Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Лубашев Е. А.
И.о. ректора Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
кандидат экономических наук

Константинова Н. Н.
доцент кафедры государственного и муниципального управления
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


Основы повышения эффективности воспроизводства человеческого капитала в рамках региональной социально-экономической политики
В статье рассматриваются подходы к организации процесса инвестирования в человеческий капитал в территориальном разрезе. Проанализированы основные теории и концепции количественного и качественного воспроизводства населения. Выявлены основные проблемы развития человеческого капитала в Российской Федерации. Определена роль региональной социально-экономической политики в процессах воспроизводства населения
Ключевые слова: воспроизводство населения, демографические процессы, человеческий капитал, региональная социально-экономическая политика, территориальное развитие
УДК 314+ 332.1   Стр: 247 - 253

Очевидно, что центральным звеном социально-экономической системы общества является человек. Решение его социальных, материальных проблем, удовлетворение потребностей, защита прав и свобод, наконец, воспроизводство самого человека продолжают оставаться основными задачами органов власти и других социальных институтов.
Вопросы, связанные с попыткой дать количественные и качественные характеристики и оценки населения, организовать процесс его воспроизводства начали возникать много веков назад. Например, Конфуцием была осуществлена попытка найти оптимальную пропорцию между численностью населения и количеством обрабатываемой земли. Философы Древней Греции также проявляли интерес к проблемам численности населения. Платон в качестве обязательного условия идеального государства определил максимальное число граждан — 5040 человек, предлагая установление норм брачных отношений. Аристотель считал, что государство с малочисленным свободным населением будет более гармоничным за счет снижения числа преступлений и возмещений, спровоцированных бедностью.
В период феодализма в Европе власть для расширения политической и военной мощи стремилась увеличить население. В качестве основной идеи провозглашалось, что сила государства и богатство общества зависит от численности населения.
Появление демографии, как науки, осознанно произошло во второй половине 17 в., в период развития капитализма. Первым объектом изучения новой науки была смертность (знание порядка вымирания позволяло определять среднюю продолжительность жизни).
Возникновение демографии связано с появлением работы Дж. Граунта «Естественные и политические наблюдения, сделанные над бюллетенями смертности» (1662), который, оперируя данными о рождениях и смертях в Лондоне за несколько лет смог установить такие закономерности, как зависимость смертности от возраста, превышение числа мальчиков среди родившихся и т.д.. В работе также была рассчитана первая примитивная таблица смертности. Труды Граунта стали катализатором количественного изучения социальных явлений, развития так называемой политической арифметики, являющейся базой для создания таких наук как социальная статистика и демография.
Известный политический арифметик И.П. Зюсмильх в своем сочинении «Божественный порядок в изменениях рода человеческого» путем обобщения данных о рождениях, смертях и браках выдвинул теорию о том, что равновесие между рождаемостью и смертностью есть устойчивая закономерность, определяемая провидением.
В конце XVIII в. в Швеции и США, а с начала XIX в. во многих странах Европы начали проводить переписи населения. Это способствовало упорядочению регистрации рождений, смертей и браков; формированию системы учёта населения. Активное развитие страхования активизировало исследования в области моделирования смертности.
С середины XIX в. начали созываться Международные статистические конгрессы, что способствовало обмену опытом исследований и совершенствованию методов наблюдений и анализа демографических процессов. В 1855 году в названии книги Ж. Гийяра появился сам термин демография, нашедший официальное признание в наименовании Международного конгресса гигиены и демографии (1882) и получивший повсеместное распространение в конце XIX — начале XX вв.
Наряду исследованиями в рамках политической арифметики постепенно стали получать развитие и политико-экономические исследования.
Основоположник английской классической буржуазной политэкономии В. Петти в своих трактатах о налогах и благосостоянии, обосновывая положения о том, что источником богатства является сфера производства, доказывал вместе с тем, что страна с населением 8 млн человек вдвое богаче страны с населением 4 млн человек при той же территории. Малонаселенная страна, по его мнению, не может обеспечить необходимый уровень использования природных ресурсов и производства.
Экономический аспект роста населения, основанный на необходимости оптимизации колебаний численности населения и воспроизводства рабочей силы в развернутом виде представлен в работах другого крупнейшего представителя классической политэкономии Адама Смита. Исходя из трудовой теории стоимости, А. Смит вывел прямую взаимосвязь между динамикой численности населения и уровнем потребности в воспроизводстве рабочей силы. А. Смит считал, что именно спрос на работников регулирует и определяет размножение населения во всех странах мира, в Северной Америке (вызывает быстрое размножение), Европе (вызывает медленное и постепенное) и Китае (держит людей на стационарном уровне).
Но в политико-экономических теориях конца XVIII в. фактор производства населения начал рассматриваться с позиции демографического детерминизма, согласно которому рост численности населения определяется не социально-экономическими факторами, а естественно-природными законами размножения, что приводит к превышению темпов роста населения над темпами роста средств существования, провоцируя нищету, голод, политическую нестабильность и социальные кризисы.
Отражение данной позиции (проблемы взаимосвязи численности населения и имеющихся ресурсов) проявилось в работах Т. Мальтуса, интерпретировавшего демографический рост как независимую переменную, корректирующуюся действием «разрушительных» (голод, войны, эпидемии,) и «предупредительных» (христианский аскетизм, позднее вступление в брак, безбрачие и т.п.) социальных факторов. Это позволило ему сделать вывод о необходимости достижения оптимального соотношения населения и средств существования, при котором ещё не начали действовать «разрушительные факторы». Идеи Мальтуса при некоторой модификации получили новый импульс в период демографического взрыва во второй половине XX в.
К. Маркс показал, что существующая в условиях капитализма перенаселенность общества носит относительный характер и является продуктом и условием капиталистического накопления и капиталистического производства. К. Маркс противопоставил закон занятости, указав на эластичное поведение границ рынка труда при капитализме закону народонаселения Мальтуса.
Демографические процессы и катастрофы XX в., постепенное снижение рождаемости в развитых странах, демографическая революция, затронувшая все страны мира стали мощным стимулом для концептуальной, теоретической, методологической и методической модификации демографии как науки.
Начали исследоваться такие вопросы как: закономерности воспроизводства населения, независимо от его возрастного состава; оценка перспектив населения мира и отдельных его регионов; роль населения в развитии общества; соотношение населения и экономики; основы взаимодействия демографических, экономических и социальных факторов. Были разработаны теории стабильного населения, демографической революции или демографического перехода. Увеличился интерес к методам борьбы с резким ускорением роста народонаселения в странах «третьего мира». В этот период были разработаны типовые модели смертности, рождаемости, брачности. Стали развиваться такие направления демографии как демографическое моделирование, демографическое прогнозирование, демография семьи.
Формирование демографической науки в России осуществлялась по сходному с западноевропейским сценарием.
Началом российской демографической статистики можно считать 1718 г. с появлением указа Петра I о проведении регулярных ревизий податного населения с целью учета подлежащих обложению налогами сословий. Но эти данные позволяли определять (косвенно) общую численность населения страны и ее территорий.
С середины 60-х годов XIX в. в городах стали осуществляться многочисленные однодневные переписи населения (до первой мировой войны было проведено 200 таких переписей). В 1897 г. была проведена первая Всеобщая перепись России, проект которой обсуждался с 1870 г. и только в 1895 г. был утвержден царем.
К проблемам народонаселения обращались многие общественные деятели (И. Посошков, В. Татищев, Ю. Крижанич, М. Ломоносов). М.В. Ломоносов в своих трудах делал вывод о том, что экономическое и политическое возвышение России напрямую зависит от численности народа, что делает рост численности населения, проблемы его здоровья вопросами первостепенной государственной важности. М. Ломоносов определил 13 факторов, способствующих сохранению и размножению народа (стимулирование рождаемости, борьба за снижение смертности, проблемы миграции, детская смертность, медицинские знания, качество питания и т.д.).
В XIX в развитие демографических исследований в России шло в русле статистики населения. Изучались факторы смертности и рождаемости, проводились попытки анализа демографических процессов в России и в других странах. В начале XX в. появился интерес к вопросам о соотношении численности полов при рождении и влиянии войн на рождаемость и брачность.
После Октябрьской революции в стране была организована регистрация рождений и смертей. Были проведены три переписи населения (1920, 1923, 1926). Были организованы Институт демографии АН Украины (1919–1938) и Демографический институт АН СССР (1930–1934). До 1932 г. активно проводились исследования различных сторон демографических процессов. Однако их подъем был недолгим. С 1932 г. данная наука постепенно начинает разрушаться, последствия чего ощущаются и в современных условиях.
Возрождение демографии как науки в СССР произошло в начале 60-х годов после переписи населения 1959 г. Впервые с начала 30-х гг. начинают публиковаться демографические данные, проводятся выборочные исследования, формируются исследовательские группы, начинается преподавание демографии (первоначально в Московском экономико-статистическом институте). В 1968 году была создана кафедра народонаселения на экономическом Факультете МГУ. С 1970 года началось преподавание демографии в других вузах страны (как правило, экономических), были изданы первые специальные учебники.
Главной темой исследований становится изучение причин и факторов снижения рождаемости, входит в практику когортный метод ее анализа, развиваются исследования брачности, репродуктивных установок, динамики возрастной структуры населения.
Происходит формирование этнической демографии, проводится анализ динамики и факторов смертности, развития семьи. Появляются исследования, посвященные проблемам экономической демографии и демографического оптимума, демографической политики, исследуются проблемы роста населения мира.
В 70-е годы формируется концепция демографической революции, углубляется подход к изучению населения в рамках комплекса наук о народонаселении, включающего демографию как один из её элементов на основе широкого понимания воспроизводства населения. Т.е. в этот период происходит постепенная интеграция российской демографии в мировую науку.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что большая часть ранних исследований, проводимых, как в зарубежных странах, так и в СССР была посвящена проблемам количественных аспектов оценки населения.
Однако сегодня не менее важным представляется оценивать и качественные параметры населения, т.е. его личностный потенциал. Очевидно, что сегодня при переходе на инновационную модель экономического развития наиболее острыми вопросами являются эффективное участие человека в производственной деятельности, зависящее от его способностей, образования, повышения производительности общественного труда, и, соответственно повышения благосостояния общества.
Одним из первых понятий, характеризующих не только количественные, но и качественные параметры населения, является понятие демографического потенциала, которое ввел английский демограф Р.Фишер в 1920-х. Он рассматривал рождение человека как получение им жизни «в кредит», а последующее рождение собственных детей — как «выплату долга». Но данное понятие не нашло точного измерителя в демографии.
Для характеристики участия человека в трудовой деятельности экономическая наука накопила множество понятий, отражающих различные этапы развития представлений о формах и факторах производственной деятельности: рабочая сила, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий капитал, трудовой потенциал и т.д.
В 70–80-е годы XX в. в советских научных исследованиях появилось понятие «трудовой потенциал», который рассматривал человека в качестве субъекта в сфере труда со своими потребностями и интересами. Введение этого термина предопределило необходимость активизации и эффективного использования возможностей личного фактора производства, характеризующее всё многообразие качеств работника, влияющее на процесс производственной деятельности. Термин «трудовой потенциал» позволял охарактеризовать способность населения в динамике обеспечить воспроизводственный процесс человеческого фактора, в том числе и материально-вещественное его содержание в соответствии с запросами современного производства.
Однако, значительно более глубокое изучение процессов накопления и использования характеристик человеческих ресурсов происходит в рамках теории человеческого капитала, выдвинутой в 50-х — 60-х гг. XX в. в работах американских экономистов (Т.В. Шульц, Г. Беккер, Б. Вейсброд и др.). Запас знаний, умений, навыков и прочих качеств человека, которые могут быть продуктивно использованы для создания прибыли, составляющей доход, как отдельных людей, так и общества в целом. Эти способности человека к производительному труду могут формироваться или приобретаться путем сочетания врожденных свойств индивида с образованием, миграцией, охраной его здоровья и питанием.
Еще в 1676 г. В. Петти сравнил потерю орудий войны с потерей человеческой жизни, полагая, что человеческая жизнь имеет денежное выражение, т.е. потеря человеческой жизни на войне является денежной потерей для Англии. А. Смит в трактате «Исследование о природе и причинах богатства народов» указал, что благосостояние народа определяется главным образом числом рабочих и качеством их навыков. А.Маршалл отмечал долгосрочную природу инвестирования в человеческий капитал и роль в этом процессе самого человека.
В целом, на протяжении всей истории развития экономической мысли разные ученые использовали концепцию человеческого капитала для демонстрации экономической значимости запаса человеческих ресурсов и предвосхитили практику рассмотрения человеческого капитала с тех же научных позиций, что и обычного физического капитала.
Согласно теории человеческого капитала вложение средств в человека необходимо для повышения его способностей зарабатывать в будущем, т.е. затраты на образование, профессиональное обучение и миграцию можно считать инвестициями в благосостояние всего общества. Т.е. общее национальное богатство — это сумма материального и человеческого капиталов.
Данная теория объясняет такие явления как разница в зарплате рабочих разной квалификации, колебания уровня безработицы в зависимости от профессии, принятие человеком решения получить образование или пройти обучение и т. д. Эта теория также влияет на определение политики предоставления бюджетных ресурсов на образование, профессиональное обучение и медицинскую помощь.
Человеческий капитал может принимать различные формы. В целом любые приобретенные навыки, знания или даже информация, которые помогут человеку повысить производительность и таким образом больше заработать, могут рассматриваться как одна из форм человеческого капитала. Основными формами инвестирования в человеческий капитал являются следующие виды деятельности:
1. Образование. Оно может состоять и в получении формального высшего образовании, и в последующем продолжении его, и в посещении вечерних курсов по повышению, к примеру, компьютерной грамотности. Образование в различных его видах является главным из направлений деятельности по инвестированию в человеческий капитал, поскольку требует значительных затрат времени и средств.
2. Обучение. Оно может быть профессиональным, т.е. направленным на приобретение знаний и навыков в области профессиональной деятельности, или специальным, нацеленным на приобретение особых умений. Оно может проводиться как в процессе работы (ученичество), так и в отрыве от нее — на специальных курсах. Обучение также может подразделяться на общее (повышение уровня грамотности) и специальное (навыки для определенного вида работы или учреждения). Обучение также составляет большую часть инвестиций в человеческий капитал.
3. Миграция и поиск работы. Миграция рабочей силы рассматривается как инвестиция в человеческий капитал, поскольку переезд из места с низкими заработками в тот район, где они высокие, ведет не только к повышению заработка, но и к лучшему использованию умений человека. Поиск работы считается вложением капитала, поскольку требует значительных усилий и определенных затрат на сбор информации о рынке труда.
4. Оказание социальных услуг (здравоохранение, ЖКХ, физическая культура, организация питания и т.д.). Такие услуги также представляют собой капиталовложение, поскольку они увеличивают отдачу от труда, снижая заболеваемость и смертность, и помогают сохранить здоровье и, соответственно, увеличить длительность продуктивного периода жизни.
Для России проблема инвестирования в человеческий капитал стоит особенно остро. Все показатели, характеризующие количественные и качественные параметры состояния человеческого капитала, имеют критические или близкие к критическим значения, по крайней мере, в отдельных регионах Российской Федерации. Ситуация усугубляется неравномерностью развития человеческого капитала как в территориальном разрезе, так и в разрезе социальных групп населения внутри одной территории.
Так, с 90-х годов в нашей стране наблюдались высокая смертность и очень низкая рождаемость. Перепись 2010 г. показала, что население нашей страны сократилось на 2,4 млн чел. (от 145,1 млнчел. в 2002 г. до 142,8 млн чел.). Данные текущего учета показывают сокращение на 3,3 млн чел.
Оценивая количественные параметры демографических процессов в современной России, можно выделить основные проблемы формирования человеческого капитала:
— общие для Российской Федерации:
— сокращение численности населения страны в целом;
— увеличивающиеся гендерные различия средней продолжительности жизни;
— рост демографической нагрузки;
— отражающие региональную специфику;
— неравномерность депопуляционных процессов и влияния на них миграционных факторов;
— неоднородность эффективности мер стимулирования рождаемости для регионов с разным уровнем урбанизации;
— неоднородность эффективности мер, направленных на снижение смертности, для регионов с разным уровнем средней продолжительности жизни.
В современных условиях возрастает актуальность качественной составляющей величины человеческого капитала.
Наиболее объективной качественной оценкой величины человеческого капитала является интегральная оценка следующих базовых характеристик развития населения:
1. качество здоровья.
В последние десятилетия с 90-х гг. ХХ в. постоянно отмечается ухудшение состояния здоровья населения (крайне неблагоприятные тенденции отмечаются у детей и подростков). Так, из числа детей, родившихся в 2011 году, только 19% были признаны относительно здоровыми, 36,9% признаны больными, 44,1% были отнесены к группе риска.
В 2011–2012 гг. процент относительно здоровых детей среди учащихся 1–3 классов составлял около 11–13%, 4–9 классов — 9%, а 10–11 классов — 6%. Более чем у половины детей в возрасте до 10 лет и более чем у 60% учащихся старших классов диагностированы хронические заболевания, которые в будущем могут стать причиной инвалидизации.
В результате влияния этих факторов вступающее в трудоспособный и пубертатный возраст поколение характеризуется пониженным уровнем демографического, в том числе трудового и репродуктивного потенциала
Тревогу вызывает и состояние здоровья населения, находящегося в трудоспособном возрасте. Безусловно, данный показатель, особенно в контексте сокращения общей численности населения, дестабилизирует национальную безопасность страны. Серьезной проблемой является увеличение заболеваемости (показатель вырос на 70%) и смертности (показатель вырос на 90%) от туберкулеза. В настоящее время в России по официальной медицинской статистике проживает более 2 млн больных туберкулезом. Катастрофическая ситуация складывается и с заболеваемостью СПИДом (количество ВИЧ-инфицированных более 1 млн человек). Особенно острой эта проблема является из-за того, что большинство инфицированных — это молодежь до 25 лет (80%). Значительной угрозой является и гепатит-В (ежегодный рост заболеваемости составляет 20%.). Нельзя не упомянуть и рост сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и т.д. Ухудшение здоровья приводит к увеличению потребности в услугах здравоохранения. Причем недофинсирование государственной системы здравоохранения, начиная с 90-х годов, привело к тому, что данная система не способна обеспечить удовлетворение потребностей населения в качественных медицинских услугах.
Существуют и другие ограничения возможности лечения — например, высокие цены на лекарства, отсутствие медикаментов в больницах, низкое качество обслуживания (в т.ч. питания) в медицинских учреждениях и т.д.
2. уровень образования
Уровень образования и профессиональной подготовки населения — один из главных факторов повышения производительности труда, формирующей финансовые параметры экономических основ воспроизводственного процесса.
Традиционно считается, что базовым показателем в данной категории является уровень грамотности населения, который в России официально составляет 99,8%, соответствуя показателю развитых стран. Однако, по мнению ряда специалистов, в нашей стране существуют достаточно большие группы населения (беспризорные дети, мигранты, заключенные), для которых реальный уровень грамотности значительно ниже официального.
В последние годы качество образования, как общего, так и профессионального практически во всех субъектах РФ имеет тенденцию к снижению. Так, по оценкам ВУЗов качество подготовки выпускников школы сегодня зачастую находится на низком уровне. Стало обычной практикой в высших учебных учреждениях вводить в расписание дополнительные занятия по русскому языку и математике для первокурсников, в ходе которых «восстанавливаются» знания, ранее якобы полученные в рамках школьной программы.
Можно выделить следующие обобщенные причины снижения качества общего образования:
— недофинансирование системы общего образования, результатом чего является низкая зарплата учителей и недостаточное материально-техническое обеспечение процесса обучения;
— нерациональная организация учебного процесса;
— низкий уровень школьного менеджмента;
— снижение социального статуса профессии педагога, что приводит к нежеланию выпускников ВУЗов трудоустраиваться в общеобразовательные учреждения, поскольку отсутствует интерес к карьерному росту, повышению квалификации и т.д. Особенно данная проблема ощущается в сельской местности;
— повышение популярности экстерната, не позволяющего получать качественное и всестороннее образование;
— снижение качества учебных и методических материалов вследствие появления большого количества программ и учебников, которые не были экспериментально апробированы;
— снижение интеллектуального потенциала детей, спровоцированное маргинализацией общества, высоким уровнем безнадзорности, разрушением института семьи, переоценкой ценностей, изменением образа жизни населения и т.д.
По частоте упоминания последний фактор несет самую большую угрозу, особенно в отдалённой перспективе.
Продолжает оставаться критической ситуация в сфере начального и среднего профессионального образования, последствия которой в последние годы ощущаются на рынке труда. Сегодня практически отсутствует система подготовки специалистов рабочих профессий (спрос на рабочих удовлетворяется не более чем на 50 %). Уже сегодня средний возраст квалифицированного рабочего в России 55–57 лет. В ближайшем будущем, а в некоторых регионах это происходит уже сегодня, может сложиться критическая ситуация, при которой дефицит рабочих кадров будет негативно отражаться на воспроизводственном процессе. Такой результат является, в том числе, и отражением глобальной проблемы несоответствия структуры подготовки кадров структуре потребности экономики.
Проблемы существуют и в системе высшего профессионального образования. Сегодня (тенденция началась с 2000 года) в ВУЗы поступает больше человек, чем выпускников школ. За последние годы возникло много учебных учреждений ВПО (в т.ч. негосударственных) и филиалов с не всегда высоким уровнем качества образования. Так, при увеличении за последние годы количества студентов ВУЗов в 2,5 раза, число преподавателей, имеющих ученую степень, возросло всего на 5%.
Возникновение новых ВУЗов и расширение существующих привело к росту непрофильных специальностей, перенасыщению рынка труда специалистами отдельных профессий (экономистов, юристов, менеджеров) при одновременной нехватке выпускников необходимых экономике специальностей.
Вышеназванные проблемы являются препятствием для развития повышения качества и уровня жизни населения, поэтому их решение является важнейшим приоритетом социально-экономической политики на всех административных уровнях управления.
3. Степень маргинализации общества, определяющая уровень деградации населения (уровень наркомании, алкоголизации и др.).
Сегодняшний уровень потребления алкоголя на душу населения в России (статистика включает сюда стариков и младенцев) в 2 раза превышает уровень, определенный Всемирной организацией здравоохранения как опасный.
Начиная с середины 20-х гг. ХХ в. в СССР водочная монополия использовалась в фискальных целях для расширения производства и продажи крепких «напитков», причем это осуществлялось в условиях периодически проводимых антиалкогольных пропаганд и воспитания. Таким образом к 1985 г. потребление чистого алкоголя составляло 10,9 л на душу населения (по оценке ВОЗ уровень потребления 8 л чистого алкоголя на человека в год считается опасной для здоровья населения).
Согласно официальной статистике, потребление алкоголя на душу населения составляет 13 литров на душу населения. Проблемой является и то, что большая доля алкогольной продукции производится нелегально (в теневом секторе экономики). В России сегодня насчитывается более 20 млн людей, подверженных алкогольной зависимости (согласно современным исследованиям алкоголик — это человек, употребляющий в неделю не менее трех-пяти раз, не менее 200 граммов алкоголя в каждом случае.), хотя согласно официальной медицинской статистике их насчитывается чуть более 2 млн Такая разница объясняется нежеланием зависимых проходить лечение.
В стране, по официальным данным, 0,6 млн подростков до 14 лет являются зависимыми, около 2 млн женщин являются хронически пьющими.
Еще одной угрозой, (прежде всего молодому поколению) является наркомания. За последние 15 лет количество жителей нашей страны, употребляющих наркотические вещества, выросло в разы и составляет более 6 млн человек. В 80-е гг. ХХ в. смертность от наркомании увеличилась в 12 раз. Тревожит сама структура наркомании: более 80% наркозависимых употребляют тяжелые вещества (чаще всего героин) внутривенно. На официальном учете в органах здравоохранения числится 495 тыс. человек, употребляющих наркотические вещества в «нелечебных» целях, причем для 343 тысяч официально поставлен диагноз «наркомания». Общее количество наркозависимых в России составляет 2,5 млн человек, их средний возраст — от 18 до 40 лет. Более того, в это число попадают дети.
Нельзя не упомянуть и о такой проблеме как курение. Более 60% мужчин и около 30% женщин являются курильщиками, что крайне негативно отражается на их здоровье. Так, за последние 15 лет количество регистрации случаев злокачественных новообразований легких увеличилось на 63% (смертность у курильщиков более чем в 20 раз выше.). Большое число других онкозаболеваний также связано с курением. Ежегодно от данной привычки и связанных с ней причин умирает около 30 000 человек, причем, как правило, находящихся в трудоспособном возрасте. Продолжает увеличиваться и количество зависимых от данной привычки детей (согласно обследованиям среди учащихся 7–8 классов курят 9–13%, среди старшеклассников — 22–25%.
Основными негативными последствиями алкоголизации населения, наркомании и табакокурения, влияющими на качество человеческого капитала, являются:
— повышенная смертность населения, в том числе в трудоспособном возрасте. В России каждый год от причин, прямо или косвенно связанных с последствиями употребления алкоголя умирает около миллиона человек. Сорок тысяч человек погибают непосредственно от отравлений алкоголем, далее следуют травмы и смертность от болезней системы кровообращения, затем онкологические заболевания. Средняя продолжительность жизни вследствие злоупотребления алкоголем сокращается примерно на 20 лет. Смертность от употребления наркотиков в России составляет более 30 тысяч человек в год. Основными причинами являются: передозировка; последующие заболевания и нарушения, спровоцированные интоксикацией; сопутствующие болезни (гепатит различных видов, ВИЧ-инфекция и т.д.); самоубийства.
— врожденные дефекты. Особую тревогу как следствие алкоголизации и наркомании вызывает увеличение доли детей с различными врожденными патологиями при одновременном сокращении рождаемости. Врожденные дефекты являются следствием зачатия в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также употребления алкоголя и наркотических средств в период вынашивания плода).
— инвалидизация. Проблемой также является и инвалидизация, которая обусловлена последствиями и осложнениями токсических эффектов препаратов, поскольку алкоголь и наркотики токсично воздействуют на весь организм человека, поражая внутренние органы и системы организма.
— маргинализация населения. В стране миллионы беспризорных детей, лиц без социального статуса, бомжей, основными причинами падения которых (особенно касательно личностного статуса) являются наркомания и алкоголизм.
— суицидальные проявления больных алкоголизмом и наркоманией (наличие стойких суицидальных мыслей и истинные попытки; манипулятивные формы суицидальных тенденций; импульсивные суицидальные проявления). Существенный процент лиц, решивших добровольно уйти из жизни, являются алкоголиками или обнаруживают зависимость от других наркотиков. Около 20% жертв суицида непосредственно перед своей смертью употребляли алкоголь или принимали наркотики и токсичные медикаменты. Около 15% алкоголиков гибнут в результате самоубийства.
— десоциализация (утрата профессионализма и мастерства, а в отдельных случаях — потеря постоянного места работы или трудоспособности вообще, потеря мест учебы, смена круга общения, отчуждение, увеличение числа разводов, ухудшения отношений с членами семьи, жизнь вне семьи и т.д.).
— рост преступности. Систематическое потребление алкоголя и наркотических средств является причиной неблагоприятного нравственного формирования человека, существенно лимитируя процесс социализации и адаптации личности, ослабляя или нарушая социальные связи между индивидами, а также способствует возникновению криминогенных ситуаций. Так в 2011 г. в результате употребления алкоголя совершено более полумиллиона преступлений (из них более 200 тыс. ДТП).
4. Уровень преступности.
Сегодня криминализация населения, несмотря не некоторое снижение количества преступлений, продолжает оставаться острейшей проблемой для России. По данным МВД в 2011 г. зарегистрировано более 3 млн преступлений (на 20% больше, чем в 2008 г.). Причем рост преступлений отмечался в 75 субъектах РФ из 83 (в 4-х отмечено небольшое снижение). Целесообразность выделения уровня преступности в отдельную оценочную категорию, вычленения ее из общей тенденции маргинализации общества подтверждается структурой совершаемых преступлений. Тяжкие и особо тяжкие преступления составили 30,3%; хищения чужого имущества посредством кражи, грабежа, разбойного нападения — 55,7 %. Наиболее частыми преступлениями является проникновение в чужое жилище, хранилище. Так, квартирная кража является каждым 13-м преступлением. Возрастает количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия (ежегодно на 5%). Растет число преступлений экономической направленности (ущерб от них в 2011 г. составил 1,4 триллиона рублей), более 30% из них являются тяжкими и особо тяжкими.
Появление (обострение) таких социальных проблем как рост преступности, проституции, деградация, ограничение доступа больших групп людей к услугам социальной сферы, и как результат — общее ухудшение морального и физического здоровья населения — спровоцированы имущественным расслоением (в нашей стране один из самых высоких децильных коэффициентов), увеличением численности безработных и численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. Ситуация усугубляется неравномерностью развития человеческого капитала, как в территориальном разрезе, так и в разрезе социальных групп населения внутри одной территории.
Проведенный анализ показал, что все показатели, характеризующие количественные и качественные параметры состояния человеческого капитала в нашей стране имеют критическое или почти критическое значение. В последние десятилетия в России проводятся глубокие преобразования, затрагивающие все сферы общества: экономическую, социальную, политическую, идеологическую. Развиваются такие процессы как либерализация экономики, развитие института частной собственности, регионализация управления, формируя систему социально-экономических отношений, основанную на многосубъектном балансе интересов различных участников. Но такая система, формируя резервы для повышения социальной эффективности управления, одновременно способствует усилению территориальной социально-экономической дифференциации и, как следствие, — дифференциации результатов формирования человеческого капитала.
Динамика и дифференциация показателей, характеризующих состояние человеческого капитала, в значительной степени зависит от уровня социально-экономического развития территории, что наиболее сильно влияет на межрегиональную дифференциацию по таким показателям как: — неравномерность депопуляционных процессов и степени влияния на них миграционных факторов; — неоднородность эффективности мер стимулирования рождаемости для регионов с разным уровнем урбанизации; — неоднородность эффективности мер, направленных на снижение смертности, для регионов с разным уровнем средней продолжительности жизни; — уровень безработицы; — доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.
При организации процесса инвестирования в человеческий капитал, т.е. процесса воспроизводства населения, необходимо учитывать следующие аспекты:
1) получателем инвестиций является индивидуум (личность);
3) для формирования эффективного человеческого капитала необходимо обеспечить каждого индивидуума необходимыми ресурсами и условиями для существования и развития, т.е. удовлетворить его потребности;
4) потребности индивидуума могут носить объективный и субъективный характер, поэтому в процессе инвестирования должен применяться принцип индивидуализации;
5) необходимо учитывать закон возвышения потребностей, что предполагает эволюционный характер инвестирования;
6) человеческий капитал должен расширенно воспроизводиться как количественно (прирост населения), так и качественно (развитие населения).
Реализация указанных принципиальных подходов обеспечивается при введении следующего определения социального развития как объекта исследования:
При этом социальная сфера может быть определена как совокупность ресурсов и механизмов их использования в процессах инвестирования в человеческий капитал. Экономическая, политическая, финансовая, инвестиционная, инновационная сферы, опосредованно участвуя в формировании интегративных качеств, влияя на социальную сферу через отдельные компоненты, в целом остаются внешними по отношению к процесса инвестирования.
Воспроизводство человеческого капитала может быть:
— опережающим (показатели воспроизводства человеческого капитала имеют избыточно завышенные темпы роста, нарушающие принципы устойчивого развития);
— сбалансированным (показатели воспроизводства человеческого капитала имеют положительную динамику, соответствующую балансу между ресурсами (потенциалом) и целями развития);
— стагнационным (показатели воспроизводства человеческого капитала имеют либо слабо выраженную положительную, либо и вовсе нулевую динамику);
— регрессивным (показатели воспроизводства человеческого капитала имеют отрицательную динамику).
Для достижения сбалансированного воспроизводства человеческого капитала необходима разработка и реализация социально-экономической политики, основной целью которой является организация управления совокупностью направленных на организацию процесса инвестирования в человеческий капитал общественных отношений в процессе формирования и использования всех видов ресурсов различными общественными сферами жизнедеятельности.
Социально-экономическая политика должна обеспечивать постоянное повышение уровня и качества жизни, положительный естественный прирост населения и обеспечивать улучшение качественных характеристик населения.
Из-за значительных различий в природных, демографических, экономических и других условиях исключительно важное значение имеет локализация федеральной социально-экономической политики на региональном уровне и ее гармонизация с политикой регионов, реализуемой региональными властями в соответствии с закрепленными за ними полномочиями в этой сфере и за счет собственных средств. Повышение роли региональной социально-экономической политики определяется дифференциацией и тенденциями, происходящими в регионах, такими как усиление этнонациональных процессов и настроений в регионах или усиление асимметрии экономического развития, необходимостью учета специфических региональных особенностей, в том числе, различных начальных (стартовых) условий при реорганизации социальной сферы в регионах, несовершенством системы разграничения полномочий, социально-политической нестабильностью в отдельных регионах, неравномерным влиянием мирового экономического кризиса.
Таким образом, с учетом того, что в последние годы все больше полномочий в сфере социального развития передается на уровень субъектов РФ, можно сделать вывод о том, что реализация региональной социально-экономической политики является одной из важнейших задач органов управления субъектов РФ.
Региональная социально-экономическая политика, с одной стороны, не должна являться изолированным направлением деятельности органов власти субъектов РФ и социальных институтов, а с другой — должна формироваться и реализовываться как самостоятельное направление региональной политики, обеспечивая тем самым императив учёта интересов населения, и обеспечивая в перспективе сбалансированное региональное развитие. На основании всего вышесказанного можно утверждать, что региональная социально-экономическая политика может рассматриваться как сочетание региональной локализации федеральной социально-экономической политики (с учетом региональной специфики) и сферы самостоятельной региональной политики, ориентированной на достижение сбалансированного территориального развития мерами, составляющими компетенцию региональных органов управления.
В рамках процесса инвестирования в человеческий капитал авторами выделены следующие направления региональной социально-экономической политики:
1. Регулирование демографической ситуации.
Цель направления: обеспечение положительного естественного прироста и поддержание оптимального значения миграционного сальдо.
2. Социальная защита.
Цель направления: предоставление помощи отдельным категориям граждан (инвалидам, пенсионерам, детям-сиротам и т.д.), а также обеспечение гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования человека. В рамках данного направления осуществляются: социальное обеспечение; пенсионирование; адаптационные мероприятия (например, создание рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью); предоставление льгот; социальное обслуживание и т.д.
3. Формирование и развитие (модернизация) социальной инфраструктуры
Цель направления: развитие современной доступной системы объектов региональной социальной инфраструктуры региона. Необходимо определить разумный баланс между коммерческими и государственными (муниципальными) объектами социальной инфраструктуры, позволив удовлетворить спрос населения в зависимости от желаний и уровня доходов.
4. Обеспечение здоровья граждан
Цель направления: развитие системы качественных и доступных медицинских услуг в регионе, основанной на использовании современных и высокотехнологичных методик лечения, организации проведения массовых профилактических мероприятий, развитие сферы физической культуры, реформирование ОМС и ДМС, поддержка научных медицинских исследований и т.д.
5. Развитие системы образования и науки.
Цель направления: развитие региональной системы общего, профессионального (среднего, высшего) и постдипломного образования с применением отвечающим современной ситуации учебных программ, обеспечение, в том числе материальное и кадровое учебного процесса, согласование обучения с потребностями рынка труда и т.д.
6. Развитие трудовых отношений.
Цель направления: проведение комплекса взаимоотношений между государством, профсоюзами, наемными работниками, работодателями по поводу условий найма, трудовых прав и гарантий, эффективности организации производственного процесса, принятия управленческих решений в сфере труда, распределения полученного дохода между факторами производства, т.е. обеспечение условий трипартизма.
7. Реформирование сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Цель направления: реформирование и модернизация объектов жилищно-коммунальной сферы, создание оптимальной системы тарифов, поиск баланса между муниципализацией (регионализацией) и коммерциализацией сферы ЖКХ.
8. Снижение депривационных и деградационных процессов в обществе.
Цель направления: снижение уровня алкогольной и наркотической зависимости, снижение криминализации, повышение общей нравственности и духовности населения, формирование культуры всего общества и отдельных индивидов.
Названные направления определяют такие виды региональной социально-экономической политики как: демографическая политика; политика социальной защиты; политика развития социальной инфраструктуры; политика в сфере здравоохранения; политика в сфере образования; трудовая политика; политика в сфере ЖКХ; антидепривационная и антидеградационная политика.
Резюмируя все вышесказанное, можно говорить о том, что эффективная социально-экономическая политика, исходя из своей генеральной цели, а именно воспроизводство человеческого капитала, выполняет следующие функции: демографическую; защитную; функцию обеспечения; функцию адаптации и социализации; экономическую; функцию развития; интегративную; регулятивную; функцию организации и контроля; воспитательную и образовательно-просветительскую; идеологическую и политическую.
В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что воспроизводство человеческого капитала является главным импульсом экономического развития и, соответственно, увеличения благосостояния общества. Поэтому инвестирование в человеческий капитал является основной стратегической целью политики любого государства.


Литература
1. Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги) // США: экономика, по­литика, идеология. — 2003. — № 2–3.
2. Бреслав Л. Б. Человеческий капитал: Организация и эффективность накопления в условиях формирования рынка труда. — СПб.: ОАО «ПФЛ», 2006.
3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. — М.: Норма, 2007.
4. Дегтярь Л.С. Трудовой потенциал общества и социальная политика: Из опыта европ. стран — членов СЭВ. — М.: Наука, 1984.
5. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова. Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. — СПб.: Наука, 1999.
6. Иванов Н.П. Человеческий капитал и глобализация // Мировая экономика и международные отношения. — 2004. — № 9. — 89 с.
7. Исаенко А.Н. Человеческий капитал в современной экономике // США. Канада: Экономика, политика, культура. — 2002. — № 2. — 89 с.
8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. — М.: ИНФРА-М, 1999.
9. Панкратов А.С. Управление воспроизводством трудового потенциала. — М.: Изд-во МГУ, 1988.
10. Трудовые ресурсы. Социально-экономический анализ / Под ред. В.Г. Костакова. — М., 1976.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия