Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Слюсарь Н. Б.
заместитель руководителя Департамента
международного сотрудничества Минюста России,
кандидат юридических наук

Кулматов Т. Ш.
советник Правового департамента
Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС,
кандидат юридических наук


О МЕХАНИЗМЕ ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЙЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Сегодня все государства-члены ЕврАзЭС выразили заинтересованность в унифицированном порядке регулирования правоотношений и полноценной реализации правовых актов в рамках Сообщества, поскольку отсутствие согласованных подходов к гармонизации (сближению и унификации) национальных законодательств стало одной из причин ситуации, при которой заключенные международные договоры не находят адекватного отражения в национальных законах.
В этой связи первостепенное значение приобретает задача по разработке организационно-правового механизма координации деятельности органов Сообщества и органов государственной власти каждой страны ЕврАзЭС для приведения национальных законодательств в соответствие с правовыми актами Сообщества.
Впервые предложения о целесообразности гармонизации национального законодательства посредством принятия Основ законодательства ЕврАзЭС были представлены в материалах доклада Председателя Интеграционного Комитета Исингарина Н.К. на заседании Межпарламентского Комитета (теперь Межпарламентская Ассамблея) 11 октября 1997 года в г. Чолпон-Ата (Кыргызская Республика)1 . Уже тогда отмечалось, что многоплановый процесс создания единого экономического пространства на основе согласованных структурных преобразований в экономике возможен только при синхронизации принятия национальных законов, определяющих права хозяйствующих субъектов и отдельных граждан, только при гармонизации национальных законодательств.
Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС в этом отношении играет особую роль, которая, однако, может быть реализована лишь при следующих условиях:
- единстве мнений о видах разрабатываемых и принимаемых ею актов как актов, имеющих обязательную юридическую силу;
- правовом взаимодействии Межпарламентской Ассамблеи и Интеграционного Комитета при разработке и принятии законопроектных предложений;
- наличии механизма согласования, принятия и реализации законопроектных предложений Межпарламентской Ассамблеи и Межгосударственного Совета ЕврАзЭС.
Без этого гармонизация национальных законодательств невозможна.
Правовой статус Межпарламентской Ассамблеи позволяет ей вносить предложения по вопросам развития правовой основы интеграции, во-первых, в виде проектов международных договоров, направленных на сближение и унификацию национальных законодательств; во-вторых, в виде Основ законодательства по различным отраслям права.
После принятия этих документов Межгосударственным Советом и проведения необходимых внутригосударственных процедур они должны приобретать обязательную юридическую силу. При этом принятие Основ законодательства позволяет: сблизить национальные законодательства посредством международных договоров; закрепить основополагающие принципы правового, экономического и организационного регулирования по тем сферам интеграционного сотрудничества, которые определены, в частности, актами, принятыми по соглашению о Таможенном союзе и Договору 1 9 96 г.; начать процесс создания единого правового пространства Сообщества.
В целях сближения и унификации законодательства уже принимаются меры, включающие:
а) координацию деятельности по подготовке проектов правовых актов, включая проекты о внесении поправок в законы и иные акты;
б) заключение международных договоров;
в) принятие модельных актов;
г) соответствующие решения Межгосударственного Совета;
д) иные меры, которые члены ЕврАзЭС считают целесообразными и возможными, при условии их утверждения Межгосударственным Советом.
Из Договора 1999 г. о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве следует, что предложения по гармонизации законодательства, вносимые Межпарламентской Ассамблеей, должны перед внесением их в Межгосударственный Совет предварительно рассматриваться Интеграционным Комитетом. При этом такие предложения должны основываться на беспристрастной и всесторонней оценке ситуации в соответствующей области правового регулирования.
Применение органами ЕврАзЭС этой процедуры принятия согласованных решений вместе с тем в итоге приведет к усилению роли Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС в законодательном процессе в связи с разработкой и принятием Основ законодательства2 . (Одними из разработчиков предложения о таких Основах являются авторы настоящей статьи, участвовавшие в подготовке Соглашения о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.)
Уже в этом Соглашении было указано на необходимость Основ законодательства по отдельным отраслям права, содержащих согласованные начала правового регулирования, утверждаемые Межгосударственным Советом, которые после выполнения соответствующих внутригосударственных процедур включались бы в национальные правовые системы. Таким образом, статус Основ законодательства впервые был юридически закреплен в данном Соглашении. Право же на их разработку Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС получила только после заключения Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества.
По Договору об учреждении ЕврАзЭС Межпарламентская Ассамблея в пределах своих полномочий: разрабатывает Основы законодательства в базовых сферах правоотношений, подлежащие рассмотрению Межгоссоветом, и принимает типовые проекты, на основе которых разрабатываются акты национального законодательства.
Вместе с тем практика показала, что необходимы не только право на разработку Основ законодательства, но организационно-правовой механизм согласования основ законодательства, их принятия и реализации.
В этой связи Правовым департаментом Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС был изучен опыт международной законопроектной деятельности и за основу взят опыт Европейского союза. Единый европейский акт 1986 г. значительно расширил полномочия Европейского парламента в законодательном процессе. В соответствии с положениями Маастрихтского договора полномочия Европейского парламента более не квалифицируются как полномочия только по "обсуждению и контролю". В отличие от МПА СНГ Европарламент - не консультативный орган в законопроектной деятельности государств-участников, а орган, играющий определяющую роль в законодательном процессе в ЕС.
Для реализации опыта Европейского союза в рамках ЕврАзЭС потребовались правовое закрепления положений, определяющих правовой статус Основ законодательства ЕврАзЭС, а также правовой механизм введения этих актов в национальные правовые системы. Таким правовым механизмом стал Договор о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации, подписанный главами государств ЕврАзЭС 18 июня 2004 г. в Астане.
В соответствии с положениями этого Договора под "Основами законодательства ЕврАзЭС" понимаются правовые акты ЕврАзЭС, которые устанавливают единые для сторон нормы правового регулирования в базовых сферах правоотношений и которые принимаются путем заключения сторонами соответствующих соглашений. Механизм реализации международных договоров исходит из общепризнанных принципов и норм международного права, конституционных положений и законодательных актов государств-членов ЕврАзЭС о международных договорах. Являясь неотъемлемой частью таких договоров и соглашений Основы подлежат обязательному исполнению государствами и имплементации во внутреннее законодательство.
Помимо статуса Основ законодательства ЕврАзЭС положениями Договора определен Порядок их разработки, рассмотрения, принятия, введения в действие и реализации в национальных законодательствах, который прилагается к Договору и является его неотъемлемой частью. Этот Порядок включает несколько разделов, определяющих стадии законопроектной деятельности ЕврАзЭС, и предусматривает подготовительные организационно-правовые мероприятия, в соответствии с которыми разработке международного законопроекта должны предшествовать: анализ и обобщение результатов развития интеграционных процессов в ЕврАзЭС; выявление необходимости в правовой регламентации; подготовка предложений по оптимизации и унификации механизма правового регулирования в соответствующих сферах правоотношений; проведение сравнительно-правового анализа национальных законодательных и иных нормативных правовых актов, правоприменительной практики; изучение планов законотворческой деятельности.
Данные мероприятия будут осуществлять в пределах своей компетенции постоянные комиссии Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, Секретариат Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, вспомогательные органы МПА ЕврАзЭС, советы и комиссии при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС. По их результатам Секретариат Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС формирует предложения по разработке проектов Основ законодательства ЕврАзЭС, на базе которых подготавливаются концепция проекта и обоснование о необходимости разработки соответствующих Основ.
Все документы по разработке проектов Основ законодательства подлежит согласованию с правительствами и только после этого вносятся на рассмотрение Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС и включаются в программу законотворческой деятельности.
Такой механизм вполне соответствует регламентам правительств государств-членов ЕврАзЭС и их внутригосударственному порядку законопроектной деятельности.
Разработку проектов Основ законодательства
ЕврАзЭС будут осуществлять рабочие группы, которые должны формироваться Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС с учетом предложений государств и Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС. Подготовленные проекты Основ законодательства ЕврАзЭС Секретариат Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС направляет через Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС в правительства государств-членов Сообщества, которые, в свою очередь, направляют свои заключения по проектам в Секретариат Бюро Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС. Затем проекты Основ подлежат рассмотрению в Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС, которая в соответствии со своим Регламентом может вынести решение об их одобрении либо возращении на доработку. В случае положительного решения проект поступает на рассмотрение в Интеграционный Комитет ЕврАзЭС, который .в установленном порядке рассматривает проект, одобряет его и направляет в Межгосударственный Совет ЕврАзЭС либо возвращает на доработку. Последней стадией является рассмотрение проекта Межгосударственным Советом ЕврАзЭС на уровне глав государств в порядке, установленном Правилами процедуры данного Совета. Межгосударственный Совет принимает решение о принятии Основ законодательства ЕврАзЭС либо направляет проект Основ в Интеграционный Комитет на доработку.
Договором об учреждении ЕврАзЭС и Соглашением о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства определены базовые сферы правоотношений, в которых должны быть разработаны и приняты Основы законодательств ЕврАзЭС. К ним отнесены: гражданское законодательство; законодательство о валютном регулировании и валютном контроле; законодательство о внешнеэкономической деятельности; законодательство о транспортной деятельности; налоговое законодательство; законодательство в сфере бюджетного регулирования; таможенное законодательство; законодательство об экспортном контроле; законодательство о предпринимательской деятельности; законодательство о рынке товаров, услуг, капитала и рабочей силы; законодательство об аграрной сфере; законодательство об образовании; законодательство о труде и охране труда; законодательство о научных технологиях; законодательство в сфере информационного обмена и использования средств массовой информации; законодательство об инвестициях и взаимодействии в этой сфере.
Формирование Основ законодательства посредством процедуры принятия международных договоров позволит зафиксировать определенный уровень сближения национальных законодательств. С принятием Основ законодательства создается единое правовое пространство Сообщества.
Говоря об участии министерств юстиции государств-членов ЕврАзЭС в формировании правовой базы Сообщества и определении его правовой политики, следует отметить, что по результатам второго заседания Совета Министров юстиции при Интеграционном Комитете
ЕврАзЭС (прошедшего 11 апреля 2003 г. в г. Алматы) было подписано Соглашение о сотрудничестве министерств юстиции государств-членов ЕврАзЭС. Оно направлено на обеспечение взаимодействия министерств юстиции при реализации международных обязательств, касающихся сближения и унификации законодательных и иных нормативных правовых актов государств-членов ЕврАзЭС. Координирующим органом является Совет министров юстиции. В настоящее время в его рамках разрабатывается проект Соглашения об имплементации правовых решений органов ЕврАзЭС в национальные правовые системы.
Представляется целесообразным на заседаниях данного Совета регулярно заслушивать информацию о работе органов ЕврАзЭС по гармонизации национальных законодательств и о деятельности министерств юстиции в этом направлении, рассматривать предложения о контроле за реализацией соглашений об Основах законодательства и соответствующих решений органов Сообщества. Вместе с тем Совет министров юстиции мог бы определять подходы к созданию единой модельной нормативной базы гражданского законодательства и государственного регулирования, к координации законопроектной работы и организации обмена правовой информацией между государствами-членами ЕврАзЭС. Этой деятельности Совета министров юстиции, а также проведению правовой экспертизы проектов Основ законодательства ЕврАзЭС и подготовке соответствующих заключений может способствовать Международный экспертно-научный центр ЕврАзЭС (МЭН центр ЕврАзЭС), созданный на третьем заседании Совета в г. Бишкеке в ноябре 2003г.
В свою очередь материалы Совета министров юстиции и МЭН центра ЕврАзЭС целесообразно использовать при подготовке специальных учебных курсов по праву ЕврАзЭС для работников органов и учреждений юстиции, парламентариев, научных работников, преподавателей и студентов вузов.
Все решения по формированию современной, отвечающей потребностям членов Сообщества нормативно-правовой базы, требует совместных усилий. В этой области нет и не может быть готовых рецептов и многое зависит от доброй воли государств и творческой мысли ученых-правоведов.
Мы приглашаем всех заинтересованных в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве лиц к диалогу и сотрудничеству по вопросам дальнейшего совершенствования правовой системы ЕврАзЭС.


1 Бюллетень развития интеграции. -М., 1997. -N 3.
2Бюллетень развития интеграции (1998-1999 гг.) - Алматы, 2000. - N7.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия