| | Проблемы современной экономики, N 2 (2), 2002 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ВТО | | Рапота Г. А. Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества
| |
| | В статье Генерального секретаря Евразийского экономического сообщества рассматриваются важнейшие тенденции в развитии современной мировой экономики и основные решения, принятые Межгосударственным советом ЕврАзЭС в мае 2002 года, в том числе по вопросу о совершенствовании взаимодействия государств-членов ЕврАзЭС на переговорах о присоединении к Всемирной торговой организации. | Под влиянием крупных изменений в структуре мирового хозяйства, в соотношении сил отдельных стран изменяются и основные векторы мирохозяйственного процесса.
Становится все определенней устойчивая тенденция к опережающему экономическому росту развивающихся стран. По прогнозу Всемирного банка удельный вес этих стран и стран с переходной экономикой к 2020 году может возрасти до 29,1% в мировом ВВП и до 48,4% в мировом экспорте. Одновременно в мировой экономике снижается удельный вес нынешних ее лидеров. По оценке ИМЭМО РАН, в 2015 году доля США в мировом ВВП сократится до 17,9%, Западной Европы - до 17,5%, Японии - до 6,3%.
Другая характерная тенденция мирового развития - формирование ряда региональных торгово-экономических союзов, создание в их рамках общего (единого) экономического пространства, становящегося условием повышения конкурентоспособности в глобальной экономике. В таких региональных объединениях, с одной стороны, реализуется тенденция к все большей открытости национальных хозяйств, дающая импульс дальнейшей глобализации мирохозяйственных процессов, с другой - обеспечивается коллективная защита от негативных последствий глобальной конкуренции и экспансии.
В перспективе реально усиление позиций трех мировых торгово-экономических блоков - европейского, американского и восточно-азиатского, объединяющих почти половину государств планеты.
В этой ситуации гипотетически возможны три варианта участия государств - членов ЕврАзЭС в новой складывающейся в мире системе экономических связей: присоединение к одному из названных блоков; ориентация на внеблоковое развитие экономики; активизация интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС.
Руководители государств - членов ЕврАзЭС избрали третий вариант, позволяющий наиболее полно использовать потенциал Сообщества для создания в нем единого экономического пространства и совместного отстаивания его экономических интересов в отношениях с другими межгосударственными объединениями.
13 мая 2002 года состоялось очередное заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, ставшее этапным событием в его развитии.
Президенты пяти государств - членов ЕврАзЭС констатировали фактическое завершение периода организационного становления Сообщества и определенные достижения в развитии экономики, сотрудничестве в торгово-экономической, валютно-финансовой, таможенной, налоговой и гуманитарных сферах. В 2001 году, по экспертным оценкам, ВВП стран ЕврАзЭС в среднем вырос на 8%. Зафиксирован заметный рост объемов как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции.
Открывая заседание Межгосударственного совета, Президент России В.В. Путин подчеркнул, что благодаря уже накопленному уникальному опыту кооперации в экономической и гуманитарной сферах ЕврАзЭС постепенно превращается в локомотив интеграционных процессов.
Мы ощущаем растущий интерес к опыту нашей организации со стороны других государств. На заседании было принято решение удовлетворить просьбы Молдавии и Украины и предоставить этим государствам статус наблюдателя при Евразийском экономическом сообществе. Утверждены положения `О порядке приема в члены Евразийского экономического сообщества`, `О статусе наблюдателя при Евразийском экономическом сообществе`, `О Межпарламентской Ассамблее Евразийского экономического сообщества`.
На заседании была утверждена и символика - эмблема и флаг ЕврАзЭС.
Председатель Межгосударственного совета ЕврАзЭС Президент Казахстана Н.А.Назарбаев в своем выступлении на заседании выделил четыре основных блока вопросов, которые Сообществу необходимо решить в самое ближайшее время:
- согласование позиций при вступлении в ВТО;
- обеспечение защиты внутренних рынков стран Сообщества в условиях неприменения ограничительных мер во взаимной торговле;
- согласование тарифных ставок на перевозки грузов в рамках ЕврАзЭС и формирование транспортного союза;
- ряд организационных вопросов.
Межгосударственный совет поручил правительствам государств - членов ЕврАзЭС активизировать работу по формированию Общего таможенного тарифа.
Правительствам поручено также проводить ежеквартальные консультации для обсуждения хода переговоров о присоединении к ВТО. В отношении доступа на рынок товаров, услуг, проблем сельского хозяйства такие консультации будут проводиться на уровне руководителей отраслевых переговорных групп, по проблемам, имеющим системный характер, - на уровне руководителей правительственных делегаций на переговорах о присоединении к ВТО.
Было решено, что с учетом потенциала Российской Федерации условия ее присоединения к ВТО будут приняты за основу другими членами ЕврАзЭС и максимально учитываться ими в переговорном процессе.
Большое значение имеет принятое Межгосударственным советом решение о разработке Интеграционным комитетом ЕврАзЭС, совместно с правительствами государств Сообщества, механизма защиты внутренних рынков в условиях неприменения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле.
Заметной вехой на пути к дальнейшему углублению интеграции стало принятие `Основ пограничной политики государств - членов Евразийского экономического сообщества`. Этот документ, систематизирующий положения, принятые в пяти государствах, о цели, задачах, принципах, основных направлениях, механизмах реализации пограничной политики, имеет существенное значение для обеспечения их суверенитета и территориальной целостности, защиты национальных интересов и безопасности.
Вновь была подтверждена решимость настойчиво продолжать работу по формированию режима свободной торговли, унификации торговых режимов в отношениях с третьими странами, введению единого порядка экспортного контроля, валютного регулирования и валютного контроля, унификации порядка таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, гармонизации налоговых законодательств, обеспечению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем и созданию общей платежной системы.
Главы государств Сообщества снова подчеркнули значение согласованной структурной перестройки экономики и углубления интеграции в реальном ее секторе.
Специальное внимание было уделено проблемам совершенствования сложившегося механизма согласования переговорных позиций на переговорах с ВТО.
Интеграционный Комитет ЕврАзЭС неоднократно обсуждал вопрос о совершенствовании взаимодействия на переговорах по присоединению к ВТО и внес его на рассмотрение Межгосударственного совета.
В решении, принятом Межгоссоветом, предусматриваются, прежде всего, упомянутые ежеквартальные консультации для обсуждения хода переговоров о присоединении к ВТО. Интеграционному Комитету поручено осуществлять постоянный контроль за исполнением этого решения. Доклады сторон будут регулярно заслушиваться на его заседаниях.
В этом же решении обращено внимание на необходимость `осуществлять работу по анализу разрабатываемых и заключенных в рамках государств - членов ЕврАзЭС международных договоров на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО` и на гармонизацию и унификацию национальных законодательств. Гармонизация и унификация национальных законодательств, непосредственно связанная с пакетом системных обязательств перед ВТО - в области ценообразования, государственного субсидирования, налогообложения, валютного обмена и платежей, инвестиционной политики, регулирования деятельности государственных и естественных монополий, кредитно-финансовых структур, - должна способствовать согласованию подходов стран ЕврАзЭС как по проблемам отношений с Всемирной торговой организацией, так и по проблемам углубления евразийской экономической интеграции.
С этой целью предстоит разработать и реализовать ряд согласованных мероприятий в области социально-экономического развития членов Сообщества, в том числе по приоритетным направлениям науки и технологии, и продолжить начатую работу по формированию общего энергетического и транспортного рынка. | |
|