Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (46), 2013
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Кузменко Ю. Г.
доцент кафедры экономики торговли
Южно-Уральского государственного университета (НИУ) (г. Челябинск),
кандидат экономических наук

Грейз Г. М.
доцент кафедры экономики торговли
Южно-Уральского государственного университета (НИУ) (г. Челябинск),
кандидат технических наук

Хатеев И. В.
старший преподаватель кафедры экономики торговли
Южно-Уральского государственного университета (НИУ) (г. Челябинск)


Генезис и развитие систем информационной логистики
В статье актуализируется роль информационной логистики в процессе управления логистическими процессами предприятия. Рассматриваются и обобщаются определения термина «информационная система». Анализируются различные подходы к классификации информационных систем. На основе рассмотренных понятий и способов классификации обосновывается необходимость введения обобщенного понятия системы информационной логистики и модульного построения логистической информационной системы
Ключевые слова: система информационной логистики, информационная логистика, логистические потоки, классификация информационных систем
УДК 339.18 + 658.7:004; ББК У9(2)30-59   Стр: 193 - 197

Информационная логистика является составной частью всей логистической системы, которая обеспечивает прикладную область управления процессами логистики. Объектом изучения информационной логистики являются информационные потоки, которые отражают движение материальных, финансовых и других потоков, оказывающих влияние на результаты деятельности предприятия.
Использование информационной логистики позволяет обеспечить необходимой информацией организацию, с использованием основных логистических принципов, среди которых выделяют: иерархичность, агрегированность, избыточность, конфиденциальность, адаптивность, согласованность, открытость системы [3].
Эффективность инструментов информационной логистики заключается, на наш взгляд, в построении оптимальной системы управления информационными потоками всей иерархии управления организацией.
Информационный поток представляет собой совокупность проистекающих в логистической информационной системе, между логистической системой и внешним окружением данных, которые необходимы для управления, анализа и контроля бизнес-процессов. Информационные потоки могут быть представлены как в бумажном виде, так и в виде электронных документов.
В информационной логистике информационный поток рассматривается только в логистической системе, между звеньями логистической системы или между внешней средой и логистической системой [1]. При этом считается, что информационный поток генерируется материальным и формирует информационное пространство предприятия, обеспечивающее эффективное функционирование бизнес-процессов предприятия.
Информационные потоки в логистических системах обладают специфическими особенностями, которые выделяют их на фоне других видов логистических потоков. Отмеченные особенности обусловлены свойствами логистических систем. Логистические информационные потоки имеют следующие характеристики [1]:
– неоднородность — данные, необходимые для функционирования систем информационной логистики, качественно разнородны;
– большое число структурных подразделений — поставщиков и потребителей информации;
– сложность построения информационных маршрутов данных;
– большие объемы передачи данных по каждому маршруту;
– наличие большого числа вариантов оптимизации информационных потоков.
Ключевой задачей процесса управления логистическими потоками является обеспечение движения информации, необходимой для функционирования систем информационной логистики. Движение информационного потока может проходить параллельно материальному, опережать или следовать после него, а также может быть однонаправленным с материальным, или иметь противоположное направление. Маршрут движения информационного потока, также может не совпадать с маршрутом движения материального потока, который он обеспечивает.
Для характеристики информационного потока используются следующие показатели [6]:
– источник возникновения;
– направление движения потока;
– скорость передачи и приема;
– интенсивность потока и др.
В настоящее время управление потоковыми процессами осуществляется с использованием систем информационной логистики (далее СИЛ), которые представляют собой автоматизированные системы управления экономическими потоками. Системы информационной логистики должны способствовать объединению всех структурных элементов управления экономическими потоками, обеспечивается их оперативность и надежность. Для этого информационная логистическая система должна отвечать следующим требованиям:
– содержать актуальную информацию;
– обеспечивать потребности в информации структурных подразделений;
– хранить достаточный объем информации для принятия управленческих решений;
– обеспечивать информационное взаимодействие структурных подразделений;
– гарантировать надежность передачи данных.
В научной литературе часто встречается понятие «информационные системы». Мы считаем, что информационные системы можно рассматривать в качестве составной части СИЛ.
В специальной литературе можно встретить различные определения термина «информационные системы». Так, А.Н. Романов и Б.Е. Одинцов под информационной системой понимают организационно упорядоченную совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе, с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (процесс сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации). Они характеризуют информационную систему как замкнутый информационный контур, состоящий из прямой и обратной связи, в котором, согласно информационным технологиям, циркулируют управленческие документы и другие сообщения в бумажном, электронном и ином виде [4, с.27]. Данная концепция графически представлена на рис.1.
Рис. 1. Система управления и ее информационная система
К.В. Балдин и В.Б. Уткин предлагают следующее определение автоматизированной информационной системы (далее АИС) — это совокупность технических и программных средств, а также организационных мероприятий, предназначенных для автоматизации информационных процессов в профессиональной деятельности, основным техническим средством которой является электронная вычислительная техника [1, с.13].
Г.А. Титоренко предлагает следующее определение: автоматизированная информационная система — это комплекс, который включает компьютерное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства, информационные ресурсы, а также системный персонал. Система обеспечивает поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей и для принятия управленческих решений [5, с.13]. В схематичном виде данная концепция приведена на рис.2.
Рис. 2. Структурные элементы АИС
В.В. Трофимов характеризует информационную систему как совокупность механизмов и устройств, обеспечивающих осуществление элементарных информационных актов: прием или создание информации, ее хранение, передача и использование [6, с.16].
В связи с многоаспектностью, многофункциональностью и различием сфер применения единую классификацию информационных систем предложить достаточно сложно. Анализ специальной литературы, проведенный в рамках исследования, показал, что разные специалисты используют различные классификационные признаки, согласно которым системы делятся на классы, и отражают цели того, кто осуществляет классификацию.
Когда в качестве цели поставлена задача изучения только отдельных свойств информационных систем, тогда в качестве классификационных признаков можно выделить следующие свойства [8, с.21]:
1. Уровень автоматизации информационных потоков;
2. Степень интеграции информационных потоков;
3. Тип передаваемой информации;
4. Вид экономической деятельности;
5. Количество уровней иерархии обслуживаемой системы управления;
6. Класс решаемых задач.
Рассмотрим приведенные классификационные признаки более подробно. Уровень автоматизации информационных потоков может быть разным, как следствие системы подразделяются на автоматизируемые, слабо автоматизируемые и не автоматизируемые. Так, в прошлом работа с данными осуществлялась вручную, но с развитием научно-технического прогресса ряд процедур обработки данных был автоматизирован. В современных условиях уровень автоматизации на любом предприятии в результате использования актуального технического и программного обеспечения может доходить до 100%.
По степени интеграции информационных потоков выделяют консолидированные информационные системы и системы, состоящие из отдельных составных модулей. Консолидированные информационные системы, как правило, основываются на единой базе данных, что позволяет обеспечить прямую связь между модулями информационной системы, с целью поддержки процессов управления предприятием. Системы, состоящие из отдельных модулей, включают локальные подсистемы, которые не отличаются обязательным условием информационного взаимодействия.
По типу передаваемой информации системы подразделяются на документальные, которые обеспечивают поиск неструктурированной информации, содержащейся в текстовом или графическом формате данных, и фактографические системы, которые обеспечивают доступ и поиск структурированной информации.
Документальные информационные системы, как правило, предоставляют многозначные ответы и наряду с искомым результатом поставляют ненужную информацию. В основе создания подобных систем лежат понятия поискового образа запроса и поискового образа документа.
Фактографические информационные системы, в отличие от документальных систем, обеспечивают не только прецизионный поиск данных, но и их арифметическую и логическую обработку. Полученные сведения могут быть использованы для принятия управленческих решений. Структуризация происходит на основе предварительно создаваемых моделей данных, указывающих на правила их обработки. Например, если модель данных — реляционная (табличная), то при соблюдении некоторых ограничений на ее построение, возможна организация вполне определенных операций для обработки.
Деление информационных систем по видам экономической деятельности является наиболее естественным, так как имеющиеся в отраслях специфические особенности отражаются на используемых методах информационной поддержки процессов управления. По данному классификационному признаку информационные системы делят на следующие виды: информационные системы предприятий связи; информационные системы промышленных предприятий; информационные системы транспортного предприятия; информационные системы банков и т. д. [8, с.22].
По уровню иерархии обслуживаемой системы управления информационные системы подразделяют на федеральные, региональные, муниципальные, офисные.
Информационные системы по классу решаемых задач можно классифицировать на вычислительные, предназначенные для решения технических (математических) задач, и информационные (управленческие). Примером вычислительных систем, могут служить системы управления робототехническими комплексами, средствами связи, железнодорожным и другими видами транспорта, летательными аппаратами и т. д. К вычислительным системам также относят системы управления непрерывными, дискретными технологическими процессами систем автоматизации проектирования машин и строительных сооружений (далее по тексту — САПР). Управленческие информационные системы предназначены для решения оперативных и аналитических задач в экономике [8, с.23].
К.В. Балдин и В.Б. Уткин в качестве основного классификационного признака информационных систем рассматривают особенности автоматизируемой профессиональной деятельности — процессов обработки входящей информации для получения требуемых выходных данных, в которых ИС обеспечивает инструментарий органов управления или должностных лиц, участвующих в управлении организационной системой [1, с.15].
В соответствии с данным классификационным признаком можно выделить следующие информационные системы [1]:
– автоматизированные системы управления включают в себя автоматизированную системы, которые предназначена для автоматизации бизнес-процессов управления, осуществляемых в ходе деятельности организации — администрацией, коллегиальным органом управления, структурным подразделением, менеджментом и т. п.;
– системы поддержки принятия решения — информационные системы, основное предназначение которых — автоматизация деятельности конкретных должностных лиц и подразделений в ходе выполнения ими своих служебных обязанностей в процессе принятия решений по управлению персоналом и технологическими средствами;
– автоматизированные информационно-вычислительные системы служат для решения комплексных математических задач, которые требуют больших объемов самых разнообразных данных;
– автоматизированные системы обучения — основное предназначение данных систем - автоматизация подготовки специалистов с применением, как традиционных методов обучения, так и новых методов – без участия преподавателя;
– автоматизированные информационно-справочные системы — это информационные системы, предназначение которых сбор, хранение, поиск и выдача в определенном виде информации справочного характера.
Другой вариант классификации информационных систем по целевой функции предлагается Титоренко Г.А. [5, с.19]. Автор выделяет особую роль экономических информационных систем (ЭИС), которые предоставляют и обрабатывают информацию для разных уровней иерархии управления экономическими объектами. Данная информация обеспечивает возможности наиболее полного осуществления функций учета, контроля, анализа, планирования и регулирования, позволяющих принимать эффективные управленческие решения.
Как показывает выполненный анализ терминов, определений и классификаций информационных систем, логистическая составляющая в них практически отсутствует. Для реализации цели исследования считаем необходимым использование понятия системы информационной логистики (СИЛ).
СИЛ — это интерактивная информационная система, в состав которой входят персонал, оборудование и процедуры (технологии), объединенные информационными потоками. СИЛ должна использоваться логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования предприятия, в том числе малого.
Любая система информационной логистики представляет собой совокупность элементов-модулей, которые взаимодействуют друг с другом через выстроенный набор функциональных связей и отношений. Основным рабочим звеном информационной системы логистики является автоматизированное рабочее место менеджера организации, структурное подразделение системы управления предприятием или место обособленной группы работников управленческого звена, которые объединены выполнением общих функциональных обязанностей (процедур, операций).
Цель управления организацией — эффективное использование всех технических, научных, экономических, организационных и социальных возможностей для достижения высоких результатов деятельности организации.
Целями создания системы информационной логистики предприятия являются:
– повышение оперативности передачи информации, что способствует повышению эффективности труда;
– обеспечение точности и полноты передачи информации;
– систематизация информации при ее использовании;
– обеспечение конкурентоспособных преимуществ предприятия;
– повышение функционала предприятия для более эффективной адаптации к изменяющимся требованиям рынка.
Для соблюдения принципов системного подхода любая информационная система, прежде всего, должна пройти исследование на взаимодействие с внешней средой, а далее внутри организационной структуры предприятия. Данный принцип постепенного продвижения по этапам создания системы необходимо соблюдать при проектировании систем информационной логистики предприятия [1].
Система информационной логистики эффективна только тогда, когда создаются оптимальные условия для ее интеграции в текущие производственные и коммерческие процессы. Считаем, что эта проблема может быть решена путем создания информационного базиса, соответствующего конкретному виду экономической деятельности.
Кроме того, к информационному базису относятся «актуальные обзоры» фондов в части наличия фактических и/или планируемых заказов, содержания производственных основных и промежуточных складов, сроков поставки, обработки, ожидания, возможные простои и контроль за соблюдением сроков. Для сбора перечисленных данных производственная система по всему предприятию располагает «датчиками и измерительными инструментами», которые контролируют объемы и сроки текущих процессов.
В целях обеспечения эффективного функционирования системы информационной логистики она должна базироваться на локальной вычислительной сети, к которой предъявляются следующие требования:
– высокая скорость и степень надежности, наличие автоматизированного сбора информации и данных об основных и оборотных средствах;
– сформированная структура информационной системы, обеспечивающая принятие решений на основе актуальной информации о ходе бизнес-процессов в каждом структурном подразделении [5].
Структура и функции СИЛ определяются в большой степени типом используемой логистической системы в целом. В научной литературе выделяют несколько типов исторически сложившихся логистических систем:
MRP (Material Requirement Planning — планирование необходимых материалов) — это одна из первых компьютерных систем, разработанная зарубежными специалистами. Система позволяет планировать потребности предприятия в ресурсах и делать так, чтобы эти потребности были вовремя удовлетворены, необходимые комплектующие пошли в производство и заказ был выполнен в установленный срок.
MRP II (Manufacturing Resource Planning — планирование производственных ресурсов). MRP II основана на методологии, направленной на больший охват ресурсов предприятия, чем система предыдущего поколения. В MRP II осуществляется планирование ресурсов не только в количественном, но и в стоимостном выражении.
ERP-система (Enterprise Resource Planning System — система планирования ресурсов предприятия) — представляет собой информационную систему, основное предназначение которой автоматизация учета и управления бизнес-процессами. Как правило, ERP-системы строятся по модульному принципу и в той или иной степени охватывают все ключевые процессы деятельности компании [8].
С точки зрения формы существования бизнеса, все его улучшения с помощью информационных технологий не являются качественными. Они происходят за счет вспомогательных, поддерживающих усилий, выполняемых ИТ-средствами для оптимизации бизнес-процессов на предприятии. Как следствие, бизнес может, хотя и не очень эффективно, функционировать и без ИТ-поддержки. В большинстве случаев одним из свидетельств такого положения дел является опора бизнеса на весьма объемный бумажный документооборот.
Содержание коммерческих и предпринимательских процессов кардинально изменилось с возникновением электронного бизнеса. Компания IBM, которая первая ввела в обиход этот термин, дала ему следующее определение. Электронный бизнес — любой деловой процесс, который организация осуществляет с использованием компьютерной сети [7].
Из приведенного определения следует, что рассматриваемый тип бизнеса может существовать только в форме, обусловленной информационно-телекоммуникационными технологиями. Вместе с тем, принятая в настоящее время в специальной литературе более широкая трактовка этого термина допускает различные способы его организации. Так, формально электронным бизнесом можно назвать деловые процессы в компьютерной сети на уровне предприятия. Но обычно в этом определении подразумевается, что бизнес существует при взаимодействии с контрагентами: партнерами, поставщиками, покупателями, т.е. тогда, когда образуется некое сетевое сообщество, связывающее субъектов бизнеса определенными деловыми интересами [8].
Работа в электронном сообществе позволяет предприятиям взаимодействовать через сеть со своими контрагентами. Такая возможность — предоставлять и получать сервисы по сети — делает излишним ориентацию на принцип «все свое ношу с собой». Как следствие, предприятия стали сосредотачиваться только на выполнении своих основных задач, получая при необходимости все дополнительные сервисы по сети. Фокусировка бизнеса на своих главных содержательных направлениях позволяет создавать перекомбинируемые образования с динамичной структурой, которая меняется в зависимости от конкретных целей. Таким образом, традиционная, вертикальная, жестко интегрированная организация преобразуется в многокомпонентные перекомбинируемые структуры. Исследовательская компания Gartner Group Inc называет эти изменения бизнес-революцией [7].
Вместе с тем, изменяющееся содержание бизнеса приводит к появлению противоречий с существующими формами его информационной поддержки. Новые требования, предъявляемые к деловым процессам, протекающим в рамках предприятия, заключаются в следующем: они должны быть открытыми для внешних связей, они расширяют свое действие за пределы предприятия и встраиваются в процессы взаимодействия между субъектами экономического общества с целью обеспечения информационного взаимодействия.
В связи с появлением новых организационных структур — вертикально интегрированных предприятий — взаимодействие в рамках экономического сообщества приобретает свою организационную форму: происходит виртуализация предприятия. Это подразумевает открытое и сквозное взаимодействие между предприятиями, которое обеспечивает решение новых задач, встроенных в архитектуру системы управления предприятием.
Существующие информационные системы управления предприятием с программной и аппаратной точки зрения не позволяют обеспечить подобное внешнее функциональное взаимодействие, так как при создании они не были ориентированы на технологии глобальных сетей. В результате в настоящее время развивается новый этап информатизации, когда происходит встраивание прикладных приложений, обеспечивающих обработку внутренней информации, в сетевые технологии за счет модификации функций, технологий, архитектур. На первом этапе изменения происходят по большей части на уровне универсальных интерфейсов, через изменение набора модулей [7].
Для повышения эффективности работы предприятия в экономическом сообществе организационная структура системы управления предприятием должна изначально ориентироваться на работу в глобальных сетях. В этом случае система сама становится системообразующим модулем сети, и не будет представлять собой инородный элемент.
Отметим, что предприятия, применяющие новую парадигму управления предприятием, обеспечивая взаимодействие через глобальные сети, меняют методы взаимодействия и доступа к информации и сервисам. Это приводит к увеличению скорости и повышению гибкости бизнес-процессов, что, в свою очередь, требует совершенствования ERP-систем и реализация новых моделей управления бизнесом может быть осуществима только на основе ERP II-систем.
Для эволюции ERP справедлива теория естественного отбора, по которой выживает тот, кто адаптируется к изменениям окружающей среды. Если в настоящее время ERP II является процессом адаптации ERP к Internet-ориентировнному миру, то в будущем потребуются изменения в функциональности, технологии и архитектуре. Функциональные изменения станут глубже и потребуют большего учета отраслевой специфики. Новые технологии, усиливающие влияние Internet на взаимодействие между предприятиями, усилят унификацию опыта пользователей. Архитектурные изменения улучшат интегрируемость и интероперабельность приложений [8].
Эти изменения, с нашей точки зрения, непосредственно окажут влияние как на разработчиков ERP-систем, так и на потребителей. Разработчики в целях отражения специфики новых моделей управления будут вынуждены разрабатывать новые и совершенствовать существующие функциональные приложения, для обеспечения возможностей полной интеграции процесса. В результате предприятия получат возможность использовать такие стратегии внедрения ERP II-решений, которые наилучшим образом отвечают их потребностям.
Для выстраивания информационной системы, состоящей из требуемых компонентов, не отпадает необходимость ориентироваться на одного производителя ERP систем, т. к. функциональная область этих систем требует вовлечения более чем одного разработчика. Поэтому необходимо обеспечить соблюдение требований и специфических особенностей предметной области, а также обеспечить функционирование всех бизнес-процессов, проходящих на предприятии. При этом ERP II система может быть сформирована с использованием лучших в своем сегменте приложений.
ERP II — это очередной этап в развитии систем планирования факторов производства. Первый этап — это планирование потребности материалов для непрерывного производства (MRP), затем система планирования была расширена до планирования всех материальных ресурсов предприятия (MRPII), и далее на все остальные ресурсы предприятия (ERP). Дальнейшее развитие систем управления ресурсами стало распространяться за пределы предприятия [4].
В результате снижения эффективности внедрения систем ERP, для повышения конкурентных преимуществ предприятия большим спросом стали пользоваться такие приложения, как SCM (Supply Chain Management — Система управления логистическими цепочками), CRM (Customer Relationship Management System — Системы управления взаимодействием с контрагентами), и в дальнейшем информационные системы, расширяющие функциональность на электронные виды бизнеса. Отдельные разработчики ERP систем с целью повышения функциональности перешли к разработке комплексов программ, предназначенных для решения различных типов задач (enterprise application suite — EAS) через взаимное сотрудничество с разработчиками, которые занимались разработками недостающих модулей. Но данный подход, как правило, не сопровождался адаптацией предприятия к перспективным задачам, т. к. в данном случае необходимо было решать проблемы учета внешнего взаимодействия и специфики экономической деятельности.
В эволюции ERP II главным движителем является сотрудничество предприятий в объединениях по интересам и потребность в учете вертикальной отраслевой специфики. Поэтому ERP II в будущем обеспечит глубокую компетентность в предметной области и взаимодействие бизнес-процессов между предприятиями [4].
Из понятия ERP II систем следует, что учет специфических особенностей сферы применения является одной из главных целей при переходе к ERP II стандартам. Поэтому у разработчиков возникает требование обеспечения учета функциональных особенностей бизнес-процессов.
С другой стороны, стремление к повышению эффективности и увеличению доходов за счет внедрения ERP II решений на как можно большее число предприятий неизбежно приведет к структуризации рынка ERP систем по видам экономической деятельности, или по областям применения. В свою очередь, области применения будут расширяться за счет логической систематизации отраслей, имеющих общие характеристики, совместимые по функциональности, требованиям к техническим и бизнес-процессам. Все это может потребовать расширения функциональных возможностей для конкретной области применения.
Исходя из сказанного, можно выделить 4 класса предприятий, использующих области применения для систем класса ERP II.
1. Предприятия непрерывного цикла с организацией производства по схемам «разработка под заказ» или «сборка под заказ». А также предприятия автомобильной промышленности, тяжелого машиностроения, металлообработки, предприятия по изготовлению промышленного оборудования, электроники, по производству потребительских товаров и т. д.
2. Процессно-ориентированные предприятия, к которым относятся предприятия, занимающиеся производством напитков, табачных изделий, текстиля, бумаги, резины, пластмассы, клея, стекла, бетонных изделий, а также предприятия отраслей металлургии, химии, фармацевтики.
3. Предприятия, обеспечивающие инфраструктурную поддержку производства. В эту группу входят предприятия по выработке электроэнергии, добычи газа, воды; нефти и минералов; транспортные предприятия и т. п.
4. Предприятия сервисного обслуживания — консалтинговые агентства, финансовые и инвестиционные фирмы, а также предприятия, занимающиеся аутсорсингом.
Требование сфокусироваться на специфике области применения станет, вероятно, причиной поляризации производителей. С нашей точки зрения, малые предприятия могут использовать ERP II в рамках процессно-ориентированного производства и сервисного обслуживания.
По функциональности бизнес-процессов, реализуемых в ERP II системах, их можно классифицировать на шесть дифференцированных групп:
1. Маркетинг и сервисное обслуживание: осуществление продаж, организация работы с клиентами, пред- и послепродажное обслуживание.
2. Закупочная деятельность: организация закупок, снабжения, включая функциональные возможности управления электронным бизнесом.
3. Управление ресурсами и производством: планирование материалов, денежных средств, производительности, транспортного обеспечения, персонала, основных средств), реализация планов и контроль за ходом реализации.
4. Финансовая деятельность: обеспечение финансовых процессов, мониторинг оприходования и расходования финансовых средств, аккумулирование бюджета, формирование аудиторских и финансовых отчетов.
5. Управление жизненным циклом: обеспечение процессов, связанных с управлением жизненным циклом товаров и услуг, начиная с появления концепции и заканчивая выводом с рынка.
6. Управление персоналом предприятия (Human Capital Management, HCM): обеспечение процессов, связанных с управлением рабочей силой предприятия как непосредственно с человеческими ресурсами, так и опосредованно через другие бизнес-процессы [2].
В настоящее время перспективы внедрения стратегий автоматизации управленческих процессов прогнозировать достаточно сложно. Для формирования экономического сообщества в рамках ERP II-стратегии необходимо наличие развитой инфраструктуры электронного бизнеса, в рамках которой у всех возможных контрагентов имеется возможность доступа к ним. С учетом того, что механизм создания добавленной стоимости постоянно изменяется, субъекты экономических отношения должны иметь возможность свободного входа и выхода из подобных систем. Это станет возможным только тогда, когда число субъектов электронного бизнеса достигнет критической отметки. Тем не менее, в современных условиях ERP II системы можно рассматривать как этап перехода к Интернет-ориентированному бизнесу.
Подводя итоги, отметим, что поскольку в вопросе классификации систем информационной логистики в современной науке отсутствует единый подход, в исследовании рассматривается создание системы информационной логистики малых предприятий на основе ERP-систем второго поколения. Как уже было отмечено, ERP-системы строятся по модульному принципу, что позволяет масштабировать систему информационной логистики под конкретное предприятие, оптимизируя затраты на ее внедрение и эксплуатацию. При этом функциональное назначение модулей системы соответствует функциональным задачам, которые решают те или иные бизнес-процессы.
Исходя из анализа существующих ERP-систем и задач, стоящих перед любым предприятием, следует выделять следующие системы информационной логистики или их модули:
– логистическая информационная система управления предприятием;
– информационная система финансового менеджмента;
– информационная система автоматизации делопроизводства;
– информационная система учета кадров;
– информационная система управления торговлей;
– модуль «управление взаимоотношениями с клиентами (CRM)»;
– модуль «управление производством (MES)»;
– модуль «управление сельскохозяйственным производством»;
– модуль «управление проектами»;
– модуль «планирование обеспечения производственного предприятия (MRP)»;
– информационная система закупочной логистики;
– информационная система складской логистики;
– маркетинговая информационная система;
Таким образом, для построения системы информационной логистики малого предприятия необходимо, с нашей точки зрения, определить особенности функционирования информационного пространства в зависимости от вида экономической деятельности, и соотнести потребности предприятия с возможностями информационных модулей ERP-системы.


Литература
1. Балдин К.В. Уткин В.Б. Информационные системы в экономике: учебник - 5-е изд. - М.: Дашков и К, 2008. - 395 с.
2. Еременко, М. ERP-системы в России: текущая ситуация и перспективы развития // Финансовая газета. - 2008. - № 5.
3. Информатика в экономике: Учеб. пособие для вузов / под ред. Б.Е. Одинцова, А.Н. Романова. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 478 с.
4. Информационные системы в экономике: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Романова, Б.Е. Одинцова. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 411 с.
5. Информационные системы в экономике: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и специальностям экономики и управления (060000) / Под ред. Г.А. Титоренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 463 с.
6. Информационные технологии: Учебник / под ред. В.В. Трофимова. - М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 624 с.
7. Некрасова Е.А. Информационная система предприятия: эффекты или эффективность? [электронный ресурс] // Журнал «CIO». - http://www.iteam.ru/ publications/it/section_53/article_1491.
8. Романов А.Н. Информационные системы в экономике: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Романова, Б.Е. Одинцова - М.: Вузовский учебник, 2008. - 411 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия