Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Мызрова К. А.
ассистент, аспирант кафедры управления Ульяновского государственного университета

Информатизация высшего образования — одна из главных предпосылок формирования сетевого взаимодействия его структур
В статье рассмотрено одно из основных условий формирования сетевого взаимодействия высших учебных заведений и организаций. — их информатизация
Ключевые слова: информатизация, межорганизационная информационная система, сетевое взаимодействие, высшее образование
УДК 338:005.42   Стр: 414 - 416

Основными чертами современного общества являются глобализация мирового экономического пространства и модернизация. Их реализация непосредственно зависит от высшего образования.
Рассматривая вузы в качестве посредников глобализационных процессов мы имеем ввиду рост их международной деятельности. Это открытие филиалов вузов за рубежом, распространение программ дистанционного образования через Интернет по всему миру, создание международных виртуальных университетов. Задачи, которые призвана решать система образования, успехи, которых она достигает, неудачи, которые она терпит, обусловлены, главным образом, окружающими её силами, исторически укоренившимися в национальной культуре, и всеми обстоятельствами конкретной социально-экономической ситуации.
В настоящее время высшие учебные заведения готовят специалистов высшей квалификации для различных областей науки и производства, а также выступают генераторами идей, базами академических разработок, центрами международного сотрудничества, науки, культуры, местом профессионального общения. В государственной программе по комплексной модернизации образования на среднесрочную перспективу (2009–2012 годы) одним из направлений обозначена необходимость формирования современной модели высшей школы, построенной на интеграции науки, образования и производства. В этой связи в системе высшей школы проводятся такие структурные изменения, как формирование сети федеральных университетов и национальных исследовательских университетов. Эти нововведения отражены в законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности федеральных университетов», который закрепляет статус новых категорий высших учебных заведений — «федерального университета» и «национального исследовательского университета», в форме автономных учреждений, статус которых является временным и может быть пересмотрен при определённых условиях. Принятые документы создают новое правовое поле и новые возможности осуществления деятельности для интегрированных образовательных учреждений. В зависимости от состояния ресурсного потенциала образовательные учреждения могут по-разному формировать экономические отношения, связанные с интеграционными процессами.
Интеграция в широком понимании — соединение двух и более предметов (или идей) в целях повышения эффективности исследуемого объекта и его качественных показателей; в узком понимании — интеграционный процесс как объединение или слияние для создания целостных структур, а не конгломератов [1, С. 178.].
Таким образом, интегрированная система — «самодостаточная система, входящих в нее на договорной основе хозяйствующих субъектов, вступающих в согласованные и скоординированные организационно-экономические и управленческие отношения по поводу формирования и использования конкурентных преимуществ на основании гармонизации интересов участников с целью повышения конкурентных преимуществ» [2, С. 15.]. Формы интеграции отличаются большим разнообразием в связи с преследуемыми целями корпоративными структурами, в том числе и в сфере высшего образования.
В связи с новой структурой высших учебных заведений остаётся множество традиционных университетов разного уровня и масштаба, предназначение которых в новой системе пока непонятно. Очевидно, что большое количество региональных университетов стало проблемой, и, безусловно, требуется решение посредством сетевого взаимодействия как между высшими учебными заведениями, а также между вузами и предприятиями. Понятия «интегрированные структуры» или «бизнес-группы» в России употребляется настолько широко, что охватывает два типа объединений — группы, в основе которых лежит иерархическая координация, и сетевые объединения, такой координации не использующие. В то же время необходимо разграничивать компании, управляемые из единого центра, даже если они организованы как совокупность формально не связанных друг с другом юридических лиц, и так называемые гибридные формы координации, в которых часть решений участники принимают, руководствуясь рыночными критериями, а часть — руководствуясь наличием общих интересов.
Существует понятие «квазиинтегрированной» или «гибридной формы» объединения. Среди гибридных форм, которые рассматриваются в теоретической литературе, важное место в последнее время заняли так называемые сетевые промышленные (индустриальные) структуры.
Третьяк О.А. полагает, что экономической основой сети являются: квазиинтеграционные процессы, предполагающие практическое отсутствие контроля над собственностью при сохранении такового над управлением активами фирмы; использование кооперации на базе новой организации производства.
Таким образом, одной из предпосылок сетевого взаимодействия, во-первых, является новая структура образовательных учреждений.
Во-вторых, сложившаяся система непрерывного образования. Концепция непрерывного образования, одобренная ЮНЕСКО, включает широкое распространение системы поствузовского образования в виде институтов, факультетов, центров повышения квалификации, данная система зачастую финансируется предприятиями, осуществляющими вложение средств в подготовку и переподготовку персонала.
Развитие системы непрерывного профессионального образования создает механизмы включения работодателей в выработку образовательной политики, стандартов качества профессионального образования, позволяет более полно учитывать быстроменяющиеся потребности рынка труда. Многие работодатели обращают внимание на несоответствие между структурой подготовки кадров и потребностям рынка труда, между уровнем профессиональной подготовки выпускников и требованиям эффективной практической деятельности.
В развитии непрерывного профессионального образования наблюдаются следующие тенденции: универсетизация высшего образования, становление университетов как центров непрерывного профессионального образования, повышение требований к поступающим в высшие учебные заведения, изменение сроков обучения, повышение требований к качеству преподавания, наличие процессов фундаментализации знаний.
Ещё одной предпосылкой сетизации высших учебных заведений является социальная и профессиональная мобильность преподавателей и студентов. Академическая мобильность педагогов, учащихся и студентов является важнейшим условием вхождения Российской Федерации в мировые интеграционные процессы [3, С. 5.]. Современным обществом востребован специалист, способный быстро ориентироваться в сложных условиях профессиональной и социальной действительности, самостоятельно и ответственно принимать решения, делая выбор в пользу позитивного развития человека, открытый новому, умеющий рефлексировать, нацеленный на успех, саморазвитие.
Лишь небольшая часть российских вузов работает с европейскими университетами, что снижает мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава. Возможности трудоустройства выпускников также ограничены страновыми рамками, так как Россия, не являясь страной-членом ЕС, не имеет общего с Европой рынка труда. Постоянное расширение сферы образовательных услуг, ускоряющийся процесс морального старения всех компонентов социального опыта требуют от профессорско-преподавательского состава высокой социально-профессиональной мобильности, субъективной готовности к непрерывному самообразованию, преобразованию индивидуального педагогического опыта.
Дистанционность образования также является одной из предпосылок к созданию квазиинтеграционных форм высшего образования. Согласно Закону РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 — «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Российскими вузами создана головная организация — Центр информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования в Москве. Существуют «дистанционные» университеты на базе Красноярского, Томского, Новосибирского университетов. При Госкомвузе РФ была создана Ассоция международного образования, открылось представительство британского Open University [4, С. 211–212.].
Дистанционное обучение позволяет снизить затраты на проведение обучения, проводить обучение большого количества человек, повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.создать единую образовательную среду.
Развитие компетентностного подхода также является предпосылкой формирования квазиинтеграционной формы взаимодействия между высшими учебными заведениями, а также между высшими учебными заведениями и предприятиями. Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, ещё не устоялся. Тем не менее, ученые выделяют некоторые существенные черты этого подхода. Компетентностный подход [5, С. 3.] — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Как правило, под компетентностью понимают владение специалистом набором необходимых для его работы компетенций, либо соответствие данного специалиста требованиям его должности, либо способность специалиста эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Компетентностный подход позволяет более четко сориентировать процесс образования на его конечные результаты, т.е. результаты обучения должны быть описаны на языке компетенций, представляющими собой совокупность знаний умений и личностных диспозиций субъекта образовательного процесса, а также для компетентностного подхода характерна фокусировка на нормах, стандартах и критериях выполнения, т.е. данный подход позволяет моделировать результаты образования как нормы его качества, ориентируясь при этом на конкретные запросы соответствующих сфер профессиональной деятельности. «В отличие от квалификационной модели специалиста, характерной для действующих государственных образовательных стандартов, компетентностная модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда. Это обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда»[6]. Ориентация стандартов, учебных планов (образовательных программ) на результаты обучения делают получаемые студентами разных вузов квалификации сравнимыми и прозрачными. Пока не найдено более современного методологического инструмента для «болонского» обновления учебных планов и программ в различных европейских вузах [7].
Одной из главных предпосылкой создания сетей высших учебных заведений является информатизация. Научно-технический прогресс, активизирующий глобализацию экономики, приводит к тому, что быстрое получение знаний и их постоянное обновление являются абсолютными требованиями информационного общества. В сетевом обществе, пишет Пригожин И.Р., «информационные технологии создают связи, порождающие многие нелинейности и вызывающие множество новых возможностей в форме бифиркаций» [8, С. 25–26].
Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах учащихся. Одновременно новые технологии позволяют развивать сетевые формы организации образования, а также образовательные среды.
Глобальная задача информатизации, стоящая сейчас перед российским государством, реализуется с разным успехом в различных отраслях отечественной социально-экономической жизни. Одним из направлений развития становится попытка создания в России единого информационно-образовательного пространства.
Современные информационные технологии оказывают существенное влияние на высшее профессиональное образование. Научно-технический прогресс, активизирующий глобализацию экономики, приводит к тому, что быстрое получение знаний и их постоянное обновление являются абсолютными требованиями информационного общества.
«Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов», — гласит Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации»[9].
Новые технологии начинают постепенно применяться ещё в 1980-е годы, но закрытый характер советского общества не позволял полноценно встроить советскую систему образования в мировое образовательное пространство.
Возникновение целого класса информационных систем нового поколения, поддерживающих взаимодействия между организациями, по времени совпадает с расширением практики создания межфирменных сетей. В значительном числе теоретических работ, рассматривающих соотношение информационно-коммуникационных технологий и межфирменных сетей, информационные системы указываются главной предпосылкой для возникновения и расширения межфирменных сетей. Технология является фундаментом, на котором становятся возможными динамичные изменения. Сетевое взаимодействие не является чем-то новым, так как оно присутствовало уже на ранних этапах развития человеческого сообщества, но только преодоление географических, скоростных и количественных ограничений с помощью информационно-коммуникационных технологий создаёт условия для использования заложенного в сетевом принципе взаимодействия колоссального потенциала.
В настоящее время сетевое взаимодействие изучается зарубежными и российскими учёными: Бест М., Иноземцев В.Л., Катькало В.С., Олескин А.В., Портер М., Радаев В.В., Слотер А.М., Третьяк О.А., Шиллер Р..
За последние тридцать лет концепция межорганизационной информационной системы стала самостоятельным направлением зарубежных экономических исследований. Идея, которая затем послужила основой концепции МОИС, была выдвинута в 1960-е гг. в работах Ф.Кауфмана и П.Мертенса. Первые МОИС находились в собственности внедривших эти системы компаний. С течением времени такие системы становились всё более открытыми благодаря единому формату обмена данными, чему способствовал международный стандарт UN/EDIFACT. С развитием Интернета стало возможным устранение ряда недостатков EDI, например высокой величины первоначальных вложений. Интернет выступает в качестве коммуникационной платформы, обеспечивая при этом поддержку и деловых взаимоотношений между предприятиями, и всех без исключения трансакций между поставщиками и заказчиками.
Межорганизационная информационная система позволяет осуществлять доступ к другим организациям, границы организации изменяются и расширяются до такой степени, что требуется перестройка стоимостной цепочки фирмы. О’Доннел и Б. Глассберг выделяют три крупные группы МОИС: экстранет, системы электронного обмена данными и виртуальный В2В рынок1, который в последние годы принято называть «Супранет». Т. Гоуглер предложил различать три «чистых» типа МОИС: электронный рынок, электронную иерархию и электронную сеть. В электронной сети организаций координация происходит через механизм «совместные цели и доверие», что не исключает существования координационного центра. Каждый участник сетевого взаимодействия имеет свои цели, однако они корректируются с учётом общей цели, для достижения которой сформирована сетевая структура.
Это поставило в повестку дня вопрос о возможности функционирования виртуальных сетевых партнёрств. Большинство исследователей и практиков сходится во мнении, что в условиях прогресса Интернет-коммуникаций появились и успешно дейст­вуют новые, Интернет-обусловленные сообщества [10, С. 88].
В мире сегодня существует большое число различных университетских сетей сотрудничества — региональных и глобальных. Они решают разнообразные социально важные задачи национального и международного масштаба: «усиление роли университетов в прогрессивном развитии общества через реформирование и инновационность университетов во благо общества и социальной ответственности» (Global University Network for Innovation — GUNI [11]); обеспечение «непрерывного образования и различных форм его доступности для разных категорий населения» (Lifelong Learning Networks [12]), «повышение качества и эффективности управления университетами» (European Universities Network for Total Quality Management (EUN. TQM [13]); создание условий для «социального предпринимательства учёных, практиков-бизнесменов и студентов университетов» (The University Network for Social Entrepreneurship [14]).
В 2005 г. Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова стал инициатором создания университетской сети «Learning Network for Excellence — Образовательная сеть Совершенствования» (www.lne.uniyar.ac.ru). В настоящее время в эту сеть входят более 20 вузов, в том числе партнёр ЯрГУ по проекту MANRU Sheffield Hallam University.
Межвузовское взаимодействие внутри страны пока не развито, хотя работа по данному направлению уже идёт, о чем свидетельствует создание ряда ассоциаций российских вузов (например, Ассоциация некоммерческих организаций в области государственного и муниципального управления [15], Ассоциация юридических вузов [16], Ассоциация негосударственных высших учебных заведений России [17] и др.).
В последние пять лет активно разработкой и созданием комплексной информационно-коммуникационной системы, предусматривающей создание единого интерактивно-сетевого пространства сферы образовательных услуг с функциональными возможностями идентификации участников этого пространства, занимается московская компания — некоммерческое партнерство «Экономическое сообщество «РЭОС» [18, С. 59–60].
Основными характеристиками общественных процессов в современном мире являются, прежде всего, высокий динамизм, комплексность и растущая неопределенность условий функционирования общества. Адаптация человека к постоянно меняющимся социальным и экономическим условиям жизни и деятельности является актуальной социальной задачей. В этой связи важно, чтобы подход к современному образованию ориентировался на достижение таких целей.


Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы (номер соглашения 14.132.21.1036, шифр заявки 2012-1.3.2.-12-3002-042).

Литература
1. Соколков Е.А., Кондратенко А.П., Буланкина Н.Е. Проблемы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в современном образовании. - М.: Университетская книга, 2008. - С. 178.
2. Пустынникова Е.В. Процессы интеграции экономических систем в региональные кластеры (на примере Ульяновской области). - Ульяновск: УлГУ, 2011. - С. 15.
3. Драхлер А.Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 171 с.
4. Алексашкина А.А. Развитие концепции непрерывного образования в конце ХХ века: Матер. Междунар. науч. конф. «Национальная экономика в условиях глобализации и региональное развитие» / Под общ. ред. А.Я. Линькова. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. - С. 211-212.
5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С.3.
6. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития / Под ред. Я.И. Кузьминова, Д.В. Пузанкова, И.Б. Федорова, В.Д. Шадрикова. - М., 2004.
7. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Метод. Пособие. - М., 2006.
8. Пригожин И.Р. Сетевое общество // Социс. - 2008. - № 1. - С. 25-26.
9. Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации» принят Государственной думой 25 января 1995 г.
10. Аузан В., Африн Д. Технологии против сетей // Эксперт. - 2001. - № 38.
11. www.guni.rmies.net.
12. www.lifelonglearningnetworks.org.uk.
13. www.euntqm.eltech.ru
14. www.universitynetwork.org.
15. www.aodmu.ru
16. www.jurvuz.ru
17. www.anvuz.ru
18. Савзиханова С.Э. Инновационные подходы к формированию единого интерактивного сетевого пространства сферы образовательных услуг // Креативная экономика. - 2011. - № 9. - С. 59-60.

Сноски 
1 Согласно определению в (Riggins, Rhee, 1998), виртуальный В2В рынок представляет собой спонсируемую и контролируемую консорциумом сеть, обеспечивающую беспроводное взаимодействие между приложениями. Такая сеть предоставляет возможности для сотрудничества и проведения трансакций между участниками виртуального рынка (Applegate, Austin, McFarlan, 2002).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия