Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (46), 2013
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Тихомирова Н. В.
аспирант Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики
Феклистов И. Ф.
заведующий кафедрой менеджмента и коммерции Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
доктор экономических наук, профессор,
заслуженный работник высшей школы РФ


Особенности управления ресурсным потенциалом научно-образовательного кластера в условиях рыночной экономики
В статье рассматриваются особенности управления ресурсным потенциалом научно-образовательного кластера на основе интеграционных процессов охватывающих образовательные учреждения различного уровня (колледжи, институты, структуры послевузовского и дополнительного образования), а также научно-исследовательские и проектные институты
Ключевые слова: научно-образовательный кластер, интеграционный процесс, ресурсный потенциал, интеграционный комплекс
УДК 371.332; ББК 334(470)   Стр: 296 - 298

Научно-образовательный кластер объединяет образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, научные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения.
Основными направлениями деятельности научно-образовательного кластера являются: обеспечение интеграции образования и науки за счет использования результатов научных исследований в учебном процессе; создание единой информационной среды для обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности; реализация единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по профессиональным программам различных уровней; создание современной лабораторной и экспериментальной базы для подготовки специалистов; обеспечение условий, способствующих привлечению дополнительных ресурсов из внебюджетных источников; выработка рекомендаций для решения актуальных проблем субъектов Российской Федерации и отраслей; взаимодействие с органами исполнительной власти, развитие межрегиональных связей при решении проблем в области образования, науки и инновационной деятельности; развитие международных связей в сфере образования; выполнение совместных научных проектов. Развитие этих направлений весьма актуально и их решение имеет важное значение для развития высшей школы.
Следует признать, что одной из серьезных проблем развития отечественной экономики является инновационная инерция общества. В то же время емкий национальный рынок России, традиционно сильные научные школы и высокий образовательный уровень инженерных кадров создают необходимые предпосылки для создания прорывных технологий и осуществления радикальных нововведений. Но эффективность развития экономики, ориентированной на инновационный тип, определяется не только достигнутым уровнем развития науки и промышленности, но и состоянием системы образования, которая претерпевает сегодня серьезные изменения.
Полагаем, что такие изменения вызваны несколькими составляющими:
1) интеллектуализацией производства;
2) быстрым обесцениванием суммы научных знаний и технологических навыков, полученных ранее;
3) сложностью ориентации в непрерывно меняющейся экономической конъюнктуре;
4) не отвечающими новым условиям методами и технологиями обучения, которые ориентированы в большей степени на загрузку памяти, чем на развитие творческих способностей и на периодическую подготовку, чем на систематическое образование, и охватывают весь жизненный цикл человека. [5, С.124]
В настоящее время быстрыми темпами развиваются наукоемкие отрасли, основанные на самых высоких технологиях и последних достижениях науки. Это значит, что к уровню подготовки выпускников вузов предъявляются повышенные требования. В то же время наблюдается падение интереса к точным наукам у значительной части молодежи. Полагаем, что этому есть несколько объективных и субъективных причин. К ним можно отнести стареющую экспериментально-лабораторную базу, как в школах, так и в вузах, к сожалению все еще недостаточную компьютеризацию, сокращение учебного времени, отведенного на изучение физики и математики, уменьшение числа молодых учителей, способных решать эти задачи на современном уровне [2, С. 43].
Необходимо отметить, что в обществе растет понимание того, что не может быть самостоятельного механизма реализации достижений научно-технического прогресса в отрыве, как от системы образования, так и от массового освоения их промышленностью.
Необходимо подчеркнуть, что в нашей стране на государственном уровне выделены приоритетные направления развития науки, технологий и техники. Осуществляются такие проекты как приоритетный национальный проект «Образование», программа, связанная с развитием инфраструктуры наноиндустрии и т.п.
В нашей стране традиционно вопросам интеграции науки, образования и производства уделялось достаточно большое внимание, которое ныне закрепляется интеграцией науки и образования даже на уровне федерального Министерства. Однако и сейчас серьезным препятствием на этом пути является то, что отдельными его стадиями занимаются разные организации и люди, каждый из которых имеет свои интересы и мотивы и нацелен лишь на промежуточный результат. На подобных «организационных» стыках и происходят сбои, проявляется характерный синдром неприятия инноваций.
Считаем, что комплексные вопросы можно решить только на основе интеграционных усилий, объединяющих в едином комплексе образовательные учреждения различного уровня — от школы до профессиональной переподготовки, а также научно-производственные структуры. Такая интеграция в рамках научно-образовательного кластера позволяет эффективнее использовать материальные и кадровые ресурсы, обеспечить более быструю и гибкую адаптацию системы профессионального образования к изменениям рынка труда, реализацию крупных научно-технических проектов и программ регионального и федерального уровня.
В начале 90-х гг. сложившаяся обстановка привела к резкому ухудшению отраслевой науки, сокращению и нередко ликвидации научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений. Лишь вузовская наука сумела сохранить свой научный потенциал, что позволило вузам, наряду с НИИ и КБ, стать полноправными участниками разработок научно-технической продукции. Вузовская наука смогла заявить о себе как реальное опорное звено в реализации региональной научно-технической политики, так как именно в вузе начали формироваться все стадии создания наукоемкого продукта и обеспечения их специалистами всех уровней. В то же время научные силы университета, традиционно тяготеющие к фундаментально-поисковым разработкам, не могли без длительного периода адаптации взять на себя в полной мере функции отраслевых НИИ и КБ, а последние зачастую уже не имели возможности самостоятельного развития.
В этих условиях необходимо создание сильного интеграционного комплекса, включающего в свой состав образовательные учреждения различного уровня (колледжи, институты, структуры послевузовского и дополнительного образования), а также научно-исследовательские и проектные институты. Это способствует созданию на предприятиях базовых лабораторий для ведения совместных научно-исследовательских работ и обучения студентов, и позволяет реально включать их в производственные процессы уже в период обучения. При этом предприятия обновляют оборудование лабораторий по специальностям, а также расширяют возможности по организации практики и трудоустройству выпускников.
Можно с уверенностью сказать, что успешное развитие подобного интеграционного комплекса в рамках научно-образовательного кластера во многом зависит от степени проработанности законодательной и нормативно-правовой базы.
В числе особенностей управления ресурсным потенциалом научно-образовательного кластера в условиях рыночной экономики можно выделить:
1) организационное единство учебного и научного процессов, исключающее возникновение межорганизационных противоречий между участниками инновационной деятельности;
2) непрерывность и сквозной характер подготовки кадров на этапах довузовского, вузовского и послевузовского образования;
3) вовлечение промышленности в процесс выработки стратегии и тактики функционирования вуза;
4) опережающая подготовка кадров для обеспечения приоритетных направлений развития отечественного образования, науки, передовых производственных технологий;
5) «погруженность» подготовки студентов непосредственно в исследования, конструкторские и проектные разработки. [5, С.126]
Такие интенсивные технологии образования существенно повышают мотивацию, глубину и полноту овладения профессией.
Следует подчеркнуть, что управление ресурсным потенциалом научно-образовательного кластера в условиях рыночной экономики, реализуется на основе интегрирования научных, технических, технологических новинок (идей), опытно-конструкторской базы производства и других ресурсов [3, С.97]. При этом мы считаем, что интегрирование может происходить на разных условиях для интегрируемых процессов, с привлечением ресурсов в разной форме.
Важно отметить, что сегодня основой эффективного использования ресурсного потенциала научно-образовательного кластера является Федеральный закон № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». [1, 4]
Следует отметить, что создание инновационной компании, занимающейся внедрением результатов интеллектуальной деятельности, довольно сложный процесс. И здесь возникает немало вопросов, таких как: сколько может потребоваться времени на создание инновационных предприятий? Откуда государственные учреждения образования и науки — участники научно-образовательного кластера возьмут деньги на создание и дальнейшее сопровождение деятельности таких предприятий?
Конечно, процесс создания малых инновационных предприятий не прост и займет продолжительное время. Считаем, что сначала в вузе или НИИ необходимо оценить, насколько актуален на рынке инновационный проект, ради которого планируется создание малого предприятия. Затем существенное время может потребоваться на поиск стратегического партнера-инвестора, который сделает финансовые вложения в данное предприятие, например, став его учредителем. Другими словами, с момента создания инновационного предприятия до момента получения первой прибыли могут пройти месяцы. Инновационный бизнес требует и производственной базы, и необходимого научного задела.
И даже если новые рабочие места будут созданы в сравнительно кратчайшие сроки, результативность ресурсного потенциала будет зависеть, прежде всего, от молодых ученых, от того, насколько они будут активны, нацелены на результат — коммерциализацию технологии, от того, какую поддержку им смогут оказывать инвесторы, вузы и НИИ — участники научно-образовательного кластера.
Необходимо отметить, насколько важна роль инвесторов в развитии малого инновационного предпринимательства в научно-образовательном кластере. Исследование статистических данных показывает, что, несмотря на необходимость перевода российской экономики на инновационные рельсы, до сих пор отечественные предприниматели крайне мало внимания уделяют инновационному бизнесу. Большее внимание инвесторы по-прежнему уделяют сырьевым месторождениям. Считаем, что без помощи бизнес-сообщества, в рамках научно-образовательного кластера эффективное использование ресурсного потенциала малых инновационных предприятий невозможно.
Малым инновационным предприятиям в рамках научно-образовательного кластера могут помочь вузы и НИИ, которым нужно дать возможность на льготных условиях предоставлять таким предприятиям в аренду свои площади и технику.
Для участников научно-образовательного кластера в настоящее время созданы большие возможности по учреждению малых инновационных предприятий для коммерциализации технологий, над которыми работали ученые совместно с аспирантами и студентами.
По нашему мнению, данный закон, позволяя государственным учреждениям образования и науки, учреждать малые инновационные предприятия, создает необходимые предпосылки для формирования инновационного бизнеса, без которого построение национальной инновационной системы невозможно. За высокотехнологичными предприятиями будущее российской инновационной экономики.


Литература
1. Интернет-сайт «Президент России - молодым ученым и специалистам» (Дата обращения: 04.08.2009).
2. Марков К., Токман М. Фадеев М. Интегрированный образовательный комплекс «школа - вуз - предприятие» // Высшее образование в России. - 2008. - № 4. - С. 43-46.
3. Наумов А.А. К задаче эффективного управления экономическими кластерами // Вестник УрФУ. Сер. экономика и управление. - 2012. - № 1. - С. 97-106.
4. Федеральный закон № 217-ФЗ от 2.08.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»
5. Феклистов И.Ф. Инновационное управление качеством вузовских ресурсов: методология и методы. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2009. - 227 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия