Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Бочков В. Е.
заведующий кафедрой экономики и менеджмента инвестиций
Института дистанционного образования,
директор МНМЦ "Системы открытого образования"
Московского государственного
индустриального университета,
профессор, кандидат технических наук


ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ СТРАН СНГ В ОБЛАСТИ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Всероссийский эксперимент по дистанционному обучению в сфере профессионального образования, проведенный по инициативе ряда вузов (СГА, МЭСИ) под патронажем и при поддержке Минобразования России в период с 1997 по 2002 гг., оказал серьезное влияние на формирование и нормативно-законодательное обеспечение системы открытого дистанционного образования.
Практический опыт организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий, опыт подготовки, издания специально разработанных учебников и учебных пособий (как традиционных, так и мультимедийных), а также обучение с применением возможностей телекоммуникации позволяет сегодня наметить и направления совершенствования нормативно-законодательной базы поступательного развития системы открытого дистанционного образования не только в России, но и в других странах СНГ.
Нормативно-законодательная база интеграционных процессов в сфере образования государств - участников СНГ формируется на основе многосторонних и двусторонних межгосударственных соглашений с 1992 года. Одним из первых является Соглашение о сотрудничестве в области образования [1], заключенное 15.05.1992 г. в Ташкенте правительствами стран СНГ. В том же году министрами образования стран СНГ было подписано соглашение об учреждении Конференции Министров образования государств - участников СНГ [2] и принято Положение о Конференции, которая является постоянно-действующим консультационным органом по образовательным проблемам. Число основных правоустанавливающих документов и многосторонних нормативно-законодательных актов международного уровня, которые направлены на развитие интеграционных процессов в системах образования стран СНГ, сегодня превышает два десятка [11].
Эти нормативные акты, принятые на межгосударственном уровне, создают условия для повышения образовательного потенциала участников Соглашений, для постепенного формирования единого образовательного пространства. Но такие условия являются необходимыми, но недостаточными. Это связано с тем, что сегодня деятельность конкретного учреждения образования по реализации образовательных программ на межгосударственном уровне наталкивается на целый ряд проблем, которые возникают в различных плоскостях хозяйственной деятельности и ее правового регулирования на национальных уровнях.
В этом смысле определенным прорывом является проект Соглашения "О финансово-экономическом механизме функционирования системы открытого образования государств-участников СНГ".
По замыслу группы разработчиков проекта [15, с.477], организационно-экономический механизм функционирования системы открытого образования предполагает всемерное использование новых информационных и педагогических технологий с учетом комплексности, практической направленности, универсальности, демократичности, равноправности, административной и экономической самостоятельности, максимальной заинтересованности учебных заведений в странах СНГ1 .
В качестве информационно-телекоммуникационной основы организационно-экономического механизма функционирования интегрированной системы открытого образования в проекте Соглашения прелагается использовать Международный портал открытого образования. Портал предусматривает создание информационно-образовательной среды открытого образования с набором разнообразных педагогических сценариев и технологических карт сетевого учебного процесса, независимо от профессиональной специализации, уровня образовательных программ, организационно-правовых форм и форм собственности учебных заведений, открывших в нем свои Интернет-представительства.
Предусмотрено, что функционирование Портала координирует Совет по сотрудничеству в области образования государств СНГ через Наблюдательный совет в составе представителей от каждого из государств-участников. Государства могут участвовать в создании и развитии Портала через интегрированные национальные порталы открытого образования.
Таким образом, предлагается некая межгосударственная структура коллективного администрирования для обеспечения образовательного процесса с использованием Интернет-технологии дистанционного обучения.
Результаты проведенного в России эксперимента в области дистанционного обучения в сфере профессионального образования позволяют предложить также проекты организационных инструментальных средств реального формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ [12, с.58-62] в соответствии с межгосударственным Соглашением о сотрудничестве стран СНГ от 17.01.1997 года.
Разработка таких проектов и Программы мероприятий по их реализации осуществлялась группой российских специалистов в период с марта 2003 по июнь 2004 года в соответствии с поручением VIII Конференции Министров образования государств - участников СНГ.
Формирование и развитие Межгосударственной сети открытого дистанционного образования (МС ОДО) рассматривается при этом как приоритетный системообразующий фактор построения единого (общего) образовательного пространства.
Поэтапное становление и развитие МС ОДО по замыслу разработчиков проекта должно начинаться с формирования национальных сегментов сети. Они позволят осуществлять образовательную деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава для работы с использованием информационно коммуникационных технологий, в том числе для организации дистанционной подготовки национальных кадров по программам различных уровней.
Для этого участники Соглашения должны содействовать созданию в своих странах филиалов и представительств образовательных учреждений других участников, что позволит развивать национальные сегменты МС ОДО путем организации дистанционного обучения в собственных образовательных учреждениях и на учебно-методической базе их обособленных структурных подразделений (филиалов и представительств). Процесс организации дистанционного обучения на учебно-методической базе обособленных структурных подразделений позволит объединить научно-педагогические интеллектуальные ресурсы, осуществлять взаимовыгодный обмен информационными и образовательными ресурсами для повышения качества образования и организации дистанционного обучения и эффективного управления образовательными системами и учреждениями. По существу речь идет о процессе, который призван содействовать интеграции национальных сегментов с другими сегментами сети в целях реализации принципов открытого образования, обмена информационными образовательными ресурсами и расширения академической мобильности.
Анализ правоприменительной практики, однако, приводит к выводу о том, что строгое следование букве существующих российских законов и нормативных актов (в том числе в бюджетной, налоговой, таможенной, гражданской, трудовой сферах права) сегодня практически не способствует, а зачастую полностью исключает возможность такой образовательной деятельности. Отсутствует нормативно-правовая база и финансово-экономические механизмы взаимодействия территориально обособленных подразделений образовательных учреждений, находящихся за рубежом, с головными образовательными учреждениями.
По мнению представителей российских университетов2 , в которых обучаются студенты из стран СНГ на основе использования дистанционных образовательных технологий, для изменения существующей ситуации необходимо инициировать решение Правительства РФ о проведении широкомасштабного межгосударственного эксперимента в области дистанционного обучения в сфере открытого профессионального образования с участием ряда вузов из стран СНГ и Балтии и соответствующих министерств этих государств.
Проведение межгосударственного эксперимента должно проходить под эгидой международных организаций - таких, как ЮНЕСКО, и при участии не только министерств образования и науки, но и министерств финансов, государственных органов таможенного и налогового контроля, министерств иностранных дел и ряда других институтов государственной власти
Перечень вузов-участников будущего эксперимента предлагается определять с учетом мнения Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ и базовой организации по координации деятельности в области информатизации стран СНГ. C российской стороны должны быть включены в число участников межгосударственного эксперимента прежде всего вузы-участники Всероссийского эксперимента в области дистанционного обучения, проведенного в 1997-2002 гг., а также те образовательные учреждения, которые пройдут процедуру, свидетельствующую об их готовности к применению в учебном процессе дистанционных образовательных технологий в полном объеме.
Межгосударственный эксперимент по нормативно-правовому обеспечению и механизмам взаимодействия учреждений образования стран СНГ в области открытого дистанционного образования должен способствовать решению следующих задач.
Во-первых, это разработка и апробация основных принципов образовательной политики государств-участников СНГ в условиях усиливающейся конкуренции на мировом рынке образовательных услуг и возрастающего влияния глобализации на все стороны общественной жизни.

Необходимы единые подходы в отношении:
- оценки возможных последствий присоединения наших стран к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) ВТО в сфере образования;
- практической реализации основных положений Болонской декларации, относящихся к уровням подготовки специалистов и сроков обучения, а также оценки перспектив участия стран - участниц эксперимента в Болонском процессе;
- принятия единых вступительных требований для иностранных абитуриентов и требований аттестационных служб для выпускников, определения типа системы зачетных единиц (кредитов) для участников эксперимента, введения единых приложений к дипломам, обеспечивающих признание их в мировом академическом сообществе;
- поиска эффективных путей противостояния всеобщей коммерциализации образования и защиты его исторически сложившихся функций служения гражданскому обществу;
- создания механизма координации позиций по межгосударственному эксперименту, его распространению в рамках СНГ для сохранения целостности единого (общего) образовательного пространства государств-участников СНГ, так как часть стран Содружества входят в другие образовательные пространства (ЕврАзЭС, Черноморское экономическое сотрудничество, Европейская зона высшего образования).
Во-вторых, это гармонизация законодательства стран СНГ, Балтии, Дальневосточного региона в области образования на основе завершения разработки и апробации в правоприменительной практике общей части Модельного образовательного кодекса и специальной части, направленной на эффективное развитие дистанционного образования в государствах - участниках СНГ и совершенствование различных аспектов нормативно-правовой базы, призванной создать условия для реализации равных возможностей для всех граждан стран СНГ в получении высшего образования, оказания реальной помощи соотечественникам за рубежом и повышения конкурентоспособности, в частности, российского образования и образовательных учреждений стран-участников эксперимента на мировом рынке образовательных услуг.
В-третьих, это формирование адекватной нормативной базы в области разработки, совершенствования и гармонизации нормативных документов, позволяющих завершить создание работоспособной и эффективной инфраструктуры единого образовательного пространства государств - участников СНГ в форме Межгосударственной сети открытого дистанционного образования, включая документы о представительствах вузов за рубежом, филиалах вузов за рубежом, применении дистанционных образовательных технологий при экспорте образовательных услуг, методических рекомендациях для российских образовательных учреждений и учреждений образования других стран-участниц эксперимента по открытию зарубежных филиалов и представительств, порядке финансово-экономического обеспечения образовательной деятельности как российских образовательных учреждений за рубежом, так и учреждений образования под юрисдикцией других стран-участниц эксперимента.
В-четвертых, на базе Межгосударственной сети открытого дистанционного образования при активном использовании ее национальных сегментов под эгидой Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ необходимо:
- создать эффективную систему контроля качества высшего профессионального образования сначала в рамках межгосударственного эксперимента, а затем распространить полученный опыт на единое (общее) образовательного пространство стран СНГ;
- завершить формирование эффективной инфраструктуры, в том числе для систематического мониторинга, оценки состояния и тенденций развития систем образования стран СНГ, их положения на мировом рынке образовательных услуг, а также мировых тенденций, связанных с реализацией Лиссабонской конвенции, Болонским процессом и деятельностью ВТО по либерализации торговли образовательными услугами за счет разрушения государственной монополии в сфере образования.
Сегодня разработка каких-либо рекомендаций в данной области возможна только при условии соответствующего развития научной деятельности, прежде всего, по нормативно-законодательному обеспечению образования (в первую очередь для стран, которые примут участие в межгосударственном эксперименте).
Рекомендации по гармонизации нормативно-законодательной базы, регулирующей сферу открытого дистанционного образования в странах СНГ, направленные на повышение экспортных возможностей и потенциала систем образования государств-участников, могут быть уточнены в ходе проведения межгосударственного эксперимента


Литература

1. Соглашение о сотрудничестве в области образования (Ташкент, 15 мая 1992 г.)// www.cis.unibel.by/.
2. Ташкентское соглашение об учреждении постоянно действующей Конференции Министров образования государств-участников СНГ (Ташкент, 3 октября 1992 г.)// www.cis.unibel.by/.
3. Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ (Москва, 17 января 1997 г.)// www.cis.unibel.by/.
4. Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ: Решение Конференции Министров образования государств - участников СНГ (Москва, 17.01.97 г.) // www.cis.unibel.by/.
5. Положение о Совете по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ (Москва, 17.01.97 г.) // www.cis.unibel.by/.
6. Соглашение "О финансово-экономическом механизме функционирования системы открытого образования государств-участников СНГ" (проект)// www.cis.unibel.by/.
7. Соглашение "О координации работ в области информатизации образовательных систем государств - участников СНГ" и Программа Мероприятий по реализации Соглашения (проекты) // www.ido.edu.ru/conf/; www.cis.unibel.by/.
8. Решение Коллегии Минобразования России от 25.06.2002 г. "Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий". В сб.: Эксперимент в области дистанционного образования: результаты и перспективы /Под ред. В.Е.Бочкова. - М.: МГИУ, 2002. - 188 с.
9. Информационная справка о результатах работы комиссии по анализу эксперимента в области дистанционного образования, проводимого в период с 1997по 2002 гг. В сб.: Эксперимент в области дистанционного образования: результаты и перспективы./Под ред. В.Е.Бочкова - М.: МГИУ, 2002. - 188 с.
10. Бочков В.Е. Нормотворческая деятельность в сфере дистанционных образовательных технологий // Право и образование. - N6. - 2003. - С.26-51.
11. Бочков В.Е. О направлениях совершенствования российской нормативно-законодательной базы для развития системы открытого дистанционного образования, повышения экспортного потенциала и усиления интеграционных процессов в СНГ // Право и образование. 2004. - N 11. - С. 29.
12. Бочков В.Е. Реальное формирование единого образовательного пространства на постсоветской территории как цель при создании и развитии межгосударственной сети открытого дистанционного образования. Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения. Доклады международной научно-практической конференции EDQ-2003 (8 декабря 2003). - Москва: МГИУ, 2003. - 192 с.
13. Бочков В.Е., Мартынова Т.Н. Развитие нормативно-законодательной базы для организации деятельности субъектов системы дистанционного образования: проблемы правоприменительной практики. Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения: Научные труды Международной научно-практической конференции EDQ-2003. (8 декабря 2003, г. Москва). - М: МГИУ, 2004.
14. Мартынова Т.Н., Бочков В.Е. О совершенствовании нормативно-законодательной базы российского образования на основе конструктивного опыта советской высшей школы // http://www.materik.ru/print.php?section=analitics& bulsectionid=7374.; Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье // Информационно-аналитический бюллетень Института стран СНГ. - 2004. - N103.
15. Солдаткин В.И. О соглашении по созданию организационно-экономического механизма функционирования системы открытого образования государств-участников СНГ: Труды ХI Всероссийской научно-методической конференции Телематика`2004. Т.2. (7-10 июня 2004 г., Ст.Петербург). - СПб.: Ст.ПбГУИТМО-ГНИИ "Информика", 2004. - 648 с.
16. Хохлов Н.Г., Бочков В.Е., Мартынова Т.Н. О направлениях совершенствования нормативно-законодательной базы для развития открытого дистанционного образования в России, в странах СНГ и Балтии // http://www.materik.ru/print.php?section=analitics& bulsectionid=7374; Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье // Информационно-аналитический бюллетень Института стран СНГ. - 2004. - N103.
17. Хохлов Н.Г., Мартынова Т.Н., Бочков В.Е. О совершенствовании нормативно-правового обеспечения российского образования для развития интеграции систем образования стран СНГ // Актуальные проблемы гуманитарных, социальных и экономических наук: Межвузовский юбилейный сборник научных и научно-методических трудов (к 10-летию Института дистанционного образования МГИУ). Вып.3/ Под ред. Н.Г.Хохлова. - М.: МГИУ, 2004. - 687 с.
Шукшунов В.Е., Галаган А.Н. О состоянии и прогнозах развития интеграционных процессов в вузах СНГ, их интеграции в мировое научно-образовательное пространство: Аналитический доклад. - М.: МАН ВШ, 2004. - 15 с.

------------------------
1 В работе по подготовке проектов Соглашения и Программы мероприятий по его реализации принимали участие представители вузовской общественности и специалисты Минобразования РФ: Аджемов А.С., Антропов М.С., Бочков В.Е., Вержбицкий В.В., Густырь А.В., Демин Ю.Н., Зуев М.В., Исаев С.Н., Карпенко О.М., Краснова Г.А., Кунгурцев Ю.П., Меськов В.С., Мороз В.К., Позднеев Б.М., Поляков А.А., Скуратов А.К., Солдаткин В.И., Старых В.А., Тихомиров В.П., Шленов Ю.В. При подготовке проектов учитывались предложения, поступившие из Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и других заинтересованных государств, а также предложения от ряда российских вузов.
2 По результатам совещания рабочей группы секции "Электронное обучение соотечественников за рубежом" Экспертно-консультативного совета по вопросам электронного обучения, открытого образования и внедрению новых образовательных технологий при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке от 3.06.04 в составе представителей ГОУ МГИУ (Хохлов Н. Г. - ректор, Мартынова Т. Н. - юрисконсульт, Бочков В. Е. - зам.проректора ДО по инноватике и развитию); ГОУ МЭСИ (Тихомирова Н. В. - проректор, Исаев С. Н. - зам. первого проректора); ГОУ РУДН (Краснова Г. А. - директор ИДО); НОУ Росноу: (Руденко Ю. С. - проректор по учебной работе) ; Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ( Лобанова И. Д. - зам. руководителя Департамента лицензирования, аттестации и аккредитации).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия