Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Сыроватский Д. И.
ведущий научный сотрудник Государственного научного учреждения Якутский научно-исследовательский Институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук (г. Якутск),
доктор экономических наук

Винокуров В. С.
Государственное научное учреждение Якутский научно-исследовательский Институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук (г. Якутск),
кандидат экономических наук


Кадровая политика в арктических улусах Республики Саха (Якутия)
Статья посвящена кадровой политике при формировании рыночных отношений северных районов Республики Саха (Якутия), где огромную роль играет подготовка местных кадров, выходцев из коренного населения
Ключевые слова: аборигенно-коренное население, коренное население, традиционные отрасли, социальная экономика, уровень жизни
УДК 631.1:504.03; ББК 65.240   Стр: 266 - 267

Социальная экономика ориентирована на человека и призвана способствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей. От состояния и успехов экономики зависит то, как живут люди. При этом можно сформировать общее представление об условиях, в которых живут люди, о том, насколько они довольны этими условиями.
Понятие «уровень жизни» в большей степени отражает количественную меру благосостояния людей и чаще всего характеризуется количественными, числовыми показателями. Уровень жизни трудно выразить с помощью единственного критерия, одной меры, приходится прибегать к ряду показателей [1].
В арктических улусах, территория которых занимает больше половины всей территории Республики Саха (Якутия) — 63%, по состоянию на начало января 2006 г. проживает всего 12,6% населения республики (население арктических улусов — 119,5 тыс. чел.), из них 54% — сельское население. Наиболее многочисленно население в Булунском, Среднеколымском, Верхоянском, Оймяконском, Томпонском, Кобяйском и Усть-Янском улусах, в них проживает около половины населения арктических улусов (83,8 тыс. чел.). В остальных улусах численность населения колеблется от 3,3 до 5,6 тыс. чел. и сокращается из года в год. Так, за последние десять лет она уменьшилась на 11,8 тыс. чел. или на 23,31%. В целом, наибольшее сокращение численности населения произошло в Усть-Янском улусе — на 12,3 тыс. чел. (в 2,3 раза), Нижнеколымском — 4,6 тыс. чел. (1,8 раза), Верхоянском — на 5,6 тыс. чел. (в 1,4 раза). В остальных улусах снижение численности в среднем составило 2,6 тыс. чел. (1,3 раза). Повсеместно молодежь живет на содержании престарелых родителей. Девушки и юноши, окончившие школу, часто не могут трудоустроиться, растет безработица из-за сокращения производственных структур и закрытия социально-культурных объектов. Поэтому сегодня назрела необходимость внедрения нового типа мировоззрения. Школы и другие учебные заведения должны подготовить специалистов, приспособленных к новым экономическим отношениям, умеющим найти себе самое выгодное применение и созидать, творить ради собственного благополучия. С другой стороны, сколько бы новых учебных заведений не открывали, не удается полностью обеспечить трудовой занятостью северные регионы, если кардинально не изменить нынешние подходы к трудоустройству молодых специалистов [4].
Реформы в области труда и занятости ликвидировали существовавшую систему бронирования рабочих мест для молодежи. Лица, впервые вступающие на рынок труда, и не имеющие профессионального образования, не имеют никакой гарантии трудоустройства, испытывают острую социальную незащищенность. Это особенно характерно для молодежи Севера.
Ввиду того, что скрытые формы безработицы службами занятости не учитываются, можно предположить, что официальные показатели молодежной безработицы сильно занижены, поскольку далеко не все молодые люди из сельских местностей в поисках работы обращаются в службы занятости. Причин здесь довольно много. Одни не хотят прибегать к помощи службы из-за незнания, как своих прав, так и возможностей служб занятости; для других — причиной является большая удаленность служб от мест проживания безработных. По мнению многих, унизителен сам статус безработного [5].
В условиях Севера, где слабо развиты перерабатывающие производства промышленности и сельского хозяйства, сфера услуг, транспортная система, низок товарооборот и поле для коммерческой и предпринимательской деятельности, поиск источников дополнительных доходов объективно ограничен. Вместе с тем, прожиточный минимум и вообще стоимость жизни северянина выросли опережающими темпами.
Низкие доходы, отсутствие экономически справедливой цены труда, слабая социальная защита, отсутствие социальной поддержки экономически активного населения, низкая продолжительность жизни, отсутствие гарантий в сферах образования, охраны здоровья, снижение уровня культуры дестабилизируют социально-экономическую ситуацию. Север стал дорогостоящим для размещения производительных сил и жизнедеятельности. Людей наемного труда уже не «заманишь» на Север без гарантии обеспечения материальных благ. Но не только материальные блага составляют основу жизни. Вспомним слова первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева «...Жизнь народа немыслима без его стержня — духовности. Это оплот, удерживающий его от поглощения, от самоуничтожения и от морального падения. Это всепобеждающий дух, в критические периоды указывающий путь к спасению. Ближайший путь к счастливому будущему лежит через грамотность, образование, культуру, духовность».
Являясь элементарной социальной ячейкой, «молекулой общества», семья как бы повторяет, воспроизводит в себе всю многогранную сложную картину общественной жизни. «Современная семья, — писал К. Маркс, имея в виду частнособственническую моногамию в целом, — содержит в зародыше не только рабство (servitus), но и крепостничество, так как она с самого начала имеет отношение к земледельческим повинностям. Она содержит в миниатюре все те антагонизмы, которые позднее широко развиваются в обществе и в его государстве».
В процессе исторического развития общества происходит изменение не только социальной сущности семьи в целом, но и взаимоотношений между отдельными сторонами семейной жизни. Семьи коренных народов Севера, оставаясь одной из главных социальных ценностей в условиях всеобщего огосударствления общества, бюрократизации жизни семьи, превратились в придаток государства. В семье, как и в обществе, духовные отношения имеют идеологическую и психологическую стороны, основывающиеся как на определенных идеях, принципах, нормах, так и на традициях, обычаях, основанных на укладе жизнеобеспечения. В жизни семьи, так или иначе, проявляют себя национальные, нравственные, эстетические, правовые отношения [2].
Все это доказывает, что семейные отношения отнюдь не сводятся только к «отношениям детопроизводства», а включают другие социальные элементы, которые изменяются в зависимости от экономической основы и социальной структуры общества. Хозяйственно-экономическая деятельность семьи и связанное с ней разделение труда между мужчиной и женщиной относятся к главным социальным элементам. При рыночных отношениях семья будет ориентирована преимущественно на задачи накопления собственности и организации потребления, тогда как при социалистических отношениях ставились другие задачи.
Семья имеет возможность оказывать на детей непрерывное воздействие в течение длительного периода времени, контролировать все стороны их жизни. Влияние семьи на детей определяется в значительной степени тем, что в семье ребенок получает свои первые впечатления об окружающей его жизни, а они, как правило, являются наиболее сильными и устойчивыми, именно на их основе формируются привычки и характер будущего члена общества [3].
В настоящее время, когда семья перестает быть производственным объединением не только в городе, но и в деревне, проблема трудового воспитания детей приобретает особую остроту.
Что касается экологического воспитания, то молодой человек, вступая в жизнь, должен быть твердо убежден в том, что без охраны окружающей среды невозможно дальнейшее развитие общества. Он должен иметь представление об общих неблагоприятных антропогенных воздействиях глобального характера и о путях их минимизации, а, кроме того, четко представлять, какой ущерб может нанести природе, окружающей среде, здоровью, производство и неправильное поведение самого человека.
В экологическом воспитании молодежи и населения в целом необходимо использовать лучшие традиции и обычаи аборигенов по общению с окружающей природой. Многовековой уклад жизни, способы ведения хозяйства в экстремальных условиях Севера всегда были основаны на преклонении перед могуществом природы, с одной стороны, и перед уязвимостью составных компонентов естественных экосистем — с другой, что никогда не приводило к противоречию с законами развития северной природы. Аборигены жили и чувствовали себя как неотъемлемая часть природного единства, и, как истинные дети природы, постоянно воспитывали и учили подрастающее поколение.
Переход к рыночным отношениям привел к сокращению штатов в предприятиях. Мизерность доходов, заработной платы, а также высокий уровень безработицы привели к миграции трудоспособного населения из сельскохозяйственных улусов в города и центральные улусы. Миграция населения в арктических улусах, как и в целом по республике, является доминирующим фактором в изменении численности населения.
Миграционные процессы, происходящие на территории арктических улусов, полностью соответствуют тенденциям и направлениям, которые в данное время сложились в республике, и характеризируют общую картину миграции населения в целом. Во всех арктических улусах наблюдается отрицательное сальдо миграции, что негативно влияет на демографическую обстановку в этих улусах.
Оптимальный вариант сохранения естественной среды обитания и традиционного уклада жизни северных народов возможен на основе решения транспортных проблем, проблемы обеспечения дешевой энергией и прогрессивной системой связи.
Падение экономики в последние годы сопровождается снижением уровня занятости трудоспособного населения в общественном производстве. В обозримом будущем потребность в рабочей силе на селе будет постоянно уменьшаться, если не будут разработаны новые подходы существования сельскохозяйственных территорий с учетом решения демографии, как поставщика рабочей силы для развития других отраслей.
Существует ряд объективных причин, препятствующих получению высшего образования детьми северных улусов.
Во-первых, как уже признано, дети Севера — это дети природы, для которых жизнь немыслима без взаимной поддержки, выручки, полной открытости и искренности. Другое дело в центральных улусах, где якуты рано приобщились к западной цивилизации. Как говорят они сами: «Якут три года будет помнить обиду, и все равно достигнет своего». Возможно, этим и объясняется стремление жителей центральных улусов ставить выше всего интересы своего клана («аласный патриотизм»). Естественно, студенту из подобного клана, при наличии мощной корпоративной поддержки, намного легче адаптироваться в городе.
Во-вторых, искусственно создаваемые, так называемые северные льготы, вызывают у преподавателей и сокурсников пренебрежительное отношение к северянам, как к людям «второго сорта».
В-третьих, в других улусах существуют мощные земляческие группы, есть поддержка со стороны руководителей родных наслегов и улусов, а у северян этого нет, поскольку, как было отмечено выше, почти все руководство Севера — выходцы из центрального региона и преданность своим кланам у них выше интересов улуса, которым они руководят. Для многих из них работа на Севере всего лишь очередной трамплин в карьере.
Нет целевой программы требований в самих учебных заведениях, мала материальная и моральная ответственность руководителей за каждого отчисленного студента. Казалось бы, объявленной льготой пользуются, значит, должна быть соответствующая программа выпуска этих абитуриентов и ответственность руководителей. Быстро забывается лояльная политика бывшего СССР в отношении подготовки местных кадров.
Многие руководители учебных заведений — выпускники центральных вузов — со слезами на глазах рассказывают о годах учебы, вспоминают, как к ним хорошо относились крупные ученые, преподаватели тех учебных заведений. А сами так относиться к другим, почему-то, не научились. Такой печальный вывод можно сделать при анализе фактов отсева студентов из северных улусов в высших и средних учебных заведениях республики.
Для того, чтобы кардинально решить этот вопрос, необходимо, в первую очередь, создать филиалы вузов в г. Среднеколымске (по Колымской зоне), в поселке Томтор (по зоне Индигирки), в г. Верхоянске (по зоне Яны) и в поселке Жиганск (по зоне Лены), где преподаватели вузов могли бы работать вахтовым методом. Проживая в северных местах, общаясь со студентами и местными жителями, преподаватели получат уникальную возможность на себе ощутить все беды и проблемы Севера и другими глазами посмотреть на проблему подготовки местных кадров.
В спокойной доброжелательной обстановке студенты будут быстро втягиваться в учебу, формировать свои товарищества. Что в последующем, во время продолжения учебы в столице республики (III-V курсы) поможет адаптироваться в условиях крупного города: студенты-северяне окажутся более подготовленными в жизненных ситуациях, будут более активными к общественной жизни вдали от своих родителей и друзей.


Литература
1. Бороздин Э.К., Востряков П.К., Дьяченко Н.О. Разведение северных оленей. - Красноярск, 1977. - 223 с.
2. Помишин С.Б. Проблема породы и ее совершенствования в оленеводстве. - Якутск: Якутское кн. изд-во, 1981. - 179 с.
3. Северное оленеводство / Под ред. В.А. Забродина. - М., 1979. - 284 с.
4. Сыроватский Д.И. Перспективные направления формирования промыслово-ремесленного хозяйства в северных территориях // Регионы России в новых условиях хозяйствования. - Тюмень: «Ист. Консалтинг», 2010. - 268 с.
5. Сыроватский Д.И., Винокуров В.С. Регионально-территориальные формы создания условий жизнеобеспечения для оленеводов. - Якутск: Изд-во полиграф. комплекс ЯГУ, 2002. - 178 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия