Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (45), 2013
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Кузьмина Н. Н.
доцент кафедры бухгалтерского учета
Сибирского государственного аэрокосмического университета им. акад. М.Ф.Решетнева (г. Красноярск),
кандидат педагогических наук

Попов Н. А.
докторант Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники,
кандидат экономических наук,


Соответствие образовательных стандартов условиям информационного общества
В статье предпринята попытка проведения анализа действующих государственных образовательных стандартов с целью выявления их ориентированности на подготовку широкого спектра специалистов к условиям формирующегося информационного общества
Ключевые слова: информационное общество, образовательный стандарт, компетенции
УДК 331.361   Стр: 222 - 224

Многими исследователями признается, что современное общество все более приобретает черты информационного, в котором производство информационных продуктов и оказание информационных услуг преобладают над всеми видами социально-экономической активности людей.
Как считают Игнатьев В.И. и Розанов Ф.И., основой информационного общества становится новый класс — «когнитариат», т.е. интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацией, которые составляют набор его духовных инструментов, позволяющих квалифицированно и эффективно работать с все более сложной и разнообразной информацией. При этом даже в традиционно грубых и тяжелых работах (сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, лесоповал и т.д.) будет применяться сложная компьютерная и телекоммуникационная техника, требующая специальных знаний, и даже самые примитивные виды деятельности будут гораздо более наукоемкими и технологичными [3].
В целом к числу наиболее существенных черт, характеризующих информационное общество, относятся следующие:
— информация и знания — главная преобразующая сила общества, а информационные ресурсы — это стратегические ресурсы общества;
— стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий;
— новизна, быстротечность, ускорение — наиболее характерные черты жизни;
— непрерывное образование и способность к переквалификации — неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности;
— судьба каждого человека зависит от способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию [1].
В связи с этим появляются новые требования, как к человеку, так и к его образованию в широком смысле слова: к его личностным и профессиональным качествам, творческим возможностям, его знаниям и умениям оперировать ими, постоянно их обновлять, расширять и производить новые.
Кардинальное изменение места и роли информации в жизни общества, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий оказывают существенное влияние на систему образования. Одной из ключевых задач образования становится адаптация к прогрессу, то есть образовательная система неизбежно должна стать гораздо более пластичной и быстро трансформировать образовательные программы в соответствии с актуальными потребностями общества.
К тенденциям модернизации образования в информационном обществе можно отнести следующие:
1. открытость образования — его способность к саморазвитию, предполагающая новый подход к определению целей и результатов образования, которые выражаются в терминах приобретения компетенций;
2. усиление прогностической направленности образования — способность в своем современном развитии «предвидеть» и определенным опережающим образом удовлетворять потребности грядущих поколений людей; переход от концепции поддерживающего образования к концепции опережающего образования;
3. культуросообразность образования — гармоничность сосуществования человека, общества и природы; отражение в образовании положительной специфики модернизации поля культуры в условиях информационного общества.
Учитывая, что главная роль в формировании качества образования принадлежит стандартам, поскольку именно в них закладываются основные характеристики минимального обеспечения качества образования, мы полагаем, что вышеупомянутые общепризнанные тенденции образования (здесь приведен неполный их перечень) в недостаточно полной мере отражены в образовательных стандартах третьего поколения, а именно в части, касающейся формирования готовности личности к жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Проведенный нами анализ 123 Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлениям подготовки бакалавров позволил установить следующее.
Первое. В стандартах применен компетентностный подход, суть которого составляет центрирование внимания к результатам образования, выраженным в форме компетенций. При этом предполагается, что «компетентность» — это самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенных обучающимся учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях.
В подавляющем большинстве стандартов представлена система компетенций, отчасти позволяющих выпускникам реализовать себя в условиях информационного общества. Как правило, это такие общекультурные компетенции, как:
● владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
● способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
● способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области информатики и современных информационных технологий;
● навыки использования программных средств;
● умение создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет.
В единственном из рассматриваемых нами стандартов мы не обнаружили таких компетенций. Это ФГОС ВПО по направлению 051000 Профессиональное образование (по отраслям), где одна из компетенций (ОК-23) сформулирована следующим образом: «способность самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки)». В этом случае как раз компетенции, необходимые для жизнедеятельности в условиях информационного общества, являются неполными, этого недостаточно для будущей успешной профессиональной деятельности. Кроме того, дальнейшее развитие информатизации требует не только компьютерной грамотности, но и определенного уровня информационной культуры, основанной на понимании закономерностей развития информационного общества.
Второе. Становление информационного общества породило ряд проблем специфического характера:
● информационная безопасность личности, общества и государства;
● управление и манипуляция массовым сознанием;
● компьютерная преступность;
● компьютерная игровая наркомания;
● интернет-зависимости разного рода.
Это означает, что в образовательных программах должны быть предусмотрены компетенции, позволяющие обеспечить новому поколению успешную безопасную деятельность в информационной среде.
Такая компетенция зафиксирована в 79% стандартов из числа проанализированных нами и в большинстве из них она сформулирована следующим образом: «способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны». Соответственно в 21% стандартов такой компетенции нет. И если с ее отсутствием по некоторым направлениям подготовки можно согласиться, то это совершенно недопустимо, как мы считаем, по таким направлениям подготовки как 081100 «Государственное и муниципальное управление», 080400 «Управление персоналом». Следует заметить, что в ФГОС ВПО по этим направлениям в разделе IV. «Характеристика профессиональной деятельности бакалавров» определены профессиональные задачи, связанные с обеспечением информационной безопасности:

Таблица 1
Профессиональные задачи в области информационной безопасности
Направление подготовкиПрофессиональные задачи, определенные ФГОС ВПО
081100Государственное и муниципальное управлениеинформационно-методическая деятельность:
защита служебной и конфиденциальной информации, обеспечение открытого доступа граждан к информации в соответствии с положениями законодательства;
080400Управление персоналоморганизационно-управленческая и экономическая деятельность:
участие в обеспечении безопасных условий труда, экономической и информационной безопасности.

То есть в круг профессиональных задач входит обеспечение информационной безопасности, а компетенция, которая бы позволила решать выпускнику эту задачу, стандартом не предусмотрена.
Третье. Преимуществом компетентностного подхода является возможность придать содержанию образования деятельностную, практико-ориентированную направленность.
В строгой формулировке компетенция рассматривается как комплекс сформированных в процессе образования или в результате накопленного практического опыта возможностей эффективного поведения в определенных жизненных ситуациях и в профессиональной деятельности. Эти возможности определяются комплексом знаний, умений и навыков, пониманием ситуаций и проблем, жизненной позицией, структурой ценностей, мотивацией поведения, готовностью к определенным видам и ролевой структуре деятельности. Все это формируется в процессе образования и отражает его результат [4, с. 211].
При этом для того, чтобы установленные компетенции не носили иллюзорный характер, в стандарте должна хорошо просматриваться траектория их реализации. То есть их фиксация в разделе VI. «Требования к структуре ООП бакалавриата», отнесение к определенному учебному циклу, и формулировка проектируемых результатов освоения. Несмотря на то, что компетенция, связанная со способностью понимать важность информационной безопасности и (или) обеспечивать ее, зафиксирована в 79% проанализированных стандартов, такая траектория имеет место только в 12 из них, то есть менее чем в 10%. При этом, как видно из данных, приведенных в табл.2, проектируемые результаты освоения существенно варьируются в зависимости от направлений подготовки и в большинстве стандартов, представленных в табл.2, отнюдь не полностью исчерпывают содержание вышеупомянутой компетенции.

Таблица 2
Проектируемые результаты освоения образовательных программ в области информационной безопасности
№ п/пНаправление подготовкиКод компетенцииVI. Требования к структуре ООП бакалавриата
коднаименованиеУчебный циклПроектируемые результаты освоения
1.010900Прикладные математика и физикаОК-5Б.2Уметь создавать безопасные программы
2.031300ЖурналистикаОК-16Б.3Понимать важность следования принципам информационной безопасности
3.034300Физическая культураОК-14Б.2Соблюдать основные требования информационной безопасности
4.034700Документоведение и архивоведениеОК-9, ПК-40Б.3Знать основы информационной безопасности и защиты информации.
Уметь соблюдать основные требования информационной безопасности при решении профессиональных задач
5.010100СервисОК-12Б.2Уметь соблюдать основные требования информационной безопасности при решении профессиональных задач
6.131000Нефтегазовое делоПК-3Б.2Владеть техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами, включая приемы антивирусной защиты
7.162700Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судовОК-44
8.161000АэронавигацияОК-58Б.2Владеть программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами, включая приемы антивирусной защиты
9.230400Информационные системы и технологииПК-18Б.3Знать: конфиденциальная информация
10.230700Прикладная информатикаОК-13Б.3Знать виды угроз ИС и методы обеспечения информационной безопасности. Уметь выявлять угрозы информационной безопасности, обосновывать орга-низационно-технические мероприятия по защите информации в ИС
Владеть методами управления проектами ИС и защиты информации
11.241000Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологииПК-3Б.2Владеть техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами
12.280100Природообустройство и водопользованиеПК-3Б.3Знать приемы защиты информации

Отметим, что в четырех из проанализированных нами стандартов по направлениям: 010500 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем», 022000 «Экология и природопользование», 222000 «Инноватика», 240100 «Химическая технология» в разделе IV. «Характеристика профессиональной деятельности бакалавров» такая компетенция предусмотрена, но далее, в разделе VI. «Требования к структуре ООП бакалавриата», где сформулированы проектируемые результаты освоения, ее обнаружить не удалось, что свидетельствует о непрозрачности достижения целей образования (цель образования не отражается в его содержании).
Еще одним интересным наблюдением является тот факт, что в ряде стандартов (например, по направлениям 140700 «Ядерная энергетика и теплофизика», 010300 «Фундаментальная информатика и информационные технологии», 020400 «Биология») траектория реализации компетенции, связанной с информационной безопасностью, начинается и заканчивается в цикле Б.5 «Учебная и производственная практики», что вызывает просто недоумение. Насколько мы понимаем, практики предназначены для углубления знаний, закрепления умений, уже полученных студентами в процессе изучения дисциплин. Как можно углублять то, с чем студент не знаком и чего он не умеет делать?
Другие варианты траектории реализации компетенции, связанной с информационной безопасностью, приведены в табл.3.

Таблица 3
Траектории реализации компетенций в области информационной безопасности
№ п/пНаправление подготовкиКомпетенцияУчебный цикл
коднаименование
1.>035400История искусствОК-11Б.5 Учебная и производственная практики
Б.6 Итоговая государственная аттестация
2.>100400ТуризмОК-11Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл
Б.5 Учебная и производственная практики
3.>200500Лазерная техника и лазерные технологииОК-11Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл
Б.6 Итоговая государственная аттестация

В этих случаях также возникают вопросы, например такие:
● какими учебными курсами цикла Б.1 могут быть достигнуты конкретные цели образования, сформулированные в данной компетенции?
● как будет производиться оценка сформированности данной компетенции в ходе итоговой государственной аттестации?
Студенты должны быть в состоянии овладевать и активизировать свои знания, овладение знанием сопровождается освоением умений. Чтобы перевести эти знания в компетенции, надо осуществить еще один переход — совершить дидактическое преобразование, чтобы студенты приобрели компетенции, которые были определены как основные в рамках осознанного продвижения по пути обучения [5].
Если же в стандарте компетенция закрепляется только в циклах Б.5 «Учебная и производственная практики» и Б.6 «Итоговая государственная аттестация», то она приобретает характер иллюзорной, и возникают серьезные сомнения в том, что студенты будут владеть данной компетенцией.
Разумеется, здесь можно возразить, приведя следующий аргумент: стандарт — лишь проект содержания обучения, в процессе его реализации он неизбежно трансформируется под влиянием различных факторов. Тем более что в разделе VII. «Требования к условиям реализации ООП бакалавриата» отмечено, что «образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которые включают в себя учебные планы, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся».
Однако качество образовательной программы проявляется в степени ее соответствия ФГОС ВПО и вузы, чтобы иметь необходимое им общественное признание, соответствовать определенному эталону или образцу качества образования и профессионализма стараются реализовать стандарт, поскольку это — общепринятая норма.
То есть можно говорить о том, что сами стандарты являются несовершенными, поскольку не всегда соблюдается четкость формулировок всех его требований, имеются определенные двусмысленности и противоречия.
Бесспорно, что условием успешной адаптации человека к жизни в информационном обществе, его социальной защищенности в профессиональной и непрофессиональной деятельности становится информационная культура личности как одна из составляющих общей культуры человека. Информационная культура личности — это совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей [1].
Формирование информационной культуры личности как особого вида компетентности в новых информационных условиях становится одной из приоритетных задач системы образования. То есть необходима целенаправленная и комплексная подготовка человека, включающая широкий спектр не только информационных знаний, умений и навыков, но и информационных компетенций, которые не должны сводиться лишь к формированию компьютерной грамотности.
С нашей точки зрения, информационные компетенции должны быть базовыми, основанными на понимании закономерностей развития информационного общества и определять целостную готовность личности к продуктивному освоению образа жизни в информационном обществе, что безусловно, включает эффективные способы деятельности в информационной среде, которые, в свою очередь подразумевают «сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности». Мы считаем, что такие компетенции необходимы всем выпускникам вузов. Так же, как необходимой для всех направлений профессиональной подготовки признана компетенция «владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий», которая во всех стандартах имеет совершенно четкую траекторию реализации, поскольку определена дисциплина, реализующая данную компетенцию, однозначно определены проектируемые результаты ее освоения.


Литература
1. Гендина Н.И. Повышение информационной культуры потребителей информации как условие успеха информатизации региона // Информационные ресурсы России. — 2001. — № 2. — С. 22–25.
2. Иванова Е.О. Тенденции развития образования в условиях информационного общества // Ярославский педагогический вестник. — 2011. — № 2. — Том II (Психолого-педагогические науки). — С. 12–16.
3. Игнатьев В.И., Розанов Ф.И. Образование в информационную эпоху // Философия образования. — 2008. — №2. — С. 76–86.
4. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект: Мир, 2006. — 320 с.
5. Люссо М. Идентификация компетенций: стратегический способ, необходимый для построения траекторий обучения // Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. — 536 с. (С.229–232).
6. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. — М.: Изд-во «Эгвес», 2008. — 136 с.
7. Петрова Т. Тенденции развития современного образования URL: http://www.rau.su/observer/N2_2006/2_11. html (дата обращения: 22.11.2012)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия