Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (46), 2013
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Горенбургов М. А.
заведующий кафедрой гостиничного и ресторанного бизнеса
Балтийской академии туризма и предпринимательства (г. Санкт-Петербург),
доктор экономических наук, профессор

Колесникова Ю. Ю.
старший преподаватель кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Балтийской академии туризма и предпринимательства (г. Санкт-Петербург)

Крутик А. Б.
профессор кафедры организации обслуживания населения
Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
доктор экономических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки РФ


Организация венчурного предпринимательства в туризме
В статье рассматриваются перспективы использования венчурного капитала в туризме с целью повышения эффективности деятельности отрасли. Авторами раскрывается сущность венчурного предпринимательства и исследуется актуальность, особенности и возможные направления развития венчурного предпринимательства в туризме
Ключевые слова: туризм, венчурное предпринимательство, венчурный капитал, инновации
УДК 338.48(075.8); ББК 65.433я73   Стр: 279 - 282

Сегодня в России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Особое внимание в последнее время стало обращаться на совершенствование инновационных процессов в области науки и техники, материального производства и менеджмента. Инновации — это не что иное, как действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управлении, в том числе и в социальной сфере, то есть в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.
Нововведения характерны для различных сфер человеческой деятельности. Инновационные процессы имеют специфические особенности, хотя и подчиняются общим закономерностям экономического развития. Это касается и туристского бизнеса, который не только относится к социальной сфере, но и является частью социально-экономической системы общества.
Внедрение инноваций является сложным, затратным и рисковым процессом, требующим немалых инвестиций на разных этапах развития предприятий. Одной из форм поддержки инновационных предприятий является венчурное финансирование, основная задача которого сводится к получению прибыли посредством вложения капитала в инновационные проекты.
По мнению авторов, сегодня и туристская отрасль, и венчурное предпринимательство в России находятся у истоков нового витка развития, более стабильного относительно предыдущих десятилетий. Поэтому рассмотрение венчурного бизнеса как одной из альтернатив эффективного развития туризма является как никогда актуальным [1, с. 4].
Венчурный капитал как альтернативный источник финансирования частного инновационного бизнеса зародился в США в середине 50-х годов XX века, а затем распространился и в Европе.
В США и Европе свободный капитал, увидев преимущества венчурного инвестирования, начал активно вкладывать средства в этот бизнес [2].
История развития венчурного капитала в Америке насчитывает уже полвека. Возникнув еще в 1950-е гг., он стал типичной формой хозяйствования в 1970–1980-х гг. Для американской инновационной модели экономического развития характерна ставка на мелкие венчурные фирмы, деятельность которых поддерживается государством с помощью целой системы льгот, налоговых стимулов. Государство играет активную роль в общей координации научно-исследовательских работ, в реализации широкомасштабных программ развития НИОКР и поощрения частных компаний. В США активное участие государства в инвестиционном обеспечении инновационной модели экономического развития основано на единстве следующих постулатов[3]:
1. научные знания есть ключ в будущее;
2. высокие технологии являются двигателем социально-экономического развития;
3. ответственность правительства заключается в поощрении науки и технологий.
В США за период с 1996 по 2004 гг. было реализовано 35 531 инновационных проектов с общим объемом венчурных инвестиций 307,24 млрд долл., а средний размер инвестиций достиг 8,65 млн долл. В Европе стремительно начали возрастать венчурные инвестиции в малые инновационные проекты, находящиеся на различных стадиях развития.
Япония занимает второе место в мире после США по уровню развития науки и технологий. В Японии с середины 1980-х годов мелкие инновационные фирмы с венчурным финансированием также стали рассматриваться в качестве источника инновационной модели экономического развития. Их число составляет 99% общего числа предприятий данного типа, а их доля в ВВП страны достигает 52% [4].
Для финансирования венчурного бизнеса там используется как частный капитал, так и государственная поддержка, налоговые льготы, организуются новые корпорации для диффузии нововведений в высокотехнологичных отраслях. Успеху японского венчурного бизнеса способствует также создание внебиржевых рынков ценных бумаг для мобилизации капиталов в крупнейших городах. Одна из целей японской политики — создание мелких, но гибких активных инновационных предприятий, узко специализирующихся на стадиях инжиниринга и разработки новых технологий и продуктов.
Япония, как и новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии, в области инновационной деятельности сконцентрировала свои ресурсы на скупке перспективных высокотехнологичных нововведениях на последней стадии инновационного цикла, обеспечивая конечную доработку нововведения, запуск его в производство, коммерциализацию и потребление.
На протяжении последних лет Япония является мировым лидером по доле расходов на НИОКР. Основными участниками современного инновационного инвестирования в стране выступают финансово-промышленные группы, корпоративный сектор, который осуществляет финансирование около 2/3 инноваций. Финансово-промышленные группы инвестируют средства преимущественно в прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, растет значение НИИ при частных корпорациях и расходов корпораций на НИОКР.
Евросоюз, являющийся конкурентом США и Японии в сфере инновационной деятельности, к приоритетным направлениям исследований относит [5]:
1. науки о жизни, в том числе генетику;
2. биотехнологии в сфере здравоохранения;
3. борьбу с серьезными заболеваниями;
4. нанотехнологии, «интеллектуальные» многофункциональные материалы, новые устройства и производственные процессы;
5. аэронавтику и космос, устойчивое развитие экологической системы;
6. разработку ряда тем по проблематике международного сотрудничества в технологической области и научной кооперации.
Однако, в отличие от США, Японии и Великобритании в большинстве европейских стран несколько иной тип инновационной модели экономического развития и его инвестиционного обеспечения, в том числе и в венчурной форме. Так, во Франции и Германии главную заботу о нововведениях берут на себя крупнейшие фирмы, национальные гиганты. Они держат под контролем все фундаментальные (или лицензионные) технические и технологические стадии инновационных процессов[6, c.36].
Германия в области высоких технологий вначале ориентировалась на опыт США и технологически крупные программы. Ею был использован опыт развития инкубаторов США, научных парков Великобритании, Франции и Японии. С начала 1980-х годов в Германии был сделан акцент на создание сети региональных инновационных фондов с постепенным перенесением центра тяжести инновационной деятельности на малые и средние предприятия. Причем подобные инновационные фонды создавались исполнительной и законодательной властью совместно с заинтересованными частными структурами.
Небывало высокие темпы экономического роста особенно отчетливо прослеживаются в Южной Корее. За период с 1976 по 2006 год средний рост ВНП составил 9%. В сравнительно короткие сроки страна превратилась из периферийной точки мировой экономики в один из центров производства и экспорта высокотехнологичной промышленной продукции, банковского дела и торговли. Исследователям пришлось всерьез задуматься над факторами успеха, резко выделившего Южную Корею по сравнению с другими развивающимися странами. Был сделан вывод, что в последние годы важнейшим фактором, обеспечивающим высокие темпы экономического развития Южной Кореи, является качественное совершенствование научно-технического потенциала, который превращается в один из наиболее активных элементов современного воспроизводственного процесса.
Как показывает опыт различных стран (США, Японии, Израиля, Финляндии, Индии и других), венчурный бизнес может кардинально изменить качество инновационной модели экономического развития и его инвестиционного обеспечения, а, следовательно, и качество экономического роста, способствуя преодолению дефицита и дороговизны инвестиционных ресурсов. Такие страны, как Япония, США, Германия даже в трудные периоды истории наращивали ассигнования на НИОКР, учитывая их значение для будущего подъема экономики. Их опыт убедительно свидетельствует о том, что более всего требованиям венчурного предпринимательства отвечают малые и средние высокотехнологичные компании, поскольку темпы их экономического роста намного выше, чем у других частных компаний данного типа, специализирующихся в ином секторе бизнеса.
Становление венчурного капитала совпало по времени с развитием нового типа компьютерных технологий и новых способов их инвестиционного обеспечения [6, c. 36]. Стоит отметить, что на сегодняшний день единого определения венчурного предпринимательства не существует. В качестве доказательства этому ниже представлены следующие определения понятия «венчурное предприятие»:
предприятие венчурное (англ. Venture company) — предприятие малого бизнеса, занимающееся опытно-конструкторскими разработками или другими инновационными проектами, благодаря которым осуществляются рисковые решения. Венчурное предприятие бывает внешним и внутренним. Внешнее венчурное предприятие организуется самими авторами идеи и венчурным предпринимателем. Внутреннее венчурное предприятие занимается привлечением средств для осуществления рисковых проектов через пенсионные фонды, средства страховых компаний, накопления населения, средства государства и других инвесторов [7];
венчурная фирма — это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и переходить к работе над другими видами продукции [8].
В целом, понятие венчурный означает рисковый.
Кратко процесс венчурного финансирования можно описать следующим образом: венчурный фонд (ВФ) выкупает часть акционерного капитала компании-объекта инвестирования. При этом юридическое лицо — управляющая компания фонда — пользуется финансовыми средствами одного либо нескольких инвесторов. Используя эти средства, компания-объект развивается, увеличивая при этом свою стоимость. Через некоторое время управляющая компания осуществляет обратный процесс обмена приобретенных ею акций на денежные средства, фиксируя свою прибыль от данной инвестиционной сделки.
В качестве хрестоматийных примеров освоения венчурного финансирования компаниями, находившимися на начальном этапе развития, часто приводят таких гигантов, как Microsoft, Intel, Apple или Sun [9].
К основным современным источникам венчурного капитала в России относятся:
1. Капитал компаний. В основном, это деятельность крупных компаний по финансированию и развитию определенных проектов, например, в инновационной сфере. В России этот вариант финансовых вложений является одним из самых распространенных, поскольку солидные организации имеют возможность вкладывать деньги в рискованные предприятия (правда, преимущественно в те, что находятся в рамках одной с ними группы). Однако такое финансирование не способствует развитию мелких и средних независимых компаний, что является основной целью государства.
2. Капитал государства. Государство привлекает и вкладывает денежные средства в развитие венчурных проектов.
3. Капитал инвестиционных фондов. В России существуют довольно серьезные ограничения на инвестирование активов инвестиционных фондов, что не позволяет им в полной мере участвовать в венчурном финансировании.
4. Капитал пенсионных фондов. Пенсионное законодательство установило ограничения на инвестирование пенсионных денежных средств, сведя тем самым на нет возможность их использования в качестве источника венчурных инвестиций.
5. Страховой капитал. Также существуют достаточно строгие ограничения.
6. Банковский капитал. Отечественные банки не стремятся предоставлять венчурное финансирование в связи с рискованностью таких операций, хотя с развитием инвестиционных кредитных организаций и обострением конкуренции на рынке ситуация вполне может измениться. Пока банки не всегда являются настоящими венчурными специалистами, готовыми идти на разумный риск. Например, они могут потребовать досрочного погашения кредита, если увидят, что у компании нет достаточного обеспечения или после периода развития в компании наступил период спада (что является обычным явлением для молодых компаний, и венчурные финансисты прекрасно об этом знают). Кроме того, для осуществления венчурного финансирования в банках должны работать соответствующие специалисты, разбирающиеся в тонкостях инновационных проектов и развития компаний. Таких профессионалов пока явно не хватает [10].
Критерии и требования, которые венчурные инвесторы применяют для оценки проектов, за рубежом и в России практически одинаковы:
1. венчурный инвестор осуществляет долгосрочные инвестиции и ожидает, что вложенные средства окупятся через 5–10 лет;
2. венчурный инвестор с самого начала предвидит свой выход из проекта. Обычно по окончании проекта и после получения прибыли он продает свою долю собственности самой компании либо на рынке;
3. венчурный инвестор, присутствуя в совете директоров, обеспечивает руководство компании консультационной поддержкой. Опыт работы в различных сферах бизнеса оказывается полезен для развития предприятия. Фактически существуют определенные договоренности, дающие венчурному инвестору право на замену руководящей команды[11].
К тенденциям последних лет, нашедших практическое воплощение в 2011 году, можно отнести продолжение создания фондов, имеющих ярко выраженную специализацию. В 2011 году первую инвестицию осуществил единственный известный на сегодняшний момент на российском рынке мезонинный фонд; кроме того, действовало около полутора десятков фондов, позиционирующих себя как посевные; при государственной поддержке началось формирование крупнейшего инфраструктурного фонда (РФПИ), инвестиционная деятельность которого, вне всяких сомнений, окажет в ближайшей перспективе существенное влияние на весь сложившийся ландшафт российской индустрии прямых инвестиций. Также приступили к работе: биотехнологический и инфраструктурный фонды ОАО «РВК»; действуют и активно формируются при участии ОАО «Роснано» нанотехнологические фонды; развертывают деятельность фонды в фармацевтической отрасли, в сфере «чистых» технологий и т.д. В целом на российском рынке объем вновь привлеченных в фонды средств в 2011 г. (около 3,8 млрд долл.) более чем в 2 раза превышает показатели 2010 года (1,74 млрд долл.) [12].
Общий объем запущенных фондов (при оценке по целевому размеру) составляет более полутора десятков миллиардов долларов, однако анализ фактической стороны процесса фандрейзинга показывает, что объявленные намерения по сбору средств в новые фонды зачастую не реализуются в предусмотренные сроки и переносятся на последующие периоды. При этом следует еще раз подчеркнуть, что потенциал рынка в части привлечения капитала в ближней перспективе весьма высок, особенно с учетом фондов, запуск которых еще только планируется. В частности, существенный вклад в формирование капиталов фондов на российском рынке активно продолжает вносить ОАО «Роснано» (ожидается, что общее число фондов с участием ОАО «Роснано» составит почти полтора десятка).
Отраслевые предпочтения вновь созданных фондов достаточно широки и «простирались» от отраслей телекоммуникаций и компьютеров до «чистых» технологий и сельского хозяйства.
На первом месте с точки зрения предпочтений инвесторов расположился потребительский сектор с результатом около 1,5 млрд долл. (примерно 50% от всего объема зафиксированных сделок) против 300 млн долл. (около 12%) зафиксированных инвестиций в 2010 г. Основной вклад в указанный объем (примерно три четверти) внесла одна крупная сделка в сфере розничной торговли [12].
Второе место по объемам зафиксированных инвестиций занимают в совокупности отрасли телекоммуникаций и компьютеров. Компании данного сектора получили инвестиции объемом около 560 млн. долл. (примерно 18% от общего объема инвестиций)[12]
На третье место несколько неожиданно вышла отрасль промышленного оборудования, совокупные зафиксированные инвестиции в которую составили более 490 млн. долл. (примерно 16% от общего объема зафиксированных инвестиций).
В 2011 году действовало 22 Региональных Венчурных Фонда МЭР (РВФ МЭР), деятельность которых осуществляется в настоящее время при экспертной поддержке РВК. Общее число компаний, получивших в отчетном периоде инвестиции на общую сумму приблизительно 25 млн долл., составило 15, что примерно на четверть меньше аналогичного показателя в 2010 г. [9].
Самые активные инвесторы России в 2011 году отмечены в таблице.

Таблица 1
Самые активные инвесторы России в 2011 году
Название компанииСектор экономикиКапиталовложения
(млн долл.)
ГазпромНефтегазовая промышленность52 845
РоснефтьНефтегазовая промышленность13 303
Российские железные дорогиТранспорт10 428
ЛУКОЙЛНефтегазовая промышленность8 249
VimpelComТелекоммуникации6 477
ФСК ЕЭСЭлектроэнергетика5 222
ТНК-ВРНефтегазовая промышленность4 694
Таблица составлена по расчетам журнала «РБК».

Относительно организации венчурного предпринимательства в туризме стоит отметить, что согласно адаптированной классификации Европейской Ассоциации Прямого и Венчурного Инвестирования (EVCA), туризм относится к группе отраслей для прямого и венчурного инвестирования, называемой «Потребительский рынок», наряду с такими видами экономической деятельности как производство продуктов питания и напитков, торговые сети, досуг и развлечения, производство одежды, товары для дома. При этом часть смежных с ним отраслей (транспорт, консалтинг, страхование) входят в другие группы, что снижает объективность оценки эффективности инновационного развития данной отрасли экономики, а также усложняет сбор статистических данных.
На сегодняшний день не существует методики комплексной оценки эффективности инвестиционного потенциала предприятий туризма, которая позволяла бы четко определить видовой состав предприятий туризма, интересных для венчурного финансирования. Данная задача осложняется еще и широким разнообразием видов турбизнеса, представленных в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).
Производственный турбизнес представлен в ОКДП следующими видами деятельности: туроперейтинг, гостиничное обслужива­ние, предоставление услуг общественного питания, транспортное обслуживание, организация досуга, бизнес-обслуживание, оздоровительное, образовательное, спортивное и экскурсионное обслуживание туристов и др. Коммерция представлена в ОКДП, прежде всего, турагентской деятельностью, финансы — страхованием туристов, консалтинг — юридическим обслуживанием туристских организаций и туристов. Это далеко не полный перечень, так как турбизнес наряду с вышеназванными аспектами косвенно формируют предприятия городского транспорта, дорожные и городские коммунальные службы, организации связи, предприятия по производству товаров народного потребления и др. Одновременно на турбизнес оказывает существенное влияние некоммерческий сектор развития и поддержки туризма — общественные туристские организации и объединения, некоммерческие партнерства [13].
Туристские предприятия всегда были и сейчас являются активными сторонниками новых технологий. Современные достижения в области телекоммуникаций и электронного маркетинга обеспечивают новые возможности для туристского бизнеса и существенно воздействуют на его модели.
Новейшие технологии способствуют внедрению е-туризма (е-tourism), е-путешествий (e-travel), туристских информационных систем.
Е-туризм — это онлайновая служба, обеспечивающая прямые продажи туристских услуг конечным потребителям и объединяющая производителей, турагентов и посредников (В2В).
Е-путешествия — это онлайновая информационная служба, консультирующая по всем вопросам, которые могут возникнуть при планировании туристских поездок и путешествий.
Туристские информационные системы обслуживают и оказывают информационную поддержку организациям, которые занимаются е-туризмом и е-путешествиями. Информация, получаемая из этих источников, может служить исходной точкой для планирования путешествий, сопоставления цен и динамической компоновки туров.
Динамическая компоновка тура (пэкидж-тур) дает возможность в масштабе реального времени составлять, по требованию потребителя или агента, продающего услуги, различные комбинации поездки с единой ценой на весь пакет услуг, включенных в тур. Путешественники могут составлять свою поездку, выбирая предпочтительные виды транспорта и рейсы, гостиницы, набор экскурсий, единовременно оплачивая весь пакет заказанных услуг [14].
По мере изучения инновационных проектов в сфере туризма, рассматриваемых сегодня в рамках венчурных фондов, авторами было установлено отсутствие единого специализированного венчурного фонда в сфере туризма. У многих венчурных фондов в базах инновационных проектов содержатся предложения, относящиеся к туризму, такие, например, как: Gelpme, FOOD4CITY.ru, Delivery-club.ru, Turometr.ru, Toozla и другие.
Gelpme — это интернет-сервис для путешественников, в основе которого лежит принцип взаимопомощи и обмена опытом. В мире есть миллионы людей, у которых во время планирования путешествия или во время путешествия возникает множество вопросов, связанных с пребыванием в чужом городе или стране. В то же время, в мире есть миллионы людей, у которых есть желание и возможность ответить на эти вопросы. Gelpme создан, чтобы эти люди нашли друг друга. Преимущества перед конкурентами: сервис объединяет путешественников со всего мира, не ограничиваясь только Россией; между пользователями происходит живое общение в режиме реального времени, благодаря чему можно получить ответ на свой вопрос практически мгновенно, нет необходимости тратить время на поиск информации. Все ответы можно получить от экспертов в области путешествий [15].
Сервис food4city ежедневно помогает своим пользователям решать весь спектр вопросов, связанных с организацией питания для всей семьи.
На сайте food4city.ru можно:
• Заказать готовую еду из десятков ресторанов или продукты питания из магазинов с доставкой домой или на работу
• Заказать доставку горячих обедов в офис для себя и своих коллег от лучших поставщиков корпоративного питания своего города.
• Организовать тендер среди тысяч ресторанов на проведение корпоративного банкета или частного события (свадьбы, дни рождения и т.п.) и получить лучшие предложение по цене и качеству
Инновационность бизнеса связана с технологиями приёма заказа и передачи её поставщику товаров или услуг. Многочисленные программные модули и плагины для ресторанов помогают им принимать и обрабатывать заказы, вести учёт по ним, улучшать свои услуги.
Ноу-хау сервиса является система организации тендеров среди ресторанов, банкетных площадок и кейтеринговых компаний. Данная услуга является совершенно бесплатной для пользователей и помогает экономить тысячи рублей при заказе банкета [16].
Delivery-club.ru — это агрегатор доставки еды и продуктов из 900 ресторанов и магазинов продуктов. В настоящий момент, база активных пользователей DeliveryClub превышает 250000 человек. Ежедневно сайт компании посещает около 70000 человек, в день DeliveryClub обслуживает более 4000 заказов. Ежемесячно количество обрабатываемых заказов растет на 20-30%, и по прогнозам аналитиков компании к началу 2013 года это количество будет достигать 7000 в день [17].
Toozla — проект умных аудио путеводителей, которые работают на мобильных устройствах. Одно из преимуществ проекта — путеводитель не нужно скачивать целиком — система считывает GPS-координаты и скачивает только необходимый контент. Пользователь также может слушать статьи, комментировать их используя микрофон и наушники, или советовать что-то другим пользователям платформы Toozla.
Революционным шагом можно считать функцию путеводителей на основе Wikipedia — Wikistream. Остановившись возле объекта в любой точке мира, достаточно просто включить Toozla, и самая полная база знаний расскажет все, что известно и доступно об этом месте [18].
Транстуристический проект «Турометр» — это интерактивная интернет-площадка. Она объединяет актуальное сегодня направление социальных ресурсов — сетевые дневники туристов и путешественников, энциклопедические знания — информацию о странах, достопримечательностях и местах проведения досуга, бизнес-информацию — данные о туристических компаниях и их продуктах, а также классический туристический сервис — бронирование туров, билетов и номеров в гостиницах [19].
Еще одной проблемой венчурного предпринимательства в туризме является нестабильность нормативно-правового обеспечения, отсутствие отраслевых документов, регламентирующих порядок венчурного финансирования инновационных туристских проектов.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что организация венчурного предпринимательства в туризме — процесс мало исследованный, практически научно и методически не обоснованный и требующий пристального внимания со стороны ученых, представителей государственного аппарата и практиков, работающих в данной отрасли экономики.


Литература
1. Горенбургов М.А., Колесникова Ю.Ю., Крутик А.Б. Организация венчурного предпринимательства в туризме: учебное пособие для магистров / Под ред. А.Б. Крутика. - СПб.: Астерион, 2013. - 135 с.
2. Тимонина М. Венчурное предпринимательство как форма интенсификации инновационной деятельности . URL: http://www.finanal.ru/007/venchurnoe-predprinimatelstvo-kak-forma-intensifikatsii-innovatsionnoi-deyatelnosti?page=0,1/ (дата обращения: 15.12.2012)
3. Белобородова М.А. Инновационная модель экономического развития и особенности его инвестиционного обеспечения в развитых странах //Проблемы современной экономики. - 2009 - N 1 (29)
4. Материалы СБАР. URL: http://www.russba.ru(дата обращения: 10.12.2012)
5. Спицын А. Ориентиры экономического роста // Экономист. - 2004. - №10. - С. 35-41.
6. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. - М.: Экономика, 2004. - 632 с.
7. Словарь экономических терминов. URL: http://www.slovari-online.ru (дата обращения: 20.12.2012)
8. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. - СПб, 2009.
9. Рокин А. Инвестирование. Венчурное финансирование. URL: http://www.reasonablefinance.ru/obschie-voprosiinvestirovaniya/venchurnoe-finansirovanie.html (дата обращения: 20.12.2012)
10. Брялина Г.И. Особенности венчурного финансирования малого бизнеса в России. URL: http://economics.open-mechanics.com/articles/380.pdf (дата обращения: 15.12.2012)
11. http://www.credits.ru/,http://bishelp.ru/gde_dengi/vench/mehanizm/kak_i_s_kem.php/(дата обращения: 20.12.2012)
12. Обзор рынка. Прямые и венчурные инвестиции в России 2011. - СПб.: РАВИ, 2012. - 100 с.
13. Горенбургов М.А., Оренбургская Н.А. Предпринимательская деятельность в туризме и гостиничном хозяйстве: учебное пособие. - СПб.: БАТиП, 2011.
14. http://www.tourprom.ru/pressrelease/157 (дата обращения: 10.12.2012)
15. http://www.ingria-startup.ru/residents/gelpme (дата обращения: 1.02.2013)
16. http://www.tpstrogino.ru (дата обращения: 1.02.2013)
17. http://addventure.to/portfolio (дата обращения: 1.02.2013)
18. http://www.twinsinvest.com/projects (дата обращения: 1.02.2013)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия