Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Кадымов А. Г.
начальник отдела логистики и коммерческого анализа ОАО ЛУКОЙЛ-Азербайджан,
кандидат экономических наук


СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ И ГАЗА ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ АЗЕРБАЙДЖАНА

Ожидаемый рост добычи углеводородного сырья в каспийском регионе (до 200 млн. т нефти в год), прогнозируемое увеличение грузовых потоков, идущих из Индии, Пакистана Ирана через территорию Азербайджана в Европу и обратно (до 110-120 млн. т в год) могут стать источниками значительных (превышающих 1 млрд. долл. в год), доходов нашей республики, получаемых только за транспортные услуги, транзит и обслуживание грузоперевозок.
По мнению западных экспертов, остаточные запасы нефти и газоконденсата, сосредоточенные в каспийском регионе, могут быть оценены в 39,4 млрд. баррелей. 75% этих запасов принадлежат Казахстану, 17% Азербайджану. (10 млрд. баррелей жидких углеводородов Казахстана сконцентрированы на одном месторождении Кашаган). Запасы каспийского природного газа оценены в 207 трлн. куб. футов, из которых на долю Казахстана и Туркменистана приходятся почти 90%. (В пластах Кашагана находится 12% всех запасов каспийского газа). Правда, казахстанский газ отличается высоким содержанием сернистых соединений и высокой себестоимостью добычи и транспортировки. (Эти два фактора способны заметно снизить экономическую привлекательность газовых проектов Казахстана).
В целом запасы углеводородного сырья (в пересчете на нефтяной эквивалент) распределены следующим образом. Безусловным лидером является Казахстан, с 61% от суммарного углеводородного потенциала региона. На втором месте по запасам нефти и газа находится Туркменистан - 24%. На третьем - Азербайджан - 13,7%, на четвертом , по некоторым оценкам, - Россия -1,3%. Вместе с тем, по мнению российских экспертов, углеводородный потенциал России в каспийском регионе, считая извлекаемые запасы нефти и природного газа, в 30(!) раз выше, чем по западным оценкам.
Темпы добычи каспийских нефти и газа весьма высоки. К 2014 г. добыча углеводородного сырья в регионе может вырасти до 4 млн. баррелей нефти и 16 млрд. куб. футов газа в сутки.
Одновременно суточный уровень потребления углеводородов в самом каспийском регионе может достигнуть 0,5 млн. баррелей нефти и 7 млрд. куб. футов природного газа. Суммарный экспортный потенциал Азербайджана, Казахстана, России и Туркменистана составит к 2014 г., по этой оценке, 3,5 млн. баррелей нефти и 9 млрд. куб. футов газа в сутки.
С целью добычи и поставок на мировые рынки нефти и газа в период 1990-2020 гг. в экономику региона планируется инвестировать 314 млрд. долл. США, из которых 110 млрд. пойдут на финансирование капитальных работ. Эксплуатационные затраты по каспийским углеводородным проектам могут составить 97 млрд. долл. Инвестиции, которые планируются для транспортировки нефти и газа до мировых потребителей, предварительно оцениваются в 107 млрд. долл.
Азербайджану необходимо стремиться получить максимально возможную часть этих финансовых средств, используя свое выгодное геополитическое положение, свой трубопроводный, танкерный и другой транспортный потенциал.
В настоящее время в Азербайджане эксплуатируются два экспортных нефтепровода: Баку-Новороссийск и Баку-Супса. Мощность трубопровода Баку-Новороссийск составляет 5 млн. т. нефти в год, но может быть доведена до 18 млн. т. В 1997-2003 гг. по трубопроводу, в соответствии с межправительственным российско-азербайджанским договором от 18 января 1996 г., было экспортировано более 14 млн. т нефти, в том числе свыше 10 млн. т с месторождений, осваиваемых Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР), и свыше 4 млн. т по международному проекту Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ). С 1999 г. экспортировалась в основном нефть ГНКАР -по 2,5 млн. т в год. Увеличить объемы экспорта по этому трубопроводу ГНКАР вряд ли сможет, так как предприятия компании добывают не более 9 млн. т нефти в год, из которых до 6,5 млн. т используется на нефтеперерабатывающих заводах Азербайджана.
Трубопровод Баку-Новороссийск приносит Азербайджану прибыль в опосредованной форме (как транспортный маршрут, по которому его нефть поступает на мировые рынки). За транспортировку 1 т нефти Азербайджан платит российской компании "Транснефть" 15,67 долл.
Проектная мощность трубопровода Баку-Супса составляла на момент пуска 5 млн. т в год. С 17 апреля 1999 г. (даты пуска нефтепровода) до конца 2003 г. были прокачены более 25 млн. т по проекту АЧГ, почти 4 млн. т составила нефть ГНКАР.
Доход, который приносит Азербайджану этот трубопровод (его протяженность 885 км, стоимостью - 590 млн. долл.), состоит из опосредованного (транспортировки нефти республики в рамках проекта АЧГ) и прямого (тарифного). По тарифу за прокачку нефти Азерьайджан получает около 1,2 долл. за 1 т. Транспортировка более 21 млн. т нефти, принадлежащей иностранным компаниям, уже принесла Азербайджану свыше 25 млн. долл.
Компания "ВР Azerbaijan", являющаяся оператором проекта АЧГ, планирует увеличить максимальную пропускную способность трубопровода Баку-Супса до 160 тыс. баррелей в сутки (8,3 млн. т в год) за счет увеличения мощности насосно-компрессорных станций платформы "Чираг-1" и самого нефтепровода. При увеличении в 2004 г. объемов добычи на месторождении Чираг до 6,9 млн. т должно быть прокачено около 6,2 млн. т нефти иностранных компаний-участниц проекта АЧГ.
В конце 2004 г. предусматривается сдать в эксплуатацию еще один стратегический трубопровод Б-Т-Д - Баку-Тбилиси-Джейхан (его длина 1776 км, пропускная способность - 50 млн. т нефти в год, проектная стоимость - 2,95 млрд. долл.). Тариф за транспортировку нефти по этому маршруту составит 2,58 долл. за баррель (чуть более 18 долл. за тонну). 0,37 долл. за баррель получит Турция за транзит по своей территории, 0,17 долл. - Грузия. Доход Азербайджана в течение первых 20 лет будет опосредованным. Но через 20 лет с момента пуска нефтепровод должен перейти в собственность Азербайджана и будет приносить прямой доход от коммерческой прокачки нефти - до 2,04 долл. за 1 т или до 100 млн. долл. в год в случае максимальной загрузки нефтепровода.
Доходы Азербайджана от транспортировки нефти связаны и с танкерной доставкой нефти и нефтепродуктов из Казахстана (порт Актау) и Туркменистана (порты Туркменбаши, Хазар и Окарем) до Баку. Средняя цена танкерной транспортировки 1 т - 7,5 долл.
Транспортировка нефти и нефтепродуктов по Азербайджанской государственной железной дороге в грузинский порт Батуми приносит до 15 долл. за тонну, (нефтеналивные цистерны принадлежат АГЖД, локомотивы грузинские и азербайджанские).
Транспортно-экспедиционное обслуживание танкерных перевозок по Черному морю и далее до потребителей осуществляет британская компания Alegratrans, являющаяся совладелицей Батумского терминала (производственные мощности которого позволяют переваливать до 15 млн. т нефти и нефтепродуктов в год).
В 2001 году из Казахстана и Туркменистана в Батуми поступило 6 млн. т нефти и нефтепродуктов, в 2002 году - 8,6 млн., в 2003 году - 9,6 млн. Соответственно, суммарный доход Азербайджана от танкерных и железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов из Казахстана и Туркменистана в 2003 году может быть оценен почти в 200 млн. долл. По прогнозу же на 2004 год объем танкерных и железнодорожных перевозок восточнокаспийских нефти и нефтепродуктов может составить 12 млн. т, а суммарный доход от них - около 240 млн. долл. К тому же они обеспечивают работой почти 10 тыс. чел.
Азербайджан, заинтересован в дальнейшем расширении танкерных и железнодорожных перевозок жидких углеводородов из Казахстана и Туркменистана.
Необходимо учитывать, что подтвержденные нефтяные запасы Казахстана составляют 3,6 млрд. т, что неуклонно растет его нефтедобыча (в 2002 г. - 47,2 млн. т, в 2003-м - 52 млн. т, в 2010-м - 100 млн. т, в 2015-м - 150 млн. т). Это открывает и для Азербайджана значительные перспективы.
Правда, Казахстан ориентируется на многовекторный выбор направлений транспортировки и экспорта своих углеводородных ресурсов, рассматривая в качестве экспортных векторов нефтепровод Атырау-Самара (не менее 15 млн. т казахстанской нефти в год), направление Актау-Махачкала-Новороссийск (не менее 2,5 млн. т нефти в год), нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (в 2002 году в Новороссийск по этому маршруту прошли 12 млн. т нефти Казахстана, вообще же проектная мощность КТК - 67 млн. т нефти в год), нефтепровод Баку-Джейхан (до 20 млн. т в год), нефтепроводный проект Западный Казахстан - Китай (до 50 млн. т в год), нефтепроводный проект Казахстан-Туркменистан-Иран (до 50 млн. т в год).
Конкуренция на маршрутах транспортировки нефти из Казахстана на мировые рынки может оказаться чрезвычайно высокой.
Начиная с 2004 года, Азербайджан сможет транспортировать в год до 20 млн. т нефти и нефтепродуктов из Казахстана и Туркменистана, но не больше - по ряду причин.
Нефтеналивной порт Дюбенди реально может переваливать лишь 7,5 млн. т жидких углеводородов в год. При инвестициях в объеме до 13,5 млн. долл. мощности порта могут вырасти до 10 млн. т в год. Кроме того, каспийский нефтеналивной терминал, принадлежащий частной компании Azpetrol, способен переваливать еще 10 млн. т нефти и нефтепродуктов в год. Танкера "Каспара" пока не могут обеспечить транспортировку нефти и нефтепродуктов в таких объемах.
Однако работы в этом направлении ведутся. В сентябре 2003 г. сдан в эксплуатацию новейший танкер "Профессор Азиз Алиев" дедвейтом 8 тыс. т, (построенный на судостроительном заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде. Его стоимость 8,75 млн. долл. Он имеет современное навигационное оборудование, двойные борта и способен одновременно перевозить два вида нефтепродуктов. В ноябре 2003 г. сдан в эксплуатацию еще один аналогичный танкер - "Джалил Мамедкулизаде". В результате все имеющиеся у пароходства 36 танкеров перевезли в 2003 г. более 12 млн. т нефти и нефтепродуктов. В 2004 г. предусматривается пополнение танкерного флота еще двумя новыми танкерами дедвейтом по 13 тыс. т. (Каждый такой танкер обойдется "Каспару" в 13,5 млн. долл.).
К ноябрю 2004 г. танкерный флот "Каспара" на Каспийском море увеличится до 38 кораблей, способных перевозить до 20 млн. т. нефти и нефтепродуктов в год.
Из этих объемов 7,5 млн. т. может составить нефть, которую Казахстан планирует транспортировать по БТД.
В нефтяных проектах Казахстана и в проекте БТД принимают участие итальянская "Eni" (5% долевого участия в БТД), французская "TotalFinaElf" (5%), японская "INPEX" (2,5%), американская "ConocoPhilips" (2,5%), в общем имеющие в проекте Баку-Джейхан 15% долевого участия. Это и составляет 7,5 млн. т. нефти в год, предназначенные для транспортировки по БТД.
Для дальнейшего наращивания объемов транспортировки нефти и нефтепродуктов из Казахстана и Туркменистана Азербайджану помимо увеличения перевалочных мощностей своих нефтеналивных терминалов и количества танкеров "Каспара" необходимо, прежде всего, долгосрочное соглашение с Астаной о транспортировке нефти по БТД.
Что касается увеличения объемов грузоперевозок АГЖД на грузинском направлении, то пока они ограничены пропускной способностью железнодорожной магистрали Баку-Батуми на территории Грузии (около 15 млн. т всех видов грузов в год).
Значительный перспективы имеет и транзит газа через Азербайджан.
К 2014 г. добыча природного газа в каспийском регионе может вырасти до 460 млн. куб. м в сутки или до 168 млрд. куб. м в год. Уровень потребления природного газа в самом каспийском регионе достигнет 200 млн. куб. м в сутки (73 млрд. куб. м в год). Следовательно, суммарный экспортный потенциал Азербайджана, Казахстана, России и Туркменистана может составить 260 млн. куб. м газа в сутки (85 млрд. куб. м в год).
Транспортировка этого газа предусматривается несколькими проектами.
Проект строительства транскаспийского подводного газопровода Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция-Европа (пропускной способностью в 30 млрд. куб. м газа в год) не реализуется также по ряду причин, в том числе и чисто экономическим. Поэтому в ближайшие годы единственным экспортным газопроводом, проходящим по территории Азербайджана, может быть только ЮКГ - Южно-Кавказский трубопровод (часть 1050-километрового газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум, длиною в 690 км, пропускной способностью первой очереди в 8 млрд. куб. м в год и стоимостью в 0,9 млрд. долл.), предназначенный для экспорта природного газа от месторождения Шах-Дениз в Турцию.
По ЮКТ планируется, начиная с 2006 года, экспортировать до 6,6 млрд. куб. м газа в Турцию (в соответствии с азербайджано-турецким межправительственным соглашением от 12 марта 2001 года) и до 0,8 млрд. куб. м в Грузию (как плату за транзит). Азербайджан до полного взаиморасчета с иностранными участниками проекта Шах-Дениз также будет в качестве оплаты за транзит получать (в том числе и по льготным ценам) до 1,5 млрд. куб. м газа в год.
Основная экономическая выгода республики от проекта ЮКТ состоит в поставках природного газа Азербайджана в Турцию и страны Европы.
Но рынок сбыта для газа Шах-Дениза пока невелик. Специалисты турецкой компании "Botas" (в рамках Государственной турецкой нефтяной компании, специализирушейся на торговле и транспортировке природного газа и нефти, строительстве трубопроводов и локальных газораспределительных сетей) еще в 1999 году сделали прогноз, согласно которому Турция должна была бы использовать на свои внутренние нужды в 2003 г. - 27,3 млрд. куб. м газа, в 2004 г. - 30,8 млрд. куб. м, в 2010 году - 55 млрд., в 2020 - 82 млрд. куб. м. Однако Турция закупила природного газа на 14% меньше прогнозных объемов, а на 2004 г. объемы закупок снижены уже на 20%. При этом Анкара имеет соглашения и с Россией на поставку в Турцию 30 млрд. куб. м природного газа в год (14 млрд. по газопроводу через Балканы и 16 млрд. по подводному трансчерноморскому газопроводу) и с Ираном - на поставку 10 млрд. куб. м газа в год, Алжиром (4 млрд.), и с Нигерией (1,2 млрд. куб. м в год). Итого 45,2 млрд. куб. м природного газа в год. С учетом же газа Шах-Дениза - это уже 51,8 млрд. куб.м. Такие объемы природного газа могут потребоваться Турции лишь после 2010 года. Правда, газ Шах-Дениза малосернистый, а его транспортировка к мировым потребителям, учитывая выгодное географическое положение Азербайджана, может быть осуществлена на коммерчески привлекательных для покупателя условиях.
С другой стороны, потребности самого Азербайджана в природном газе составляют 12 млрд. куб. м в год, а добыто в республике в 2003 г. было только 5 млрд. куб. м газа (4,1 млрд. куб. м предприятиями ГНКАР и около 0,9 млрд. куб. м попутного нефтяного газа АМОК на месторождении Чираг). С учетом 4 млрд. куб. м газа, поставленных в Азербайджан группой компаний "Итера", Азербайджан получил в 2003 году лишь 9 млрд. куб. м газа.
Проект АЧГ, начиная с 2009 года, должен давать Азербайджану до 7 млрд. куб. м попутного нефтяного газа в год. На первой стадии проекта Шах-Дениз он сможет получать до 1,5 млрд. куб.м газа в год. Добыча газа на предприятиях ГНКАР к 2009 году может снизиться до 3 млрд. куб. м в год. В результате в 2009 г республика сможет получить для удовлетворения своих внутренних потребностей 11,5 млрд. куб. м. Соответственно наращивать экспорт газа Азербайджана сможет лишь после того, как начнется реализация второй стадии проекта Шах-Дениз - при добыче до 16 млрд. куб. м газа в год.

В целом рост транзитных грузоперевозок через территорию Азербайджана может быть достигнута, во-первых, за счет увеличения (с 12,5 млн. до 20 млн. т) объемов транспортировки нефти и нефтепродуктов из Казахстана и Туркменистана, во-вторых, за счет расширения грузопотоков (прежде всего железнодорожных) по маршруту Север-Юг. Однако для этого необходимо ввести в эксплуатацию двухколейный участок железной дороги Баку-Астара (Иран). Перспективы же у этого маршрута весьма значительные (до 100 млн. т грузов в год).
Рекомендуется разработать десятилетнюю программу развития транспортных средств и путей, чтобы иметь долговременный постоянный источник дохода и разумно использовать географическое расположение Азербайджана и его ресурсы.


Использованные источники:

http://press.lukoil.ru/index.phtml?menu=0&news_ident=12009
http://www.mineral.ru/Chapters/News/3455.html
http://www.caspenergy.com/no5rus4.html

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия