Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Черных К. С.
член Научно-экспертного совета при МПА ЕврАзЭС
по гармонизации национальных законодательств
в сфере экономической политики и финансов,
кандидат экономических наук.


ЕЩЕ РАЗ К ПРОЕКТУ ДОКТРИНЫ "РАЗВИТИЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА В XXI ВЕКЕ"

Доктрина "Развитие Евразийского экономического сообщества в XXI веке" является документом, определяющим качественные характеристики развития ЕврАзЭС, направления социально-экономического сообщества в XXI веке. Она - основа создания политического документа, выражающего волю граждан стран-членов Сообщества и базирующегося на следующих принципах:
- целевой направленности развития. Евразийское экономической сообщество развивается согласно консолидировано установленным экономическим целям, которые конкретизируются в системе задач и соответствующих нормативно-правовых документах, в инвестиционных проектах и мероприятиях по их реализацией;
- обеспечения долгосрочного устойчивого развития, предполагающего достижение высокого уровня конкурентоспособности товаров и услуг на мировых рынках;
- свободы личности граждан и приоритета ценностей гражданского общества, предполагающих соблюдение прав и свобод граждан стран-членов Сообщества и построение подлинно гражданского общества в этих странах;
- свободы частного предпринимательства. Достижение целей Евразийского экономического сообщества невозможно без активного участия объединений граждан, создаваемых для производственно-коммерческой деятельности в любых формах, не запрещенных национальными законодательствами и без поддержки развития этих объединений со стороны государства;
- примата решений по повышению уровня жизни. Развитие Сообщества должно отвечать интересам граждан стран-членов ЕврАзЭС;
- кооперации по экономическим основаниям для обеспечения конкурентных преимуществ ЕврАзЭС.
Доктрина "Развития Евразийского экономического сообщества в XXI веке" должна занимать особое положение в системе нормативно-правовых актов ЕврАзЭС, базируясь на Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества, положения которого необходимо дополнять прикладными разработками и документами нормативно-правового характера. Это позволит разрабатывать конкретные стратегии, показатели, мероприятия по объединению социально-экономических пространств стран-членов ЕврАзЭС.
Целью является создание фундаментального документа, определяющего качественные доминанты развития ЕврАзЭС на долгосрочный период и задачи Сообщества.
К таким задачам относятся:
- определение долгосрочных целей развития, выражающихся в приоритетных направлений социально-экономического развития ЕврАзЭС;
- определение этапов и экономических предпосылок объединения социально-экономических пространств стран-членов ЕврАзЭС;
- определение показателей и критериев экономического развития стран, вступающих в ЕврАзЭС, и порядка приема новых стран в Сообщество;
- определение конкурентных преимуществ ЕврАзЭС как объединения независимых государств;
- определение предпосылок, необходимых для реализации научно-практических разработок и формирования нормативно-правовой базы экономического развития.
Приоритетные направления развития ЕврАзЭС должны основываться на принципах Доктрины и анализе ресурсного потенциала и внешней среды ЕврАзЭС.
Страны-члены ЕврАзЭС обладают значительными природными ресурсами, в том числе энергетическими, сырьевыми, водными и земельными. Развиты машиностроение и металлообработка, черная и цветная металлургии, легкая и химическая промышленность, сельское хозяйство и т.д. Существует достаточно развитая транспортная инфраструктура.
Целью социально-экономического развития ЕврАзЭС является эффективное использование ресурсов с учетом национальных особенностей населения и экономик стран-членов ЕврАзЭС, необходимости сохранения уникальных национальных культур, обычаев делового оборота, принятых на территориях. Это возможно только при создании интегрированного социально-экономического пространства, ориентированного на интеллектуалоемкое производство, традиционно связанное с культурными особенностями и обычаями народов стран-членов ЕврАзЭС, на оказание услуг, определяемых географическим положением стран-членов.
Приоритетными направлениями развития ЕврАзЭС являются:
- разработка и обмен передовыми технологиями в различных областях жизнедеятельности человека, что предполагает размещение госзаказов на проведение фундаментальных и прикладных исследований и разработок, создание механизма для передачи технологий в областях, позволяющих выйти на мировые рынки с конкурентоспособными продуктами;
- формирование инвестиционной программы ЕврАзЭС, что требует определения приоритетных зон инвестирования, создания механизмов привлечения и удержания инвестиционных ресурсов, формирования Инвестиционного фонда ЕврАзЭС;
- создание общего информационного пространства, нацеленного на формирование полноценного общего информационного поля, а также единого Интернет-пространства;
- развитие инфраструктуры туризма. Страны-члены ЕврАзЭС имеют уникальную базу для развития различных видов туристических услуг для граждан стран Сообщества и третьих стран. Но для этого необходимы общие стандарты обслуживания и разработка связанной с историей, культурой и национальными особенностями стран ЕврАзЭС программы развития туристической сферы;
- развитие транспортной инфраструктуры. Развитие высокотехнологичных производств, туризма, торговли между странами-членами ЕврАзЭС предопределяет необходимость в совместных решениях для развития транспортной инфраструктуры;
- совместное развитие энергетического комплекса. Оно должно строиться на оптимизации использования энергетических ресурсов, приоритетном направлении их в высокотехнологичные производства, производства, выходящие на мировые рынки с высококонкурентными товарами, а также предусматривать развитие альтернативных источников энергии;
- совместное развитие образования. Необходимы общие стандарты, позволяющие гражданами стран-членов ЕврАзЭС получать образование, дающее возможность работать на территории любой из этих стран и признаваемое на мировых рынках труда. Стандарты образования ЕврАзЭС должны быть адаптированы к мировым и вместе с тем не исключать возможности получения образования, связанного с национальными особенностями, традициями, языком, культурой на родном языке;
- развитие науки. Акцент в развитии науки с течением времени должен быть перенесен на научные исследования в высшей школе и на корпоративную науку. Финансирование науки, в том числе фундаментальной, должно стать приоритетным направлением инвестиционной деятельности стран-членов ЕврАзЭС;
- развитие культуры. Страны-члены ЕврАзЭС должны развивать и преумножать самобытные культуры своих народов, быть центрами мировой культуры и зодчества, поддерживать сложившиеся молодые художественные коллективы;
- создание в системе исполнительных органов ЕврАзЭС органа, специально занимающегося маркетингом;
- развитие денежной системы. Интеграция стран-членов ЕврАзЭС невозможна без интеграции денежных систем;
- развитие всей социальной сферы и обмена трудовыми ресурсами. Уровень социального обеспечения и социальной безопасности в странах-членах ЕврАзЭС должен неуклонно подниматься в соответствии с экономическим развитием ЕврАзЭС, должен выравниваться и не создавать условий для необоснованной миграции населения внутри Сообщества;
- сокращение разрыва между богатыми и бедными группами населения. Сокращение предполагает прежде всего повышение уровня жизни бедного населения;
- охрана природы. Наряду с мероприятиями в социальной сфере, развитием высокотехнологичных производств, защита природы должна увеличить среднюю продолжительность жизни граждан стран-членов ЕврАзЭС.
Для создания единого социально-экономического пространства на территории стран-членов ЕврАзЭС, страны Сообщества должны пройти несколько этапов в развитии своих экономик и нормативно-правовой базы. На первом из них определяется цель создания единого социально-экономического пространства, на втором - осуществляется анализ уровня экономического развития и уменьшаются различия в уровнях развития экономик и уровне жизни. Третий этап предполагает развернутый анализ законодательств стран-членов ЕврАзЭС на их соответствие целям создания единого пространства. Задачей четвертого этапа является гармонизация нормативно-правовой базы стран-членов ЕврАзЭС. Пятый этап предполагает совместную выработку эмиссионной политики стран-членов ЕврАзЭС, а шестой - наделение межгосударственных органов власти ЕврАзЭС большими полномочиями. Конечной целью седьмого этапа является организация единого социально-экономического пространства на территории стран-членов ЕврАзЭС.
Интеграционный процесс является процессом итерационным, в рамках которого с каждой новой итерацией осуществляется объединение социально-экономических пространств стран-членов ЕврАзЭС по одному или нескольким политико-экономическим основаниям с постепенным усилением роли межгосударственных органов стран-членов ЕврАзЭС.
Вступление в ЕврАзЭС новых стран - шаг к развитию Евразийского экономического сообщества. При этом экономика вступающей в ЕврАзЭС страны должна отвечать конкретным критериям и показателям. Вступление новой страны в Сообщество не должно приводить к негативным сдвигам в развитии экономик и рынков стран-членов ЕврАзЭС, в том числе рынков трудовых ресурсов.
Повышение конкурентоспособности объединения суверенных государств, способствующее долгосрочному экономическому развитию членов ЕврАзЭС, требует:
- разъяснения принципов и целей их деятельности в странах Европы и Азии;
- создания благоприятных условий для инвестирования на территории стран-членов ЕврАзЭС, в том числе соответствующей нормативно-правовой базы;
- мероприятий экономического характера, обеспечивающих поддержку товаропроизводителей в странах Сообщества и на мировых товарных рынках;
- создания режима наибольшего благоприятствования для стран-членов ЕврАзЭС в сфере внешнеэкономической деятельности;
- создания режима наибольшего благоприятствования при проведении внешнеторговых операций членов ЕврАзЭС со странами, подавшими заявку на участие в ЕврАзЭС;
- международного признания документов об образовании, выданных на территориях стран-членов ЕврАзЭС;
мероприятий, способствующих усилению позиций ЕврАзЭС в системе международных организаций и взаимодействию с другими международными организациями.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия