Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Малюк В. И.
доцент кафедры менеджмента и организации
производства Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОДУКТОВОГО ПОРТФЕЛЯ ФИРМЫ

Наряду с макроэкономической характеристикой места отдельных организаций в мировой экономической системе, особое значение, естественно, имеет и аналитическая оценка решаемых ими локальных тактических задач.

Таких укрупненных задач три. Каждая коммерческая организация в процессе своей жизнедеятельности в условиях конкуренции решает задачу обеспечения своего длительного существования на рынке в качестве самостоятельного субъекта хозяйственных отношений, задачу организационного развития и задачу максимизации коммерческого эффекта от своей деятельности.

Определение "ключевой компетенции" организации в литературе сводится, как правило, лишь к обозначению умений и технологий и бессистемно накопленных ею знаний и опыта, необходимых для успешной конкуренции. Думается, что такой подход не отражает в полной мере существа данной компетенции. Более точной, на наш взгляд, является характеристика ее как рационального набора ресурсов для наиболее эффективного исполнения системной функции организации, реализуемой в условиях специализации и кооперации.

Развитие фирмы "есть непрекращающийся процесс приобретения, развития и расширения своих ресурсных возможностей" При этом, поскольку ход развития каждой компании строго индивидуален, имеющиеся в ее распоряжении ресурсы различны, ключевая компетенция уникальна, свойственна именно данной организации (1, С.13).

Устойчивая конкурентоспособность организации в долговременном периоде возможна в том случае, если она верно определила свою ключевую компетенцию и целенаправленно работает над ее развитием и совершенствованием. Только такая позиция организации определяет реальную ее конкурентоспособность. Простое приспособление к непрерывно изменяющемуся внешнему окружению, концепция "логического инкриментализма" представляются бесперспективными.

Стратегическое управление фирмой предполагает в качестве основной ее функции функцию формирования целей фирмы и разработку стратегий по их достижению. Правда, как считают некоторые исследователи [1], [5], и такой подход не вполне рационален. "Не следует разрабатывать планы, чтобы затем искать способы их осуществления; вместо этого необходимо создавать способности и способствовать составлению планов их использования"[5, с.115].

Действительно, ключевая компетенция более продуктивна тогда, когда обладает большей определенностью для организации и создает ориентиры для организационного развития.

Ключевая компетенция организации является основой, на которой должен формироваться ее продуктовый портфель. При этом критерием конкурентного преимущества следует считать эффективность реализации системной функции: достижение наибольшего объема продукции (работ и услуг) при минимальном расходовании всех видов ресурсов; требуемый уровень качества при соответствующем рыночном спросе. Фирма должна определять рациональные объемы производства продуктов в соответствии с ее ключевой компетенцией и рационально распределять имеющиеся в ее распоряжении ресурсы.

Минимально возможный объем производства и реализации, при котором фирма может работать, определяется с помощью break even - анализа. Этот объем является критическим объемом. В то же время на объеме производства сказываются "ограничения сверху".

Рост эффективности производственной деятельности при заданных условиях не может продолжаться бесконечно, имеет свою верхнюю границу. Вложение средств в развитие производства (увеличение масштабов) влечет за собой постепенный рост эффективности производства, но до момента достижения той точки, при которой отдача от инвестиций не покрывает издержек фирмы.

Эффективность инвестиций (И) в наращивание масштабов производства в интервале И1 - И2 оказывается различной. На отрезке же И1 - Иopt темпы роста эффективности имеют положительное значение, поскольку получаемая предприятием прибыль растет большим темпом, чем инвестиции. Максимальный объем прибыли при этом равен

Прmax = Д opt - Д , где

Д opt - оптимальный доход от реализации продукции;

Д - доход, полученный предприятием, покрывающий издержки производства (себестоимость продукции);

Прmax - объем прибыли, обеспечиваемый рациональным использованием инвестиций;

Иopt - для увеличения масштабов производства.

Максимальная эффективность производства Э max достигается при

Но необходимо учитывать и такой фактор, как снижение качества управления с ростом масштабов предприятия, ростом объемов производства.

Таким образом, масштаб производства ограничен как снизу, так и сверху. В результате только фирмы, сумевшие использовать эффект масштаба при существующей технологии производства, приобретают конкурентные преимущества по отношению к остальным участникам рынка.

Нами разработана методика аналитического расчета рационального объема производства и реализации продукции, предусматривающая последовательное использование таких инструментов менеджмента, как кривая спроса, кривая опыта, модель жизненного цикла спроса продукта и технологии, break-even анализ.

При расчете необходимо максимизировать получаемую фирмой прибыль с учетом имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Привлечение дополнительных ресурсов не предполагается. Задача решается путем оптимизации объемов производства каждого из видов продукции при одновременном согласовании этих объемов с обоснованной ценой на продукт, учитывающей платежеспособный спрос на данный продукт, при условии построения модели "кривой спроса", отражающей зависимость спроса от цены.

Классическая кривая спроса при одном и том же спросе на товар фиксирует отношение "цена-величина спроса (количество приобретаемого товара)".

При росте спроса кривая смещается вверх и вправо (кривая 1), при падении спроса - вниз и влево (кривая 2).

Кривая спроса, отвечающая реалиям рынка, имеет постоянную эластичность по цене, т.е. вогнута к началу координат и задается уравнением

N = a . Цв,

где: а - положительная константа,

в - отрицательная константа.

(В логарифмическом виде уравнение имеет линейный вид).

Получаемая кривая спроса, однако, отражает, скорее, тенденцию зависимости "цена-спрос", чем функциональную зависимость. Но ее вполне можно использовать на практике, хотя и нельзя говорить об оптимальном решении поставленной задачи. Можно получить "подоптимальное" решение и сформировать рациональный для данной ситуации и в данный момент времени продуктовый портфель фирмы. Решение лежит в области определения рациональных с точки зрения максимизации прибыли объемов производства по каждому конкретному продукту, входящему в портфель и требует четкого обоснования соотношения "цена-объем производства" с учетом ситуации на рынках.

Необходимо максимизировать показатель прибыльности как один из важнейших показателей организации при ограничениях по всем видам ресурсов, используемых для сформированного продуктового портфеля фирмы.

К числу ожидаемых эффектов относится и долговременное существование фирмы.

Методика предполагает сбор информации о спросе на каждый вид продуктов, входящих в портфель, эластичности спроса по цене и построение соответствующих кривых спроса; а затем использование модели зависимости спроса от цены и инструментов, определяющих параметры безубыточности производства и реализации продукции фирмы. При этом использование модели кривой спроса придает break-even - анализу элемент динамики.

На стандартном графическом поле при break even - анализе строится несколько линий реализации, соответствующих различным ценам на i - ый продукт фирмы . Интервал исследования ценового влияния находится в пределах среднеотраслевой цены, существующей на рынке в данный момент

Предположим, что существуют цены Ц1, Ц2 и Ц3 и что фирма при производстве данного продукта применяет определенную технологию. Это позволяет определить критические объемы производства (и реализации) данного продукта в пределах (NBEP1, NBEP2, NBEP3) .

Расчет критических объемов производства осуществляется по формуле

Каждой цене (Ц1, Ц2 и Ц3 ) соответствует свой объем спроса (N1, N2, N3), который и фиксируется в соответствии с моделью кривой спроса. Если фирма будет производить именно такое количество продукта и реализовывать его на рынке по соответствующей цене, то получаемый объем валовой прибыли Пр окажется равным

Он может быть отражен в виде точки на графическом поле break even - анализа.

Аналогичные расчеты и построения проводятся по всем ценам в исследуемом интервале. В результате на графическом поле возникает система точек, образующая единую линию кривой прибыли.

Анализ кривой прибыли позволяет делать выводы об оптимальном (подоптимальном) объеме производства и реализации продукции.

Подоптимальный объем производства соответствует максимуму на кривой прибыли.

Графическое построение кривой прибыли по продукту

Предлагаемая методика для разработки управленческих решений с целью рационализации объемов производства была опробована на одном из машиностроительных предприятий [3].

В силу ограниченности ресурсов фирмы, однако, скорее всего, будут не в состоянии реализовать подоптимальные объемы по всем продуктам. Поэтому встает вопрос о таком распределении имеющихся ресурсов, которое обеспечило бы максимизацию целевого показателя эффективности (в нашем случае, прибыли). Распределение должно соответствовать принципу оптимальности Парето, в соответствии с которым изменение структуры распределения ресурсов приведет и к снижению эффективности.

В математическом выражении постановка задачи может выглядеть так:

Для краткосрочного периода модель может быть упрощена за счет максимизации маржинальной прибыли предприятия

где Пр - прибыль, полученная в результате использования в процессе производства относительно постоянных ресурсов за плановый период;

-объем выпуска и реализации продукта i в физическом измерении в плановом периоде

- цена реализации i продукта на рынке;

- булева переменная, равная 0, если ресурс "р" в i-ом продукте не применяется, и равная 1, если ресурс "p" в i-ом продукте применяется;

- затраты р-го ресурса при производстве i-го продукта.

Должны удовлетворяться следующие ограничения:

1) предложение (производство) продукта не должно превышать платежеспособного спроса

,

где - величина платежеспособного спроса на продукт i при заданной цене реализации;

2)планируемый объем производства продукта i должен соответствовать мощностям предприятия, но быть не меньше объема, обеспечивающего 75% загрузки этих мощностей (% минимально необходимой загрузки оборудования устанавливается предприятием).

где - булева переменная, равная 0, если j-е оборудование не используется при производстве i-го продукта и равна 1 , если используется,

- эффективная мощность j-го оборудования (потенциально возможный объем производства продукции предприятия при заданных номенклатуре, методах планирования и стандартах качества),

3)имеющиеся в распоряжении предприятия ресурсы должны быть равны потребности в них в процессе производства (или превосходить ее).

при

где - удельные затраты р-го ресурса на производство 1 ед. i-го продукта;

- имеющиеся в распоряжении предприятия количество р-го ресурса;

- коэффициент использования р-го ресурса при производстве i -го продукта в данном производственном процессе;

- коэффициент, учитывающий % брака при производстве i-го продукта в данном производственном процессе.

На практике модель реализуется методами линейного программирования.

Таким образом, для успешной с коммерческой точки зрения долговременной деятельности организация в условиях конкуренции она должна определять свою ключевую компетенцию и развивать ее. При этом реализуемая на основе ключевой компетенции системная функция должна использоваться эффективно, поскольку эффективность и определяет конкурентную позицию фирмы. Эффективность достигается рациональным расходованием всех видов ресурсов.



Литература
1. Ефремов В.С., Ханыков И.А. Ключевые компетенции организации как объект стратегического анализа //Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - N2.
2. Ефремов В.С. Стратегическое управление в контексте организационного развития //Менеджмент в России и за рубежом. - 1999. - N1.
3. Казанцев А.К., Малюк В.И., Серова Л.С. Основы менеджмента. Практикум: Учеб. пособ. - 2-е изд. - М.:ИНФРА-М, 2002. - 544 с.
4. Prahalad C.K., Hamel G. The core competence of the corporation // Harvard Business Review. - 1990. - Vol.68. - No.3. - P.79-91.
5. Hayes R. H. Strategic planning forward in reverse? //Harvard Business Review. - 1985. - Vol. 63. - No.6. - P.111-119.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия