Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Соколов Б. И.
профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Лин А. А.
заведующий кафедрой экономики и управления
Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии,
доктор фармацевтических наук, профессор

Орлов А. С.
доцент кафедры экономики и управления
Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии,
кандидат фармацевтических наук


Фармацевтический рынок: структурные особенности в России
В статье проанализирована структура российского фармацевтического рынка, динамика его развития. Определены его основные особенности, состоящие в высокой динамике роста объема рынка, продуктовой структуре, региональной дифференциации, организационной структуре, импортозависимости и ценообразовании на лекарственные препараты
Ключевые слова: структура фармацевтического рынка, динамика фармацевтического рынка, импортозависимость, государственное регулирование ценообразования, индекс цен на медикаменты, динамика цен на лекарственные препараты
УДК 615.1/.4; ББК 52.8   Стр: 336 - 341

Начало статьи в № 2, № 3 за 2012


Логическим продолжением анализа фундаментальных характеристик фармацевтического рынка как такового является исследование структурных особенностей фармацевтического рынка России [1; 2]. К важнейшим структурным особенностям отечественного фармацевтического рынка относятся: 1) динамичность роста объема рынка; 2) продуктовая структура; 3) региональная дифференциация; 4) организационная структура; 5) импортозависимость; 6) ценообразование на лекарственные препараты.
Место фармацевтического рынка в экономике России. Российский фармацевтический рынок занимает скромное место с точки зрения макроэкономических показателей народного хозяйства России (по данным Росстата в 2010 году чуть более 1% от ВВП), а расходы на медикаменты и медицинское оборудование составили 1,8% от потребительских расходов домашних хозяйств в том же году. Вместе с тем, в силу социальной значимости лекарств состояние лекарственного обеспечения является важным индикатором общественного благополучия.
Структурные особенности фармацевтического рынка зависят от исторически сложившейся системы здравоохранения в стране. В период радикальных рыночных реформ и последующие годы в России была создана новая модель организации здравоохранения, которая в настоящее время не может быть признана отвечающей мировым стандартам. По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в июле 2012 года, 40% россиян считают положение дел в здравоохранении одной из главных национальных проблем [3]. Это также подтверждается независимыми оценками состояния здоровья россиян. Так, агентство Bloomberg опубликовало рейтинг стран по состоянию здоровья их населения, в котором Россия заняла 97-е место из 145. Ближайшие соседи России в рейтинге — Восточный Тимор (96 место), Ирак (98) и Украина (99). Рейтинг был составлен аналитиками агентства на основании данных Всемирной организации здравоохранения, ООН и Всемирного банка. Он учитывал такие параметры, как продолжительность жизни, младенческая и материнская смертность, курение и потребление алкоголя, физическая активность, лишний вес, уровень холестерина, давления, глюкозы, распространение ВИЧ и других заболеваний, а также уровень загрязнения окружающей среды. Как считает президент Национального агентства по безопасности пациентов Алексей Старченко, низкое положение России в рейтинге свидетельствует об очень тревожной ситуации в российском здравоохранении. [3]. Главная причина создавшейся ситуации — хроническое недофинансирование здравоохранения, приведшее к падению уровня медицинского обслуживания, к низкому качеству медицинского оборудования и к недостатку кадров.
Динамичность роста объема рынка. Данные о динамике изменения объема российского фармацевтического рынка приведены на рис. 1.
Рис. 1. Объем российского фармацевтического рынка, 2005–2010 годы.
Составлено по данным: ЦМИ «Фармэксперт» (www.pharmexpert.ru); DSM Group (www.dsm.ru); ГК «Ремедиум» (www.remedium.ru).
Дифференциация данных, полученных из самых авторитетных информационных источников по вопросам развития российского фармацевтического рынка (ЦМИ «Фармэксперт», DSM Group, ГК «Ремедиум»), объясняется применением различных методик сбора и обработки первичной информации. Это в свою очередь связано со спецификой статистического учета в сфере лекарственного обращения. Так, например, возникают трудности с количественным определением медикаментозной составляющей в товарообороте аптек, поскольку последние реализуют кроме лекарственных препаратов биологически активные добавки к пище, средства гигиены и лечебной косметики, изделия медицинского назначения и другие сопутствующие товары. Вместе с тем, дифференциация данных о темпах роста фармацевтического рынка из разных источников не велика. Различия соответствующих показателей составляют менее 0,1%.
Таким образом, с точки зрения объемных показателей российский фармацевтический рынок развивается достаточно динамично. За последние пять лет по данным ГК «Ремедиум» его объем увеличился в 2,2 раза, в то время как объем мирового фармацевтического рынка вырос в 1,4 раза [4, с. 23].
Продуктовая структура. Одной из особенностей российского фармацевтического рынка является его структура по группам АТС-классификации, связанная со структурой заболеваемости населения и применяемыми в России методами лечения [1]. Как следует из данных, приведенных в табл. 1, наибольшие доли в стоимостных показателях приходятся на АТС-группы (A) «Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ», (L) «Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы» и (J) «Противомикробные препараты для системного использования», которые составляет соответственно 16,40%, 12,69% и 11,63%, в то время как на мировом фармацевтическом рынке лидируют (C) «Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы», (N) «Препараты для лечения заболеваний нервной системы» и (A) «Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ» [5].
Если судить об объемах реализации по натуральным показателям, то в России лидируют АТС-группы (N) «Препараты для лечения заболеваний нервной системы», (A) «Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ» и (R) «Препараты для лечения заболеваний респираторной системы», доли которых составляют соответственно 18,60%, 16,45% и 11,61%. Такое отличие между структурой продаж лекарственных препаратов по группам АТС-классификации, рассчитанной в стоимостных и натуральных показателях, объясняется особенностями заболеваемости и различиями в уровнях цен на лекарства, применяемых для лечения разных нозологий [2].

Таблица 1
Структура российского фармацевтического рынка по группам АТС-классификации в 2011 году
АТС-группы I-го уровняДоля в стоимостных показателях, %Доля в натуральных показателях, %
А: Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ16,4016,45
L: Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы12,691,44
J: Противомикробные препараты для системного использования11,6310,22
N: Препараты для лечения заболеваний нервной системы11,0918,60
С: Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы9,859,12
R: Препараты для лечения заболеваний респираторной системы8,9111,61
В: Препараты, влияющие на кроветворение и кровь8,307,84
М: Препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы5,455,05
G: Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны4,911,44
D: Препараты для лечения заболеваний кожи3,539,10
[-]: Препараты, не имеющие АТС-группы2,835,31
S: Препараты для лечения заболеваний органов чувств1,902,19
V: Прочие лекарственные препараты1,160,61
Н: Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны)1,130,61
Р: Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты0,230,41
Составлено и рассчитано по данным: Фармацевтический рынок России. Итоги 2011 года: аналитический отчет. — URL: http://www.dsm.ru/analytics/2011 (дата обращения: 24.07.2012)

Региональная дифференциация российского фармацевтического рынка. Особенностью российского фармацевтического рынка является значительная дифференциация его макроэкономических показателей по федеральным округам (ФО) и отдельным субъектам Российской Федерации.
Как следует из данных табл. 2, объемы фармацевтического рынка по 8 федеральным округам России распределены неравномерно. Так, на долю Центрального ФО приходится 35,2% всего российского фармацевтического рынка, в то время как на долю Северо-Кавказского ФО — лишь 3,3%. Сильную региональную дифференциацию имеют и показатели среднедушевого потребления лекарств в целом и по отдельным сегментам фармацевтического рынка. Среднедушевое потребление лекарств в Центральном ФО в 2,66 раза превышает аналогичный показатель в Северокавказском ФО, в том числе в розничном сегменте — в 2,62 раза, в госпитальном сегменте — в 2,68 раза, в сегменте льготного лекарственного обращения — в 2,84 раза.

Таблица 2
Макроэкономические показатели фармацевтического рынка по федеральным округам России
Федеральный округНаселение, чел. (по данным на 01.01.2011)Объем фармацев­тического рынка в ценах конечного потребления, млн долл. СШАПотребление на душу населения, долл. США
по всем сегментам фармацев­тического рынкав розничном сегменте фармацев­тического рынкав госпиталь­ном сегменте фармацев­тического рынкав сегменте льготного лекар­ственного обеспечения
Центральный38 456 8656193,37161,05116,9316,8527,27
Приволжский29 880 4133214,16107,5784,157,6615,77
Сибирский19 249 7982042,22106,0981,117,3317,65
Северо-Западный13 593 5121897,67139,60107,089,5422,99
Уральский12 089 1111565,32129,48102,7310,0816,67
Южный13 853 7221306,1994,2870,727,6315,93
Дальневосточный6 283 711806,07128,2899,6710,3818,24
Северо-Кавказский9 507 004575,0160,4844,616,289,59
Россия в целом142 914 13617600,01123,1593,0610,5019,59
Составлено и рассчитано по данным: Российский фармацевтический рынок. Итоги 2010 года: Специальный выпуск. — М.: Ремедиум, 2011. — С. 12–14

Еще более явно выражены различия в макроэкономических показателях фармацевтического рынка по отдельным субъектам России. Если в Москве среднедушевое потребление лекарств по всем сегментам фармацевтического рынка составляет 294,69 долл., в том числе в розничном сегменте — 205,68 долл., в госпитальном сегменте — 40,46 долл., в сегменте льготного лекарственного обращения — 48,55 долл., то в Псковской области аналогичные показатели соответственно равны 36,74 долл., 16,74 долл., 4,95 долл. и 15,05 долл. [7, с.12–14]. Таким образом, среднедушевое потребление лекарств по всем сегментам фармацевтического рынка в Москве больше, чем в Псковской области в 8 раз, в том числе в розничном сегменте — в 12,29 раза, в госпитальном сегменте — в 8,17 раза, в сегменте льготного лекарственного обращения — в 3,23 раза.
Организационная структура российского фармацевтического рынка. Организационная структура фармацевтического рынка в России (рис. 2) имеет существенные отличия от других продуктовых рынков по причине того, что система лекарственного обеспечения исторически и логически всегда была организационно и структурно тесно связана с конкретной системой здравоохранения. Также особенностью организационной структуры фармацевтического рынка в России является важная роль государства и обязательного медицинского страхования в лекарственном обеспечении населения.
Спецификой отечественного фармацевтического рынка являются государственные закупки лекарственных препаратов для льготного обеспечения отдельных категорий граждан. Необходимость системы льготного лекарственного обеспечения возникла в период формирования рыночных отношений. В 1994 г. Правительством РФ было принято Постановление «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами» от 30.07.1994 № 890, в соответствии с которым отдельным группам населения и лицам с определенными заболеваниями лекарственные средства по рецептам врача должны отпускаться бесплатно или на льготных условиях (с 50% скидкой). Причиной введения льготного лекарственного обеспечения было то, что значительная часть населения России оказалась за чертой бедности, и резким ростом цен на лекарства, который сделал их экономически недоступными для значительных слоев населения. Вместе с тем, система льготного лекарственного обеспечения, сформировавшегося в 1990-е годы, не была подкреплена соответствующим финансированием и эффективным администрированием. В связи с этим в 2005 г. была предложена и впоследствии начала реализовываться модель дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Она предполагала: а) развитие системы адресной социальной поддержки населения; б) осуществление перехода на новый порядок финансирования мер по социальной поддержке льготных категорий населения; в) реализацию мер по повышению доступности и качества медицинской и лекарственной помощи.
В современных условиях лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан разделяется на два направления: 1) региональные закупки для обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС); 2) централизованные закупки лекарственных средств для лечения высокозатратных нозологий (ВЗН): гемофилия; муковисцидоз; гипофизарный нанизм; болезнь Гоше; миелолейкоз; рассеянный склероз; после трансплантации органов и (или) тканей.
Закупки (как централизованные, так и региональные) осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В 2010 г. 73% закупок в денежном выражении проведено в форме запроса котировок, 18% — через электронные аукционы и 9% непосредственно методом аукциона [4, с. 88]. В 2010 г. на государственные закупки по программам ОНЛС/ВЗН было израсходовано 80,8 млрд руб., что составило 14,25% от объема всего российского фармацевтического рынка [6]. Объем государственных закупок является важным фактором влияющим на динамику объема фармацевтического рынка России. Так, например, высокие темпы роста фармацевтического рынка в 2008 г. (25%) и в 2009 г. (17,5%) объясняются, в первую очередь, увеличением государственных закупок по программам ОНЛС/ВЗН.
Импортозависимость. Важнейшей особенностью российского фармацевтического рынка является его импортозависимость, о чем свидетельствуют данные, приведенные на рис. 3.
На отечественном фармацевтическом рынке превалируют в стоимостном выражении импортные препараты, доля которых составляет 78%. Во всех секторах (розничные продажи, госпитальный сегмент, государственные закупки по программам ОНЛС/ВЗН) доля импортных препаратов оказывается равной не менее 70%. Следует особо отметить, что финансовые средства бюджетов всех уровней, предназначенные для государственных закупок медикаментов, затрачиваются в основном на приобретение импортных лекарств (по программе ОНЛС — 88%, а по программе ВЗН еще больше — 93%), то есть за счет средств российских налогоплательщиков финансируются зарубежные фармацевтические производители.
Особенности ценообразования на лекарственные препараты. В настоящее время официальные данные о динамике ценовых изменений на фармацевтическом рынке предоставляет Росстат. В отечественной государственной статистике медикаменты, включающие как лекарственные препараты, так и изделия медицинского назначения, являются одной из групп непродовольственных товаров. До последнего времени перечень медикаментов, используемых для формирования потребительского набора, включал в себя 25 наименований. В настоящее время он расширен до 45 позиций. Учитывая, что на фармацевтическом рынке России обращается более 18 тыс. зарегистрированных лекарств, то объективность результатов изучения динамики ценовых изменений вызывает некоторые сомнения. Тем не менее, в отсутствии другой официальной информации на рис. 4 представлены данные Росстата о динамике изменения индекса потребительских цен (ИПЦ), индекса цен на непродовольственные товары и индекса цен на медикаменты в России в 1995–2011 гг.
Рис. 2. Организационная структура, денежные и товарные потоки на российском фармацевтическом рынке
Обозначения:
денежные потоки - пунктирная линия
товарные потоки - сплошная линия
Рис. 3. Доля отечественных и импортных препаратов на российском фармацевтическом рынке в целом и его отдельных сегментах, в 2010 г., в стоимостных (оптовые цены) и натуральных показателях, %
Составлено и рассчитано по данным: DSM Group (www.dsm.ru); ГК «Ремедиум» (www.remedium.ru).
Рис. 4. Общий ИПЦ, индекс цен на непродовольственные товары и индекс цен на медикаменты в Российской Федерации, 1995–2011 гг.
Источник: Об индексе потребительских цен в декабре 2011 года. — URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/1.htm (дата обращения: 28.07.2012)
Как следует из данных, приведенных на рис. 4, до 2000 г. цены на медикаменты росли более высокими темпами, чем цены на группу непродовольственных товаров. Особенно это касается раннего периода, включая 1996 г., когда индекс цен на медикаменты значительно превышал индекс цен на непродовольственные товары. Характерно, что в 1997 г., в период, когда конкуренция на российском рынке существенно возросла, первый показатель вплотную приблизился ко второму. В 1998–1999 гг., при высоких темпах инфляции, они также были достаточно близки, но индекс цен на медикаменты превосходил индекс цен на непродовольственные товары. В 2000 г. на фоне второй волны усиления конкуренции (особенно в группе товаров широкого традиционного спроса, к которой принадлежат медикаменты, включенные в потребительский набор) рост цен на медикаменты впервые оказался меньше, чем на непродовольственные товары и ИПЦ в целом. В 2001 г. ситуация усугубилась и темпы роста цен на медикаменты оказались рекордно низкими: в целом за год они увеличились всего лишь на 2,1%. В 2002 г., в связи с введением НДС на лекарственные средства, индекс цен на медикаменты вновь превысил показатели индекса цен на непродовольственные товары и сравнялся с общими показателями инфляции — 115,1%. Сравнение с предыдущим годом свидетельствует о том, что на установление цен в этот период основное влияние оказало введение косвенного налога. В 2003 г. индекс цен на медикаменты составил 107,2% и оказался ниже индекса цен на непродовольственные товары. Однако этот показатель оказался все же достаточно высоким, поскольку 2003 г. был отмечен действием стимулирующих цены факторов (введение нового порядка сертификации и переход в расчетах по импортируемым товарам на евро). 2004–2006 гг. в этом смысле были достаточно стабильными, поэтому динамика цен на медикаменты — в силу действия факторов конкуренции — опять, как и в 2001 г., оказалась весьма умеренной (102,3% ,103,2% и 102,9% соответственно). В 2007 г. рост цен на медикаменты был также небольшим — 105,5%. А вот в 2008 г. и в 2009 г. индекс цен на медикаменты стал существенно превышать значение индекса цен на непродовольственные товары — соответственно на 8,4% и 7,9%. В условиях разворачивающегося мирового финансово-экономического кризиса возросли социальная напряженность и недовольство россиян подорожанием лекарственных препаратов, что привело к соответствующей реакции Правительства РФ и принятию жестких мер по сдерживанию цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), предусмотренные постановлением Правительства РФ от 8 августа 2009 г. № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства». В дальнейшем законодательной основой государственного регулирования цен на лекарственные препараты стал Федеральный Закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ. В соответствии с ним было принято постановление Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», в котором были определены механизмы государственного регулирования цен на лекарственные препараты. В настоящее время механизм государственного ценового регулирования на фармацевтическом рынке включает в себя:
— утверждение Правительством РФ Перечня ЖНВЛП (в действующем Перечне насчитывается 569 международных непатентованных наименования (МНН) лекарственных препаратов [1]);
— государственную регистрацию предельных отпускных цен производителей на препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП;
— ведение реестра цен;
— установление органами исполнительной власти субъектов РФ предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей, не превышающим предельные зарегистрированные.
Как следует из данных, приведенных на рис. 4, в 2010 г. впервые в современной России цены на медикаменты снизились на 2,8%, в то время как индекс цен на непродовольственные товары составил 105 %, а ИПЦ — 108,8%. Однако уже в 2011 г. цены на медикаменты снова существенно выросли — на 6,3%, а соответствующий индекс цен оказался больше ИПЦ. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что меры государственного регулирования цен на лекарственные препараты имели краткосрочный эффект. По данным проведенных нами локальных исследований товарооборота некоторых фармацевтических организаций Санкт-Петербурга в 2010 г., в его структуре произошли изменения, характеризующиеся уменьшением доли лекарственных препаратов, в первую очередь, с регулируемыми ценами и увеличением доли биологически активных добавок к пище, предметов гигиены, лечебной косметики и прочих товаров аптечного ассортимента. Это свидетельствует о недостатках действующего механизма государственного регулирования ценообразования на фармацевтическом рынке и необходимости его дальнейшего совершенствования.
Таким образом, можно констатировать, что спецификой современного фармацевтического рынка России является значительная роль государства в сфере ценообразования на лекарственные препараты и наличие механизма жесткого, но недостаточно эффективного регулирования цен.
Рассмотренные особенности российского фармацевтического рынка позволяют перейти к анализу состояния и тенденций развития его основных секторов и сегментов.


Литература
1. Лин А.А., Соколова С.В. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности. Статья 1, ч. 1. // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 2. — С. 372–376.
2. Лин А.А., Соколова С.В. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности. Статья 1, ч. 2. // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 3. — С. 322–326.
3. Итоги реформ // Expert Online. 17 августа 2012 // http://expert.ru/2012/08/17/itogi-reform.
4. Российский фармацевтический рынок. Итоги 2010 года: Спец. вып. — М.: Ремедиум, 2011. — 120 с.
5. Хмелевский И. Фармацевтический мир: что преподносит год минувший?. — URL: http://www.apteka.ua/article/14933 (дата обращения 24.07.2012).
6. Фармацевтический рынок России. Итоги 2011 года: аналитический отчет. — URL: http://www.dsm.ru/analytics/2011 (дата обращения: 24.07.2012).
7. Российский фармацевтический рынок. Итоги 2010 года. — М.: ЦМИ «Фармэксперт», 2011. — 177 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия