Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (46), 2013
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Гишкаева Л. Л.
доцент кафедры экономики предприятий
Чеченского государственного университета (г. Грозный),
кандидат экономических наук


Значение и развитие структур среднего и малого предпринимательства в экономике России
В статье исследуется роль и значение среднего и малого бизнеса в экономике предприятий. Показана динамика и особенности развития малых и средних предприятий в России, рассматриваются основные направления государственной поддержки
Ключевые слова: Чеченская республика, малый и средний бизнес, предпринимательство, занятость, рабочие места, государственный сектор, негосударственный сектор, государственная поддержка малого бизнеса
УДК 334.021; ББК 65.05   Стр: 146 - 149

Роль среднего и малого бизнеса в цивилизованных рыночных странах очень значительна. Большая часть всех инноваций способствует научно–техническому прогрессу, ускоренному росту ВВП, созданию дополнительных рабочих мест и, соответственно, решению проблемы занятости. Так, в странах ЕС малое предпринимательство обеспечивает рабочие места примерно 72% трудоспособного населения [1, с.11].
Стоит отметить также роль малого и среднего предпринимательства в формировании «среднего класса», как важнейшего условия социальной и политической стабильности в обществе. Высокую оценку важности «среднего класса», как фактора стабилизации общества, дал Аристотель в своем труде «О государстве, состоящем из средних людей» [2, с.11].
«Динамичное социально–экономическое развитие многих стран мира обеспечено развитием малого и среднего предпринимательства. Малые и средние предприятия действуют, как самостоятельно, так и интегрируясь с системообразующими корпорациями. Все это обеспечивается развитой системой финансирования и кредитования малого и среднего бизнеса, которая сложилась исторически и была создана для решения задач ускоренного экономического развития. При этом во всех странах финансовая инфраструктура малого и среднего бизнеса рассматривается государством как важнейший элемент национальной экономики» [3, с.16].
В развитых государствах примерно 70% всех предпринимательских структур приходится на сферу малого бизнеса, но, в то же время, подавляющая часть ВВП и национального дохода страны производится крупными компаниями [4, с.10]. Стоит отметить опыт Тайваня, где на долю предприятий среднего и малого бизнеса приходится 45% ВВП страны и 78% занятости, что придает данным структурам бизнеса решающее значение в развитии экономики страны [5, с.128]. Свыше 90% общего количества зарегистрированных на Тайване фирм охватывает строительство, коммерцию, добычу строительного камня, сферу услуг [5, с. 128]. Ежегодно регистрируются 100 тыс. новых предприятий малого и среднего бизнеса и 70% уходят с рынка, т.е. прирост составляет 30 тыс. предприятий в год [5, с. 129]. Для малого и среднего бизнеса государством Тайвань оказывается существенная поддержка: предоставление кредитов с гарантией, координация деятельности фондов кредитов и взаимных гарантий, стимулирование в выходе предприятий на мировой рынок, формирование сети предоставления публичных услуг, услуги в области использования СМИ, организация ежегодных выставок инновационных товаров, произведенных предприятиями малого и среднего бизнеса, награды за инновационное исследование и др. премии и т.д.
В постиндустриальном обществе потребности средних и малых предприятий возрастают, особенно это касается инновационных разработок, исследовательской деятельности, маркетинговой сферы. Возникает необходимость производства различных товаров небольшими партиями, обладающих высокой добавленной стоимостью. Особенно это относится к таким видам деятельности как, рекреационная сфера и спорт, медицина, производство различных фруктов и выращивание цветов, а также и других традиционных отраслей экономики.
Эффективно функционирующие в различных странах структуры среднего и малого бизнеса большое внимание уделяют современным особенностям мировой экономики, особенно это касается творческого взаимодействия работника с работодателем, инновационного императива, автономизации труда, высоких темпов реализации на практике бизнес-идей.
Появление и развитие предпринимательских структур в России привело к созданию значительного числа новых рабочих мест. В среднем, предприниматель, организовавший кооператив или малое предпринимательство, обеспечивает работой 20 человек [6, с. 294]. Официальная статистика не дает достоверных сведений о масштабах малого бизнеса, так как он во многом сохраняет теневой и полутеневой характер.
В зависимости от принадлежности к разным отраслевым, профессиональным и половозрастным группам населения различаются и мотивы, определяющие выбор между наемным трудом в государственном и негосударственном секторе, между наемным трудом и самостоятельными формами занятости, между работой и отказом от неё. Более высокой активностью к различным формам предпринимательства отличается молодежь, что связано для одних групп молодежи с возможностями более высоких доходов, а для других, особенно специалистов, с возможностью самовыражения, развития творческой деятельности. Значительна доля и среди женщин, ищущих работу, что, в основном, связано с большими возможностями распоряжения своим временем.
Существуют различные мотивы перехода из государственного сектора в негосударственный, основным из которых является материальный. Также следует отметить мотив, связанный с возможностью получения большей свободы, менее жесткой регламентации, контроля, нервно–психологических, физических нагрузок, с которыми связана работа в государственном секторе, особенно в промышленности.
В табл. 1 отражены показатели, свидетельствующие о росте средних и малых предприятий в экономике Российской Федерации за последние годы.

Таблица 1
Основные показатели экономической деятельности предприятий среднего и малого бизнеса в экономике России (на конец года) [7, с. 13–14]
Средние предприятияМалые предприятия
200920102011200920102011
Число предприятий155472517015856157876916442691836433
Средняя численность работников, тыс. чел.2063,12582,92051,511281,711149,011480,5
Оборот предприятий, млрд руб.3030,57338,55102,916443,518301,322613,1
Сальдированный финансовый результат
(прибыль минус убыток), млрд руб.
93,0139,4162,1424,6536,0474,2

Данные таблицы свидетельствуют о том, что за 2009 по 2011 гг. число предприятий и среднего, и малого бизнеса в стране увеличилось примерно на 2% и 16%, соответственно. При этом, если количество средних компаний с 2009 по 2010 гг. выросло примерно на 62%, то к 2011 году их количество снизилось на 63%. Оборот предприятий среднего бизнеса за анализируемый период времени увеличился примерно на 68%, а рост прибыли составил примерно 74%, малых компаний — примерно на 38% и 12%, соответственно.
Стоит отметить, что в 2004 году в стране функционировало 953,1 тыс. малых предприятий с числом занятых 7815,1 тыс. человек [8, с. 25].
В следующей таблице рассмотрим данные по отраслевой принадлежности структур среднего и малого бизнеса в стране.

Таблица 2
Количество предприятий среднего и малого бизнеса по видам экономической деятельности в 2011 году (на конец года) [7, с. 46]
Средние предприятияМалые предпри-ятия
Всего
из них:
159451836433
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство312859903
рыболовство, рыбоводство793612
добыча полезных ископаемых2606218
обрабатывающие производства3834171269
производство и распределение электроэнергии, газа и воды36211427
строительство1969202579
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования3584727341
гостиницы и рестораны19753069
транспорт и связь
из них связь
721
55
114870
11598
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг1516381438
образование25701
здравоохранение и предоставление социальных услуг14524906
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг14446662

Анализ данных вышеприведенной таблицы свидетельствует о том, что наибольшее число средних предприятий в 2011 г. приходилось на обрабатывающие производства — 19,6%, тогда как малых — на сферу торговли и бытового обслуживания — 25,2%. При этом наименьшее количество средних предприятий приходилось на образование (2 ед.) и связь (0,3%), а малых компаний — на рыболовство и рыбоводство (0,2%).
К числу социальных функций малого предпринимательства, кроме ранее перечисленных, следует отнести содействие вовлечению в производственный процесс дополнительных трудовых ресурсов, которые другими группами работодателей почти не используются (пенсионеры, несовершеннолетние, лица с ограниченной трудоспособностью, многодетные матери). Это тем более важно, учитывая, что доля данных категорий людей в общей численности населения страны увеличивается. Малые предприятия же, использующие наемный труд, гибко приспособлены для использования труда пожилых лиц, учащейся молодежи, надомников.
Рост занятости населения и, соответственно, снижение уровня безработицы, повышение уровня жизни населения и сокращение бедных за счет вовлечения в сектор малого предпринимательства способствует реализации и других социальных функций малого бизнеса: борьба с негативными социальными явлениями через сокращение преступности, алкоголизма, наркомании; возможность для самореализации людей с особой инициативой и предприимчивостью.
Среди экономических преимуществ, способствующих развитию малого бизнеса, можно выделить меньшую стоимость создания рабочих мест, высокую внутреннюю мобильность при изменении спроса с использованием местных ресурсов, неэффективных для крупного бизнеса, высокую рентабельность работы на «узких» сегментах рынка, ориентированных на ограниченный и специфичный круг потребителей, простоту организации, небольшой капитал при организации производства и т.д.
Но, несмотря на свои экономические преимущества и важность решаемых им социальных задач, без поддержки государства, направленной на формирование необходимых для этого экономических, политических, правовых условий, как показывает опыт зарубежных стран, развитие малого бизнеса невозможно [8]. Так, к примеру, положительная динамика 2004 г. по сравнению с 2003 г., когда количество занятых на предприятиях малого бизнеса увеличилось на 3%, также вырос и объем произведенной продукции, был во многом обусловлен проведенной в 2003–2004 гг. государственной политикой по развитию малого предпринимательства.
В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. №209–ФЗ основным критерием для отнесения предприятий к малым и, соответственно, оказание им государственной помощи является среднесписочная численность работников. В следующей таблице рассмотрим число предприятий среднего и малого бизнеса по федеральным округам России.

Таблица 3
Число предприятий среднего и малого бизнеса по субъектам Российской Федерации в 2011 г.
(на конец года) [7, с. 49–50]
Федеральные округаСредние предприятияМалые предприятия
Всего, в ед.В % к итогуВсего, в ед.В % к итогу
Российская Федерация159451001836433100
Центральный федеральный округ437927,554554029,7
Северо-Западный федеральный округ159610,025992014.2
Южный федеральный округ14769,31473798.0
Северо-Кавказский федеральный округ5493.4476462,6
Приволжский федеральный округ355422,333615218,3
Уральский федеральный округ13148,21734529,5
Сибирский федеральный округ242115,224506413.3
Дальневосточный федеральный округ656812804,14,4

Как мы заметили, исходя из данных приведенной таблицы, наибольшее количество и средних, и малых предприятий приходится на Центральный федеральный округ, а наименьшее количество — на Северо-Кавказский. Коэффициент дифференциации при этом составляет по средним предприятиям — 8 раз, а по малым — 11 раз. Таким образом, среди российских регионов наблюдается значительная дифференциация по уровню развития среднего и малого предпринимательства.
Стоит отметить, что одним из важных направлений в деле роста занятости и доходов населения Чеченской Республики является развитие малого предпринимательства. Еще летом 2000 г. в Чеченской Республике был создан Комитет Правительства ЧР по малому бизнесу и предпринимательству, который помог пройти подготовку более 2 тысячам человек для работы в сфере малого предпринимательства [9, с. 31].
В Чеченской Республике развитие процессов малого предпринимательства имеет свою историю, которую можно связать с началом реформ восьмидесятых годов и принятием Закона «О кооперации». В республике начали открываться кооперативы, которые занимались производством и реализацией различной продукции, в том числе и услуг, и представлявших собой основоположников малого предпринимательства. Предпринимательская деятельность в Чечено-Ингушетии имела очень активное развитие и не только на внутреннем рынке. Предприниматели республики развивали предпринимательскую деятельность и за пределами региона. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» дал начало созданию новым коммерческим структурам различных организационно-правовых форм, таких как: товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа, производственные кооперативы и др. До конца 1993 г. В республике отмечались высокие темпы рота предпринимательской деятельности до конца 1993 г.
Политический кризис и две последовавшие за этим военные компании нанесли развитию предпринимательских структур серьезный урон. Но, несмотря на сложившуюся обстановку в республике, предприниматели (в основном женщины) осуществляли доставку из соседних регионов различной продукции и ее реализацию. С началом 2000 годов в Чеченской республике отмечается положительная динамика в развитии структур среднего и малого предпринимательства.
В Статрегистре Чеченской Республики в декабре 2012 г. было зарегистрировано 481 индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, при этом наибольшее количество их приходилось на такие виды деятельности как: «Сельское хозяйство» — 55,3%, «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» — 29,5% [10, с. 56].
Исходя из данных анализа деятельности региональных центров занятости, наибольшее число рабочих мест, касаясь и социально уязвимых групп рабочей силы, обеспечивает развитие мелкого предпринимательства, в том числе и такие его формы, как индивидуально-трудовая деятельность (ИТД), увеличение числа кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств [11, с. 137]. Именно в сфере малого и среднего бизнеса, как показывает практика, находятся резервы повышения занятости населения ЧР, так как население республики имеет склонность и способности к организации своего дела. У.Масаев — президент Союза промышленников и предпринимателей Чеченской Республики — отмечает: «Чеченцы — народ инициативный и трудолюбивый, дай им минимальные возможности для бизнеса — и они себя реализуют» [12, с. 7].
В целом, по данным социологов, в ЮФО около 20% трудоспособного населения хотели бы заняться предпринимательством. Этот показатель втрое выше, чем по стране, даже выше, чем в среднем по Европе [13].
Одной из основных проблем в развитии малого предпринимательства в России, особенно в перерабатывающем секторе экономики является нехватка инвестиций. Огромная часть инвестиций направляется при этом в добывающие отрасли, в основном экспортного направления, что, в конечном итоге, подрывает конкурентоспособность российских производителей малого и среднего бизнеса по сравнению с зарубежными предприятиями и приводит к росту импорта в данных отраслях, представленного, в значительной степени, низкокачественной и фальсифицированной продукцией, несмотря на свои качества находящей спрос в условиях низких доходов основной части российского общества, слабой конкурентоспособности отечественных производителей, недостаточной защиты и контроля российского рынка.
К основным факторам, препятствующим развитию малого бизнеса в России можно также отнести и отсутствие соответствующей интересам малого бизнеса нормативно–правовой базы, тогда как крупные предприниматели имеют возможность лоббировать принятие тех или иных законов и решений на правительственном уровне [14, c. 125]. Малый бизнес в этом отношении отстает от крупного предпринимательства. Отсутствие в должной степени залогового обеспечения снижает возможность получения кредитов в банках, а выделяемые правительственные средства на развитие малого бизнеса часто используются в своих целях чиновниками на местах, что также усугубляет положение в данной сфере деятельности. Стоит отметить о наличии различных административных барьеров, слабой защиты от коррупции и криминала предпринимателей, существенном налоговом бремени.
При проведении инвестиционного проектирования, оценок инвестиционных рисков малые предприятия сталкиваются с большими трудностями. В России, несмотря на декларируемую правительственную поддержку, предпринимательский ресурс практически не используется. Неразвитость российских институтов государственной власти и рынка может иметь своим следствием коррупционный характер взаимодействия предпринимателей и чиновничества. «Почему зарегистрирована только часть предприятий? Налоговая политика начнет душить. У нас привыкли работать «черным налом». Невозможно так работать дальше. Хотя многие фирмы сейчас от «черного нала» отказываются. А для того, чтобы работать по закону и как положено, для этого должно быть и налогообложение, и подход государства совершенно другим» (из интервью с владелицей сети магазинов, г. Кемерово) [15, с. 114].
Малое предпринимательство играет значительную роль в развитии социальной направленности рыночной экономики, в обеспечении равновесия между рыночной эффективностью и решением социальных задач. На региональном уровне роль малого бизнеса состоит в снижении уровня безработицы, роста доходов населения, увеличении денежных поступлений в бюджет. В то же время, стоит сказать, что в процессе перехода от командно–административной к рыночной структуре хозяйства возник и широко распространился специфический вид малого и среднего бизнеса, который, по существу, можно назвать «воздушным», т.е. не производящим никакой продукции, а делающим прибыль на продаже по рыночным ценам, часто упаковывая и приклеивая свои этикетки на продукции государственных предприятий, покупая их по заводским (трансфертным) ценам. Лица, имевшие непосредственное отношение к управлению государственными объектами, создавая, таким образом, действующие мелкие фирмы, часто называемые кооперативами, в условиях товарного дефицита получали огромные капиталы. Даже процесс приватизации в стране не положил конец данному явлению, что объяснялось спецификой российской приватизации, являвшейся практически безвозмездной. Крупные компании с участия руководства разорялись через малые предприятия, ориентированные на торговлю с первыми через переводы прибылей, а иногда и части оборотного капитала, амортизационных отчислений с крупного государственного или приватизационного предприятия на счета подставных компаний или лиц. Почвой для таких махинаций явилось отсутствие крепкой законодательной и судебной систем, и, соответственно, усиление институтов данных ветвей власти станет причиной искоренения данного вида псевдопредпринимательства в России.
Государственная поддержка малому и среднему бизнесу, представленная в России льготным налогообложением, снижением взносов во внебюджетные фонды, предоставлением более легкого доступа к дешевым источникам, ускоренным сроком амортизации может стать причиной увеличения числа малых и средних предприятий, создаваемых путем разукрупнения крупных фирм и выделения из них наиболее прибыльных подразделений под видом субъектов малого и среднего бизнеса. В конечном итоге, это приведет к снижению налогооблагаемой базы и налоговых поступлений, так как мнимый рост субъектов малого и среднего бизнеса основан на снижении числа разукрупняемых материнских компаний крупного бизнеса. Аналогичные процессы происходили в США в конце 50 – начале 60–х гг. прошлого века в условиях значительной государственной поддержки малого предпринимательства [16]. Поэтому стали говорить об усилении адресности предоставления льгот малому и среднему предпринимательству, чтобы поддержка оказывалась не подразделениям крупных предприятий, а тем, кому она действительно предназначается.
Стоит напомнить, что Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на использование своих способностей и имущества в предпринимательской деятельности, не запрещенной законом. Органы государственной власти при этом обязаны соблюдать права предпринимателей, защиту законных интересов субъектов предпринимательства. В связи с этим органы государственной власти определяют правовые аспекты предпринимательской деятельности, устанавливают формы государственного регулирования и контроля над деятельностью предпринимательских структур.
Соответственно государственная поддержка должна оказываться по следующим основным направлениям: снятие различных нормативно–правовых, организационных, административных препятствий; создание соответствующего предпринимательского климата в стране; расширение доступа к финансовым ресурсам; создание различных структур в целях предоставления малым предприятиям консультационной, материальной, информационной, организационной помощи; развитие лизинга технологий и оборудования.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется во всех странах. В одних странах нормативная база данной деятельности включается в гражданское право (Италия, Нидерланды, Россия), в других странах эти нормы представлены как самостоятельная отрасль (Франция, Германия, Португалия). В некоторых странах данные нормы кодифицированы т.е. наряду с Гражданским Кодексом действуют и Торговые кодексы. Но для всех стран общим является выделение предпринимательской деятельности в особую сферу регулирования, что способствует лучшему учету особенностей этой деятельности и соответственно ее развитию [17, с. 21].


Литература
1. Малый и средний бизнес в России: проблемы и перспективы развития // Региональная экономика: теория и практика - 2005. - № 8.
2. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. - М.: Дашков и Ко, 2006.
3. Выдержка из резолюции Второй международной научно-практической конференции по проблемам финансирования и кредитования сектора малого и среднего бизнеса в России //Региональная экономика: теория и практика. - 2005. - № 8.
4. Пороховский А. Российская рыночная модель: путь реализации // Вопросы экономики. - 2005. - № 10.
5. Бирюков А. Развитие малого и среднего бизнеса - локомотив экономики (опыт Тайваня) //Вопросы экономики. - 2004. - № 9.
6. Савченко П.В., Кокина Ю.П. Политика и заработной платы. - М.: Юристъ, 2000.
7. Составлено автором по данным сборника «Малое и среднее предпринимательство в России. 2012». Изд.: Росстат: gks.ru
8. Алиев Э. От малого к большому. Особенности развития малого предпринимательства в социальной сфере //Социальная политика и социальное партнерство. - 2006. - № 7.
9. Чеченская Республика (полезные ископаемые, население, экономика, социальная сфера, политика) /Центр комплексных исследований и популяризации чеченской культуры «Лам». Центр гуманитарных исследований. Вып. 2. - Грозный, 2006. - С. 31.
10. Социально-экономическое положение Чеченской Республики за январь-декабрь 2012 г.: Сб. Росстата по Чеченской Республике. - Грозный, 2013.
11. Обеспечение занятости населения как один из факторов восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики //Экономика ЧР: тактика и стратегия восстановления и развития: Сб. материалов Межвуз. науч. конф. - Грозный: Изд-во ЧГУ, 2006.
12. Масаев У. Возродим республику вместе. - М.: Виолена-М, 2003.
13. Хлеб - проблема государственная // Столица. - 2005. - № 44 (4 июня).
14. Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России //Вопросы экономики. - 2002. - № 7.
15. Курбатова М., Апарина Н. Взаимодействия региональной администрации и бизнеса //Вопросы экономики. - 2003. - № 11.
16. Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации //Вопросы экономики. - 2002. - № 7.
17. Макаров Н.Д., Рябов Е.Б. Предпринимательское право. - М.: Форум - ИНФРА, 2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия