересах повышения конкурентоспособности национальной экономики, на наш взгляд, требуется целый ряд стратегических решений:
-совершенствование законодательной базы с целью обеспечения общенациональных интересов страны на региональном и глобальном уровнях;
-пересмотр экспортных тарифов для уменьшения препятствий в развитии конкурентоспособных отраслей;
-устранение негативного воздействия экспорта, субсидируемого правительствами зарубежных стран, на эффективную конкурентную среду, формируемую на национальном рынке, в том числе путем применения специальных импортных пошлин на товары субсидированного экспорта;
-применение тарифных и нетарифных ограничений на импорт товаров, имеющих аналоги в стране и отказ от практики государственных гарантий иностранным кредиторам при импорте таких товаров;
-снятие ограничений на объединение или слияние финансовых ресурсов, торгово-сбытовой сети, производственного и научно-технического потенциала в корпоративных структурах;
-стимулирование вертикальной интеграции в смешанных предприятиях и организациях;
-государственная поддержка формирования отдельных финансово-промышленных групп.


Литература
1. Михайлов А. ФПГ: принципы антимонопольного контроля // Рос. экон. журн. -1997. - N 11-12
2. Манцев В.И. Монопольная прибыль и монопольная цена. - М.,1963. - С.81-83.
3. Бюллетень бизнесмена. - Баку. - 1996. - N4, N11.
4. Сборник законов Азербайджанской Республики "Ганун" III. Спец.вып. - Баку, 2001. -С.515.
5. Винслав Ю.,Хуснутдинов М. и др. К развитию постсоветских транснациональных корпораций (фактология, аналитика, предложения) // Рос. экон. журн. - 1999. - N11-12
6. Никитин С., Глазова Е., Государство и проблема монополии // Мировая экон.и междунар. отношения. - 1994. - N7. -С.92-93.
7. Жидков О. Антитрестовское законодательство США. - М.,1963. -С.34.
8. Комаров В. Инвестиционное пространство СНГ // Мировая экон.и междунар. отношения. - 1998. - N2.
P.Bork, The Antitrust Paradox. - 1978 -N4. - p.405-406.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия