Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (2), 2002
ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ГУМИЛЕВА
ЕВРАЗИЙСТВО С ПОЗИЦИЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
(из интервью создателя теории этногенеза
журналу "Наш современник" - 1991 г., N 1)

Вообще меня называют евразийцем - и я не отказываюсь. Это была мощная историческая школа. Я внимательно изучал труды этих людей. И не только изучал. Скажем, когда я был в Праге, я встречался и беседовал с Савицким, переписывался с Г.Вернадским. С основными историко-методологическими выводами евразийцев я согласен. Но главного в теории этногенеза - понятия пассионарности - они не знали. Понимаете, им очень не хватало естествознания. Георгию Владимировичу Вернадскому как историку очень не хватало усвоения идей своего отца, Владимира Ивановича.
Когда мы говорим "история" - мы просто обязаны отметить или упомянуть, какая это история, история чего? Существует простое перечисление событий - это хроника; есть история экономическая, описывающая производство материальных благ; есть история юридическая, достаточно развитая в России в Х1Х веке, изучающая эволюцию общественно-политических институтов; есть история культуры, военного дела и так далее. Я занимаюсь этнической историей, которая является функцией природного процесса - этногенеза и изучает естественно сложившиеся несоциальные коллективы людей - различные народы, этносы. В чем принципиальное отличие этнической истории от исторических наук, изучающих социальные структуры? Этническая история от всех прочих отличается прежде всего дискретностью, прерывистостью. Происходит это потому, что сам процесс этногенеза (как впрочем, и всякий другой природный процесс) конечен и связан с определенной формой энергии, открытой нашим великим соотечественником В.И.Вернадским, - энергией живого вещества биосферы. Эффект избытка этой энергии у человека ваш покорный слуга назвал пассионарностью. Любой этнос возникает в результате определенного взрыва пассионарности, затем, постепенно теряя ее, переходит в инерционный период, инерция кончается, и этнос распадается на свои составные части....
....Этнос - долгоидущий процесс, определяемый тремя параметрами: пространственным (географическим ландшафтом), временем (изменение пассионарности от рождения до распада через определенную последовательность фаз) и контактным (взаимодействие с другими этническими системами, которое вызывает смещение, нарушение прямого процесса).
Продолжительность этногенетического процесса, если считать с инкубационным периодом жизни этноса в начале и с инерционным в конце - около полутора тысяч лет. Так же случилось и со славянами. В середине своего развития, в так называемой фазе надлома, они раскололись на отдельные племена и народы, хотя и продолжали ощущать свое единство, по-прежнему пользовались общепринятым языком. Но и языки, и культуры постепенно, но неуклонно расходились: чехи и поляки оказались католиками, сербы и болгары стали православными, но противниками Византии; языческие полабские славяне были покорены немцами, хотя до восемнадцатого века на берегах Эльбы говорили на славянских языках....
....Сама проблема разрыва этнической традиции, проблема этнических упадков потому и сложна, что нынешнее истолкование истории идет на уровне начала ХIХ века. В то время во всех науках господствовал прямолинейный механистический эволюционизм, ныне отброшенный даже в зоологии и замененный мутогенезом. Поскольку с таких позиций необъяснимы летальные исходы огромных цивилизаций, то виноватым в гибели, например, Римский империи, считали то варваров, то христиан, то рабов и рабовладельцев, но никак не самих римлян. А ведь причина гибели Римской империи и ее культуры гнездилась именно в них.
Римляне к 1V веку разучились воевать и даже защищаться. Достаточно вспомнить, что после разорения Рима вандалами в 455 году римляне обсуждали не как восстановить город, а как устроить цирковое представление: на большее они уже не были способны....
....Для того, чтобы разобраться, нужно брать историю на широком фоне. Легче, стреляя из винтовки, попасть в дом, чем в пятак, который приколочен на стене дома. Только тогда можно получить верные результаты, когда мы имеем достаточно обильный и широкий материал. Эта методика, которая одно время применялась в Западной Европе, уступила в наше время место узкой специализации. А узкая специализация не дает возможность сделать верный и убедительный вывод - так как нет сопоставления на широком фоне и мы не можем знать, случайно ли это совпадение или закономерно. В книге "Этногенез и биосфера Земли" я показал, что этногенез есть закономерность природы, а не случайностей социального развития. Но для того, чтобы открыть эту природную закономерность, мы должны изучать фактическую историю, как науку о событиях в их связи и последовательности....
....Мы можем поставить проблему: каким образом маленькое Московское княжество.... превратилось в ту Великую Русь, в наследии которой мы с Вами живем?.... Кто видел, знает сегодня о таких этносах, как мурома, заволоцкая чудь? А ведь заведомо известно, что никакого истребления этих племен, довольно многочисленных, не было. Они просто смешались с пришлыми суздальскими и тверскими славянами, выучили русский язык и вошли в состав русских. Мы видим, что велокороссы, как их было принято называть, или россияне, как их называют сейчас, - этнос, сложившийся из трех компонентов: славяне, угро-финны и татары, смесь тюрок с монголами... Образовался новый смешанный этнос, который никогда раньше не существовал. Здесь начало этногенеза - переход от инкубационного периода фазы подъема к его явному периоду. В результате получилось очень сильное этническое образование, в котором никогда не было вражды на национальной почве....
.....Мы стали одерживать победы именно с того момента, когда мы смешались. Впрочем, если подумать, выясняется, что все известные нам европейские этносы, да и азиатские тоже, возникли тем же способом...
...Следует отметить, что легкость завоевания Сибири была связана с тем, что ...русские в сибиряках видели людей равных себе и, если те подчиняются, - автоматически становятся равноправными членами сообщества, т.е. государства. Татары, сибиряки получали право, также как украинцы занимать любые должности, вплоть до самых высших...
.....Когда пришлось воевать с Польшей, то казаки, большая часть которых были потомками крещеных половцев, помогли эту войну не проиграть. Когда, одержавший много побед Карл Х11 дошел до Полтавы, он вынужден был принять бой, потому что данные его разведки сообщили ему, что хан Аюка с калмыцкой армией идет сражаться против него. Он принял бой, который проиграл, для того, чтобы не иметь дело с калмыками. Но когда война затянулась, правительство стало посылать калмыцких, башкирских и татарских всадников через лед Ботнического залива - это была легкая конница. Легкая в буквальном смысле слова - всадники были одеты в шубы, на небольших конях. Обычная тяжелая кавалерия провалилась бы под лед. Несколько таких походов в большой степени приблизили мир со Швецией, по которому России отходила вся Прибалтика и город Выборг....
.....Сегодняшние беды - неизбежный эпизод. Мы находимся в конце фазы надлома (если хотите - в климаксе), а это возрастная болезнь. Есть ли у нас шанс ее пережить? Да есть. И то, что в связи с перестройкой происходит полное изменение императивов поведения, - это может пойти на пользу делу и помочь нам выйти из кризиса. Но сама перестройка - лишь шанс на спасение. Мы должны прежде всего осознать традиционные границы - временные и пространственные - нашей этнической общности, четко понять, где свои, а где чужие. В противном случае мы не можем надеяться сохранить ту этносоциальную целостность, которую создавали наши предки при великих князьях и царях московских, при петербургских императорах. Если мы сумеем эту целостность сохранить, сумеем восстановить традицию терпимых, уважительных отношений к формам жизни близких нам народов - все эти народы останутся в пределах этой целостности и будут жить хорошо и спокойно.
Однако не исключена возможность, что при распаде, внешнем вторжении - военном или экономическом, когда у нас разрушится стиль нашей жизни, стереотипы поведения, изменится наша суперэтничекая ориентация - нас постигнет судьба арабского халифата. Там широкие межэтнические контакты происходили на суперэтническом уровне во всех областях жизни: в войске, на базаре и в гареме, даже в мечетях - сунниты, шииты, хариджиты, а вокруг них христиане, огнепоклонники, евреи, язычники всех оттенков и дуалисты-сарматы. Переизбыток этнической пестроты столь же опасен, как ее отсутствие: оптимальна мера внутри суперэтноса в границах ландшафтного региона, в нашем случае совпадающая с границами нашего государства.
Хочется думать, что судьба арабского халифата минует наше Отечество. Однако возможно это лишь в том случае, если мы не будем поддаваться уже испытанным соблазнам и благодушествовать как в разговорах о нашем национальном величии, так и в самобичевании по поводу нашей "отсталости" от Европы.
Что такое "отсталость"? Ведь это же просто разница возраста. И действительно, толчок, приведший к рождению Западноевропейского ("христианского") мира произошел в VIII веке нашей эры. Благодаря этой "отсталости", благодаря избыточным силам этнической молодости западноевропейцы и победили в конечном счете восточное православие в 1204 году, когда варварски ограбили Константинополь. Поскольку наш, "русский" пассионарный толчок имел место в ХIII веке, то по отношению к Европе мы действительно моложе на целых 500 лет, и это вещь вполне объективная.


(Материалы предоставлены Центром Этнологии им. Л.Н.Гумилева Санкт-Петербургского государственного университета. Ответственный руководитель Центра - Елена Владимировна Маслова).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия