Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (49), 2014
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Пильчинова Е. В.
аспирант кафедры общей экономической теории и регионоведения
Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ)


Приоритеты общества, отвергающего идеалы «общества потребления» в пользу «устойчивого развития»
Статья посвящена проблемам поиска и разработки приоритетов, нацеленных на «устойчивое развитие». В ней выявлены тенденции и особенности ценностных приоритетов развития производительных сил при отказе от идеалов «общества потребления». Сопоставлена концепция «устойчивого развития» с современными тенденциями и возможностями НТП. Разработана и предложена концепция «устойчивой экономики», ориентированной на рациональное использование ресурсов, этический рынок, справедливое распределение экономических благ
Ключевые слова: производительные силы, устойчивое развитие, устойчивая экономика, общество потребления, научно-технический прогресс, нанотехнологии
УДК 330.341.1; ББК 65.01   Стр: 69 - 71

На рубеже XX–XXI веков сформировался комплекс проблем, обусловленных новыми вызовами и рисками, имеющих общемировой характер и вызванных процессами глобализации. Среди них невозможно не отметить тенденцию современного общества, которой характерно безудержное потребление товаров ради самого потребления. Общество потребления (термин, введенный Э. Фроммом) трактуется как совокупность общественных отношений, в которых ключевое место занимает индивидуальное потребление, опосредованное рыночным фундаментализмом [9]. Отсюда проистекает новое отношение к Человеку. «Способ, которым сегодняшнее общество «формирует» своих членов, — пишет Бауман З., — диктует в первую очередь обязанность играть роль потребителей» [1]. Люди не просто играют роль потребителей, они играют роль «голодных» потребителей, чье потребление не носит необходимый характер. Человек во все времена потреблял, как растения и животные. Но Homo consumers отличается от привычного человека тем, что структура его личностных интересов смещена по оси «производство-потребление» в сторону потребления.
Общество потребления есть органическое соединение механизмов производства не только товаров и услуг, но и тех желаний, потребностей, интересов, что обеспечивают их сбыт. Сюда можно отнести и механизмы производства культуры, политики и др. А меж тем один из основных постулатов экономики есть непрерывный рост, т.к. процесс прекращения роста считается для экономики катастрофическим событием. Процесс роста обуславливается тем, что показатель потребления должен непрерывно повышаться — Дж. Кейнс в работе «Общая теория занятости, процента и денег» сосредоточивает внимание на недостаточной эффективности потребительского спроса. Именно спрос, по его мнению, играет определяющую роль в стимулировании и развитии производства [5], при этом в сложившемся образе жизни не берётся во внимание, что блага и услуги по своей сути и характеру незначительны и конечны.
Так, Ж. Бодрийяр рассматривает общество потребления как следствие возведения социальной дифференциации в культ общественной жизни, которая в свою очередь служит основанием в любых условиях необходимости экономического роста, а расточительство — как целенаправленную производительную силу, извлекающую из всего ресурсы роста [2].
Общество не может перестать производить, как не может оно перестать потреблять. Ни одно общество не может непрерывно производить, не превращая постоянно в средства производства известной части своего продукта [3].
Существование категории «общество потребления» подчеркивает то, что экономические и политические интересы становятся сфокусированными на роли и месте индивидуального потребления в процессах формирования и воспроизводства социальных структур, то есть интересы имеют лишь неолиберальные черты. Следует отметить, что даже в странах, где доходы населения не так уж высоки, существуют «островки перепотребления», расширяясь они образуют «архипелаги перепотребления», рассматривающиеся в качестве эталона, на который ориентируется оставшаяся масса населения. Так создается парадоксальная ситуация, когда и паупер может стать Homo consumers, подражая поведению господствующей идеологии.
Приходится признать, что современный идеал общества потребления перестал отвечать требованиям прогресса, что он оказывается на сегодня исчерпанным. Одновременно с этим ослабли такие качества как: предприимчивость, готовность нести жертвы ради достижения идеала, желание и способность изменять мир («пассионарность»); вместо этого появились признаки усталости, скуки и разочарования («субпассионарность»), говорящие о том, что необходим идеал совершенства иного типа. Именно в этом мы видим предназначение стратегии устойчивого развития для всей цивилизации, которая задает более высокую цель человеческого общества. Мы знаем, что материальная сила способна проложить дорогу к гибели, если духовная мудрость не составит ей противовеса [7]. Следовательно, каждой ступени роста материально-технического могущества должна соответствовать такая же ступень духовного возрастания. Эта закономерность, названная принципом развития производительных сил, характеризует смысл устойчивого развития.
Речь идет о развитии, которое удовлетворяет потребности настоящего поколения, не ухудшая возможностей достойной жизнедеятельности будущих, а в идеале улучшает эти возможности. Устойчивое развитие должно приводить к улучшению качества жизни всего мирового населения без превышения допустимых пределов нагрузки на природные ресурсы.
Вопросам стабильности и устойчивости развития производительных сил уделялось пристальное внимание таких ученых, как Ф. Кенэ, Т. Мальтус, А. Курно, А. Тюрго, А. Смит, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ж. Сэй и других.
В конце XIX — начале XX вв. большой вклад в развитие теории стабильности (устойчивости) внесли В. Вернадский, Дж. Кейнс, Л. Вальрас, Н. Кондратьев, В. Парето и другие учёные.
Современным теоретическим «фундаментом» исследования устойчивого развития служат труды Р. Солоу, П. Самуэльсона, К. Эрроу, М. Хайдеггера, А. Назаретяна, С. Бобылева, В. Мантатова и других.
В отечественной литературе устойчивое развитие определяется как форма такого взаимодействия (коэволюции) общества и природы, при котором сохраняется биосфера и обеспечивается выживание и неопределенно долгое развитие человечества. Мантатов В. рассматривает устойчивое развитие как закон Вселенной [6].
Если смотреть в будущее, то углубленное претворение в жизнь концепции устойчивого развития будет иметь огромное реальное и далеко идущее историческое значение для сохранения и развития производительных сил, а потому она должна пронизывать собой весь процесс модернизации страны, воплощаться во всех аспектах развития общества. Нам необходимо обозначить ряд проблем и определить каковы принципы, которыми мы должны руководствоваться при их решении. Как осуществить необходимые изменения в экономике, как использовать экономические стимулы, чтобы придать нужные импульсы промышленности; как предложить лучший выбор производителям и потребителям.
Главной проблемой устойчивого развития общества сегодня предстает проблема справедливости. Справедливость есть космический принцип, который выражает в себе сбалансированность, мерную определенность всего сущего. Следуя этому определению можно сказать, что безмерность есть нарушение справедливости, и она рано или поздно становится наказуемой. Прекрасна надлежащая во всем мера, как говорил великий древнегреческий философ Демокрит. Под мерой он понимает соответствующие силам и способностям способы поведения, которые отпущены человеку самой его природой. Справедливость, понимаемая как закон меры. В обществе такой мерой является степень удовлетворения разумных потребностей человека. Состояние эвтюмии, счастья и благосостояния может быть достигнуто только при условии, что человек получает удовольствия, не зависящие от вещей преходящих.
Мы наблюдаем каждодневное нарушение принципов справедливости, которое выражается в сверхпотреблении богатых и в недопотреблении бедных. Высокий уровень социального неравенства в обществе и региональной дифференциации является фактором, непосредственно усиливающим конфликтный потенциал межнациональных отношений и ослабляющих общероссийскую гражданскую идентичность, а также негативно влияющих на демографическую ситуацию.
Устойчивое развитие общества имеет своей предпосылкой переход от экономического роста к устойчивой экономике. Растущая экономика предполагает увеличение расхода ресурсов, которое поддерживает хозяйственную деятельность. В устойчивой экономике совокупный выход продукции является константой. Экономический рост вообще означает увеличение масштабов производства, количественное увеличение выхода продукции, а экономическое развитие — качественное совершенствование производства, основанное на научно-техническом прогрессе (НТП) и более глубоком понимании философии хозяйства. Основным доводом тому, что именно развивающаяся экономика есть черта устойчивого развития является то, что устойчивая экономика может развиваться, но не может расти, подобно тому, как мозг взрослого человека развивается, но не увеличивается.
Что же представляет собой концепция устойчивой экономики, каковы наши ориентиры на будущее?
Концепцией устойчивой экономики является принципиально новый подход к природопользованию, который основан на возобновляемости и безотходности хозяйственной деятельности всех субъектов. Устойчивая экономика — это та экономика, которая ориентирована на экономию ресурсов, на применение щадящей и сберегающей техники, согласованной с требованиями потребления планетарного масштаба, которая обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно окружающей среды. Самодостаточность экономики в отношении среды предполагает стабильность отношений взаимообмена, как товарами и услугами, так и ресурсами, и способность контролировать взаимообмен в интересах своего функционирования. Устойчивая экономика ориентируется на принцип замкнутости, кругооборота в использовании природных ресурсов в общественном производстве.
Именно вторичные субстраты в XXI в. являются обеспечивающим фундаментом бесконечного развития экономики. Несмотря на то, что Россия производит меньше мусора, чем развитые страны, проблема мусора здесь стоит острее в силу отсутствия как технических и материальных возможностей по его переработке, так и культуры потребления. Также сегодня необходим переход от налогообложения факторов производства к налогообложению потребляемых ресурсов и производимого загрязнения. В результате появляется возможность получения «двойного дивиденда», то есть улучшения экологической ситуации и сопряженного с достижением экономического эффекта. Если инвестиции в произведенный капитал равны ренте на исчерпаемые ресурсы в каждый момент времени, то экономика имеет гарантированную возможность развиваться. Другими словами, для сохранения постоянного уровня потребления на душу населения в сколь угодно далеком будущем, вся рента, произведенная ограниченными ресурсами, должна быть реинвестирована, а не бесследно потреблена ныне живущим поколением.
Э. Шумахер предлагает включить категорию мудрости в структуру экономического и технологического мышления: «Мудрость требует новой ориентации науки и технологии на ограниченное, доброе, ненасильственное, элегантное и прекрасное» [11]. Вопрос о мудрой экономике неотделим от вопроса её рациональности и его связи с этикой. Если под рациональным поведением экономического субъекта понимать способность давать отчет и нести ответственность за свои мысли и действия, то разумно действующий человек руководствуется не субъективными желаниями, а моральными принципами, значимость которых он осознает. В условиях экономического кризиса и сопутствующего экологического кризиса практический разум предстает как воля или способность поступать согласно всеобщим принципам и законам общества и природы. Часто спорят — на чем надо сосредоточиться в первую очередь: на решении экономических или экологических проблем. Думается, что эти споры лишены всякого смысла — решать эти проблемы необходимо в комплексе. Мудрая экономика, подобно природе, должна базироваться на принципах самоограничения, самосбалансированности и саморегулирования.
Краеугольным камнем устойчивой экономики является рынок, ориентированный на этику. В качестве определения и уточнения концепции «этичного рынка» на уровне фирмы или предприятия можно принять понятие экоэффективности, которое указывает как на экономическую, так и на экологическую эффективность. Наши усилия должны быть направлены на переход к такому рынку, что позволит нам сделать первый шаг к устойчивому развитию.
Устойчивая экономика — это культурная экономика. В переводе с латинского слово «культура» означает уход за чем-либо, заботу о чем-либо. За данной идеей культуры стоит мысль о том, что нам необходимо с деликатностью и осторожностью учитывать побочные воздействия наших знаний и поступков. Опираясь на выше сказанное, нельзя назвать культурными те хозяйствующие субъекты, которые игнорируют побочные действия экономического роста на окружающую среду.
Многие недооценивают зависимость экономики от природы и культуры. Как пленники догмы рыночного фундаментализма, они не способны воспринять экологическое измерение и социокультурные перспективы устойчивого развития. Если с наступлением эпохи общества потребления происходит настоящая культурная революция, в ходе которой осуществляется переход от повседневной культуры классического капитализма к современному консюмеризму (потребительству), то в обществе, ориентированном на потребление, экономика рассматривается как локальная система, однако на самом деле она представляет собой лишь одну из подсистем глобальной социоприродной системы. Существует прямая связь между человеческой культурой и устойчивым развитием экономики.
Большое значение для устойчивого развития имеет производство соответствующих этому развитию товаров. Сегодня при покупке любой бытовой техники потребитель интересуется новыми возможностями товара, например, стиральной машины: какие функции добавил производитель, насколько снизилось время стирки вещей и/или требуемый расход стиральных и моющих средств, учитывает ли эта модель дополнительные режимы стирки и т.д. Интересуясь этими нюансами, потребитель и не подозревает, что большинство этих функций не пригодятся ему в процессе эксплуатации товара, и о том, что производители намерено называют функцию, уже существующую в старых моделях, новым термином для более успешных продаж своей продукции. Приведенный пример иллюстрирует «эффект храповика» вселенских продаж ради укрепления позиций «общества потребления», а полигоны бытовой техники — памятники «обществу потребления», где все привыкли покупать, чтобы выбрасывать. Другая картина наблюдается на рынке автомобилей. Здесь производители, наоборот, делают ставку не на продажи товара, а на будущий сервис по ремонту автомобиля, замене комплектующих.
Возможно, примеры с бытовой техникой и автомобилями могут вызвать неоднозначные умозаключения, так как техника и технология всегда должны развиваться для того чтобы стимулировать производителей эффективно расходовать и экономить ресурсы, расширять ассортимент своей продукции и т.д. Эту же схему действий на рынке товаров и услуг можно спроецировать даже на обычную лампу накаливания (бытовой предмет). Если раньше лампы служили дольше, то сейчас их изготавливают таким образом, что они примерно через 1000 часов работы перегорают. Существует мнение о том, что в начале ХХ века в США производители договорились выпускать лампы со сроком службы, который был снижен в 2,5 раза от возможного, то есть потенциальное время их работы должно быть равно 2500 часов.
Этот сценарий действий можно спроецировать на изготовление любой другой категории товара сегодняшней промышленности. В легкой промышленности намерено изготавливаются «одноразовые вещи», они часто быстро теряют внешний вид. Если в потребительской корзине Российской Федерации до 1 января 2013 г. объем определенного вида непродовольственных товаров, необходимых для потребления, исходил из количества лет сохранения ими должного качества для удовлетворения потребности одного человека [8], то сегодня вещей, соответствующих этим требованиям не найти на прилавках товаров широкого потребления.
Главная причина ненадежности товаров сегодня — это экономическая нецелесообразность изготавливать товары, что называется, на века. То, что на первый взгляд кажется случайностью или же просто некачественным изделием, на самом деле нередко ничто иное как заранее спланированное так называемое «старение товара», сверхнадежные и качественные товары для производителей — просто гибель, отсутствие заветной максимизации прибыли. Для экономики в целом — стагнация: сокращение рабочих мест, проблема перепроизводства, так как постоянное сокращение срока службы товаров влечет за собой оживление спроса на новую продукцию. Если же срок службы будет большим, то на прилавках будут залеживаться новые товары — не потому что они хуже, а лишь потому, что потребителям не станет так необходимо приобретать новые товары. Т.е. увеличение качества продукции повлечёт за собой увеличение срока службы, а в совокупности два этих фактора могут стимулировать производителей заниматься не просто хорошей маркетинговой кампанией, а и создавать и реализовывать в производстве технологии, которые в достаточной степени отвечают требованиям НТП и устойчивого развития. В этом случае потребитель пойдет за новым товаром потому, что имеющийся у него уже не способен удовлетворить его потребности и не выполняет требований безопасности, экологичности.
Приведённые выше примеры показывают, что отказ от намеренного «состаривания товаров», который уже давно привычен «обществу потребления», приведет не только к освобождению окружающей среды от полигонов мусора, что уже будет серьезным шагом на пути к устойчивому развитию, но и к экономии тех ресурсов, которые ежедневно затрачиваются производителями. Таким образом будут эффективно расходоваться не только природные ресурсы, но и человеческие. Экономика будет развиваться на основе не просто выпуска качественных товаров, но и на основе создания оправданного сервиса обслуживания этих товаров.
Еще одним выходом из экономико-экологического кризиса планеты, вызванного «обществом потребления», является ввод в производство нанотехнологий, которые направлены на замену промышленного образа производства. Дрекслер указывает на то, что нанотехнологии являются революционной силой XXI в. [10]
События, связанные с вводом в производство нанотехнологий, вызовут огромные изменения в экономической системе, что позволит практически реализовать концепцию устойчивого развития во всех её отраслях. Станет возможным создание нужного продукта из мусорных отходов человеческой деятельности. Стоит отметить, что нужный продукт — это понятие субъективное и присущее разному периоду времени, если мы сегодня высоко оцениваем золото, то завтра с приходом нанотехнологий, мы, возможно, не будем отдавать ему какое-либо предпочтение. Один из важнейших моментов социальных последствий любой НТР относится к преобразованию личности. Происходит оно в двух различных плоскостях: во-первых, изменение личностного элемента внутри научной, научно-технической или производственной деятельности; во-вторых, развитие человека во внепроизводственной сфере через создание новой жизненной среды [4].
Нравственно зрелая, духовно богатая творческая личность есть фундамент устойчивого развития мира. Устойчивость экономики, ее самодостаточность зависят от развития производительных сил, человеческих качеств, духовного потенциала общества. В определенном смысле можно сказать, что проблема устойчивого развития есть проблема человека: дальнейшее развитие общества может происходить только в условиях, когда человечество возьмет на себя ответственность не только за развитие самого общества, но и биосферы в целом.
Рефлексивно-критическое осмысление концепции устойчивого развития представляется важнейшим условием поддержания ее теоретической и практической ценности. Ценностный статус концепции устойчивого развития утвердится в обществе лишь тогда, когда она будет восприниматься как развивающаяся система представлений о гармонии мира, о целях и ценностях общественного развития.
На наш взгляд, устойчивое развитие это есть система следующих приоритетов:
– в экологическом отношении оно предполагает сохранение, пусть и не всей, но большей части природных ресурсов для настоящего и будущих поколений;
– в экономическом — позволяет осуществить переход к этически ориентированному рынку и воплотить идеи об эффективном, качественном развитии производительных сил;
– в социальном — добиться справедливого распределения ресурсов между всеми членами общества;
– в политическом — реализует принцип равных возможностей и предоставляет каждому альтернативные сценарии своего собственного будущего, отвечающие только социальной стороне их проявления;
– в духовном — означает отказ от идеалов общества потребления в пользу ценностей устойчивого развития;
– в техническом — предполагает такое развитие НТП, которое будет нацелено в сторону рационального использования ресурсов, и который будет рассматриваться как один из важнейших путей преодоления возможных экономических, политических, социальных и других кризисов.


Литература
1. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. — М.: Весь Мир, 2004. — 188 с.
2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. — М.: Культурная революция, Республика, 2006. — 269 с.
3. Борхардт Ю. Капитал. Квинтэссенция всех томов «Капитала» в одной книге. — М.: Либроком, 2012. — 400 с.
4. Дондокова Е.Б., Пильчинова Е.В. Научно-техническая революция в период формирования «новой экономики» // Вестник Восточно-Сибирского госуд. ун-та технологий и управления. — Улан-Удэ, 2013. — Вып. 2 — С. 99–104.
5. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. Н.Н. Любимова. — М.,: Гелиос АРВ, 2012. — 352 с.
6. Мантатова Л.В. Философия устойчивого развития // http://philosophy-sd.narod.ru/.
7. Мантатова Л.В., Мантатов В.В. Онтология устойчивого развития // http://www.baikal-center.ru/books/element.php?ID=1720.
8. Российская Федерация. Законы. О потребительской корзине в целом по Российской Федерации от 31.03.2006 № 44-ФЗ: федер. Закон. М.: (Утратил силу с 1 января 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 03.12.2012 № 227-ФЗ).
9. Фромм Э. Здоровое общество / The Sane Society (1955) / Пер. Т.В. Банкетовой.— М.: Аст, Хранитель, 2006. — 544 с.
10. Eric Drexler and Chris Peterson, with Gayle Pergamit. Unbounding the Future: the Nanotechnology Revolution. William Morrow and Company, Inc. — N.Y., 1991. — 116 р.
11. Schumacher. E. Small Is Beautiful: Economics as if People Mattered, 1973.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия