Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Абрамков А. Е.
соискатель Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Этапы, мотивы и направления международной экспансии крупных российских компаний
В статье проанализированы основные характеристики международной экспансии российских компаний. Представлены ретроспективная картина интернационализации российских фирм, современные черты зарубежных стратегий отечественных предприятий. Даны рекомендации по активизации интеграции российских компаний в международную бизнес-среду
Ключевые слова: интернационализация, прямые зарубежные инвестиции, российские МНК
ББК У9(2)212.4я73-1   Стр: 125 - 128

Активная международная деятельность российских компаний из разных отраслей, несколько десятков лет тому назад казавшаяся невозможной, на сегодняшний день стала вполне реальной. Российские предприятия инвестируют в зарубежные рынки как для укрепления своих позиций на домашнем рынке, так и для завоевания устойчивой конкурентной позиции в глобальном масштабе.
К концу первого десятилетия ХХI века Россия являлась второй страной среди растущих экономик по величине накопленных за рубежом прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (­203 млрд долл. в 2008 г.), отставая только от Гонконга (776 млрд долл. в 2008 г.), но существенно опережая Бразилию (162 млрд долл.), Китай (148 млрд долл.) и Индию (62 млрд долл.) [9].
На сегодняшний день Россия входит в пятерку наиболее активно инвестирующих стран с растущими экономиками, причем большая часть инвестиций из экономики страны осуществляется крупными корпорациями, имеющими существенные конкурентные преимущества и опыт операций на внутреннем рынке [10].
Иностранные инвестиции, совершаемые средним и малым бизнесом пока ещё крайне редки для России, в основном, ввиду трудностей получения доступа к источникам капитала, сложностей ведения бизнеса в незнакомой конкурентной среде и жесткого контроля и ограничения международных операций со стороны государства в недалеком прошлом.
Интернационализация российских компаний в ретроспективе. С целью более глубокого понимания специфики международной экспансии российских компаний следует проследить путь их становления и развития, поскольку при анализе феномена их интернационализации необходимо учитывать также исторический контекст.
Первые российские международные компании начали появляться ещё во времена СССР. Практически все они находились в собственности государства, а операции, выполняемые ими за рубежом, касались в основном продаж и маркетинга [1]. Эти компании обладали крайне низкой конкурентоспособностью по сравнению с западными компаниями, и практически не стремились к дальнейшему развитию и выходу на новые рынки. Для понимания причин этого необходимо обратиться к структуре экономики СССР и роли крупных корпораций.
Ведущие государственные предприятия обладали активами, равномерно размещенными по территории всего СССР, целью чего являлось равномерное распределение экономических выгод, а также самих индустриальных объектов по территории такого большого государства как Советский Союз. Кроме того, конкуренция между этими компаниями фактически отсутствовала, поскольку у каждой из них были свои цепи поставок, потребители и т.д. Управление этими компаниями осуществлялось централизованно; однако после распада СССР активы компаний оказались распределены по разным государствам, и управление ими в таком виде стало затруднено. Таким образом, необходимо было восстановить связи внутри компаний, в основном посредством приобретения российскими компаниями утраченных активов, что и стало изначальным мотивом для интернационализации российских компаний в страны бывшего СССР.
Распад СССР предвещал крах большинства международных советских компаний, находящихся в управлении государства. В это время начался период активной приватизации, которая дала начало большинству крупных российских международных компаний. Однако при этом собственникам не хватало знаний об управлении компанией, что мешало развитию их потенциала. С другой стороны, в 1990е годы появился олигархический класс, который получил активы от правительства, в том числе, в ходе залоговых аукционов. Они были созданы с целью пополнения государственной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций ряда крупных компаний. Правительство не возвратило кредиты, а пакеты акций перешли в собственность кредиторов. Такого рода сделки дали начало большинству российским развивающимся международным компаниям, их реструктуризации и консолидации внутри экономики страны.
В начале 1990-х годов международные операции совершались крупными российскими компаниями в основном по двум причинам: обезопасить себя от нестабильности на внутреннем рынке, что было более характерно для небольшого числа частных компаний; усилить контроль над активами ценностей, что обычно являлось целью государственных компаний или корпораций с государственным участием [2]. Масштабы деятельности были невелики, тем не менее, в начале 1990-х годов объем инвестиций за рубеж значительно превышал импорт капитала. При этом необходимо обратить внимание на тот факт, что большинство операций проводились нелегально и нигде не регистрировались [2].
Первые рынки, на которые стали проникать российские компании часто имели территориальную близость с Россией. Это обусловлено тем фактором, что после распада СССР некоторые мощности, принадлежащие компаниям, оказались на территории других государств. Большое число инвестиций было направлено в Белоруссию, Узбекистан, Армению, Таджикистан, Казахстан.
После дефолта 1998 года для России наступило десятилетие подъема. Страна смогла справиться со многими проблемами: значительно снизился уровень безработицы, ВВП удвоился практически в два раза, были значительно увеличены пенсии и заработная плата, что способствовало повышению уровня жизни. Помимо этого, золотовалютные резервы России практически достигли уровня 600 млрд долл. США и государство почти полностью погасила внешнюю задолженность [8].
Можно выделить ряд факторов, которые поспособствовали столь резкому экономическому «взлету». Во–первых, экономический кризис, повлекший за собой девальвацию рубля, способствовал созданию благоприятного климата для реализации экспортных стратегий. Российский экспорт стал более конкурентоспособным на мировом рынке, а доходы от него увеличились [6]. Причиной этому также стал рост цен на сырьевом рынке в 2003 году.
Во-вторых, первое десятилетие третьего тысячелетия стало периодом «дешевых» денег. Денежные ресурсы стали доступны как никогда, и компании получили гораздо больше возможностей для реализации своих инвестиционных стратегий.
В-третьих, в распоряжении компаний было большое число доступных производственных ресурсов: свободной рабочей силы и производственных мощностей.
В-четвертых, началось активное развитие ряда новых рынков, среди которых особенно можно выделить Индию и Китай. Помимо этого продолжался стабильный экономический рост и в развитых странах. Это способствовало значительному росту спроса на сырьевых рынках в большинстве отраслей и, соответственно, росту цен [8].
Масштаб зарубежных прямых инвестиций был менее существенным, поскольку в основном они имели характер «бегства капитала» в оффшорные зоны и мотивировались желанием избежать экономической нестабильности.
К началу 2000-х гг. российская экономика была сконцентрирована в руках нескольких компаний. Так, по некоторым данным, 70 крупнейших российских компаний представляли примерно 40% всего ВВП страны [4]. Если в 1990-е годы интерес вызывал финансовый и банковский бизнес, то спустя десятилетие, рост цен на нефть и другие виды сырья перенес акцент на развитие ресурсоориентированных компаний.
В это же время началась активная экспансия российских компаний за рубеж. Объем прямых иностранных инвестиций также резко вырос: в 1990 году объем зарубежных инвестиций составлял примерно 1 млрд долларов США, а в 2008 году он достиг показателя в 52,4 млрд долларов. В результате, за несколько лет российские МНК смогли уверенно обосноваться на зарубежных рынках, и их присутствие выросло более чем в 4 раза, а продажи за границей увеличились в 2.5 раза (до 220 млрд долл. США) [3].
Большая часть российских многонациональных компаний (МНК) представляет четыре основные отрасли: нефтегазовую, металлургию, финансы и телекоммуникации. Вместе с тем в течение нескольких последних лет, предшествовавших наступлению мирового экономического кризиса, ряд отраслей, не входивших прежде в число значимых с точки зрения зарубежного инвестирования, в частности строительный сектор, продемонстрировал существенно возросшую международную активность, выходя на зарубежные рынки, приобретая на них активы, размещая производство и реализуя инвестиционные проекты [10].
Выделяют несколько особенностей, характеризующих столь бурный процесс интернационализации российских фирм. Во–первых, концентрация прямых зарубежных инвестиций сосредоточена в руках немногих крупнейших компаний, принадлежащих в основном к нефтегазовой, металлургической, химической и телекоммуникационной отраслям (при этом до начала кризиса более половины совокупных зарубежных активов были сосредоточенны в руках нескольких крупнейших компаний); во-вторых, конкурентоспособность российских компаний на международном рынке крайне слабая; в-третьих, существенную роль в вывозе иностранных инвестиций играют так называемые «выталкивающие» факторы; в — четвертых, обычно экспансия осуществляется путем создания совместных предприятий [11].
Причины зарубежной экспансии непосредственно российских компаний можно разделить на две основные группы [11]. Первая группа — это «притягивающие» факторы, связанные с наличием на внешних рынках ряда следующих возможностей:
● получение новых рынков сбыта;
● расширение сырьевой базы;
● преодоление тарифных и нетарифных ограничений в региональных интеграционных группировках;
● диверсификация деятельности компаний, возможность приобретения недооцененных активов.
Вторая группа представлена так называемыми «выталкивающими факторами», указывающими на падающую привлекательность домашнего рынка, а именно:
● постепенное исчерпание возможности доступа к новым активам, ограниченность внешних ресурсов внутри страны;
● усиление конкуренции на внутреннем рынке со стороны как российских, так и иностранных компаний, заставляющее искать новые возможности развития;
● восприятие бизнесом интернационализации как фактора снижения зависимости от государства, постоянно возрастающей в последние годы;
● образование новых международных компаний является способом избежать претензий со стороны третьих лиц к старым бизнес-структурам;
● возможность обезопасить собственные инвестиции, в том числе и от недружественных поглощений, путем приобретения активов за рубежом.
Таким образом, за последние два десятилетия интернационализация российских компаний достигла значительных масштабов. В результате экономических колебаний, приватизации, децентрализации сформировались три группы компаний: находящиеся в собственности государства, находящиеся под контролем государства (государство в этих компаниях выступает крупнейшим акционером) и частные компании. Влияние государства наиболее ярко проявляется в ресурсных отраслях, в особенности нефтегазовой, в то время как спектр отраслей частных компаний довольно широк: от исключительно сырьевых отраслей до сервисных и инновационных.
Современный этап интернационализации российских компаний. Инвестиции из российской экономики получили активное развитие в 2000-х годах, когда национальная экономика вышла из периода кризиса и вступила в фазу активного роста. Компании накапливали финансовые ресурсы и расширяли свою долю на российском рынке, но, ввиду недостаточной степени развитости российского финансового рынка и ограниченной возможности для инвестирования внутри страны и зачастую отсутствия привлекательных партнеров на домашнем рынке, начали все в большей степени ориентироваться на зарубежные рынки.
Начало к формированию международных структур было положено нефтяными компаниями, которые в начале 2000-х гг. занялись активным приобретением перерабатывающих мощностей в странах СНГ и Восточной Европы. В 2003 г. лидерские позиции по приобретению зарубежных промышленных активов заняли металлургические компании. В дальнейшем, на фоне роста российской экономики, данную тенденцию продолжили и другие компании из различных отраслей [3].
В 2000-х годах число осуществленных трансграничных сделок активно росло. Так, в 2002 г. приобретения активов российскими компаниями за рубежом составили сумму в $504 млн. В 2003 г., по сравнению с предыдущим годом, активность компаний заметно возросла, что выразилось почти в двукратном росте внешних инвестиций российских компаний до $975 млн. В 2004 г. было совершено 31 приобретение на сумму $1,77 млрд, в 2005 г., соответственно, 27 приобретений на $4,4 млрд, а в 2006 г. — 54 сделки на $10,3 млрд [12].
Резкий рост инвестиционной активности российских корпораций на зарубежных рынках произошел в 2007 году. Российские компании заключили около 100 крупных сделок, осуществив приобретения на общую сумму, превышающую $20 млрд Непосредственно средняя стоимость отдельных сделок существенно возросла: в 2007 г. она составляла $170 млн, что почти вдвое превышает аналогичный показатель 2005 года. В 2008 г., несмотря на кризисное состояние мировых финансовых рынков, российские компании продолжили свою активную зарубежную экспансию: в течение первого квартала 2008 г. сумма сделок по покупке зарубежных активов превысила $8 млрд
Для более наглядной иллюстрации инвестиционной активности российских компаний следует обратиться к ряду статистических данных. В 2007 году российские компании приобрели за рубежом активов на сумму более чем 20.8 млрд долл., что почти вдвое больше чем в 2006 году, причем на 2008 год аналитики прогнозировали увеличение объемов еще более чем на 10 млрд [7]. Что касается структуры инвестиций, то большинство сделок было связанно с добычей полезных ископаемых. В процентном соотношение, на данный сектор пришлось 30% всех инвестиций и составило 5,7 млрд долл. 27% приобретений пришлось на долю металлургии, что в денежном выражении составил 5,2 млрд долл.. 11% — доля химической индустрии (2,1 млрд долл.) и 9% — нефтегазовой (1,7 млрд долл.) [7]. Более того, активно заключались сделки в пищевой промышленности, электроэнергетике и машиностроении.
С точки зрения направления инвестиционных потоков, наиболее перспективными рынками оказались рынки Европы (за 2007 год на ее территории было зарегистрировано около 1000 компаний с российскими инвестициями) и Северной Америки. Однако Азия, Африка и Латинская Америка также за последнее время обратили на себя внимание российских компаний. В период с 2003 по май 2008 года наибольшая сумма сделок пришлась на Канаду — 6,7 млрд долл. Также, в десятку стран по сумме сделок с участием российского капитала вошли: Украина (6,1 млрд долл.), США (5,3 млрд долл.), Швеция (4,7млрд долл.), Казахстан (3,8 млрд долл.), Турция (3,4 млрд долл.), Великобритания (2,8 млрд долл.), Италия (2 млрд долл.), Франция (1,6 млрд долл.) и Китай (1,5 млрд долл.). Чаще же всего российские фирмы приобретали бизнес на территории Украины, Великобритании, Германии, Чехии, США, Италии и Казахстане.
Рассматривая осуществленные операции по международным сделкам, инициированными российскими международными компаниями, можно отметить их следующие характеристики [12]:
● Темпы роста международных операций, осуществляемых российскими компаниями, существенно опережают темпы роста компаний из большинства развивающихся стран. Так, за период 2005-2008 годов, когда наблюдалось резкое увеличение числа зарубежных слияний и поглощений, которые осуществили российские компании, отечественным фирмам удалось удвоить размер своих зарубежных активов, а также более чем в 2,5 раза увеличить размеры выручки от своих международных операций.
● Чрезмерно высокая степень концентрация зарубежных активов у ограниченного числа крупных корпораций. К 2009 году в России порядка двадцати компаний контролировали до 40% всех заграничных активов. В развитых странах уровень концентрации в этой области как минимум вдвое меньше. В России на компании нефтегазовой промышленности, черной и цветной металлургии приходится основная часть зарубежных активов российских международных компаний. В ряд крупнейших российских ТНК также постепенно входят компании из сферы телекоммуникаций, машиностроения, электроэнергетики, атомной промышленности и химической индустрии.
● Активное развитие бизнеса на международных рынках позволило России стать третьим крупнейшим экспортером ПЗИ после Китая и Бразилии и занять второе место после Китая по общему объему накопленных исходящих ПЗИ из стран с быстрорастущими рынками. На Россию приходится 1,31%, или 157 млрд долларов, всего мирового объема ПЗИ против 0,08%, или менее 3 млрд долларов, десять лет назад [5].
● Российские компании стремятся к расширению профильного бизнеса, а не к диверсификации своей деятельности. Поэтому большинство компаний, которые являются объектами для приобретения российскими фирмами, оперируют в тех же отраслях, что и компании-покупатели.
● Поскольку для российской экономики характерно преобладание топливно-сырьевого комплекса, отраслевая структура зарубежной экспансии российских компаний также носит в основном сырьевой характер. Основной объем совершенных приобретений российскими компаниями за рубежом в 2004-2008 годы приходился на металлургический сектор и добычу природных ископаемых (46%), значительно меньше была доля нефтегазового (7%) и телекоммуникационного (4%) секторов, а также розничной торговли (6%). В последующие годы увеличились зарубежные инвестиции в покупку предприятий машиностроения и химической промышленности, однако доля этих отраслей в общем объеме сделок по-прежнему оставалась незначительной [12].
Заключение. Учитывая, что послекризисное восстановление российской экономики продолжается менее четырех лет, к настоящему моменту сложно оценить количественные показатели интернационализации российских компаний. Тем не менее, учитывая стремительно возрастающую активность международной деятельности отечественных предприятий, можно сделать вывод о том, что динамика 2002-2009 годов будет не только восстановлена, но и превзойдена.
В пользу рекомендации относительно более активной интеграции отечественных компаний в международную бизнес-среду можно привести ряд аргументов, указывающих на преимущества, которые получат российские компании от более интенсивной международной деятельности:
● приобретение и освоение новых передовых как управленческих, так и производственных технологий;
● появление возможности привлечения внешнего финансирования для развития предприятий и реализации крупных инвестиционных проектов;
● снижение издержек компаний путем встраивания их в производственную цепочку, сети более эффективных производств;
● снижение барьеров при выходе на новые рынки сбыта.
Важным признаком понимания этих перспектив является растущее понимание (как на уровне топ-менеджеров крупных российских компаний, так и правительства РФ) того, что большую часть проблем, характеризующих состояние важнейших отраслей национальной экономики, можно решить с помощью стимулирования процессов интернационализации и соответствующего регулирования как внешней, так и внутренней экономической политики России.


Литература
1. Hamilton, G. Red Multinationals or Red Herrings? The Activities of Enterprises from Socialist Countries in the West. — New York, St Martin’s Press, 1986.
2. Kalotay, K.. Sulstarova, A. Modeling Russian outward FDI // Journal of International Management. — 2010. — № 16.
3. Panibratov, A. Russian Multinationals: From Regional Supremacy to Global Lead. — London, Routledge, 2012.
4. Shekshnia, S. Troika Dialog founder Ruben Vardanian on building Russia’s first investment bank // Academy of Management Executive — 2001. — № 15(4).
5. UNCTAD databases, 1997–2009
6. Vaatanen J., Podmetina D., Pillania R. K. Internationalization and company performance: A study of emerging Russian multinationals // Multinational Business Review. — 2009. — № 17(3).
7. Богданов С.Ю. Экспансия российского бизнеса за рубеж // Банковское дело. — 2008. — № 9.
8. Лаптев Ю.В. Стратегии роста российских МНК: испытание кризисом // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.8 (Менеджмент). — 2010. — № 2.
9. Панибратов А.Ю. Стратегии интернационализации строительных компаний: предпосылки, направления и перспективы // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.8 (Менеджмент). — 2010. — № 1.
10. Панибратов А.Ю., Верба К.В. Интернационализация российских компаний: формирование конкурентных преимуществ в процессе зарубежных поглощений // Вестн. С.-Петерб. ун-та, Сер 8 (Менеджмент). — 2011. — № 2.
11. Хейфец Б.А. Зарубежная экспансия бизнеса и национальные интересы России. — М: Ин-т экономики, 2008.
12. Цветков В. Международные операции российских компаний: проблемы и перспективы // Общество и экономика. — 2009. — № 2.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия