Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (46), 2013
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Драчик Н. В.
старший преподаватель кафедры политической экономии
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета


Сущность инновационной деятельности и ее значение для развития современной экономики
В статье рассматриваются сущность и основные понятия, характеризующие инновационную деятельность. Дана краткая характеристика инновационных процессов, а также выделено значение инноваций для развития современной экономики
Ключевые слова: инновации, новшество, наукоемкая экономика
УДК 330.101.8; ББК 65.050   Стр: 72 - 75

Научно-техническая революция, явившаяся качественным скачком в развитии производительных сил, поставила экономику в существенную зависимость от достижений науки и техники. При этом, процесс внедрения новых идей, решений, технологий в производство интерпретируется в экономической науке как превращение потенциальных новшеств в реальные продукты и технологии и опосредуется понятием «инновационная деятельность».
В основу этого понятия положен термин «инновация» (англ. innovation — «новшество», «нововведение»), впервые введенный в научный обиход известным австрийским экономистом Йозефом Шумпетером, который не только заложил системные теоретические основы инноваций, но и показал роль нововведений в процессах изменения технологий и управления. Согласно представлениям Й. Шумпетера термин «инновация» означает изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности [13, с. 12]. При этом Й. Шумпетер ведущую роль в качестве связующего звена между изобретением и нововведением отводил фигуре предпринимателя.
В отечественном экономическом и юридическом лексиконе термин «инновация» появился в начале 80-х гг. прошлого столетия. Его появлением мы обязаны, прежде всего, теоретическим разработкам ученых, занимавшихся системными исследованиями. Можно насчитать не одну сотню определений инноваций, классифицируемых по множеству оснований, например, по широте воздействия и масштабности, степени радикальности, источнику идеи, виду новшества, способу замещения существующих аналогов, степени материализации различных по уровню научных знаний.
В экономической теории до настоящего времени продолжается дискуссия о том, в какой фазе циклического развития экономики наиболее благоприятны условия для реализации инновационной деятельности, внедрения и освоения инноваций. Широкое распространение получила точка зрения, согласно которой инновационные новшества вводятся, как правило, когда давление конкуренции наиболее жестко, а промышленная конъюнктура находится на низких уровнях, т.е. в условиях кризиса. В то же время в благоприятных экономических условиях, согласно данному взгляду, новые инновационные проекты предприятия стремятся откладывать, т.к. у них нет экономических стимулов для их внедрения.
Сторонники указанной концепции отмечают особую роль инновационной деятельности в кризисные периоды развития экономики. Мировая практика в значительной мере подтверждает правоту отмеченных взглядов. Она свидетельствует, что экономические кризисы, рецессии и депрессии преодолевались во многих странах внедрением инноваций, создававших новые производственные возможности, освоение которых обеспечивало переход к росту экономики. Зачастую именно в условиях экономического спада и депрессии в странах с рыночной экономикой наблюдается движение капитала из традиционных производств в новые.
Исходя из анализа имеющихся на настоящий момент мнений, можно сформулировать основные понятия, раскрывающие сущность современной инновационной деятельности.
Инновация — это продукт (товар или услуга) научной деятельности, в результате применения которого в производстве происходят коренные изменения, влекущие за собой кардинальные организационно-распорядительные и производственно-технологические преобразования.
Инновационный процесс. Понятие инновационного процесса является одним из основополагающих в сфере инноватики. Как и рассмотренное выше понятие инновации, оно весьма неоднозначно представлено в научной литературе, где наблюдается множество подходов к его трактовке, смыслу и содержанию.
Господствующим следует признать определение инновационного процесса как «процесса преобразования научного знания в инновацию» [4, с. 88].
В рамках приведенной формулы процесс преобразования научного знания в нововведение предстает в виде процесса, состоящего из последовательной цепи событий (стадий), в ходе наступления (завершения) которых инновация трансформируется от идеи до конкретного продукта, технологии, нового подхода к решению социально-культурной задачи.
Каждая стадия инновационного процесса имеет самостоятельное значение и общепринятое наименование, которое отражает существо завершающего ее результата. Применительно к научно-технической сфере деятельности стадии инновационного процесса будут выглядеть следующим образом.
Указанный процесс начинается со стадии фундаментальных (теоретических) исследований, которые направлены на получение новых научных знаний в конкретной области и выявление наиболее существенных закономерностей развития природы общества, как правило, безотносительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования подразделяются на теоретические и поисковые. В качестве результатов теоретических исследований выступают научные открытия, новые теории, новые понятия и представления. В качестве результатов поисковых исследований выступают новые принципы создания изделий и технологий, новые свойства материалов и их соединений, новые методы синтеза и анализа. В ходе поисковых исследований теоретические предположения и научные идеи обычно находят подтверждение, либо опровержение.
Второй стадией инновационного процесса являются прикладные исследования. Целью их проведения служит нахождение путей практического применения, полученных на стадии фундаментальных исследований научных знаний, а также открытых ранее явлений и процессов. На стадии прикладных исследований могут выполняться научно-исследовательские работы, в рамках которых решаются те или иные технические проблемы прикладного характера, направленные на получение конкретного научного результата, способного выступать в роли научно-технического задела в опытно-конструкторских работах. Кроме того, на стадии прикладных исследований могут осуществляться информационные исследования, в частности, такая их разновидность, как патентные исследования, выполняться организационно-экономические работы, имеющие своим содержанием разработку методов организации труда и управления.
Третья стадия инновационного процесса имеет своим содержанием проведение опытно-конструкторских работ. Целью данного вида работ является создание или усовершенствование на базе результатов прикладных исследований образцов новой техники, материалов, разработка новых технологических процессов. В структуре опытно-конструкторских работ различают две их разновидности: конструкторские работы и технологические работы.
Конструкторские работы предполагают разработку определенной конструкции инженерного объекта или технической системы. Технологические работы предполагают разработку способов объединения физических, химических, технических процессов с трудовыми процессами в целостную систему. На стадии опытно-конструкторских работ осуществляется окончательная проверка результатов прикладных исследований, производится разработка соответствующей технической документации, изготавливаются и проходят испытания образцы новой техники.
Четвертой стадией инновационного процесса является освоение промышленного производства новых изделий. На этой стадии проводятся опытные и экспериментальные работы, имеющие своей целью отработку опытных образцов новой техники и новых технологических процессов. В литературе отмечается, что опытные производства выполняют различные работы и услуги, непосредственно не относящиеся к НИОКР (ремонтные работы, типографские услуги и т.д.), и осуществляют выпуск мелкосерийной продукции. Что касается экспериментальных работ, то они направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов и т.п., необходимых для проведения научных исследований и разработок [5, с. 79].
По завершении стадии освоения начинается пятая стадия инновационного процесса, именуемая стадией промышленного производства. Данная стадия характеризуется широкомасштабным производством новой техники и внедрением новых технологий и имеет своей целью доведение материализованных новшеств до потребителя. На этой стадии инновационный процесс переходит в так называемый товарный инновационный процесс. Переход осуществляется за две фазы: распространение новшества (инновации) и диффузия новшества (инновации). В литературе отмечается, что распространение инновации — это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации [3, с. 8].
Инновационная продукция. Под инновационной продукцией обычно понимают результат внедрения продуктовых инноваций, охватывающий новые или вновь внедренные изделия, а также усовершенствованные изделия, либо изделия, основанные на новых или значительно усовершенствованных методах производства [12, с. 76].
Следует, однако, отметить, что понятие инновационной продукции (инновационного продукта) в экономической науке одно из наиболее спорных, поскольку результат инновационной деятельности связывают не только с той, либо иной вещественной формой, но и с идеальными продуктами творческой деятельности [6], [8].
Инновационная инфраструктура. Инновационная инфраструктура представляет собой совокупность организаций, охватывающих все стадии инновационного процесса, начиная от продуцирования новых научно-технических идей и их отработки и заканчивая выпуском и реализацией наукоемкой продукции, представляющей собой ряд взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга систем и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для осуществления инновационной деятельности.
Инновационная система — совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы.
Понятие и признаки инновационной деятельности. Понятие инновационной деятельности является производным от понятий инновации и инновационного процесса. Поскольку базовые понятия, лежащие в основе конструкции инновационной деятельности, представлены в экономической литературе весьма неоднозначно, постольку и само понятие инновационной деятельности является неоднозначным.
Признаки инновационной деятельности. Опираясь на доктринальные взгляды и приведенное выше определение инновационной деятельности, покажем признаки данного вида деятельности.
Первым признаком, характеризующим инновационную деятельность, является ее системный характер.
Указанный признак проявляется в том, что этот вид деятельности представляет собой не единичное действие, а систему действий, которые приводят к последовательной смене состояний нового научного знания или результата научного исследования. Эта смена состояний происходит по завершении тех или иных стадий инновационного процесса, которым соответствуют отдельные этапы выполняемых работ или производимых действий.
В качестве второго признака инновационной деятельности следует назвать ее комплексный характер.
Появлению нового или усовершенствованного продукта, либо технологического процесса должен предшествовать комплекс научных, производственно-технологических, организационных, финансовых и иных мероприятий. Соответственно этому складывается и инновационная инфраструктура, организационными элементами которой, в частности, выступают [1, с. 67–68]:
— информационное обеспечение;
— экспертно-аналитическое обеспечение;
— финансово-экономическое обеспечение;
— маркетинговое и рекламное обеспечение;
— патентно-лицензионное и патентно-исследовательское обеспечение;
— правовое обеспечение.
Третьим признаком инновационной деятельности является ее целевой характер. В качестве цели выступает появление нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, либо нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности.
Четвертым признаком инновационной деятельности и, пожалуй, наиболее явным выступает ее рисковый характер.
Инновационная деятельность в наибольшей степени, чем иные гражданские виды деятельности, подвержена факторам риска, воздействие которых на промежуточные и конечные результаты этой деятельности невозможно априори точно определить.
В общем виде инновационный риск определяется как вероятность потерь, возникающих при инвестировании в создание нового или усовершенствованного продукта, в разработку новой технологии, реализация которых на рынке зависит от эластичности спроса на него.
При определении сущности инновационной деятельности можно сказать, что инновационная деятельность в системе функционирования экономики выступает, в большинстве, как материальная основа повышения эффективности производства. Именно она играет первостепенную роль в наращивании объемов выпуска продукции. Приведенные функции тесно переплетаются с приведенными значениями инновационной деятельности, и развитие инновационной деятельности в социально-экономическом ключе жизненно необходимо.
Любая инновационная деятельность берет свое начало в рамках предприятия. Любая деятельность предприятия начинается с вложения денег, протекает через движение денег и заканчивается результатами, имеющими денежную оценку. Поэтому в современных условиях разработка и реализация научно обоснованной и практически реализуемой финансовой стратегии развития — важнейшая задача, стоящая перед всеми российскими предприятиями. Без соответствующего финансового обеспечения любые планы и программы развития предприятия обречены на провал. Следовательно, финансовая стратегия развития предприятия, особенно в условиях кризиса, приобретает особую значимость в процессе управления его развитием.
Формирование различных стратегий основывается на комплексном использовании оперативного и стратегического планирования деятельности предприятия. Стратегическое планирование позволяет уменьшить влияние факторов неопределенности внешней среды и снизить риски его функционирования. Реализация долгосрочных планов позволяет предприятию концентрировать свои усилия на решении главных задач своего развития. Оперативное планирование позволяет разрабатывать и реализовывать конкретные мероприятия, обеспечивающие решение стратегических задач. Сущность оперативных мероприятий в условиях кризиса и рецессии состоит обычно в уменьшении текущих расходов, повышении эффективности использования внутренних резервов и получении необходимых ресурсов.
Выбор стратегии развития предприятия зависит от его финансового состояния и долгосрочных целей его деятельности. В результате их анализа и прогноза определяется одна из альтернативных стратегий развития с учетом следующих возможных вариантов его дальнейшего функционирования: сохранение сложившихся тенденций развития предприятия; незначительные корректировки производственно-хозяйственной деятельности без использования значительных внешних источников финансирования; реализации инновационных мероприятий различной направленности. При этом необходимо учитывать также и прогнозы развития внешней среды предприятия (региональной, отраслевой, национальной, мировой экономики и т.д.).
Любая инновационная деятельность берет свое начало в рамках предприятия. Любая деятельность предприятия начинается с вложения денег, протекает через движение денег и заканчивается результатами, имеющими денежную оценку. Поэтому в современных условиях разработка и реализация научно обоснованной и практически реализуемой финансовой стратегии развития — важнейшая задача, стоящая перед всеми российскими предприятиями. Без соответствующего финансового обеспечения любые планы и программы развития предприятия обречены на провал. Следовательно, финансовая стратегия развития предприятия, особенно в условиях кризиса, приобретает особую значимость в процессе управления его развитием.
Формирование различных стратегий основывается на комплексном использовании оперативного и стратегического планирования деятельности предприятия. Стратегическое планирование позволяет уменьшить влияние факторов неопределенности внешней среды и снизить риски его функционирования. Реализация долгосрочных планов позволяет предприятию концентрировать свои усилия на решении главных задач своего развития.
Оперативное планирование позволяет разрабатывать и реализовывать конкретные мероприятия, обеспечивающие решение стратегических задач. Сущность оперативных мероприятий в условиях кризиса и рецессии состоит обычно в уменьшении текущих расходов, повышении эффективности использования внутренних резервов и получении необходимых ресурсов [9, с. 86].
Выбор стратегии развития предприятия зависит от его финансового состояния и долгосрочных целей его деятельности. В результате их анализа и прогноза определяется одна из альтернативных стратегий развития с учетом следующих возможных вариантов его дальнейшего функционирования: сохранение сложившихся тенденций развития предприятия; незначительные корректировки производственно-хозяйственной деятельности без использования значительных внешних источников финансирования; реализации инновационных мероприятий различной направленности. При этом необходимо учитывать также и прогнозы развития внешней среды предприятия (региональной, отраслевой, национальной, мировой экономики и т.д.). Прогноз изменения внешней среды предприятия должен определить: динамику макроэкономических параметров, влияющих на него; планируемые меры правительства в области налогообложения; прогнозируемую стратегию конкурентов и др. Анализ некоторых известных методик прогнозирования развития предприятия в условиях кризиса свидетельствует, что подавляющее большинство из них позволяет определить лишь вероятность его выхода из кризиса. Вопросы перехода предприятия на траекторию устойчивого развития на основе реализации инновационных мероприятий в них, как правило, не рассматриваются. Вместе с тем, при решении данной задачи с учетом внешних тенденций и потенциала развития предприятия необходимо определить не только возможность его финансового оздоровления, но и направления дальнейшего развития. Следовательно, необходимо разработать также программу оздоровления предприятия, включающую частичное или полное перепрофилирование производства в случае неудачи при внедрении инновации, внедрение еще более новых технологий, изменение ассортимента выпускаемой продукции и т.д.
Практической реализации стратегии развития предприятий должны предшествовать ее детальная разработка и обоснование. Вместе с тем, в настоящее время нет единой теории стратегии развития предприятия. Имеется множество разрозненных знаний, используемых, в основном, как набор эмпирических алгоритмов по решению отдельных задач. Но единой теории они не образуют потому, что не имеют законченного вида и часто либо противоречат друг другу, либо не соответствуют современным условиям хозяйствования [7, с. 129].
Значение инновационной деятельности для экономики страны так же существенно, как и условия, создаваемые государством для развития инноваций. Сформулируем значение инновационной деятельности в нескольких основных моментах:
— под влиянием инновационной деятельности меняется структура экономики страны, а именно за счет роста эффективности использования ресурсов часть их высвобождается и перераспределяется в другие сферы деятельности. Например, доля занятых в торговле сокращается, а в промышленном секторе — возрастает. Кроме того, инновации выступают непосредственной причиной возникновения новых производств, отраслей и постепенного отмирания уже существующих;
— инновационная деятельность изменяет экономическую организацию общества, а именно появляются новые общественные институты и хозяйственные организации, и трансформируется содержание взаимосвязей между ними. Происходят сдвиги в структуре собственности. Совершенствуются технологии управления: вертикальные воздействия во все большей мере дополняются и заменяются горизонтальными. Претерпевает изменения и содержание государственного регулирования экономики.
По экспертным оценкам, вклад инновационной деятельности в развитие современной экономики может составлять до 60–70% (в зависимости от конкретных условий конкретного государства). Именно поэтому современную экономику иногда называют наукоемкой [2, с. 14].
При этом экономический рост в условиях наукоёмкой экономики — это динамика физических объемов производства и потребления товаров и услуг. Качественный экономический рост нужно понимать как разницу в развитии между одним государством и всеми остальными [11, с. 84–85]. Он обеспечивается за счет инноваций, которые, тем и примечательны, что дают пользователю добавочную экономическую прибыль. Эта добавочная прибыль и определяет разницу в развитии между государствами, ведь любое экономическое развитие упирается в финансовые ресурсы.


Литература
1. Багратян Г.А., Кравченко И.С. Инновации и экономический рост: проблемы измерения // Инновации. - 2009. - № 8.
2. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
3. Ильенкова С.Д. Руководство по изучению дисциплины «Инновационный менеджмент». 3-е изд. - М.: Клувер, 2009.
4. Инновационный менеджмент: Учеб.-справ. пособие / Сост. Н.А. Жернова, Н.Н. Голофастова. - Кемерово, КГТУ, 2001.
5. Инновационный менеджмент: справочное пособие. - М.: Вектор, 2008.
6. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. - М.: Финансы, 2011.
7. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М.: Инфра-М, 2007.
8. Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство. - М.: Спутник, 2010.
9. Менеджмент XXI века / Пер. с англ. С. Чодхаури. - М.: Инфра-М., 2009.
10. Мескон М.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1998.
11. Овчинников С.Г. Инновационное ускорение как фактор экономического развития // Инновации. - 2009. - № 3.
12. Статистика науки и инноваций: краткий терминологический словарь / Под ред. Л.М. Гохберга. - М.: Вектор, 2006.
13. Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капиталов, кредита, процента и цикла конъюнктуры). - М.: Директ-Медиа, 2007.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия