Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (46), 2013
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Ищак Е. Р.
аспирант Уфимского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета
Худякова О. Д.
заведующий кафедрой торгового дела Омского института (филиала)
Российского государственного торгово-экономического университета,
кандидат технических наук


Проблемы законодательного регулировании оборота алкогольной продукции в субъектах Российской Федерации
В статье рассматриваются вопросы рынка алкогольной продукции в РФ: динамика производства, оборот этилового спирта, розничная продажа и т.п. Приведены нормативные документы, регулирующие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ
Ключевые слова: алкогольные напитки, этиловый спирт, товарооборот алкогольной продукции, рынок алкогольной продукции, спиртосодержащая продукция
УДК 663.5; ББК 30.609   Стр: 77 - 79

Рынок алкогольной продукции в России практически всегда играл существенную роль в экономике. Несмотря на то, что за последние 25 лет доля алкоголя в товарообороте страны сократилась, алкогольный рынок по-прежнему занимает лидирующие позиции среди других рынков продовольственных товаров, как по темпам развития, так и по доле отчислений в бюджет. Однако, если раньше удельный вес алкогольной отрасли в доходах федерального бюджета составлял 10–11%, то сейчас он не превышает 2%, а в сумме акцизных сборов — 10–12%.
В царской России доход бюджета на 30% состоял из отчислений от производства спирта, в советское время — на 20%. Сегодня доходы от акцизных сборов составляют 0,5% [1].
По данным Росстата, в январе 2012 г. сократилось производство практически всех видов алкогольных напитков. Столовых вин было произведено меньше по сравнению с январем прошлого года на 28,8%. Светлого пива выпустили меньше на 17,5%, коньяка — на 10,5%, водки — на 7,8% [2]. В среднем за последние годы производство практически всех основных видов алкоголя снизилось в среднем на 10%. Одна из причин снижения производства — ужесточение регулирования в отрасли, из-за чего с рынка ушли некоторые предприятия. Так, например, выполнить требование об увеличении минимального размера уставного капитала для производителей спиртосодержащей продукции до 10 млн рублей (водки — до 50 млн рублей) смогли далеко не все производители продукции [3]. В 2011 г. рынок покинули ряд мелких игроков, а из-за проблем с получением лицензий, по данным Росалкогольрегулирования, процедуру перелицензирования решили не проходить около 50% алкогольных дистрибуторов (из 1700 компаний) и около 35% (из 440 компаний) производителей.
Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ввиду быстрого оборота вложенных средств и возможности извлечения сверхприбылей, является одной из наиболее криминогенных сфер экономической деятельности. Употребление некачественной алкогольной продукции наносит большой вред здоровью населения и во многих случаях является причиной смерти. По показателю смертности от отравления алкоголем наша страна занимает первое место в Европе[4].
В 2012 году был подготовлен ряд нормативных документов направленных на регулирование алкогольного рынка в России. К ним относятся: приказ от 3 сентября 2012 года № 245 «О форме лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Приказ от 28 августа 2012 года № 237 «О формате представления в электронном виде декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании мощностей». В частности, введено декларирование использования производственных мощностей. Предприниматели, продающие в розницу пиво и пивные напитки, обязаны декларировать объем их розничной продажи. С учетом поправок, внесенных в закон, Правительство РФ утвердило новые формы соответствующих деклараций и порядок их представления (Приказ от 30 ноября 2012 года № 363 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26.10.10 № 59н»). Данные изменения были внесены в Технические условия в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару.
Несмотря на ужесточение требований по лицензированию, выпуску и продаже алкоголя, его теневой рынок занимает определенную нишу на отечественном рынке. По данным МВД России, в результате деятельности теневого алкогольного рынка бюджет России ежегодно теряет до 12 млрд. рублей. По оценкам Минсельхоза России и Росстата, доля нелегального рынка алкогольной продукции составляет более 30% или около 60 млн дал. Однако в реальности доля нелегальной продукции как минимум в полтора раза выше (по оценкам Счетной палаты Российской Федерации — 50%) [5], так как алкогольная продукция, находящаяся в незаконном обороте, как правило, реализуется без применения контрольно-кассовых машин при продаже в розничной сети и, как следствие, не фиксируется при замерах рынка. В подтверждение данного факта можно привести увеличивающийся рост задолженности производителей по уплате акцизов и НДС.
В настоящее время российским законодательством урегулированы в основном вопросы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, однако вопросы социальных последствий, профилактики и борьбы с алкоголизмом должным образом не урегулированы. Так, несмотря на остроту данной проблемы, на федеральном уровне отсутствует комплексный закон, регулирующий вопросы профилактики и борьбы с алкоголизмом, в котором были бы установлены средства и методы ее осуществления; определены функции и права, а также принципы взаимодействия между собой различных государственных и общественных организаций, социальных институтов в реализации стратегии и тактики противоалкогольной деятельности, а также предусмотрены меры, закрепляющие правовое, организационное, научно-информационное, материально-финансовое обеспечение работы по профилактике и преодолению пьянства, регламентированы права и обязанности юридических и физических лиц, участвующих в легальном производстве и обороте алкогольных напитков.
Отсутствие четкого определения полномочий, связанных с деятельностью субъектов по вопросам профилактики и борьбы с алкоголизмом, затрудняет реализацию необходимых мер по осуществлению качественной профилактической работы, приводит к ослаблению осуществляемого межведомственного взаимодействия на местах.
В системе регионального законодательства данный вопрос решается по-разному. Можно выделить несколько групп субъектов Российской Федерации, в которых приняты и действуют соответствующие нормативно-правовые акты.
В первую группу входят субъекты Федерации, принявшие законы, регулирующие в той или иной степени профилактику алкоголизма (Республика Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Марий Эл, Мордовия, Тыва, Хакасия; Забайкальский и Краснодарский края, Тюменская, Амурская, Мурманская и Ульяновская области и др.).
Однако данные законы без федеральной основы остаются декларативными, к тому же охватывают большую сферу регулирования (как профилактику алкоголизма, так и профилактику наркомании, токсикомании и табакокурения, что не позволяет детально проработать каждое направление).
Вторую группу составляют субъекты, в которых приняты региональные программы по профилактике алкоголизма (Красноярский и Пермский края, Новгородская область и др.). Принятие на уровне субъектов программ по профилактике алкоголизма позволяет комплексно подойти к решению данной проблемы, повысить эффективность профилактической работы.
Третья группа — субъекты Федерации, где программы по профилактике алкоголизма принимаются на уровне муниципальных образований (Республика Башкортостан, Ставропольский и Алтайский края, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Владимирская, Волгоградская, Оренбургская, Пензенская, Рязанская Томская, Омская области и др.).
Вместе с тем, деление субъектов на группы достаточно условно, так как в ряде субъектов Федерации законы не только приняты, но еще и дополнены комплексными программами различных уровней.
По данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Омская область по розничной продаже алкогольной продукции занимает значение немного выше среднего. Объемы розничной продажи алкоголя продукции на 01.01.2012 года составили 28 116, 3 тыс. дкл., потребление алкоголя на душу населения в абсолютном алкоголе 8,4 л. Количество торговых точек, в которых реализуется алкогольная продукция, расположенных в зоне шаговой доступности обеспечивает продажу алкоголя для более 600 человек на каждую торговую точку, что более чем на 100 человек превышает данные по России в целом.
Рис. 1. Розничная продажа алкогольной продукции в шаговой доступности
Несмотря на то, что в субъектах Российской Федерации приняты законы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, реальных полномочий в настоящее время у регионов мало. Одним из механизмов контроля за алкогольным рынком является лицензирование розничной продажи алкогольной продукции. Наличие лицензии на розничную торговлю алкоголем у предприятия — это своего рода гарантия государства, что приобретаемый продукт, прежде всего, безопасен. А безопасность алкоголя напрямую зависит от его качества. В этой связи, возникает парадоксальная ситуация — субъекты Федерации несут ответственность за жизнь и безопасность граждан, но полномочиями, в том числе по проверке качества, не обладают.
Несомненно, что в последнее время Правительство РФ уделяет значительное внимание законодательному решению вопросов снижения масштабов злоупотребления алкоголем и профилактики алкоголизма среди россиян, а также повышению прозрачности алкогольной отрасли. Помимо принятой ранее концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления спиртным и профилактике алкоголизма среди населения до 2020 года [6], одобрен целый ряд законодательных поправок, регулирующих этот рынок, ограничены время продажи спиртного и возраст покупателей, введены другие запретительные нормы.
Однако данные меры позволили лишь упорядочить сложившуюся ситуацию, но радикального, качественного перелома в данной сфере добиться, пока не удалось, поэтому работа в данном направлении должна продолжаться на всех уровнях власти.


Литература
1. Маркова С.В. Государственное регулирование рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации // Аналитический вестник - 1912 г., № 13 (456).
2. Российская газета - Федеральный выпуск год издания? № 5710(37).
3. ФЗ № 209 от 31.12. 2005 г. «О внесении изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившим силу отдельных положений Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» где опубликован?
4. Михайлова И.В. В России трезвых нет и не будет // Коммерсант. - 2002. - № 136.
5. Звагельский В.Ф. Установление минимальной цены на алкогольную продукцию - реальная действенная мера по борьбе с контрафактом // www.zvagelskiy.ru дата обращения.
6. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 2128-р «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года». где опубликован?

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия