Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Абдуллина С. Н.
заслуженный деятель науки РТ,
заслуженный работник Высшей школы РФ,
профессор Казанского государственного
финансово-экономического института,
доктор экономических наук,

Вишнякова О. Н.
доцент, докторант Казанского государственного
энергетического университета
кандидат экономических наук


УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА

В России при формировании конкурентного энергетического рынка отдельным регионам предоставляется значительная самостоятельность, предполагающая и высокую ответственность за решение возникающих при этом задач, в том числе за сохранение региональной экосистемы и обеспечение эколого-экономического и социального равновесия в регионе.

Основными участниками конкурентных отношений в энергетике и потребителями ресурсов из окружающей среды (ОС) являются генерирующие компании. Соответственно для каждого субъекта энергетического рынка и для всей отрасли определяется допустимый по технологическим параметрам уровень загрязнения ОС, который должен быть соотнесен с требованиями устойчивого развития.

При этом приходится учитывать тот факт, что технологическая "многоукладность" влечет за собой и нарастание технологических диспропорций, замедление прогрессивных технологических сдвигов и общих темпов роста экономики, дестабилизирует эколого-экономическое равновесие. За последнее десятилетие отставание России от развитых стран, совершивших стремительный рывок в развитии "пятого технологического уклада", именно поэтому многократно возросло.

Новый технологический уклад предусматривает интеллектуализацию факторов производства, развитие интеграционных процессов, интенсификацию международного информационного обмена. В этой его особенности кроются уникальные возможности и для подъема конкурентоспособности российской экономики, для эффективного раскрытия ее человеческого потенциала, способного обеспечить устойчивость позитивных динамических изменений. Соответственно, изменяются и методологические подходы к оценке конкурентоспособности.

Ведущими характеристиками конкурентоспособности поставляемой на рынок электроэнергии являются цена, качество, надежность поставщика и экологичность производства. На их основе нами и предлагается критерий реализации стратегии эколого-экономического развития энергетики (ЭЭР).

Составляющие критерия реализации стратегии ЭЭР энергетики

Развитие эколого-экономического регулирования при этом следует рассматривать с учетом глобализации как процесс гармонизации государственного регулирования и рыночной самоорганизации с использованием следующей модели.

Модель комплексного учета параметров конкурентоспособности электроэнергетики

в условиях рыночного хозяйства

Выделенный сегмент рынка в 15% - зона свободного ценообразования. Сегмент, регулируемый государством - ФОРЭМ.

Координатором рынка, в котором функция государственного регулирования усиливается, является система оперативно-технологического диспетчерского управления - ДУ. На сегменте ФОРЭМ ее задача состоит в обеспечении необходимых условий для полного удовлетворения спроса на электроэнергию при минимальных затратах на ее производство, транспортировку и распределение с соблюдением требуемых показателей надежности, качества, экологичности. Последняя в настоящее время учитывается косвенно при определении экономичности загрузки оборудования по параметрам удельного расхода топлива или вообще не учитывается.

Система оперативно-диспетчерского управления (ОДУ) предусматривает вертикальную координацию решений, принимаемых органами ДУ различных уровней в пределах их компетенции. На высшем уровне - это центральное ДУ (ЦДУ), на низшем - диспетчеризация на предприятии. Органы ДУ разных уровней осуществляют экономичное распределение нагрузки между электростанциями и отдельными агрегатами и распоряжаются резервами генерирующих мощностей. Варианты загрузки оборудования не всегда являются оптимальными для самих станций, но в масштабах энергосистемы обеспечивают снижение издержек. Одновременно создаются такие специализированные подразделения, как коммерческий оператор рынка, который отвечает за осуществление коммерческой деятельности, и независимый системный (технологический) оператор рынка, который отвечает за надежное и эффективное функционирование сети. На уровне ДУ в результате параллельно производится учет реальных физических процессов и ведется коммерческий учет. Органы ДУ взаимодействуют с коммерческими центрами оптовых рынков соответствующих уровней с целью гармонизации экономических интересов и использования существующих технологических возможностей. Но, как показали наши исследования, экологические интересы на рынке, практически, не учитываются.

Контроль за экологическим воздействием энергетики на ОС региона и регламентация снижения этого воздействия возлагаются на региональные комиссии, что, прежде всего, предусматривает согласование размеров экоплатежей энергопроизводителей в бюджет, а также размеров экологических надбавок (скидок) к тарифу и экологических дотаций населению загрязненных районов.

Такие комиссии (РЭКи) должны регулировать и взаимодействия в области трансграничных переносов. Однако эта деятельность региональными комиссиями практически не осуществляется.

По нашему мнению, в условиях рыночного хозяйства и конкуренции координаторами эколого-экономического регулирования и центрами оценки конкурентоспособности должны стать именно органы диспетчеризации, так как они определяют границы балансовой принадлежности электросети, контрольные точки значений показателей качества электроэнергии и ведут учет всех случаев отклонений от стандартов электроснабжения. Пока на диспетчеризацию возлагаются технологические и информационные функции. Но их можно расширить, прежде всего за счет эколого-экономических.

В системе ФОРЭМ должны определяться характеристики производства энергии с учетом технико-экономических и экологических параметров. При этом эколого-экономические параметры ее производства должны быть в числе приоритетов энергообеспечения и использоваться при ранжировании участников рынка.

На рынке основным экономическим параметром конкуренции выступает тариф. И при формировании тарифов на электроэнергию в регионе нужно выделять три стадии: определение совокупной стоимости обслуживания и среднего тарифа; дифференциацию тарифных ставок по группам и категориям потребителей в соответствии с издержками энергоснабжения; расчет базовых тарифов и разработку специальных тарифов, направленных на реализацию определенных целей и учитывающих особенности индивидуальных издержек электроснабжения. Последние пока, согласно статистике, постоянно растут, особенно в связи с сохранением перекрестного субсидирования и разным качеством основных фондов. Цены же, которые возмещают практически любые затраты, не стимулируют сберегающее природопользование, достижение высоких конечных эколого-экономических результатов. Поэтому с основание затратное ценообразование можно рассматривать (соглашаясь с А.Б.Чубайсом) как "антигосударственную политику".

Необходимо, чтобы формировалась как минимум трехлетняя тарифная стратегия, с указанием изменения уровня тарифов за каждый год, что позволило бы производителю оставлять в своем распоряжении экономию и реализовать принцип: не успел снизить затраты - становишься неконкурентоспособным.

Альтернативой затратному подходу в ценообразовании является подход, основанный на учете множества факторов, на всех стадиях жизненного цикла в электроэнергетике, учете особенностей отрасли, издержек производства, состояния окружающей среды, психологии потребителей и других факторов. В многофакторности ценообразования - ключ к формированию социально-ориентированного рыночного энергетического хозяйства и достижению эколого-экономической стабилизации.

Однако внесение показателя экологичности в число параметров конкурентоспособности - сложная проблема. В качестве критерия можно предложить коэффициент экологичности Кэк = (Зэк + Зущ)/(Звс+ Зпрев), где Зэк - затраты, связанные с потреблением ресурсов ОС, Зущ - величина ущерба, наносимого ОС, Звс - затраты на восстановление ОС и Зпрев - затраты на превентивные мероприятия. В настоящее время эта величина не достигает 1, но должна стремиться к этому уровню, а затем и превышать его. Можно использовать также коэффициент Кэк, как отношение суммы нормативных платежей к сумме сверхнормативных за пользование природными ресурсами. Этот коэффициент, по нашему мнению, должен рассчитываться, исходя из состояния эколого-экономической системы региона, по натуральным показателям воспроизводства его природно-ресурсного потенциала и объемам необходимых для этого денежных средств. Как и прочие нормативы эколого-экономического регулирования, он подлежит постоянному пересмотру, исходя из эколого-экономической динамики. Такие нормативы должны стать обязательными при ранжировании поставщиков электроэнергии.

В предлагаемой концепции особое место занимает и проблема трансграничных переносов. Компенсация ущерба, наносимого предприятиями энергетики (в том числе соседним регионам), может осуществляться также за счет диспетчеризации, поскольку именно органы ДУ устанавливают поставщиков и покупателей "грязной энергии" и могут определять субъектов экономически ответственных за нарушение требований экологической безопасности.

На наш взгляд, совершенствование (с учетом экологического императива) и адаптация к условиям регионов "Закона об электроэнергетике РФ" позволит реально регулировать эколого-экономические отношения и согласовывать эколого-экономические интересы.

Для этого закон должен определять:

- приоритеты энергообеспечения и нормативно-правовой базы функционирования энергетики;

- необходимость в углублении экономических реформ в отрасли;

- принципы регулирования взаимоотношений с РАО "ЕЭС России" и другими ОАО и основы развития энергетической дипломатии;

- механизм отраслевого управления и механизм, предусматривающий разделение компетенции между органами государственного регулирования и самоуправления в конкурентной среде;

- тарифную политику и степень государственного вмешательства в нее;

- ограничения при решении проблемы неплатежей;

- содержание инвестиционной политики для обеспечения технического перевооружения и реконструкции отрасли;

- основы эколого-экономической политики и механизм эколого-экономического регулирования развития отрасли.

По нашему мнению, это станет и одним из первых шагов к обретению Россией статуса члена ВТО.



Литература
1. Вишнякова О.Н. Формирование механизма управления эколого-экономическим развитием электроэнергетики. - Казань: Изд-во КГУ, 2003.
2. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. - М.: Минэнерго РФ, 2001.
3. Планирование развития энергетики: Матер. междунар. науч.-практ. конф. - М.:ЦНИИАтомИнформ, 2002.
Рынок электрической энергии и мощности в России: каким ему быть /Под ред. В.И.Эдельмана. - М.: Энергоатомиздат, 2000.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия