Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Пинкевич И. К.
генеральный директор зерновой компании «Настюша» (г. Москва),
кандидат экономических наук

Смирнов Е. Б.
заведующий кафедрой экономики предпринимательства и инноваций
Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета,
доктор экономических наук, профессор


Партнерство в строительстве: механизм формирования, проблемы и перспективы развития в России
В статье рассматривается механизм формирования партнерских отношений при реализации инвестиционно-строительных проектов, дается характеристика различных видов партнерств и форм применяемых партнерских соглашений, анализируются проблемы и перспективы использования такого вида отношений в условиях Российской Федерации
Ключевые слова: инвестиционно-строительный проект, партнерство, партнерское соглашение
УДК 338.45; ББК 65.9   Стр: 202 - 205

В практике строительства существуют два подхода к организации и контрактному оформлению инвестиционно-строительного проекта. В соответствии с первым подходом строительный контракт рассматривается, прежде всего, как документ, устанавливающий «правила игры» и санкции за их нарушение. Стороны контракта в этом случае представляются, преимущественно, как соперники, а договор между ними является средством принуждения к выполнению ими своих обязательств в рамках строительного проекта. Отсюда становится понятной та важнейшая роль, которую в зарубежной строительной практике ХХ века играл независимый инженер-консультант, осуществлявший функции посредника между сторонами подрядного договора, или, используя спортивную терминологию, игравший роль «судьи на поле» [1]. Данный подход доминирует как в исторической ретроспективе, так и в текущих условиях, а в России является, по существу, единственным.
Второй подход, получивший распространение в зарубежной практике строительства, начиная с 90-х гг. прошлого столетия, заключается в том, что участники инвестиционно-строительного проекта рассматриваются не как соперники, игроки двух разных команд, а, прежде всего, как партнеры, стремящиеся к одной цели — выполнению проекта. В этом случае строительный контракт представляется не столько как документ, в котором оговариваются условия и правила игры, обязательные для соблюдения двумя командами (заказчиком и подрядчиком), а в большей степени как документ, описывающий условия реализации партнерства между двумя этими субъектами [3].
Подход к контрактным отношениям в строительстве как к отношениям партнерства основан на признании невыгодности нарушения договора сторонами, наличии фундаментальных общих интересов, взаимосвязи и взаимозависимости субъектов контракта и нацелен на выработку и принятие совместных мер и усилий по минимизации проявляющихся рисков в ходе реализации инвестиционно-строительного проекта. В настоящей статье рассматриваются особенности, механизм и перспективы использования второго подхода к реализации инвестиционно-строительных проектов.
Мы определяем партнерство как документально оформленное сотрудничество заказчика и исполнителя работ, а при необходимости и других организаций, которое формируется для достижения общей цели, обеспечивающей достижение партнерами своих индивидуальных целей, путем объединения ресурсов и усилий партнеров в условиях информационной открытости в рамках партнерства. Открытость партнерских взаимоотношений должна рассматриваться как важнейшая предпосылка к достижению устойчивости партнерства и обеспечению успешной реализации проекта в целом.
Преимущества партнерств по оценке британского строительного сообщества представлены в табл. 1.

Таблица 1
Количественная оценка преимуществ реализации инвестиционно-строительных проектов на условиях партнерства
№ п/пОцениваемый параметрХарактер и количественный показатель изменений
1Общая стоимость строительстваСокращение на 10%
2Доходность инвестиционно-строительных проектовУвеличение на 25%
3Срок реализацииСокращение на 20%
4Изменения в графиках работСокращение на 48%
5Количество разногласийСокращение на 83%
6Изменения в проект в ходе стро-ительстваСокращение на 80%
7Степень удовлетворенности результатами работУвеличение на 30%
Источник: The Construction Industry Institute (CII), 2011 UK

В качестве недостатка отмечается тот факт, что партнерство, как правило, требует выделения дополнительных ресурсов сторон, а именно:
— на начальной стадии проекта — для организации системы взаимодействия в рамках партнерства и обеспечения более раннего привлечения всех партнеров к проекту, а также обучения персонала;
— в ходе реализации проекта — для обеспечения функционирования системы взаимодействия, работы постоянного координационного органа, а также привлечения к решению вопросов менеджеров высокого уровня.
Анализ практики реализации партнерств в Великобритании показал, что партнеры, как правило, несут дополнительные накладные расходы в связи с организацией взаимодействия на более высоком, чем в обычных строительных проектах, уровне, большим количеством совещаний, а также функционированием постоянного координационного органа [3]. Впрочем, указанные дополнительные расходы несравнимы с той экономией средств, которая может быть достигнута при грамотной организации партнерства в строительном проекте
Кроме вышеуказанного успех партнерства зависит от степени открытости отношений сторон и требует развитой обеспечительной системы (доступа к банковским гарантиям и всем видам страхования, наличия профессионального независимого арбитража). И, наконец, важнейшим условием развития партнерства в строительстве является поддержка государства и профессионального сообщества, создание необходимой нормативно-правовой и нормативно-технической базы.
Рассмотрим основные виды партнерств и проанализируем возможность применения партнерского механизма в строительстве Российской Федерации. По признаку срочности партнерства классифицируются следующим образом:
— партнерство на один проект;
— партнерство на установленный срок;
— постоянное партнерство [2].
Таким образом формируется так называемая «область партнерства», расположенная между классическим подрядом и полной или частичной интеграцией участников строительных проектов (см. рис.1.)
Рис. 1. Область партнерства в сфере строительства
(стрелками показано направление укрепления связей между партнерами)
Партнерство на один проект
Партнерство на один проект может оформляться двумя способами:
— путем внесения положений о партнерстве в договор подряда и другие договоры, заключаемые в рамках строительного проекта;
— путем заключения отдельного партнерского соглашения.
Первый способ оформления партнерства применяется в серии типовых строительных контрактов NEC (New Engineering Contract), разработанных Институтом инженеров-строителей Великобритании (ICE — Institute of Civil Engineers) для использования в национальных и международных строительных проектах [5]. Оформление осуществляется путем включения во все контракты строительного проекта единого дополнительного раздела, описывающего условия партнерства, обязательные для применения всеми участниками.
Второй способ оформления партнерства подразумевает заключение участниками проекта отдельного многостороннего партнерского соглашения, являющегося дополнительным по отношению к заключаемым двусторонним договорам. Этим партнерским соглашением предусматривается создание координационного органа представительского типа, в который входят представители всех партнеров. Партнерское соглашение носит открытый характер. По мере развития проекта к нему присоединяются новые участники, вступающие в проект. Участники проекта могут отбираться на торгах, однако в конкурсной документации обязательно указывается, что проект будет выполняться на условиях партнерства.
Наряду с описанным вариантом использования партнерского соглашения в строительном проекте применяется и другой вариант, когда многостороннее партнерское соглашение полностью заменяет двусторонние договоры между участниками проекта (в том числе и договоры подряда), и по существу является единственным договором, заключаемым по проекту. В качестве примера такого партнерского соглашения можно привести Типовое партнерское соглашение для использования в строительных проектах PPC 2000 (Project Partnering Contract 2000), выпущенное в 2000 году Британской национальной ассоциацией инженеров-консультантов [4]. Это типовое соглашение расценивается специалистами как первый стандартный договор о партнерстве в рамках одного проекта. Особенности договора:
— носит многосторонний характер и обеспечивает основу для создания единой команды управления проектом;
— охватывает все стадии строительного проекта — от разработки концепции до завершения строительных работ и передачи объекта заказчику;
— предоставляет полное процедурное обеспечение процессов реализации партнерства и выполнения проекта.
Субъектами партнерского соглашения являются: заказчик, подрядчик, проектировщик, а также основные субподрядчики и поставщики, которые вместе составляют проектную команду. Будучи субъектами единого многостороннего соглашения о партнерстве, участники строительного проекта не заключают двусторонних контрактов с заказчиком строительства. Структурная схема многостороннего партнерства представлена на рис. 2.
Рис.2. Структура многостороннего партнерства при реализации инвестиционно-строительного проекта
Партнерство на установленный срок
Партнерство на установленный срок используется с целью удовлетворения определенных потребностей за счет деятельности по строительству, ремонту или обслуживанию объектов, носящей непрерывный или периодический характер. К такой деятельности относятся, например, строительство нескольких однотипных или связанных между собой объектов, ремонт и техническое обслуживание различных объектов, работы по ремонту и эксплуатации жилого и дорожного фондов, коммунальной инфраструктуры и т.д. Такая деятельность часто оплачивается из государственных и муниципальных источников финансирования, в связи с чем исследователями и практиками строительства закономерно поднимается вопрос о соблюдении принципов конкурентного отбора строительных подрядчиков и соответствии партнерских схем реализации строительных проектов требованиям законодательства о государственных закупках. Опыт европейских стран [3] показывает, что условия партнерства на установленный срок не нарушают принципа конкурентности, так как строительный подрядчик выбирается на торгах, но только один раз и на реализацию всех работ (строительство всех объектов) в течение согласованного срока. При этом возможны следующие варианты организации партнерства:
— подрядчик должен построить в течение установленного срока согласованное количество объектов, при этом строительство каждого объекта оформляется отдельным подрядным договором и заказчик в любое время может прервать партнерство, не подписав очередной подрядный договор, если он не удовлетворен деятельностью подрядчика;
— подрядчик должен построить в течение установленного срока согласованное количество объектов, при этом подрядные договора не заключаются, то есть партнерское соглашение является единственным документом, заключенным между сторонами.
Варианты организации партнерства представлены на рис.3.
Вариант «Г» (бессрочное партнерство), по существу, представляет собой создание консорциума или заключение долгосрочного договора о совместной деятельности и является переходным вариантом к формированию вертикально-интегрированной структуры по типу инвестиционно-строительного холдинга.
Примером партнерского соглашения на установленный срок может служить Типовой партнерский контракт с ограниченным сроком TPC 2005 (Term Partnering Contract 2005), разработанный и выпущенный в 2005 году Ассоциацией архитекторов Великобритании [4]. Он включает типовые условия договора о партнерстве, которое создается на определенный срок для решения конкретных задач, связанных со строительством, капитальным ремонтом или эксплуатацией объектов.
Механизм реализации контракта предусматривает разработку программы проекта, которая включает работы, являющиеся отдельными субпроектами или этапами (очередями), оформляемыми заданиями заказчика. Такое задание, выдаваемое заказчиком, включает технические условия (в том числе, при необходимости, проектную документацию), указание сроков и особых требований, а также цену, которую заказчик обязуется выплатить исполнителю за успешное выполнение задания.
В соответствии с условиями партнерского соглашения для текущего управления деятельностью партнеров-членов партнерской команды создается группа управления, в состав которой включается по одному полномочному представителю от каждого партнера. Группа управления организует выполнение программы партнерства, получает и рассматривает уведомления партнеров о возникающих проблемах и принимает меры по их решению, оценивает достижение участниками ключевых показателей результатов, разрабатывает план непрерывного совершенствования и организует его реализацию, а также регулирует взаимоотношения между партнерами, в том числе принимает участие в разрешении споров между ними. Решения группы управления обсуждаются на ее заседаниях и принимаются единогласным решением членов группы, присутствующих на заседании, что не позволяет блокировать принятие решений путем непосещения заседаний группы.
Оценка и оплата работ подрядчика производится в соответствии с Правилами расчета цен и выполнения платежей, являющимися неотъемлемой частью партнерского соглашения. Разработчиками TPC 2005 предусмотрены следующие варианты цены:
— цена, рассчитываемая на основе согласованных единичных расценок за фактически выполненные объемы работ;
— твердая цена на весь объем работ или твердые цены на отдельные виды (этапы) работ;
— цена на основе возмещения издержек, плюс вознаграждение;
— комбинация вышеуказанных вариантов.
Разработчики ТРС 2005 рекомендуют использовать в качестве основного вариант расчета цены на основе возмещения издержек плюс вознаграждение, как обеспечивающий максимальную открытость сторон друг другу. В этом случае в документ Правила расчета цен и выполнения платежей включаются согласованные сторонами величины прямых расходов на выполнение работ, накладных расходов на площадке, накладных расходов головных офисов, а также прибыли исполнителя и его соисполнителей, что позволяет объединить усилия партнеров и направить их на оптимизацию затрат, выявление возможности экономии, и тем самым обеспечить повышение эффективности выполнения работ. Важным условием реализации партнерства является использование премиальной системы, стимулирующей исполнителя к повышению качества работ и экономии средств заказчика.
Структура типового партнерского контракта с ограниченным сроком TPC 2005 напоминает структуру типовых строительных контрактов ФИДИК и включает три категории документов:
1) Документы, фиксирующие вступление сторон в договорные отношения, надлежащим образом подписанные и оформленные;
2) Документы, содержащие полное описание условий и процедур партнерства;
3) Техническая документация, относящаяся к объекту строительства.
К первой категории документов относится Соглашение о партнерстве, подписанное сторонами.
Документы второй категории включают Условия соглашения о партнерстве и семь приложений к нему:
1. Правила расчета цен и выполнения платежей.
2. Типовая форма соглашения о присоединении.
3. Ключевые показатели результатов деятельности (КПРД) и премиальная система.
4. План-график реализации партнерства.
5. Управление рисками.
6. Типовая форма распоряжения на выполнение задания.
7. Согласительные и арбитражные процедуры.
Документы третьей категории включают проектную документацию, независимо от того, разрабатывается она заказчиком или подрядчиком, а также любую другую техническую документацию, относящуюся к объектам строительства.
Особо следует остановиться на двух документах: Ключевые показатели результатов деятельности и Управление рисками. Первый документ включает перечень согласованных измеримых показателей, по которым будет оцениваться работа подрядчиков и поставщиков. Превышение этих показателей участником партнерства поощряется денежным вознаграждением (премией), а недостижение становится предметом рассмотрения группы управления партнерством и управленческого воздействия, направленного на исправление ситуации. Партнерские отношения предполагают создание единой и общей для всех участников системы управления рисками. Такая система, описанная в документе Управление рисками, предусматривает совместную солидарную ответственность всех сторон, за исключением тех рисков, материализация которых произошла в связи с очевидным нарушением партнерского соглашения одной из сторон. В этом случае виновная сторона несет имущественную ответственность в соответствии с условиями соглашения, а в случае невозможности в дальнейшем выполнять эти условия, с такой стороной соглашение может быть расторгнуто аналогично тому, как это происходит в условиях классического подряда.
Опыт стран, где партнерство в строительстве применяется широко (прежде всего, в США и Великобритании), показывает, что для успешного внедрения партнерских схем крайне важна поддержка государства и профессионального сообщества. В Великобритании государство проявляет большой интерес к развитию партнерств в строительных проектах, равно как и крупные корпорации, которые совместно с государством финансируют исследования в этой сфере и пилотные проекты, способствуя тем самым внедрению партнерств в государственный (муниципальный) сектор строительства. Развитию партнерств в частном и государственном секторах Великобритании предшествовали исследования и дискуссии, инициированные правительством, в результате которых был сделан вывод о том, что партнерства имеют большие преимущества по сравнению с традиционным строительными контрактами при реализации проектов для государственных нужд в тех случаях, когда эти проекты реализуются в условиях неустойчивого финансирования, а также в проектах, носящих инновационный или чрезвычайный характер. Мы считаем это очень актуальным и для России, где строительство для государственных и муниципальных нужд часто происходит в условиях недофинансирования, что снижает эффективность взаимоотношений на основе коммерческих договоров, и где между государственным заказчиком и подрядчиком часто стихийно формируются никак не оформленные квази-партнерские отношения.
В настоящее время мы видим три основных препятствия для широкого внедрения института партнерства в строительство Российской Федерации.
1. В соответствии с действующим законодательством РФ основным способом закупок строительных работ для государственных нужд является аукцион в электронной форме. Такое же положение содержится в Федеральном законе Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступающем в силу с 1 января 2014 года. Это ограничивает возможности по легализации партнерских отношений в строительных проектах, финансирующихся из бюджета.
2. В российской практике строительства превалируют контракты с твердой ценой, возлагающие основные риски по проекту на подрядчика, который учитывает их в твердой договорной цене. При этом заказчик коммерческого объекта, как правило, не обладает необходимой квалификацией для полноценного управления проектом и заинтересован получить готовый объект как купленный товар — с минимальным вмешательством в процесс его производства. В связи с этим он заинтересован не в установлении партнерства, требующего совместного решения текущих задач, а в создании таких контрактных условий, которые не позволят подрядчику нарушить взятые на себя обязательства. Заказчик готов переплатить за то, чтобы объект был построен при минимальном вмешательстве. Подрядчик же, являясь специалистом в строительстве конкретных объектов, также не заинтересован в партнерстве с заказчиком, не обладающим высокой квалификацией. Кроме того, твердая цена, как правило, носит паушальный (аккордный) характер, то есть по своей природе она непрозрачна или не полностью прозрачна для заказчика и подрядчик не заинтересован в обмене с заказчиком ценовой информацией, как это происходит в партнерских отношениях. С другой стороны, если контракт с твердой ценой является частью более крупного контракта, например в проектах концессионного типа, и партнерские отношения организуются на уровне этого более крупного контракта, то в этом случае следует считать, что имеются все условия для реализации партнерства.
3. Вопросы партнерства при реализации строительных проектов пока не привлекают внимание государства, а также профессионального и научного сообществ. Однако, строительная отрасль в России стремительно развивается. В последние годы в нашей стране выполняются крупные проекты по развитию транспортной инфраструктуры, энергетики, сооружению высотных зданий и промышленных сооружений, в которых участвуют российские и зарубежные инвесторы, подрядчики, проектировщики и консультанты. Запущен концессионный механизм реализации проектов. Все это позволяет предполагать, что в недалекой перспективе использование партнерских механизмов при реализации крупных инвестиционно-строительных проектов станет актуальным и для России.
Рис.3. Варианты срочного партнерства между заказчиком и строительным подрядчиком


Литература
1. Колье Д. Хезлетт Д. Каплан Л. Западные методы менеджмента в строительной индустрии. Публикация European Construction Ventures Ltd. — ССЕ. — СПб., 1995.
2. Смирнов Е.Б. Механизмы формирования партнерских отношений между заказчиком и подрядчиком в инвестиционно-строительном проекте // Вестн. гражданских инженеров. — 2012. — № 1(31).
3. Baird A and Bennett J: (2001): NEC and Partnering.: A Guide to Building Winning Teams. London: Thomas Telford.
4. Standard Forms of Contract for Project Partnering. Trowers & Hamlins, London, 2005.
5. The NEC Partnering Option: First Edition, June 2001. Published for the Institution of Civil Engineers by Thomas Telford Publishing, Thomas Telford Limited, 1 Heron Quay, London 2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия