Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (44), 2012
ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Салахутдинова Р. Х.
доцент факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат социологических наук


Рецензия на книгу Л.А. Лебединцевой «Социальные функции производства знаний в современном обществе» (Lap Lambert Academic Publishing, Saarbröcken, Germany. 2011. 154 c.)

Беспрецедентное развитие и распространение информации и знания позволяет говорить о том, что в основе современного общества лежит развивающаяся интеллектуализация труда и наукоемкое инновационное производство. Процесс интеллектуализации труда заключается в увеличении доли этого вида труда в деятельности человека и общества в целом, что оказывает прямое влияние и на формирующуюся модель экономики. Признание того обстоятельства, что научные знания непосредственно определяют параметры экономического роста, создавая основу для инноваций и новый фактор дифференциации общества, находит отражение в новой научной категории — экономики, основанной на знаниях. Складывается парадоксальная ситуация. Во-первых, в результате технологических изменений, прежде всего в области переработки информации, сам объем информации возрастает в геометрической прогрессии, а соответствующего роста знаний не происходит, скорее даже наоборот. Во-вторых, в экономическом производстве все большую важность приобретает так называемая «созданная знанием стоимость», однако происходит это на фоне крайне низкой инновационной активности в реальном секторе экономики и сокращении государственного финансирования науки. Представляемая монография Л.А.Лебединцевой содержит анализ, с одной стороны, деятельности в сфере образования. рассматриваемой как сфера по производству знаний, с другой стороны — образование анализируется как общественное благо.
Осмысление социально-экономических изменений, происходящих в современных обществах в условиях расширения роли знания, механизмов его эффективного производства, распространения и использования, требует соответствующего теоретико-методологического инструментария. Автор отмечает, что существующие в экономической науке попытки подвести образование под принципы функционирования рыночной экономики и закона стоимости не дают ожидаемого эффекта. Экспансия рынка в этой области приводит к падению результативности образования, общему снижению образовательного уровня населения, разрушению традиций воспроизводства педагогических кадров. Для преодоления подобной ситуации требуется обоснование теоретико-методологических основ, которые рассматривали бы образование как общественное благо. В настоящей монографии излагаются основные вопросы экономико-социологического подхода к исследованию производства знаний как общественного блага в органической связи с экономическим производством.
Автор отмечает, что прогрессивное знание составляет форму экономического богатства в двояком отношении: во-первых, как творческий потенциал, то, что называют «духовной силой труда»; во-вторых, как услуга, оказываемая в форме деятельности ученого, преподавателя или в форме научного произведения и т.д. Включив человека и его гармоничное, всестороннее развитие в понятие общественного богатства, появляется возможность изменить его место в процессах производства и воспроизводства. Важным достижением автора является анализ образовательной деятельности в рамках воспроизводственного подхода в экономической социологии, который предполагает, что процесс творческой интеллектуальной деятельности является одной из форм развития и рассматривается вместе с воспроизводством человека и общества. Если раньше труду человека отводилось место на стороне затрат производства, то теперь, когда развитие его личностных и творческих качеств ставится на приоритетное место, необходимо переместить его на другую позицию — основного результата процесса общественного экономического производства.
В монографии также представлен анализ социальной силы образования. Поскольку образовательная деятельность происходит в границах свободного времени, постольку рабочее время становится недостаточным показателем. Поэтому адекватным показателем уровня развития общества в отношении производства и воспроизводства знаний, по мнению автора, является определенное соотношение массы свободного времени, затрачиваемого на производство знаний и рабочего времени: чем больше объем производимого свободного времени общества, тем шире масштабы образовательной деятельности, служащей развитию человека и его способностей.
Известным фактом является то, что образование влияет на рост производительности труда. Однако существует и другая зависимость: экономический рост влияет на уровень развития образования в обществе. В целом наличие экономического роста призвано свидетельствовать о решении хотя бы в какой-то мере проблемы ограниченности ресурсов, благодаря чему становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей. Экономика и уровень образования общества являются взаимообусловленными элементами социальной системы, каждый из которых сложным образом влияет на развитие другого. Если рассматривать это соотношение с точки зрения исходного импульса, то, приоритет, безусловно, принадлежит научно-образовательному потенциалу общества, потому что именно он в условиях общества знания выступает важнейшим фактором воспроизводства национального богатства и его необходимым элементом. Таким образом, автор обосновывает идею, что для достижения устойчивого экономического роста значение образования не менее важно, чем новые инвестиции в технику и технологию.
В качестве теоретико-методологического решения проблемы в монографии предлагается рассматривать образование как общественное благо и рассматривать законы его функционирования и развития с позиций отнесения к общественному сектору. Первым и главным условием в монографии обосновывается понимание экономики образования сквозь призму отношений общей собственности. Другими важными характеристиками общественного сектора, по мнению автора, здесь являются нерыночный способ координации экономической деятельности; экономическое равновесие между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики. При этом собственность на образование как общественная собственность персонифицируется в ее отдельных обладателях.
Весьма актуальным является обращение автора к социальному эффекту образовательной деятельности. Как доказывает автор, нет никаких оснований оценивать непроизводительную деятельность только с точки зрения затрат, нельзя видеть результаты этой деятельности только в сфере экономического производства, а трансакционные издержки оставлять без собственного, социального результата. В противном случае получится, что вся социальная сфера почти полностью работает на производ­ство и реализацию стоимости его продукта. Все экономические и социальные институты, в частности, институт образования, лишь средства экономить затраты на трансакциях, чтобы держать экономическую систему на ходу. Проблема решается на основе признания в качестве результата затрат образовательной деятельности, работы социальных и экономических институтов, и, в конечном счете — развитие и процветание общества и отдельного человека, лучшего удовлетворения потребностей, повышения уровня образования в обществе. Только на основе воспроизводственного подхода обосновывается критерий социальной эффективности социальных трансакционных издержек. В данном случае такой подход предполагает, что образовательной деятельностью, основанной на потреблении произведенного в экономической сфере продукта, создается новая полезность в виде разного рода образовательных благ и воспроизводится самое главное — человеческая жизнь. В этом и заключается главная социальная функция образования.
В заключение нужно отметить, что монография представляет собой глубокое исследование по одной из самых актуальных проблем современности и будет интересна и полезна как специалистам, так и всем заинтересованным читателям.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия