Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (46), 2013
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Сергунин Д. А.
аспирант кафедры экономики Международного университета природы, общества и человека «Дубна» (г. Дубна),
менеджер отдела маркетинга ОАО «Серпуховский конденсаторный завод «КВАР»


Создание новой модели закупочной деятельности госкорпорации «Росатом»
В статье представлен обзор Госкорпорации «Росатом», показаны ее цели задачи и функции. Изучена и проанализирована закупочная деятельность Госкорпораци «Росатом». Сформулированы требования к новой модели его закупочной деятельности. Разработана и описана новая модель закупочной деятельности Госкорпорации «Росатом»
Ключевые слова: госкорпорация, Росатом, закупочная деятельность, тендер, электронная торговая площадка
УДК 658.7.011.1; ББК 65.304.14   Стр: 114 - 116

Функционирование любого предприятия трудно представить без снабжения его различными материально-техническими ресурсами, тем более, когда речь идет об огромных градообразующих предприятиях, номенклатура и объемы закупаемой продукции которых огромны. Неудовлетворительно организованная снабженческая деятельность на них способна привести к аритмии всего производственного процесса, что в свою очередь негативно отражается на всем предприятии в целом (сбои в работе производства, срыв сроков изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг, нарушение условий договоров и как следствие штрафные санкции и т.д.).
Значительная часть снабжения материально-техническими ресурсами государственных предприятий реализуется в форме закупочной деятельности, среднегодовые объемы закупок для таких предприятий, как, например, Госкорпорация «Росатом» (ГК) составляют сотни миллиардов рублей.
ГК создана в 2007 году и управляет всеми ядерными активами Российской Федерации, включая как гражданскую часть атомной отрасли, так и ядерный оружейный комплекс. ГК сочетает в своей работе коммерческую деятельность, обеспечивая развитие атомной энергетики и предприятий ядерно-топливного цикла, выполняя функции, возложенные на неё государством — обеспечение национальной безопасности (ядерное сдерживание), ядерную и радиационную безопасность, а также развитие прикладной и фундаментальной науки [1]. В состав ГК входят как отдельные предприятия, так и целые комплексы предприятий. Одним из них является ОАО «ТВЭЛ» — российский производитель ядерного топлива, крупный производственный холдинг. В его состав входит ряд предприятий и вспомогательной инфраструктуры (см. рис.1).
Рис.1. Организация закупочной деятельности предприятиями ГК «Росатом»
Свою закупочную деятельность данные предприятия могут осуществлять как самостоятельно (Организация 1, Организация N), так и с помощью специализированных организаций (ОАО «КЦ»).
Закупочная деятельность ГК «Росатом» регулируется двумя Федеральными законами. Один из них это 94-ФЗ применяется он в том случае, если закупка осуществляется за счет бюджетных средств. При этом такие закупки проходят на Федеральной электронной торговой площадке (ЭТП) ОАО «Единая электронная торговая площадка». В рамках данной работы закупки, осуществляемые по 94-ФЗ рассматриваться не будут по ряду причин.
1. Количество закупок, проводимых в рамках 223-ФЗ, превалирует над количеством закупок, проводимых по 94-ФЗ, в общей структуре закупочной деятельности ГК;
2. Одно и тоже предприятие может осуществлять свою закупочную деятельность как в рамках 223-ФЗ так и в рамках 94-ФЗ. Определяющим фактором является лишь источник финансирования.
Другим Федеральным законом, регулирующим закупочную деятельность ГК «Росатом», является Федеральный закон № 223-ФЗ. Закон 223-ФЗ позволяет каждой организации, которая подпадает под его действие разработать свои правила проведения закупочных процедур [2]. Именно поэтому Госкорпорацией «Росатом» было разработано Положение о закупке в форме Единого отраслевого стандарта закупок (ЕОСЗ). Основное назначение ЕОСЗ состояло в том, чтобы максимально защитить интересы Заказчика в процессе закупочной деятельности. В то время как для поставщиков малейшее несоблюдение правил ЕОСЗ может стать поводом для отказа работать с ним, и даже для занесения его имени в реестр недобросовестных поставщиков [3].
Конкретно трудности соблюдения поставщиками правил ЕОСЗ состоят в следующем:
1. Для оформления заявки потенциальный поставщик должен обращаться как минимум к трем сайтам заказчика. Поиск предлагаемых тендеров осуществляется на официальном сайте закупок ГК по адресу www.zakupki.rosatom.ru, поскольку этот сайт является обязательным для публикации всех тендеров. Затем, обнаружив необходимую закупочную процедуру и всю информацию к ней, поставщик должен перейти на сайт электронной торговой площадки (ЭТП), на которой и будет происходить сама процедура закупки. В нашем случае это две ЭТП: ЭТП «Фабрикант», расположенная в сети по адресу www.fabrikant.ru (оператор ООО «Фабрикант.ру») и ЭТП, расположенная по адресу www.a-k-d.ru (оператор ООО «Аукционный конкурсный дом». Подобное положение дел приводит к следующим негативным последствиям для поставщиков:
● Поставщик должен быть зарегистрирован и аккредитован на каждой ЭТП, при этом одна такая процедура отнимает до 5 рабочих дней;
● Поставщик должен для каждой площадки иметь настроенную электронно-цифровую подпись. В конечном итоге это приводит к тому что:
1 Интернет браузер, через который осуществляется работа с ЭЦП, имеет индивидуальные настройки для каждой площадки. В конечном итоге это может привести к конфликтам программного обеспечения при использовании ЭЦП.
2 Самостоятельно настроить ЭЦП на правильную работу вероятнее всего не получится, поскольку требуются определенные навыки и опыт настройки браузера и операционной системы, поэтому, скорее всего пользователю придется обращаться за помощью к программисту.
● Каждая ЭТП работает на платной основе и имеет собственные правила работы;
● Отсутствуют единые типовые формы и количество документов представленных на площадках, а так же требуемых от поставщика. Поэтому каждый раз поставщику приходится переделывать аналогичные, уже имеющиеся формы.
2. Одним из наиболее частых условий участия в тендере является безоговорочное принятие условий договора Заказчика, поэтому он составляется таким образом, чтобы максимально защитить интересы Заказчика. Для поставщика же это означает:
● Невыгодные условия оплаты (отсрочка платежа в основном составляет от 30 до 120 календарных дней);
● Завышенные требования к гарантии (замена оборудования в течение 5 дней);
● Множество штрафных санкций для поставщика за нарушение условий договора.
3. Помимо этого есть еще некоторые особенности: умышленные или не умышленные ошибки/опечатки в названиях лотов, или названия, никак не отражающие суть закупки: «оборудование», «машины» и т.д. Данный факт усложняет и без того не легкий поиск и работу на трех сайтах.
4. Отсутствие должного контроля стороны государства за самим процессом закупочной деятельности. Поскольку закупки происходят в рамках 223-ФЗ, то жалобы направленные по ним в ФАС не рассматриваются так срочно как в случае закупок по 94-ФЗ. Следовательно, данная процедура не приостанавливается, а проходит в соответствии требованиями и сроками, указанными в документации. К тому же Заказчик имеет право в любой момент отменить процедуру по тем или иным причинам, то есть исчезает сам предмет жалобы и ФАС прекращает свою работу. Поскольку нет закупки, то и не могут быть применены штрафные санкции по аналогии с санкциями, предусмотренными в случае нарушений 94-ФЗ. Затем процедура может быть объявлена вновь.
5. Обратим внимание еще на один факт. Отсутствие должного контроля за закупочной деятельностью со стороны самой ГК (см. рис. 2).
Рис. 2. Схема работы Центральных Арбитражных Комитетов ГК «Росатом»
В состав ГК входит компания ОАО «ТВЭЛ» такая же как и компания ОАО «Коммерческий центр», которая в свою очередь входит в состав ОАО «ТВЭЛ» и является уполномоченным органом по организации закупочной деятельности предприятий входящих в состав ОАО «ТВЭЛ». ОАО «Коммерческий центр» выступает в качестве организатора торгов на одной из вышеуказанных ЭТП. Такие правила приводят к тому, что полностью отсутствует связь поставщика с конечным потребителем (например, для согласования каких-либо технических или иных возникших вопросов). Наряду с этим от момента публикации извещения о закупке до поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг проходит значительное время; в образующейся цепи оказывается задействованным множество избыточных звеньев, которые зачастую не только не помогают, но и осложняют процесс закупочной деятельности.
В процессе проведения закупочной деятельности у поставщиков могут возникать различного рода жалобы на действие или бездействие Организатора. Именно поэтому в ГК «Росатом» создали Центральный Арбитражный Комитет (ЦАК). ЦАК Госкорпорации «Росатом является постоянно действующим органом досудебного рассмотрения споров Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее — Корпорация) в системе внутреннего контроля Корпорации. С 01.10.2012 г. жалобы на действия (бездействие) заказчика при проведении закупочных процедур в интересах организаций, отнесенных к контуру управления ОАО «Концерн Росэнергоатом» — Электроэнергетический дивизион и ОАО «ТВЭЛ» — Топливный дивизион, необходимо направлять в Арбитражные комитеты соответствующих дивизионов. В подобных условиях становятся неясными функции службы собственной безопасности и центрального арбитражного комитета ГК.
В дополнение к этому необходимо обратить внимание на главу 12 ЕОСЗ «Ответственность за нарушение правил закупочной деятельности», в которой не определены обязанности и ответственность членов закупочной комиссии. На сегодняшний день подобная ситуация привела к тому, что ни у поставщиков, ни у государства нет рычагов, с помощью которых можно было бы регулировать закупочную деятельность ГК, а, с другой стороны, резко возросли количество нарушений и уровень коррупции при осуществлении закупочной деятельности.
На основе проведенного анализа были выявлены недостатки существующей модели закупочной деятельности ГК, и поэтому при создании новой модели к ней были предъявлены дополнительные требования (см. рис. 3):
● простота;
● доступность;
● прозрачность.
Рис. 3. Новая модель закупочной деятельности ГК «Росатом»
Данная модель полностью отвечает всем предъявленным к ней требованиям, поскольку в ней:
1. Ликвидированы обе ЭТП, а вместо них создан единый бесплатный сайт ГК, который, с одной стороны, выступал бы в роли информационного портала, предоставляющего сведения об объявленных закупках, а с другой — являлся самостоятельной ЭТП (стрелки типа ).
2. Дублируются на «Официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов» объявления о закупках, публикуемые на официальном сайте ГК, а также изменения и результаты закупок в которых содержится информация о победителе с которым заключен договор (стрелки типа ).
3. Отсутствует такой тип организаций как «организатор торгов», поскольку его функции исполняют снабженческие подразделения предприятий. Представляется, что это существенно повысит скорость взаимодействия при решении организационных или технических вопросов между поставщиками и заказчиками (стрелки типа ).
4. Максимально унифицированы все документы, связанные с проведением закупочной деятельности (извещения, анкета поставщика, справка о материально-технических ресурсах, справка о цепочке собственников и т.п. формы), установлен одинаковый состав документов, предоставляемых заказчику, а также — единый срок выполнения всех этапов закупочных процедур.
5. Компания ЦАК сформирована в области закупочной деятельности, наделенная не только значительными полномочиями, но и обязанностями. В частности, обязать такую службу в случае возникновения конкретных жалоб со стороны поставщика публиковать их на сайте ЭТП, а также рассматривать и выносить письменное аргументированное решение по ней в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента публикации жалобы. В случае обоснованности жалобы процедура должна быть немедленно приостановлена до ее устранения причин (стрелки типа ).
Выводы:
1. Выполнен обзор Госкорпорации «Росатом», показаны ее цели, задачи и функции.
2. Изучена и проанализирована закупочная деятельность Госкорпорации «Росатом». В результате выявлен и рассмотрен ряд недостатков. Сформулированы требования к новой модели закупочной деятельности Госкорпорации «Росатом».
3. Разработана и описана новая модель закупочной деятельности Госкорпорации «Росатом».


Литература
1. Официальный сайт о размещении заказов на закупки товаров, работ и услуг для нужд Госкорпорации «Росатом» URL: http://zakupki.rosatom.ru/ (10 февраля 2013)
2. Федеральный закон № 223-ФЗ от 20 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» //Российская газета: Федеральный выпуск. - 2011. - № 5535 от 22.07.2011
3. Единый отраслевой стандарт закупок (положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». В ред. с изм., утв. решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 15 февраля 2013 № 46. Доступ с официального сайта о размещении заказов на закупки товаров, работ и услуг для нужд Госкорпорации «Росатом» URL: http://zakupki.rosatom.ru/?mode=CMSArticle&action=siteview&oid=68&returnurl=&node=af23 (10 февраля 2013)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия