Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (45), 2013
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Гиниятуллов Д. Р.
директор ФГУП «Санкт-Петербургская фабрика ортопедической обуви»
Пойгина И. М.
доцент кафедры экономики и менеджмента в науке и социальной сфере
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Перспективы саморегулирования рынка протезно-ортопедических изделий
В статье представлено понятие, рассмотрены этапы создания, обобщен опыт саморегулирования организаций в России и за рубежом в различных сферах деятельности. Представлена классификация саморегулируемых организаций, обоснована целесообразность, определены ключевые параметры саморегулирования в протезно-ортопедической сфере
Ключевые слова: саморегулируемая организация, рынок протезно-ортопедических изделий, протезно-ортопедические изделия
УДК 338; ББК 65   Стр: 199 - 202

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) является значимой социальной функцией государства. Однако процесс обеспечения ТСР в настоящее время имеет некоторые недостатки. Инвалиды получают ТСР на основании индивидуальной программы реабилитации. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида — разработанный на основе решения уполномоченного органа осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма. При этом ИПР не содержит достаточной информации о назначаемом ТСР, что не позволяет предприятиям, на которые обращается инвалид обеспечить надлежащее соответствие ТСР потребностям нуждающегося. Кроме того, после отмены лицензирования на изготовление протезно-ортопедических изделий в 2011 г., со стороны государственных органов был потерян контроль над качеством производимой продукции для инвалидов. В результате, на рынок пришли недобросовестные участники, которые предлагают инвалидам под видом технических средств реабилитации продукцию, которая не является реабилитационной.
В условиях отмены лицензирования, как показывает опыт других сфер российской экономики, регулирование рынка производства протезно-ортопедических изделий может осуществляться на основе саморегулирования.
Под саморегулируемой организацией (СРО) понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил [1].
В западных странах саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности давно уже признано наиболее эффективным механизмом работы рынка, в Соединенных Штатах и Европе некоммерческие организации, объединяющие участников определенной отрасли, действуют уже несколько веков.
В настоящее время функционирование саморегулируемых организаций за рубежом регламентируется отраслевыми законами. Общего закона об основах их деятельности не существует. Во многих зарубежных странах структуры, подобные саморегулируемым организациям, действуют в форме некоммерческих добровольных профессиональных ассоциаций и объединений. За рубежом саморегулирование используется в узких специфических областях профессиональных знаний (рынок ценных бумаг, медицина)
Первые прототипы СРО в России были созданы в середине девятнадцатого века. Целесообразно выделить 5 этапов создания механизма саморегулирования в России.
Этап 1 (1850–1917). В этот период были созданы прототипы СРО. Первый этап характеризуется наличием объединений, в которые входили работники определенной сферы. В первую очередь ремесленная производственная, медицинская, сфера юриспруденции. Однако после 1917 г. подобные объединения потеряли и самостоятельность и актуальность.
Этап 2 (1995–1997). Начиная с 1990-х годов основы саморегулирования применялись в России в управлении деятельности профессиональных членов рынка ценных бумаг. На этом этапе формировались добровольные неторговые предприятия, образованные профессиональными членами биржи ценных бумаг. Деятельность осуществлялась согласно закону Российской Федерации 39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумагах», в котором было введено понятие саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг. В настоящее время вступление участников в СРО в данной сфере является добровольным.
Этап 3 (1998–2006). Данный этап характеризуется образованием СРО в отдельных областях предпринимательской деятельности, в частности оценочная деятельность, деятельность арбитражных управляющих.
Этап 4 (2007–2011). С принятием Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон) в Российской Федерации можно говорить о формировании нормативно-правовой основы саморегулирования. В указанном законе определены условия и порядок создания и функционирования саморегулируемых организаций. В этот период созданы СРО в таких сферах как: строительство, проектирование, изыскание, аудиторская деятельность, деятельность кредитных кооперативов, энергоаудит, теплоснабжение и ряд других.
Этап 5 (2011 — по настоящее время). Закон 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» отменил лицензирование в отдельных сферах деятельности. Это: изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, производство и реализация специального игрового оборудования, изготовление и ремонт средств измерений, обеспечение авиационной безопасности, транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования [2].
Отмена лицензирования повлекла за собой рост активности участников данных рынков в разработке отраслевых нормативно-правовых актах в разрезе саморегулирования, с целью создания соответствующей базы для создания СРО. Кроме того следует отметить, что в перспективе отмена лицензирования и возможность внедрения механизма саморегулирования может коснуться таких сфер деятельности как медицинская и фармацевтическая, сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность, транспорт.
В настоящее время в России насчитывается более 1000 СРО в различных сферах деятельности, в том числе 245 СРО, создание которых не предусмотрено федеральным законодательством (управление недвижимостью, ЖКХ, обеспечение промышленной и пожарной безопасности). Членами СРО являются около 200 000 субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности [3].
Представляется возможным определить некоторые обязательные признаки, наличие которых позволит отнести те или иные организации к саморегулируемым: организационно-правовая форма саморегулируемых организаций — некоммерческая организация, основанная на членстве; СРО в большинстве случаев создаются для целей регулирования и обеспечения деятельности профессионалов в том или ином сегменте экономической деятельности; функция регулирования СРО выражается в разработке и установлении обязательных для выполнения своими членами правил и стандартов профессиональной деятельности и профессиональной этики, контроля деятельности своих членов и рассмотрения жалоб на их действия; контроль за деятельностью СРО, как правило, осуществляется специально уполномоченным государственным органом, созданным в целях проведения единой государственной политики в какой-либо области экономических отношений и надзирающим за профессиональными участниками рынка в этой сфере.
СРО имеют и отличия друг от друга. Одним из отличительных критериев является признак добровольности.
Участие в большинстве СРО является добровольным, но для компаний, действующих в отдельных сферах вступление в саморегулируемые организации, согласно законодательству, стало обязательным. Без допуска к работе, которые выдают СРО своим членам, принимать участие в тендерах и выполнять заказы компании не имеют права. Перечень зарегистрированных добровольных и обязательных СРО представлен в табл.1

Таблица 1
Обязательные и добровольные СРО
Обязательные СРОДобровольные СРО
Оценочная деятельностьПрофессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
Деятельность арбитражных управ-ляющихДеятельность негосударственных пенсионных фондов
Инженерные изыскания, подготовка проектной документации, строи-тельствоКадастровая деятельность
Аудиторская деятельностьДеятельность рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей
Кредитные кооперативыДеятельность жилищных накопительных кооперативов
Деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативовМедиация
Проведение энергетического обследованияДеятельность патентных поверенных
Теплоснабжение

По принципу объединения участников саморегулирования различают: отраслевые; межотраслевые, чьи члены используют одинаковые способы взаимодействия с третьими лицами.
Возможно применение механизма страхования гражданской ответственности также различают СРО. Страхование гражданской ответственности членов СРО является важным механизмом позволяющим защитить лиц саморегулируемых организаций и уменьшить финансовые риски, в случае если один из членов саморегулируемой организации допустит причинение вреда вследствие недостатков в работе, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, работе в области инженерных изысканий, архитектурно-проектных работ. Сначала возмещение идет за счет страховой компании в соответствии с договором страхования ответственности заключенным членом саморегулируемой организации со страховой компанией и страховым полисом, на сумму страхования ответственности, в случае недостаточности средств возмещение идет за счет компенсационного фонда саморегулируемой организации.
При этом некоторые СРО предполагают снижение размера взноса в компенсационный фонд при заключении договора страхования гражданской ответственности участником. Снижение может быть более чем в 3 раза
Саморегулируемые организации различаются и по размерам компенсационного фонда (500 тыс. — 5,5 млн), вступительного (60–660 тыс.) и членского взноса (10–110 тыс./мес). Различия СРО также проявляются в количестве участников. В законе «О саморегулируемых организациях» установлены ограничения на объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное, сроках приема, особых требованиях к участникам и предоставляемой о них информации.
Актуальным является вопрос регулирования СРО. Сущность СРО состоит в том, что, с одной стороны, саморегулируемые организации фактически берут на себя государственное регулирование. Но в то же время их деятельность абсолютно не противоречит нормативам, созданным государством. СРО производителей с одной стороны защищают интересы своих участников, как на рынке, так и перед государством. В то же время СРО очень избирательно подходят к собственным членам. Государство в данном случае, просто лицензируя участников рынка, не имеет возможности постоянно контролировать их последующую деятельность. Потребитель, вступая в деловые отношения с участником СРО, очевидно, выигрывает — любые ошибки, недочеты и недоделки поставщика и производителя на основании выставленного к члену иска могут быть компенсированы его СРО. В то время как государство-лицензиат перед потребителями практически никакой ответственности не несет, а значит, и компенсаций потребителю не выплачивает.
Саморегулируемая организация при этом работает не обособленно, а находится во взаимодействии с государственными органами. Государственный контроль в соответствии с законом в отношении саморегулируемых организаций осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти: направляет в саморегулируемую организацию информацию о результатах проведенных проверок деятельности членов саморегулируемой организации; привлекает саморегулируемые организации к участию в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с предметом саморегулирования. Саморегулируемая организация обязана направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти: стандарты и правила саморегулируемой организации, условия членства в ней; сведения о запланированных и проведенных саморегулируемой организацией проверках деятельности членов саморегулируемой организации и о результатах этих проверок.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не вправе: требовать от саморегулируемой организации и ее членов информацию, представление которой не предусмотрено федеральными законами; принимать решения, обязывающие саморегулируемую организацию осуществлять действия, нарушающие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты или воздерживаться от осуществления правомерных действий, являющихся обязательными в соответствии со стандартами и правилами саморегулируемой организации; требовать изменения или отмены решений, принятых органами управления саморегулируемой организации в соответствии с их компетенцией, а также требовать принятия указанными органами решений в отношении члена или членов саморегулируемой организации, либо саморегулируемой организации.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае несоответствия саморегулируемой организации требованиям Федерального закона, а также в случае нарушения в течение года более двух раз иных требований федеральных законов в отношении саморегулируемой организации, если эти нарушения не устранены или носят неустранимый характер [1].
Регуляторы СРО в обязательном порядке ведут государственный реестр саморегулируемых организаций, осуществляющий проверки СРО.
Принимая решение о создании СРО в сфере производства протезно-ортопедических изделий необходимо учитывать следующее:
Во-первых, чтобы решить вопрос о повышении степени организованности рынка и качества предоставляемых изделий населению необходимо распространение механизма саморегулирования не только на производство, но и реализацию протезно-ортопедических изделий.
Во-вторых, вступление в СРО по действующему законодательству может иметь как добровольный характер, так и обязательный. Обязательное участие предполагает, что присутствие на рынке протезно-ортопедических изделий и возможность участия в конкурсе на государственный заказ по производству протезно-ортопедических изделий возможно, если организация является членом СРО, получив так называемый допуск к осуществлению данного вида деятельности. Реализация данного положения повлечет за собой необходимость внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты. Кроме того, для исключения коррупционных механизмов требуется создание не менее 2 СРО в данной сфере.
Ключевая роль в решении вопроса качества изделий на рынке протезно-ортопедических изделий принадлежит процедуре вступления организации в СРО и требованиям предъявляемым к участникам данного СРО.
Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации в сфере производства протезно-ортопедических изделий при условии ее соответствия следующим требованиям:
1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем ста юридических лиц, являющихся производителями или организациями, занимающимися реализаций протезно-ортопедических изделий и (или) индивидуальных предпринимателей;
2) обеспечение некоммерческой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями посредством наличия:
а) компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков в работе, услуг в сфере обеспечения протезно-ортопедическими изделиями в размере не менее чем пятнадцать тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации;
б) системы личного и (или) коллективного страхования ответственности;
Приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций в сфере производства протезно-ортопедических изделий допускается, если некоммерческие организации объединяют лиц, осуществляющих следующие виды деятельности в сфере обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями:
1) производство протезно-ортопедических изделий;
2) реализация протезно-ортопедических изделий;
Саморегулируемая организация в сфере производства протезно-ортопедических изделий обязана разработать и утвердить:
1) требования к выдаче свидетельств о допуске к работам — документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией в сфере производства ПОИ свидетельств о допуске к работам по обеспечению населения ПОИ;
2) правила контроля в области саморегулирования — документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации в сфере производства ПОИ требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
3) документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации в сфере производства ПОИ требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
Саморегулируемая организация в сфере производства ПОИ обязана разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к осуществлению определенного вида или видов деятельности в сфере производства ПОИ (далее также — свидетельства о допуске). Требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть определены в отношении каждого вида деятельности в сфере производства ПОИ.
Для приема в члены СРО индивидуальный предприниматель или юридическое лицо направляет через Дирекцию СРО в Совет СРО следующие документы:
1. Заявление о приеме в члены СРО. В анкете должны быть указаны определенный вид или виды работ по предоставлению реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, разрешение на выполнение работ к которым намерены получить индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
СРО осуществляет выдачу разрешений на выполнение работ по категориям, по предоставлению реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, в соответствии с перечнем таких работ, отнесенных Общим собранием к деятельности СРО.
2. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), актуальная на дату представления документов (оригинал или нотариально заверенную копию);
3. Документы, подтверждающие соответствие качества ТСР, мероприятий и услуг требованиям, предъявляемым СРО, а также отсутствие опасных факторов (рисков), возникающих в процессе эксплуатации ТСР или выполнение услуг или мероприятий, а именно:
— квалификация персонала;
— соответствие функциональных характеристик ТСР, уровня и объема предоставляемых услуг (мероприятий) требованиям медицинского назначения;
— соответствие технологических процессов и материального обеспечения заявленному уровню качества ТСР, мероприятий и услуг;
— наличие контроля качества ТСР, услуг (мероприятий);
— документ, из которого следует волеизъявление юридического лица о вступлении в члены СРО (акт уполномоченного органа юридического лица);
— копия (заверенная организацией) ранее выданных лицензий на изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан (при наличии);
— сведения о профессиональной репутации кандидата в СРО (отзывы партнеров, получателей и заказчиков (при наличии);
— рекомендации членов СРО не менее 2-х членов СРО;
— информацию с указанием основного вида ТСР, предоставляемых кандидатом за последние три года потребителю.
Саморегулируемая организация в сфере производства ПОИ применяет в отношении своих членов предусмотренные этой саморегулируемой организацией меры дисциплинарного воздействия за несоблюдение требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций. В качестве мер дисциплинарного воздействия применяются: вынесение предписания об обязательном устранении членом этой саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки; вынесение члену этой саморегулируемой организации предупреждения; приостановление действия свидетельства о допуске; прекращение действия свидетельства о допуске; исключение из членов этой саморегулируемой организации.
Создание саморегулируемой организации в протезно-ортопедической сфере позволит решить целый ряд проблем.
Во-первых, повысить качество и устранить с рынка недобросовестных производителей за счет разработки и внедрения системы стандартизации продукции и регламентов деятельности предприятий в протезно-ортопедической сфере и контроля за их реализацией. Создание саморегулируемой организации позволяет создать барьер входа на рынок производителей, не имеющих достаточного оснащения и имеющих низкую квалификацию работников. Именно такие производители представляют угрозу для здоровья населения, так как предлагают изделия, не являющиеся ортопедическими. Функции саморегулируемой организации включают в себя разработку критериев входа на рынок, проверку соответствия данным критериям производителей, вступающих в СРО, а также методическую поддержку участников СРО в повышении уровня технического оснащения и повышении уровня профессионализма кадрового состава с учетом передового отечественного и зарубежного опыта.
Организация — производитель протезно-ортопедических изделий при вступлении в СРО может получить доступ в зависимости от соответствия ряду критериев либо на производство ортопедических изделий, в том числе сложной ортопедической обуви, либо на производство ортопедических изделий за исключением сложной ортопедической обуви, либо разрешение на предоставление ортопедических изделий, но не их производство. Разработкой критериев занимается СРО и проверяет соответствие им на стадии вхождения организации в члены СРО.
Объединяя в своем составе юридических и физических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность в сфере социальной защиты населения, реабилитации и протезно-ортопедической помощи гражданам РФ, саморегулируемая организация нацелена: на оказание профессиональной и квалифицированной помощи всем слоям населения, особенно самым незащищенным; на повышение качества выполняемых работ в области оказания протезно-ортопедической помощи на основе принятия стандартов и правил профессиональной деятельности членов Партнёрства.
Создание СРО позволит повысить степень организованности рынка протезно-ортопедических изделий за счет реализации таких функций саморегулиремой организации как: разработка методологии и методического обеспечения протезно-ортопедической деятельности; проведение работ, направленных на координацию взаимодействия между всеми заинтересованными субъектами хозяйственной деятельности в сфере социальной защиты населения, реабилитации и протезно-ортопедической помощи гражданам Российской Федерации.
Таким образом, создание саморегулируемой организации позволит осуществлять профессиональное управление сферы производства и реализации протезно-ортопедических изделий, а именно:
— проведение мониторинга и анализа нуждаемости в протезно-ортопедических изделиях, уровня цен на них, классификации, номенклатурного ряда и т.п. и предоставление данной информации профильному министерству и государственному органу, уполномоченному законодательством РФ на обеспечение нуждающихся протезно-ортопедическими изделиями;
— организовывать взаимодействие участников рынка протезно-ортопедических изделий;
— контролировать соответствие разрабатываемым стандартам;
— постоянно повышать квалификацию и технологический уровень участников саморегулируемой организации.
Преимущества вступления в саморегулируемую организацию:
— возможность вносить предложения по совершенствованию законодательства и нормативной базы программ по вопросам, связанным с реабилитацией и социальной защитой граждан;
— участвовать в разработке документов, определяющих основные направления деятельности СРО;
— участвовать на льготных условиях в мероприятиях, проводимых СРО, в частности, в конференциях, семинарах и т.д.;
— непосредственно обращаться в СРО за содействием и помощью в целях защиты профессиональных интересов в рамках уставной деятельности СРО;
— пользоваться консультационными, информационными и иными услугами СРО на льготной основе;
— вносить замечания и предложения по улучшению работы СРО и его органов;
— пользоваться всесторонней поддержкой СРО при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы членов СРО в органах государственной власти и управления;
— пользоваться организационно-методической помощью в подготовке и переподготовке сотрудников организаций — членов СРО.
Создание СРО в протезно-ортопедической сфере целесообразно осуществлять в следующей последовательности:
1. Обсуждение и принятие ключевых положений, отражающих содержание деятельности СРО в сфере производства и реализации протезно-ортопедических изделий профессиональными участниками данного рынка.
2. Нормативно-правовое обеспечение. Определение необходимости внесения изменений в законы и подзаконные акты, регулирующие обеспечение населения протезно-ортопедическими изделиями. Принятие закона «О производстве и реализации протезно-ортопедических изделий», закрепляющего механизм саморегулирования.
3. Организационное обеспечение. Определение основных участников СРО, аппарата управления СРО. Определение регулятора рынка.
4. Разработка пакета документов создаваемого некоммерческого партнерства (учредительные документы).
5. Регистрация некоммерческого партнерства.
6. Разработка пакета документов для получения некоммерческим партнерством статуса СРО.
7. Регистрация СРО.


Литература
1. Федеральный закон от 1 января 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями).
3. Мониторинг развития саморегулирования в регионах России в 2009–2012 годах: итоги 5 раундов [Электронный ресурс] / Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства; Ф.С. Сайдуллаев, С.В. Архипов, О.М. Шестоперов, А.С. Закускина, май 2012. — Режим доступа: http://www.nisse.ru/business/article/article_1902.html

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия