Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (46), 2013
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Дроздецкая А. А.
преподаватель кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Балтийской академии туризма и предпринимательства (г.Санкт-Петербург)


Государственные, региональные и муниципальные программы развития туризма как фактор устойчивого развития приграничных регионов Северо-запада России
Статья посвящена Программам развития туризма в России. Рассматриваются идеи кластерного принципа развития туризма в программах федерального, регионального и муниципального уровней. Отмечается неравномерное применение такого подхода и необходимость не останавливаться на стадии рекомендаций и найти должное отражение единой системы функционирования туристической отрасли в стратегических документах регионов и муниципалитетов
Ключевые слова: моногорода России, туризм, модернизация экономики, нормативно-правовая база регулирования туризма в регионах
УДК 3.33; ББК 65У   Стр: 283 - 286

Туризм — это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет бульшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках. Такое определение дано в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года (Стратегия утверждена приказом Федерального агентства по туризму от 06.05.2009 № 51 «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года»).
На сегодняшний день в России происходит модернизация экономики, корректируются новые цели и важное место занимает туристическая отрасль. В связи со сложившейся ситуацией разрабатываются стратегии развития туризма в регионах как экономических точках роста.
До недавнего времени туристическая отрасль в России переживала кризис, но благодаря модернизации всей экономики, у туристической отрасли возник шанс стать одной из основных отраслей в Северо-Западном регионе. Для моногородов России, которые были основаны на работе в одной отрасли, приведшей к серьезной проблеме с социальной и экономической точек зрения, существенным резервом развития и преодоления статуса моногорода становится сфера услуг и, прежде всего, туризм. Благодаря хорошей экологической обстановке, наличию лесов и озер есть возможность развивать экологический туризм, а наличие инфраструктуры, приграничного сотрудничества дает возможность развивать деловой туризм. Важным в становлении отрасли туризма становится развитие его стратегии как федерального, так и регионального значения.
Экотуризм — туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой, с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экосистем и создает такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения[1]. Экологический туризм — это одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мировой туристской индустрии.
Ключевыми предпосылками экологического туризма следует считать пробуждение у людей желания общаться с природой, знакомство с живой природой, а также с местными обычаями и культурой; сохранение биологического разнообразия рекреационных природных территорий; повышение уровня экономической устойчивости регионов, вовлеченных в сферу экологического туризма; повышение экологической культуры всех участников экологической туристской деятельности; сохранение этнографического статуса рекреационных территорий.
В нашей стране есть регионы, в которых туристическая отрасль может являться одной из важнейших для экономики региона. К таким относятся Ленинградская область и Карелия, где туризм сейчас рассматривается как одна из главных отраслей, Особенно это стало актуально для приграничных моногородов в связи с различными Международными Программами развития региона и туризма в нем, включающими трансграничное сотрудничество со странами Скандинавии.
Карелия и Ленинградская область обладают богатейшими природно-ландшафтными ресурсами для развития природного и экологического туризма. Особое место в республике Карелия в этом отношении принадлежит охраняемым природным территориям, занимающим около миллиона гектаров, или более 5% площади республики. К их числу относятся заповедники, национальные и природные парки, заказники и памятники природы.
Повышение уровня экономической устойчивости регионов, вовлеченных в туристский процесс — явление достаточно общее, однако в экологическом туризме оно приобретает особое звучание, поскольку экотуризм развивается в экономически отсталых регионах, мало затронутых современной хозяйственной деятельностью. Такие территории слабо обеспечены рабочими местами. Организация новых рабочих мест может иметь серьезные экономические и социальные последствия[2].
Понятие Business Travel, или «деловой туризм (бизнес туризм)» — это вид туризма, включающий в себя выездные конференции, семинары, тренинги, как способ принятия бизнес-решений, проведения обучения персонала, установление деловых связей, способ укрепления корпоративного духа команды, инициированное неформальным общением между членами коллектива [3].
Иногда бизнес-туризм обозначают английской аббревиатурой MICE, которая произошла от слов meetings (деловые встречи), incentives (инсентив-туризм), conferences (конференции), exhibitions (выставки). Эти понятия и раскрывают суть бизнес-туризма. Являясь комплексным понятием, деловой туризм включает в себя деловую коммуникацию, обмен информацией и технологией, поиск новых партнеров и рынков, PR-акции, обучение персонала и развитие корпоративной культуры[4].
Данное понятие по международным меркам является новым и как о самостоятельном, высокодоходном виде туризма заговорили в Европе и США в 1970-1980-е годы. На российском рынке деловой туризм стал развиваться в 1990-е годы с появлением представительств иностранных фирм и совместных предприятий.
На сегодняшний день приходит осознание выгод от делового туризма в стимулировании роста экономики, а разного рода крупные международные конференции сами по себе вносят большой вклад в формирование имиджа города, региона, страны и привлекают инвестиции, несмотря на основную функцию данного вида туризма, как заключение сделок и налаживании новых контактов.
В последнее время бизнес-туризм в России становиться одной из высокодоходных отраслей туриндустрии. В стране в целях развития въездного делового туризма строятся огромное множество бизнес-отелей, бизнес-центров, организуются форумы, конгрессы и деловые мероприятия в больших мегаполисах (Санкт-Петербург, Москва и т.д.).
Большую роль деловой туризм может играть не только в мегаполисах, но и на региональном уровне, особенно это проявляется в приграничном сотрудничестве, где бизнес осваивает новые возможности, связанные с упрощением международной торговли и вступлением России в ВТО. Деловой туризм открывает новые возможности для диверсификации моногородов, расположенных в приграничье. Хорошим примером такого сотрудничества могут стать приграничные моногорода Карелии и Ленинградской области, связанные экономическими узами с сопредельными территориями Финляндии.
Важную роль в развитии туризма на территории РФ играет государство, устанавливая приоритеты развития региона и принимая стратегические планы. Не менее важна роль органов местного самоуправления — муниципалитетов и частных инвесторов. Задача государства создать привлекательные инвестиционные условия, чтобы бизнес посчитал интересным развивать туротрасль именно в этих регионах.
Органами государства разрабатываются концепции развития данной отрасли, программы, которые могут быть целевыми, адресными, инвестиционными. По территориальному охвату всей страны и уровню власти программы могут подразделяться на: федеральные и региональные программы развития туризма. Любая программа развития имеет свой срок (краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (3–5 лет), долгосрочные (10–15 лет)) и составляющие в виде: обоснований разработки, целей, задач, сроков реализаций, систем программных мероприятий, механизмов контроля и реализации ожидаемых социально-экономических результатов и ресурсного обеспечения. Органами государственной власти предусматривается и осуществляется поддержка развития отрасли через такие инструменты, как бюджетные инвестиции, установление налоговых, визовых, таможенных, инвестиционных льгот и друг льгот, являющихся стимулом для развития туризма на территории Российской Федерации.
В Схеме 1, представленной ниже, показаны Программы развития туризма в РФ в соответствии с уровнями власти.
На сегодняшний день существует Федеральная целевая программ (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» (2011–2018 годы) от 19 июля 2010 года № 1230-р. Главным конечным результатом реализации Программы должно стать создание в различных субъектах Российской Федерации сети конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, которые должны стать «точками роста и развития» регионов и межрегиональных связей. Кластерный подход по Программе предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельность, смежную с туризмом и рекреационными услугами. Инструментами создания кластеров является использование механизмов государственно-частного партнерства, которые могут создать благоприятные условия для развития туристской инфраструктуры и сферы сопутствующих услуг. Также активизация вокруг сети малого и среднего бизнеса (инвестиции в средства размещения, как гостиницы и места временного проживания) может увеличиться в 1,9 раза по сравнению с 2010 годом. За счет создания дополнительных рабочих мест в сфере туризма повысится уровень занятости населения.
Еще одним из важных направлений Программы является развитие инфраструктуры туризма. Последние годы автопарк России растет на 2,2–2,8 млн автомобилей в год, а придорожная инфраструктура развивается со значительным отставанием. Развитие придорожной инфраструктуры туристской направленности (например, гостиницы, кемпинги, стоянки) позволит привлечь дополнительно более 4 млн туристов, в том числе из-за рубежа.
Одной из задач Программы является «Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации». В решении задачи запланирована реализация пилотных проектов по созданию туристских и автотуристских кластеров и тиражирование апробированных и отлаженных решений и механизмов.
Структурообразующими функциональными элементами Программы являются туристско-рекреационные и автотуристские кластеры, в рамках которых на отдельных территориях регионов будут сформированы перспективные туристские направления Российской Федерации, созданы условия для ускоренного развития туристской инфраструктуры, обеспечивающей интенсивный рост внутреннего и въездного туристских потоков и, оказывающей мультипликативный эффект на развитие сферы сопутствующих услуг и смежных отраслей национальной экономики.
Также в Программе особое внимание уделено Северо-Западной части России (главным образом, Ленинградской области и Республике Карелия), ее географическому положению, уникальному историко-культурному наследию и богатству природных ресурсов, которые обладают значительным туристским потенциалом. Традиционными для северо-запада Российской Федерации видами туризма, обеспечивающими большую часть внутреннего и въездного туристских потоков, являются культурно-познавательный, событийный, деловой и активный туризм. Вместе с тем, богатство и разнообразие природно-климатических ресурсов являются необходимым и достаточным потенциалом для развития оздоровительного, экологического, круизного и сельского видов туризма.
Рассмотрим государственную программу развития туризма, которая была утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2567-р, О государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы. Данная программа включает в себя систему мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевые государственные функции достижения приоритетов и целей государственной политики в сфере культуры и туризма, а также имеет одну из подпрограмм «Туризм». В состав государственной программы входят федеральные целевые программы «Культура России (2012–2018 годы)» и «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». Развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию является одной из целей государственной программы.
По прогнозам ВТО, в России будут наивысшие темпы развития туризма при государственной поддержке данной отрасли и, согласно этим прогнозам, к 2020 году Россия войдет в первую десятку стран как по приему туристов (2,9% мирового потока туристов), так и по выезду туристов за пределы государства (1,9% мирового потока туристов). Результатом программы в данной области должно стать: совершенствование и диверсификация турпродукта, развитие новых видов туризма, количественное и качественное развитие туристских кластеров. Главным показателем станет туристский кластер, который будет локомотивом социально-экономического развития (генератором увеличения количества рабочих мест, плательщиком налогов в бюджет и катализатором развития малого и среднего бизнеса).
Рассматривая региональный уровень власти, нужно отметить, что Программы этого уровня подразделяются на Стратегии федеральных округов, куда входит Северо-Западный Федеральный округ (область исследования данной диссертации) и Региональные стратегии, куда входят Программы по развитию туризма в Ленинградской области и Республике Карелия.
В Стратегию Северо-Западного Федерального Округа входит Региональная целевая программа «Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года» от 18 ноября 2011 г. № 2074-р.
В Программе, основными стратегическими направлениями являются:
– совершенствование институциональной структуры управления и поддержки туризма, совершенствование нормативной базы;
– развитие инфраструктуры туризма через модернизацию существующих и строительство новых объектов санаторно-курортной направленности с учетом своеобразия погодных условий, рекреационных ресурсов, строительство гостиниц эконом класса (2-3 звезды) в исторических городах, а также пансионатов в местах интенсивного посещения туристов, приютов и баз на туристских маршрутах;
– совершенствование маркетинговой политики в туризме;
– повышение конкурентоспособности туристических продуктов.
Реализация стратегических целей будет осуществлена через создание, развитие и модернизацию туристической инфраструктуры, а также это будет осуществляться в создании: особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (Псковская область, Ленинградская область); сети объектов размещения в непосредственной близости и на территории развитых туристических кластеров (развитие делового туризма); развитии традиционных ремесел (сельский и культурный туризм), проведении творческих конкурсов, создание творческих кварталов в городах; создание туристско-рекреационного кластера «Псковский» (г. Псков); содействие в организации привлекательных инвестиционных площадок для создания объектов туристической инфраструктуры.
Перспективным направлением туристской деятельности в Программе является развитие событийного и делового туризма (привлечение массового и специализированного контингента туристов посредством события, значимого для региона или населенного пункта. Событиями могут быть конгрессы, фестивали, конференции и пр.). Для развития делового туризма предусмотрено открытие новых выставочных площадей, строительство современных гостиничных комплексов во всех регионах Северо-Западного федерального округа. Кроме делового туризма станет перспективным и экологический туризм, куда входит Республика Карелия.
В разделе, посвященном Конкурентным преимуществам и стратегическим направлениям развития субъектов РФ, входящих в СЗФО, внимание уделено социально-экономическому развитию Республики Карелия, где туристский кластер станет основным конкурентным преимуществом. Согласно Программе «туристский кластер основывается на совокупности сконцентрированных по географическому принципу организаций, представляющих тесно связанные между собой отрасли, имеющие отношение к индустрии гостеприимства, где основными направлениями концентрации ресурсов является развитие приоритетных секторов туристской индустрии, базирующихся на естественных и искусственных конкурентных преимуществах и характеризующихся максимальным мультипликативным эффектом, а также выделение и развитие наиболее перспективных туристских центров и территорий в регионе, выступающих в качестве центров формирования туристского кластера».
Следующей ДЦП (долгосрочной целевой программой) регионального уровня является Долгосрочная целевая программа «Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2010-2015 годы» от 25.06.2011 г. № 153. Целью Программы является создание единого комплекса развития сферы туризма (кластера) в Ленинградской области, стимулирующего процессы строительства, реконструкции и рационального использования инфраструктуры данной сферы. Основными задачами программы являются: создание условий для формирования в Ленинградской области качественной гостиничной инфраструктуры; создание условий для дополнительного сектора развлечений, транспортной доступности туристских центров; продвижение туристских возможностей территории на внутреннем и международном рынках; создание благоприятных условий для предпринимательской среды в туризме и квалифицированного персонала. В Разделах Программы уделено внимание разработке нормативных и методических документов по развитию сферы туризма, созданию туристской инфраструктуры и сервиса (туристско-рекреационного комплекса в устье реки Выбья, туркомплекса “Лосевский курорт”), информационной поддержке и продвижению региона в сфере туризма и подготовке кадров. Данная Программа легла в основу МЦП «Развитие туризма в Выборгском районе Ленинградской области» на 2010–2014 годы.
Муниципальная целевая программа «Развитие туризма в Выборгском районе Ленинградской области на 2010–2014 годы» от 23.10.2009 г. № 7511. Целью данной Программы является формирование на территории Выборгского района Ленинградской области конкурентоспособной туристской отрасли в качестве одной из ведущих отраслей, дающей возможности для удовлетворения потребностей не только российских, но и иностранных граждан в туристско-рекреационных услугах, а также приток инвестиций, увеличение числа рабочих мест и сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного потенциала Выборгского района Ленинградской области. Создание условий для эффективного развития туристской отрасли, формирование конкурентоспособного туристского рынка, проведение рекламной деятельности для продвижения туристских ресурсов района, поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере туризма, привлечение российских и иностранных инвестиций для создания новых туристских объектов, а также развитие межрегиональных и международных туристских связей являются задачами Программы.
Долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории МО “Выборгский район” Ленинградской области на 2012-2016 годы» от 28.02.2012 г.№ 1279. Повышение конкурентоспособности туристского рынка МО «Выборгский район» Ленинградской области для российских и иностранных граждан — это основная цель Программы. Задачи ДЦП «Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2010-2015 годы» легли в основу данной Программы (развитие туристско-рекреационного комплекса (включая поддержку проектов городских и сельских поселений), повышение качества туристских услуг, продвижение туристского продукта на внешнем и внутреннем туристских рынках), то есть формирование полноценного туристского кластера. Основанием для разработки рассматриваемой Программы стала ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011–2018 годы». Также в Программе рассмотрены перспективные виды туризма, такие как природный/экологический туризм (на территории МО «Выборгский район» выделены природоохранные зоны и заповедники, открывающие безграничные возможности для экологического туризма), деловой туризм (создание комфортных условий для делового сотрудничества на разных уровнях, проведение различных конференций и семинаров в Международном деловом центре), сельский туризм (страусиная ферма «Ольха» (пос. Озерки), гостевой дом «Сорочье гнездо» (пос. Вязы)), культурно–познавательный и событийный туризм (по количеству и разнообразию проводимых фестивалей и праздников Выборгский муниципальный район не имеет себе равных в Ленинградской области).
В сравнении с Программами развития туризма по Выборгскому району Ленинградской области в Республике Карелия утверждена единственная долгосрочная целевая программа. Долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012–2015 годы» РК от 06.12.2012 г. № 372-П соответствует региональному уровню, а цели и задачи Программы полностью соответствуют стратегическим ориентирам развития региона. Таким образом, Стратегией социально-экономического развития Карелии до 2020 года туризм отнесен к приоритетным отраслям развития республики, где туриндустрия должна стать одной из составляющих экономической базы региона, наряду с лесопромышленным и горнопромышленным комплексами. Основной целью долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012–2015 годы» является создание условий для устойчивого роста туристского потока в Карелию и расширение спектра туристских услуг. К задачам программы отнесены содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций в инфраструктуру туризма и гостиничного бизнеса, повышение степени использования туристского потенциала республики, сглаживание неравномерности в распределении туристской активности на территории Карелии, повышение роли организованного туризма, вовлечение населения республики в туристскую деятельность [5].
Программы муниципального уровня, к сожалению, не учитывают принципы, заложенные в федеральных и региональных программах. Например, основными функциями администраций города Светогорск и пгт Вяртсиля является координация работы по созданию благоприятных условий для развития туризма на территориях районов и организация международных и внешнеэкономических связей, чего в действительности не происходит. Можно сказать, что идеи кластерного принципа развития туризма не дошли до регионов и муниципалитетов, а остановилась на стадии рекомендаций полпредства президента и не нашли должного отражения в стратегических документах регионов и муниципалитетов.
Схема 1. Государственные Программы РФ по развитию туризма в соответствии с уровнями власти


Литература
1.Туристский портал «Карелия». Экологический туризм. Электронный ресурс. URL: http://www.ticrk.ru/ru/gallery.php?docId=7075 (дата обращения: 14.02.2013 г.).
2.Миронова Н.И. Развитие экологического туризма в России. Электронный ресурс. URL:http://www.zelife.ru/ekochel/ekoturism/8783-ecotrus.html. (дата обращения 14.02.2013 г.).
3.Интернет-портал «Все о туризме». Деловой туризм в России. Электронный ресурс. URL: http://www.sunton-tours.ru/ar8.html (дата обращения 14.02.2013 г.)
4.Цацулина И.В. Развитие делового туризма в России. Электронный ресурс. URL: http://dom-hors.ru/issue/pep/8-2011-1/tsatsulina.pdf (дата обращения 14.02.2013 г.).
5. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия. Электронный ресурс. URL: http://www.gov.karelia.ru (дата обращения: 14.02.2013 г.).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия