Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (45), 2013
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Красавин Е. М.
доцент кафедры экономической теории и эконометрики
Национального исследовательского университета – Высшая школа экономики (г. Нижний Новгород)
кандидат экономических наук


Базовые условия творческого процесса как доминанта развития малого инновационного предприятия
В статье исследуются базовые условия творческого процесса для развития малого инновационного предприятия. Проанализировано системное взаимодействие руководителя и коллектива. Дана оценка творческого процесса
Ключевые слова: внутренняя среда, внешняя среда, малое инновационное предприятие, творчество, процесс, потенциал
УДК 65.011:001.895; ББК 65.291.5   Стр: 81 - 83

Творчество есть имманентная основа любого нововведения. Использование прагматического подхода в рассмотрении творчества привело исследователей [1] к выделению основных измерений феномена на основе «4P» (process, product, person, place) — процесс, продукт, личность, среда. Соединительным механизмом в рассматриваемой модели служит малое инновационное предприятие (МИП). Объект рассмотрения трактуется как маломасштабная хозяйственная единица с определёнными количественными и качественными параметрами и достаточными творческими потенциями. Это позволяет некоторым авторам [2, с.44] выделить признаки, отличающие МИП как от крупных хозяйственных единиц, так и подобных себе, по масштабу деятельности [3]:
а) отсутствие отдела исследований и разработок как постоянного института;
б) краткосрочно-интуитивная направленность исследований и разработок;
в) разработка изделий и технологий исключительно ориентированных на спрос в рыночных нишах;
г) отсутствие фундаментальных исследований;
д) сравнительно короткий промежуток времени между изобретением и его хозяйственным использованием.
Фактическим обоснованием производственного и коммерческого успеха известных фирм становится стратегически выверенный подход к малозатратной, но уязвимой части создания инноваций — творчеству. Так, в российской глобальной инновационной компании SPIRIT, производящей алгоритмически сложный, математически ёмкий софт, служащий базовой технологией для голосовой и видеосвязи крупнейших производителей (Apple, Adobe, AT&T, Cisco), обоснованно считают, что в организации сложилась чёткая внутренняя структура. Она основана на креативно-конкурентных преимуществах ответственно и творчески мыслящих технических специалистах [4, с. 46].
Автор комплексной концепции управления научно-техническими нововведениями Б. Твисс приходит к выводу, что «творчество не поддаётся планированию». Однако, как он считает, могут быть созданы условия для устойчивых результатов, и это оправданно становится задачей пристального внимания исследователей феномена [5, с. 111]. По сути, творчество — частично спонтанный, в какой-то части управляемый процесс. Для его продуктивности необходимы базовые условия «внутренней среды»: динамичная горизонтальная коммуникация в коллективе единомышленников — потенциальных носителей новых идей; оптимальное сочетание неформального лидерства и продуктивного управления; точное соответствие мотивации и стимулов; адекватное общественное признание результатов работы. В итоге возникает синергический эффект высокопродуктивного соединения творческих и трудовых потенций. В ходе создания центров информационно-технологического производства, таких как Силиконовая Долина в США, «мощный вклад» в консолидацию инновационной среды и её динамизм вносили социальные сети различных видов, обеспечивая обмен идеями, циркуляцию рабочей силы и «перекрёстное опыление» между технологической инновацией и деловым предпринимательством» [6, с. 368]. Такой трансфер должен основываться на научных принципах целенаправленного поиска решений, ретроспективного анализа, единой формализации как однородного структурно-функционального описания. В результате необходимые творческие результаты проявятся в форме неожиданного события, улучшений, адаптивных изменений. Отметим особо, что нелинейное распространение нового знания и сопровождающих его практик, как правило, порождает кластеры инноваций, улучшающих качество инновационной среды. Взаимосвязанные процессы распространения научной и технико-технологической диверсификации инициируют, как показывают исследования, «узловые» и «цепные» изменения потребностей и спроса: происходит «диффузия нововведений» по Т. Хагерстранду, и возникает самоподдерживающееся творческое «поле» [7, с. 80]. В результате о творческом процессе можно говорить, с одной стороны, как об ограниченно регулируемом «потоке» новаторских идей в рамках явно и неявно поставленных задач и времени их возможного исполнения. С другой стороны, творческий процесс, усваивая внешние корректирующие сигналы о потребностях и конкуренции, работает как интуитивный сепарирующий механизм. Механизм отбора основан на сопоставлении эффективности множественных аналогов: в учёте чего и кроется убедительный успех японских МИП.
При анализе воплощения нововведения на основе творческой идеи внимания заслуживает «внешняя среда» МИП как инициирующий механизм, передающий информацию о происходящих процессах и изменениях на макроэкономическом уровне (см. рис.1). При этом возможны каналы непосредственного и косвенного воздействия. Среди каналов непосредственного воздействия — передача, переработка и усвоение научных и технических знаний и навыков дают креативные результаты при применении аналитических (анализ потребностей) и неаналитических (нетрадиционное мышление) методов их «обработки». Добавим, что знание рыночных потребностей и тенденций также формирует идеи через потребительские предпочтения и их стоимостную оценку путём сравнения вариантов конкурирующих аналогов, анализа материальных и временных затрат.
В центре внимания находится творческий процесс, выступающий как целенаправленные комплексные усилия коллектива МИП по поддержанию и продвижению возникшей плодотворной идеи по пути её реализации и воплощения в материальный результат. Представим схематически процесс созидания творческого продукта на рис. 1.
Рис. 1. Творческий продукт малого инновационного предприятия
В МИПах творческий процесс условно подразделяется на этапы: инициации и оценки идеи, доведения её до проекта с предварительной проработкой оптимальных путей производства и выхода на рынок, предпродажный опыт апробации продукта. По нашему мнению, связь этапов носит причинно-следственный характер и осуществляется через «сохранение» творческого замысла исходной идеи. Это двухвекторный процесс, исходным началом которого служит как управляющее звено МИП, так и его инициативное звено. В качестве мер сосредоточения творческих усилий осуществляются мероприятия по структуризации «внутренней среды», и — самоорганизация. Б. Твисс предлагает решать данную проблему путём передачи знаний из одной сферы деятельности в другую, то есть используя междисциплинарные коллективы [5, с. 114], а Э. де Боно — однопроектные (временные) группы специалистов [8, с. 341].
В реальности в МИПах чаще реализуется вариант самоорганизации с «эстафетной цепочкой лидеров». В этом случае поэтапное продвижение и воплощение творческой идеи подхватывается узкими профессионалами, равно заинтересованными в личном и в общем успехе, как средстве самореализации и адекватного вознаграждения. К примеру, это может быть потребность на начальном этапе выделиться из коллектива единомышленников и «блеснуть» своими знаниями, интеллектом и кругозором. Затем, на этапе оценки идеи — это желание выступить в роли компетентного критика, умеющего отсечь лишнее и выбрать на порядок лучшее решение. В дальнейшем, в процессе управления проектом, проявляется стремление выделиться в качестве специалиста-менеджера. При апробации продукта — показать умение выявить недостатки и сильные стороны опытного образца для доведения до стадии готового для рыночного сбыта изделия. Возможно, при волевом присвоении роли лидера управляющему звену станут очевидны формальные доминантные взаимоотношения и творческое начало будет формализовано.
Важным моментом мотивации творческого процесса является вопрос об интеллектуальной собственности: при отсутствии гарантий возможно снижение интенсивности процесса генерирования идей, либо он становится «скрытым». Поэтому для активизации творческого поиска наукоёмкие компании устанавливают повышенные ставки за изобретения (например, 10 — 25% экономического эффекта в первый год и 10% — в последующий), создают премиальные эффекты из прибыли от новой продукции, расширяют полномочия новаторов по самостоятельному распоряжению материальными средствами [9, с. 58].
В российской реальности отдельные стадии появления нововведения элиминируются из соображений ускорения процесса или снижения издержек. Сам же творческий акт принимает характер прагматичного преобразования потенциальных потребностей в реальные с применением общепризнанного критерия «цена-качество» и исходит от вынужденного рационализаторства. В отдельных случаях утилитарность даёт позитивный эффект: успешное «творчество по необходимости» в непрофильных областях привело к созданию «цепочки» МИП (ГИКОМ, «Медуза», «Биомедтех» в институте прикладной физики РАН (г. Нижний Новгород) [10, с. 54–56].
Как известно, «изобретение» становится «нововведением», если получает успех на рынке и начинает производиться серийно. Расчёты, проведённые в США, свидетельствуют, что этап реализации нововведения оказывается наиболее затратным и составляет 97–98,5% от общих затрат на одно нововведение для мелких фирм и отдельных изобретателей соответственно [11, с. 150]. Результат европейских исследований следующий: идея продукта до создания прототипа — 53%, налаживание производства — 26%, внедрение на рынок — 21% от общих издержек инновационного проекта [3, с.121]. Имеются существенные отличия в подходах к оптимальному распределению средств по этапам творческого процесса в зависимости от «сопротивления» «внешней среды» инновациям. Решение проблемы коммерциализации нововведений для малого инновационного предприятия кроется в необходимости тщательного изучения рынка, выхода в режим «инновационной монополии», установлении тесного контакта со специализированными маркетинговыми звеньями, совмещении функций новатора и маркетолога.
Залогом творческого успеха малого инновационного предприятия признаётся непротиворечивое единство отдельных частей творческой атмосферы: а) личностных и волевых качеств руководителя, б) характерных черт коллектива, в) элементов и норм корпоративной культуры, г) сложившихся взаимоотношений. Необходимыми моментами в характеристике руководителя должны выступать такие черты, которые позволяли бы направлять и поощрять новаторство. Для этого необходимо нетривиальное мышление и умение ставить задачи, наметить пути их возможного решения и определить риски их выполнения. Руководитель должен обладать управленческой гибкостью, обширными знаниями и кругозором, производственным и жизненным опытом, высокими моральными качествами. В идеале свойства «среднестатистического» работника коллектива МИП также должны быть имманентны творческому процессу. Нами предполагается, что новатор — энергичный, самостоятельный, честный и исполнительный человек, обладающий обширными специальными и общими знаниями и высокой культурой, способный к самоанализу, самоорганизации и самодисциплине. В результате формируются гармонические взаимоотношения в условиях рационального разделения труда между исполнителями. Гармоничные взаимоотношения работников формируют поле такой корпоративной культуры, которую многие авторы отмечают как «особую творческую атмосферу, царящую на предприятии». При этом подчёркивается, что корпоративная культура как система отношений задаёт активное воздействие на принципы работы и её деловой ритм и порядок, поддерживает творческий энтузиазм. Не менее важно для МИП, чтобы корпоративная культура была адаптируемой, то есть учитывающей интересы всех сторон взаимоотношений и их изменения со временем. Игнорирование их связано с нарастанием сопротивления переменам и стремлением извлечения краткосрочной выгоды. В российской практике это ведёт к коммерческому отчуждению нововведения от носителя идеи и краткосрочной практике реализации.
Данные качества формируют атмосферу предприятия со свойствами, комплементарными творчеству, когда взаимность и самостоятельность дополняются свободой и необходимостью. Осознание этого приводит к блистательным результатам в японской деловой среде, на что указывает М. Портер, Х. Такеути, М. Сакакибара [12, с. 149–161].
В результате творческая атмосфера МИП зависит от эффективности взаимоотношений творческого коллектива и руководителя, «связанных» мотивацией успеха (см. рис.2). В центре системы взаимоотношений находится руководитель (а по совместительству, часто и собственник), регулирующий воздействие творческого потенциала, понимаемого автором как совокупность творческих специалистов, идей, методов и результатов. Руководитель как официальный инициатор и исполнитель призван поддерживать баланс между: а) наличным и требуемым составом творческих специалистов; б) свободой творческих интересов работников и необходимостью следования конкретным целям организации; в) аналитическими и неаналитическими методами разработки идеи; г) интерпретациями полученного результата. В сущности, такое управление — «искусство возможного». При этом снижается степень давления управленческой доминанты на свободу творчества, повышается отдача от труда, становится устойчивым неформальный престиж руководителя как новатора. Для МИПа появляется устойчивость «внутренней среды» на основе качественно неизменного состава работников.
В зависимости от полученного творческого результата система приобретает положительную обратную связь, распространяющуюся как на руководителя в виде подъёма его престижа среди коллектива и профессионального сообщества, так и на работников через повышение самооценки и мнения коллег и заинтересованных сторон. (см. рис. 2). Заметим, что у творчества не бывает отрицательных результатов, а только неверная интерпретация.
Рис. 2. Взаимосвязь руководителя и коллектива в творческой организации
Условные обозначения к рис. 2:
1 — Создание условий для самореализации работников; 2 — Индивидуальный подбор креативных сотрудников; 3 — Формирование численно ограниченных, психологически совместимых, профессионально взаимодополняемых творческих коллективов; 4 — Поддержка свободы высказывания и обсуждения идей; 5 — Аккумуляция и отбор плодотворных идей; 6 — Грамотная постановка задачи и сроков появления значимых результатов работы; 7 — Выявление наиболее эффективных методов работы и их поддержка; 8 — Стимулирование положительных результатов изысканий; 9 — Внутренняя мотивация работников; 10 — Самоудовлетворённость результатами успешной работы; 11 — Подъём самооценки и «внешней оценки» творческого коллектива; 12 — Подъём престижа и статуса руководителя.
Основным эффектом деятельности творческой организации является синергический эффект — дополнительный эффект от использования блока взаимодополняющих изобретений в одном объекте. В этом случае, диверсифицированность создает, как справедливо полагает Э. Райнерт, инновационную систему на основании разнообразия, поскольку «инновации — это результат многочисленных возможностей для изобретений» [13, с. 125]. На наш взгляд, существует, кроме «расширительного» межотраслевого влияния творчества и кумулятивный эффект, как накопленное направленное действие. Это проявляется, в частности, в «гроздевом» построении быстрорастущих кластеров на основе МИП в Италии.
Основной причиной слабости российского инновационного малого бизнеса является отсутствие самоорганизации и нехватка творчески мыслящих кадров. Это делает насущной двуединую задачу изменения структуры и качества подготовки специалистов и внедрения массового инновационного поведения на основе оптимальности и экономичности. Э. Шумахер в книге «Малое прекрасно» выразил это следующим образом: « Главный ресурс создаётся человеком, а не природой: ключевой фактор всего экономического развития имеет свой источник в умах людей» [14, с. 103]. Таким самоподдерживающимся источником он считал образование.
В итоге, выделим существенные для рассматриваемой темы положения:
а) Творческий процесс зависит как от случайных событий и процессов, так и имеет подготовленную основу в виде созданной новаторской атмосферы и приобретённых работниками знаний и навыков, что означает потенциальную возможность успешного развития МИП на малозатратной основе;
б) Творческий процесс требует благоприятных условий на стадии возникновения идеи, а также её продвижения, сохранения и воплощения, что формирует динамику стартового этапа функционирования МИП;
в) Творческий процесс невозможен без мер по поддержанию плодотворных межличностных связей и выявления креативных потенций индивидуума через умелое сочетание мотивации и стимулирования. Это даёт МИП долговременные нематериальные активы;
г) Творческий процесс наиболее продуктивен при условии оптимального и органичного сочетания частей творческого потенциала и это определяет стратегический горизонт развития МИП.
Малое инновационное предприятие, создавшее базовые условия для творческого процесса, имеет реальные возможности быть успешным вне конъюнктуры и времени.


Литература
1. Марков С. Теории творчества. // URL: geniusrevive.com. Дата обращения: 23 ноября 2012 г.
2. Саймон Г. Скрытые чемпионы / Пер. с нем. — М.: Дело, 2005. — 288 с.
3. Малые и средние предприятия. Управление и организация / Под ред. Й.Х. Пихлера, Х.Й. Пляйтнера, К.-Х. Шмидта. — М.: Международные отношения, 2002. — 280 с.
4. Свириденко А. Невероятно, но факт. История о том, как российские инноваторы преуспели на мировом рынке // Harvard Business Review — Россия, октябрь 2009.
5. Twiss Brian C. Managing technological innovation. Fourth edition. — Pitman, 1992. — 309 pages.
6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ.; под науч. ред. О.И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
7. Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства: Учеб. пособие для студентов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 400 с.
8. Creating Corporate Creativity by Edvard de Bono / Business. The Ultimate Resource. Second edition. A&C Black Publishers Ltd., 2006.
9. Капиталистическое управление: уроки 80-х /М.В.Грачёв, А.А.Соболевская, Д.В.Кузин, А.Р.Стерлин; Под ред.А.А.Дынкина. — М.: Экономика,1991. — 180 с.
10. Механик А. Наследники Мандельштама // Эксперт. — 2010. — № 34.
11. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. — М.:ТЕИС, 2000. — 231 с.
12. Японская экономическая модель: Может ли Япония конкурировать? / М. Портер, Х. Таукети, М. Сакакибара; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 262 с.
13. Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми и почему бедные страны остаются бедными / Пер. с англ. Н.Автономовой; под ред. В.Автономова; ГУ — ВШЭ. — М.: Изд. Дом ГУ — ВШЭ, 2011. — 384 с.
14. Schumacher E.F. Small is beautiful. A study of economics as if people mattered. Blond & Briggs, 1973. — 288 p.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия