Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (45), 2013
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ходачек А. М.
президент Санкт-Петербургского филиала
Национального исследовательского университета Высшей школы экономики,
доктор экономических наук, профессор


Сценарные условия развития Санкт-Петербурга
В статье рассматриваются варианты развития крупного города с учетом выполнения целевых приоритетных функций на основе документов стратегического планирования. Определяется значимость развития отдельных отраслей городской экономики на перспективный период — до 2025 года. Делается вывод о приоритетном значении трех главных факторов: динамика численности и структура населения; международное сотрудничество; использование внутреннего инвестиционного потенциала Санкт-Петербурга
Ключевые слова: Санкт-Петербург, Генеральный план Санкт-Петербурга, планировочные условия, валовой региональный продукт, градообразующие объекты и отрасли, единое экономическое пространство
УДК 338.22; ББК У9(2)-55-230.38(2Р31)   Стр: 137 - 140

Существует много вариантов будущего развития Санкт-Петербурга, начиная со Стратегического плана и заканчивая серьезными экономическими исследованиями по развитию отдельных направлений и отраслей. Рассматривать варианты развития города необходимо через анализ экономических стратегий. При решении локальных городских задач необходим учет общественного мнения населения города, но постановка и достижение стратегических целей Санкт-Петербурга как города федерального значения требует также стратегического видения его развития в условиях глобальных экономических отношений. Его развитие неизбежно зависит от того, насколько качественной будет разработка и реализация перспективных программных документов.
Чтобы принципиально определить стратегические направления развития, необходимо делать ставку и направлять ресурсы на преобладающий внешний обмен, экономическую экспансию и экспорт либо сделать акцент на внутренней экономике города, российском рынке и местных ресурсах. Второе надежнее, но зачастую менее выгодно сегодня. Первое быстрее может привести к эффективному результату, но менее надежно, так как риски выше. Выбор зависит от оценки факторов развития, геополитической ситуации и международной стратегической конъюнктуры [5].
Большое значение будет иметь политика развития стратегических функций города. Это те отрасли, производства, направления и сферы экономической деятельности, которые ориентированы на внутрироссийский и международный рынки и характеризуют роль региона в территориальном разделении труда, в российской экономике и мировом хозяйстве. Степень развитости стратегических функций определяется тем, на что больше ориентируется город — на внутреннюю экономику или внешний обмен.
Возникают вопросы о критериях выбора стратегических функций. Главный среди них — дают ли они достаточное количество рабочих мест для населения города и региона? Насколько достаточен доход для города, его бюджета? Кроме того, стратегические функции должны обладать качествами надежности, тесно связывать Санкт-Петербург с Ленинградской областью и с российским рынком. Конкретный набор стратегических функций определяется особенностями Петербурга, его территорией, условиями и факторами развития. Отмечается высокая доля внешнеэкономического сектора, ориентированного на обмен, большое разнообразие стратегических функций, усиление их в перспективе в связи с вступлением России в ВТО [1]. К этому можно отнести и изменение экономических условий деятельности реального сектора экономики в Санкт-Петербурге, разработку мер, направленных на адаптацию предприятий к условиям ВТО.
По значимости для занятости, бюджета, стратегической надежности эти функции можно расположить в следующем порядке. Прежде всего — промышленность, ориентированная на выпуск стартовых серий новой техники для России в сотрудничестве с зарубежными фирмами, оборудования для топливно-энергетического комплекса, высококачественных предметов потребления, пищевой продукции, продукции для военно-промышленного и лесопромышленного комплекса, средств транспорта. Затем — транспортно-внешнеторговая и логистическая функции с созданием хозяйственного и финансового комплекса приграничного транзитного типа. Не стоит забывать о культурно-образовательной и туристической функциях, а также о науке и инновациях. Важна организационно-хозяйственная роль Санкт-Петербурга как второй столицы России и формирование здесь соответствующего социально-экономического комплекса совместно с Ленинградской областью на основе разработки нового Генплана Санкт-Петербурга до 2035 года, так как предыдущий Генплан завершает свое действие в 2015 году [6].
Для Петербурга важнейшее значение будет иметь диверсификация градообразующей базы, опора на несколько стабильных стратегических направлений получения дохода. Акцент только на одном-двух направлениях (например, на посреднической роли во внешнеэкономической деятельности или туризме) лишает город стратегической стабильности. Отдельного внимания заслуживают предпочтения спроса инвесторов, направленного на экономику Санкт-Петербурга. На основе анализа различных групп инвесторов можно сформулировать территориальные и отраслевые предпочтения спроса, выделить основные проблемы.
Развитие Санкт-Петербурга в период до 2025 года будет определяться, прежде всего, тремя главными факторами: динамикой численности и структурой населения; возможностями развития сотрудничества Петербурга и России в целом с западными странами; возможностями использования внутреннего инвестиционного потенциала. Меньшее значение будет иметь научно-производственный потенциал. Ограничителями будут выступать планировочные условия и требования культурно-исторического характера. Рассмотрим три возможных сценария развития Петербурга, которым соответствуют параметры отдельных элементов. Эти сценарии предполагают различную степень использования и влияния основных условий и факторов развития города.
Основной (базовый) сценарий № 1 (реалистический) предполагает сохранение Санкт-Петербургом того места и функций в экономике России, которые сформировались в последние 10–12 лет (с 2000 года) [6]. Он также предполагает сохранение нынешнего геополитического и геоэкономического положения города, проявившихся в последние годы тенденций роста инвестиционного спроса и его опережения по сравнению с ростом потребительского спроса. Этот сценарий потребует значительных затрат для получения высокого инвестиционного рейтинга. Данный сценарий рассматривается как основной.
Чтобы активизировать инвестиционный процесс, в Санкт-Петербурге целесообразно проводить совместную с органами власти, занимающимися вопросами управления городским имуществом, политику эффективного использования объектов собственности города, входящую в комплекс мероприятий по стимулированию инвестиционной активности.
Сценарий № 2 (оптимистический) предполагает еще более полное использование выгод геоэкономического положения города: в частности за счет перемещения в Петербург части транзитных функций, выполняемых странами Балтийского региона; существенное увеличение инвестиционной привлекательности и потребительского спроса, в том числе за счет улучшения общего имиджа города. Предполагается, что в этом плане город будет выигрывать у соседей, однако в условиях обострения межрегиональной и межстрановой конкуренции этот сценарий менее реален, чем первый.
Сценарий № 3 (пессимистический) предполагает, что город лишится существенной части своих геополитических и геоэкономических выгод. Это может произойти в связи с более интенсивным развитием регионов Европейского Севера России (нефтепровод Сибирь — Мурманск, освоение шельфа, проект Nord Stream и др.), сохранением странами Балтийского региона транзитных функций (при поддержке ЕС и НАТО). Это снизит приток населения, обусловит существенное снижение темпов роста инвестиционного и потребительского спроса. Направление развития Петербурга существенно сместится в сторону обеспечения нужд внутрироссийского рынка и сотрудничества с Ленинградской областью и другими регионами Северо-Западного федерального округа [6].
Как дополнительный следует рассматривать сценарий, предполагающий объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Он может быть реализован, по-видимому, как улучшенный сценарий № 3, когда город будет вынужден при поддержке федерального центра пойти на интеграцию с областью, которая будет к тому времени располагать более существенными возможностями экономического роста.
В результате реализации базового сценария развития удастся в долгосрочной перспективе поддержать занятость населения на уровне 2,1–2,2 млн человек, что будет соответствовать динамике численности населения и позволит минимизировать уровень безработицы до 3–4% от экономически активного населения. Валовой региональный продукт вырастет примерно до 2–2,5 трлн рублей, что при улучшении структуры его распределения позволит к 2025 году увеличить реальные доходы населения до 400 тыс. рублей (33–40 тыс. в месяц) в год на одного жителя (в сопоставимых ценах) [6].
Будут произведены в безопасных интервалах структурные сдвиги в занятости, что позволит избежать серьезных деформаций в профессионально-квалификационном составе трудоспособного населения, достигнуть более рационального использования городских территорий. Малоиспользуемые производственные территории могут быть трансформированы в селитебные зоны, коммуникации и зеленые массивы. Доля территорий, занятых градообразующими объектами, уменьшится на четверть, а в абсолютном исчислении — на 60–70 тыс. га. Возрастут научно-технический потенциал и занятость в отрасли «Наука и научное обслуживание», что несколько сгладит профессиональную неустроенность десятков тысяч жителей города [4].
Ориентация экономики города на внешнеэкономическую сферу сохранится в пределах 35–37%, что обеспечит поступление относительно высоких доходов, но серьезно не нарушит региональную экономическую безопасность. В промышленном производстве структурные сдвиги не нарушат позиций машиностроения, которое останется центром научно-технического прогресса для страны. В то же время структура промышленности будет больше ориентирована на конечный продукт с высокой степенью добавленной стоимости. Наконец, будет достигнута высокая степень использования туристического потенциала Санкт-Петербурга.
В случае развития города по оптимистическому сценарию предложенные параметры окажутся на 20–30% выше, и по качеству жизни он может выйти на среднеевропейский уровень. Наряду с усилением деятельности по стимулированию инвестиционной активности руководству Санкт-Петербурга необходимо повышать эффективность использования бюджетных инвестиций в направлении обеспечения преемственности и непрерывности финансирования инвестиционных проектов и программ, существенного повышения результативности государственного инвестирования.
Будущее Санкт-Петербурга в случае реализации пессимистического сценария можно представить следующим образом: значительная безработица, существенные проблемы в городском хозяйстве, состоянии жилого и нежилого фонда (включая большую часть исторического центра). Промышленность, сфера науки и научного обслуживания составляют существенную часть экономики города, но работают на 60% своих возможностей. Развита сеть досуга, сферы торговли и обслуживания.
Динамика численности занятого населения в значительной степени будет определяться процессами демографического развития. В перспективе следует ожидать некоторого улучшения демографической ситуации. Это выразится, прежде всего, в постепенном росте рождаемости. Число родившихся увеличится на 30–35% (в расчете на год). Это позволит замедлить естественную убыль населения, и в итоге к 2025 году в городе будут проживать не менее 4,7 млн человек (в случае сохранения существующих тенденций — не более 4,6 млн). В этих условиях сохранение и развитие Санкт-Петербурга невозможны без массированного притока населения, прежде всего — из ближнего зарубежья и отчасти из других стран. В сумме положительное сальдо можно оценить за весь период в 600–800 тыс. человек. При этом в расчете на год его величина возрастет к концу этого периода в три раза (до 50–55 тыс. человек) [1, 2, 3].
Доля трудоспособного населения в первой половине периода будет стабильной, на уровне 60–61%, но в дальнейшем в связи с ростом рождаемости и сдвигами в возрастной структуре она существенно снизится. В итоге при росте общей численности населения (5,028 млн человек) после 2012 года этот показатель уменьшится. По сценарию № 1 предполагается уменьшение численности занятых на 10–12%. Если же исключить механический приток, то сокращение занятости приобретает обвальный характер — на 35–40%. Это будет характерно для сценария № 3. Развитие по сценарию № 2 предполагает незначительное (на 5–6%) снижение численности в первую половину расчетного периода, а затем некоторый ее рост.
В структуре занятости доля отраслей и сфер, имеющих градообразующую направленность, не претерпит существенных изменений, оставаясь на уровне 70%. При этом занятость в промышленности сократится до 320–330 тыс. человек, то есть на 30%. По демографическим причинам несколько уменьшится доля занятых в сфере подготовки кадров. Следует ожидать роста занятости в строительстве, что обусловлено необходимостью остановить прогрессирующее выбытие основных фондов, в науке (поддержание конкурентоспособности экономики города и России), а также на транспорте и в сфере туризма и услуг.
При реализации сценария № 2 в занятости будут происходить процессы, характерные для начальной фазы постиндустриального этапа развития. Это выразится в определенном восстановлении доли занятых в науке, прогрессирующем увеличении в структуре занятости транспортно-коммуникационной сферы, инновационно-инвестиционного комплекса и посреднической деятельности, а также в существенном падении доли занятых в промышленности. Сценарий № 3 будет характеризоваться определенной консервацией структуры занятости, наиболее заметным окажется относительное снижение занятости в промышленности.
При всех сценариях развития города объемы ВРП и промышленного производства будут увеличиваться и среднегодовые темпы роста ВРП как минимум удвоятся, а при оптимистическом сценарии (№ 2) — утроятся. Общий уровень открытости экономики города достаточно существенно возрастет (до 80% и более). При этом по первым двум сценариям особенно усилится ориентация экономики на обслуживание внешнеэкономических связей и экспорт — в сумме до 35–40% всего хозяйства Петербурга. При реализации сценария № 3 уровень открытости экономики не вырастет.
ВРП (в сопоставимых ценах) увеличится с 94 до 1440 тыс. рублей на одного жителя, что дает в среднем 6–7% годовых. Объем промышленной продукции возрастет примерно в три с половиной раза (против четырех с половиной раз по ВРП). В структуре промышленности увеличится доля энергетического и точного машиностроения, которое преимущественно будет работать на российский рынок, но будут иметь развитые производственно-технологические связи с западными фирмами. Несколько сократится за счет изменения в структуре потребления доля пищевой промышленности. В легкой же промышленности, напротив, следует ожидать оживления.
В целом такое же направление развития промышленности будет характерно для сценария № 2. При этом более заметной окажется динамика развития отраслей и производств, ориентированных на конечное потребление домашними хозяйствами товаров непродовольственной группы, а также производства средств транспорта и коммуникационной сферы, стройматериалов. При развитии по сценарию № 2 промышленность в значительной мере сохранит прежние позиции, и будет ориентироваться на производство оборудования для различных отраслей российской экономики, товаров продовольственной группы.
В рамках основного сценария (№ 1) существенный приток населения потребует активизации жилищного строительства, в том числе строительства малоэтажного жилья. Ежегодный объем ввода жилья увеличится в два с половиной раза, а общая величина жилищного фонда города достигнет 150–160 млн кв. м (рост в полтора раза). При этом в связи с расширением малоэтажной и коттеджной застройки площадь селитебных территорий будет расти более высокими темпами. Сокращение территорий, занятых градообразующими объектами, примерно на 20% не создает нужного территориального ресурса. В связи с этим возникает необходимость расширения территории Санкт-Петербурга за счет Ленинградской области (в рамках 50-километровой зоны), а также изменения городской черты. Территориальный рост станет особенно заметным при реализации сценария № 2 и минимальным — при сценарии № 3.
В составе отраслей Петербурга особенно существенный рост покажет строительный комплекс. Это обусловлено необходимостью восстановления производственного аппарата и городской инфраструктуры. Уровень инвестиций необходимо будет довести до 27–30% ВРП, что соответствует макроэкономическим нормативам активной модернизации экономики, увеличив их объем, в пять раз. В еще большей степени возрастет объем работ по строительному подряду. При реализации сценария № 2 уровень инвестиций превысит 30%, по сценарию № 3 их общая величина также будет достаточно значительной, что вызовет ограничение роста потребительского спроса.
Внешний транспорт — один из наиболее активно развивающихся элементов градообразующей базы. Объем перевозок грузов возрастет на всех видах транспорта, но в большей мере — на морском, автомобильном и трубопроводном. Что, в частности, связано с интенсификацией грузопассажирского паромного сообщения на линиях Калининград — Усть-Луга, Хельсинки — Санкт-Петербург и Санкт-Петербург — порты Германии. При этом развитие транспортного комплекса будет выражаться не столько в росте объемов перевозок, сколько в росте стоимости грузов, развитии логистической инфраструктуры. Этот процесс наиболее интенсивно будет осуществляться при условии реализации сценария № 2.
Важнейшей останется градообразующая роль туризма. Однако его развитие не будет значительным, так как набор факторов активизации туризма в городе достаточно ограничен, и они уже в значительной мере использованы. Цифра 6–7 млн иностранных туристов в год с пребыванием в Петербурге в среднем в течение шести-семи дней будет означать достижение 80–85% туристической емкости города. При сценарном варианте № 2 потолок экстенсивного развития туризма практически будет достигнут, и встанет задача его качественного роста и увеличения на этой базе доходов города.
Слияние Санкт-Петербурга и Ленинградской области в существующих границах в настоящее время представляется гипотетическим. В этом вопросе для двух субъектов РФ существуют различные условия и задачи экономического развития, управления, далеко не одинаковы проблемы социального, инфраструктурного, планировочного и экологического характера. Мировая практика свидетельствует, что крупнейшие города почти всегда представляют собой отдельные от окружающих территорий административные образования. Тем не менее, объединение Санкт-Петербурга, имеющего целый ряд ограничений для экономического развития и инвестиций, и Ленинградской области может в проектном периоде стать реальностью.
Сама идея объединения с разной степенью интенсивности прорабатывается с начала 1980-х годов. К моменту завершения сроков реализации Генплана 1966–1986 годов Ленинград и Ленинградская область представляли собой единый экономический организм. Филиалы многих промышленных объединений и проектных организаций находились на территории области. Вывод экологически неблагоприятных предприятий из центральной исторической части города в соответствии с федеральной подпрограммой «Сохранение исторического центра Санкт-Петербурга» планировался на площадки, специально зарезервированные в Ленобласти.
Когда в 1987 году был утвержден новый Генеральный план Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года, он предусматривал комплексное развитие их территорий. В принятом документе фактически были заложены основы поэтапного объединения двух федеральных субъектов к середине 1990-х годов, однако этого не произошло.
В целях регионального экономического развития необходимо определить факторы, связанные с проблемами сотрудничества Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Формирование единого экономического пространства города и области при объективном развитии внешних связей требует изучения новых закономерностей регионального развития, возникающих в условиях трансформирующейся экономики. Экономические реформы могут привести к изменению территориальной структуры экономики, при этом механизмы экономического управления территориальным развитием в новых условиях пока не выявлены как в целом, так и для объединяемых субъектов.
Не стоит забывать о том, что еще не сложилась новая система управления региональным развитием. Механизмы региональной политики существуют в различных правовых полях, их нерегулируемое взаимодействие приводит к углублению экономической дифференциации. В структуре механизмов региональной политики большое значение приобретают факторы территориального управления экономическим развитием. Глобализация мировой экономики влияет на Санкт-Петербург и Ленинградскую область по-разному.
Но есть и общие интересы. Планирование и координация экономической и социальной политики будут способствовать развитию двух федеральных субъектов, приведут к улучшению деятельности их хозяйствующих структур. Экономическая политика, которая может быть предложена на ближайшее время, — это создание благоприятных условий для интеграции города и области (нормативно-правовая база, инвестиционная политика, пространственное планирование, развитие инфраструктуры), координация их промышленной и аграрной политики (в части реструктуризации промышленного производства, повышения конкурентоспособности АПК). Координация развития малого и среднего бизнеса может осуществляться за счет разработки совместных программ поддержки малого предпринимательства, объединения ресурсов. Информационно-аналитическое обеспечение процесса интеграции должно происходить на основе единых интегрированных показателей социально-экономического развития города и области, создания единой информационной базы.
Основные направления развития транспортного комплекса могут быть представлены в следующем виде: морские порты, дорожная сеть, интермодальные коридоры, железные дороги; развитие системы пригородного пассажирского транспорта (сезонные перевозки, пересадочные узлы). При этом целесообразно финансирование совместных проектов по аналогии с Кольцевой автодорогой (государственно-частное партнерство при строительстве скоростных платных автомагистралей). Эти мероприятия должны быть реализованы в рамках Стратегии развития транспортной системы Северо-Запада до 2020 года.
Если Петербург начнет развиваться по пессимистическому сценарию (№ 3), объединение с Ленобластью даст определенные возможности для дальнейшего функционирования и развития (в значительной мере экстенсивного) экономики города, для передислокации на территорию области ряда городских объектов. С меньшими затратами можно будет решать проблемы инфраструктурного, рекреационного характера, селитебных территорий. Основные параметры развития сложатся как средние между показателями сценариев № 1 и № 3. Предполагается более полное использование выгод геоэкономического положения города и области. Это возможно за счет перемещения в создаваемый макрорегион части транзитных функций, выполняемых странами Балтии, а также существенного увеличения инвестиционной привлекательности и потребительского спроса.
С учетом необходимости разработки Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года и на период до 2035 (в рамках нового Генерального плана Санкт-Петербурга) целесообразно рассмотреть базовый вариант Прогноза социально-экономического развития до 2030 года.

Прогноз основных характеристик социально-экономического развития Санкт-Петербурга к 2030 году
1. Динамика численности занятого населения.
Число родившихся увеличится на 45% в годовом исчислении. Население Санкт-Петербурга составит 5,2 млн человек. Развитие будет невозможно без механического притока квалифицированной рабочей силы. В сумме положительное сальдо составит 900 тысяч человек (в расчете 50 тысяч человек в год).
2. Доля трудоспособного населения.
До 2018 года она сохранится на уровне 60%, в дальнейшем существенно снизится. Продолжительность жизни составит 75,5 лет, средний возраст 39 лет. Занятость в промышленности сократится до 360 тысяч человек. Общая занятость составит около 3,2 млн человек, безработица — 1–2% от экономически активного населения.
3. Динамика ВРП.
Увеличится до 3 трлн рублей при приросте 8% годовых. Увеличится до 40% доля экспорта и его обслуживания. Динамичнее всего будет развиваться производство сложной бытовой техники для внутреннего рынка. Количество иностранных туристов достигнет 9,5 млн человек в год. Уровень инвестиций составит 35% от ВРП.
Дифференциация населения по уровню доходов составит 7,5 раз, уровень абсолютной бедности 5,5%. Реальные доходы на одного жителя достигнут 70 тыс. рублей в сопоставимых ценах.
4. Жилищное строительство.
Ежегодный объем ввода жилья увеличится до 4–4,5 млн кв. метров, величина жилищного фонда достигнет 190–200 млн кв. метров.
Прогнозом должны быть заданы ориентиры развития, согласованные с целевыми значениями улучшения качества городской среды и изменениями экономических условий деятельности реального сектора городской экономики в условиях присоединения России к ВТО.


Литература
1. Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах СЗФО в 2011 году / Петростат. - СПб., 2012.
2. Санкт-Петербург в 2011 году / Петростат. - СПб., 2012.
3. Ленинградская область в 2011 году / Петростат. - СПб., 2012.
4. Жук В.А. Региональная жилищно-строительная политика в стратегии развития крупного города. - СПб.: НПК «РОСТ», 2012.
5. Ясин Е.Г. Сценарии для России на долгосрочную перспективу. Новый импульс через два десятилетия. - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012.
6. Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 № 275). - СПб.: КЭРППиТ, 2012.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия