Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Комилов С. Д.
заведующий кафедрой экономической теории Российского-Таджикского славянского университета (Душанбе),
доктор экономических наук, профессор

Саидов Ф. С.
заведующий отделом Центра стратегических исследований
при Президенте Республики Таджикистан,
кандидат экономических наук


НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В ТАДЖИКИСТАНE

В целях уменьшения экономического спада и стабилизации экономики с момента обретения независимости правительство республики начало реализацию Программы экономических реформ на 1995-2000 годы. Эту программу сменила экономическая программа по борьбе с бедностью и обеспечения экономического роста на период 1998-2004 гг.
Подписание Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане в 1997 году позволило правительству сконцентрироваться на реформах, направленных на стабилизацию макроэкономической ситуации и проведении ряда структурных преобразований, необходимых для создания основ рыночной экономики. Был достигнут существенный прогресс и в области контроля за темпами инфляции, и в области приватизации малых предприятий. В 1999 году начался процесс реструктуризации крупных предприятий. В сельском хозяйстве также стали проводиться более глубокие реформы и к началу 2003 года право пользования около 80% пахотных земель перешло в частные руки. Была завершена приватизация хлопкозаводов. Начала функционировать система казначейства. Реализовано соглашение о реструктуризации четырех крупнейших коммерческих банков.
Результатом осуществления этих реформ и создания более стабильного политического климата в стране стал существенный рост ВВП. Совокупный ВВП за период с 1997 по 2003 годы составил около 40%. За 2003 год ВВП вырос на 10,4%, а за пять месяцев 2004 года - на 10,8%. Однако из-за высокого темпа роста численности населения ВВП на душу населения увеличивается медленно. За 1998-2003 гг. практически не изменилась и структура ВВП: доля промышленности в нем составляет 22%, сельского хозяйства 26,4%, строительства 3,8%, торговли 20,2%, транспорта и связи 3.7%. Несмотря на относительные высокие темпы роста ВВП за последнее пять лет не изменилась и структура использования ВВП: расходы на конечное потребление составляют около 82 %, что ограничивает процесс расширенного воспроизводства .
Темпы роста ВВП Таджикистана за 1998-2002 гг. (1997 = 100%)
Источник: Государственный комитет статистики Республики Таджикистан. Статистический ежегодник, Душанбе, 2003.
Анализ результатов деятельности различных секторов народнохозяйственного комплекса в 1998-2003 гг. свидетельствует о том, что самые высокие среднегодовые темпы роста производства достигнуты в промышленности в основном за счет увеличения размеров производства алюминия и электроэнергии. Рост производства в аграрном секторе был обеспечен за счет увеличения объемов производства хлопка-сырца, картофеля и овощных культур. Среднегодовые темпы роста в торговом секторе были невысокими (2,2 %), несмотря на рост объемов производства продукции отраслей промышленности и сельского хозяйства. Это, прежде всего, связано с резким падением цен на хлопок-волокно и алюминий на мировом рынке за последние годы. Более благополучное положение существует в сфере оказания услуг (рост за 1998-2000 гг. - на 20,9 %). Оно достигнуто за счет развития внутреннего рынка и высоких темпов приватизационных процессов.
Рост производства промышленной продукции не повлиял на увеличение рабочих мест. Напротив, отмечается снижение уровня занятости в ее отраслях. В среднем каждый год в промышленности число занятых на производстве уменьшалось на 5,4 %. В целом за 1998-2000 гг. наблюдалось уменьшение числа рабочих мест во всем народном хозяйстве и только в 2001 году благодаря увеличению занятых в сельском хозяйстве общая занятость населения увеличилась на 2,3%.
В структуре занятости по всем отраслям народного хозяйства доля сельского хозяйства является очень высокой - более 66,6 % от общего числа занятых. Более того, за последние 4 года отмечается ее рост. Доля промышленности составляет всего 8,5 %, торговли - 3,7 % и сферы обслуживания - 4,0%. Процесс создания рабочих мест в промышленности, сфере обслуживания и торговли значительно отстает от потребностей страны и населения..
Достаточно высок уровень скрытой безработицы. Официальный уровень безработицы, по данным Госкомстата республики составил в 2003 году 2,5% от экономически активного населения, а уровень скрытой безработицы, а по расчетам специалистов Министерства труда достиг 11 - 15%. В период же сокращения объемов сезонных работ скрытая безработица достигает 33%.
Ощущается потребность в новых учреждениях, законах и регулирующих положениях, касающихся рынка труда. Ранее использовавшийся принцип "обеспечения всеобщей занятости" и положения закона "О занятости населения" сегодня уже устарели. На государственном уровне не сформулирована концепция занятости. Не хватает средств и кадров для сбора и анализа информации о рынке труда, не существует механизма по оценке рабочей силы, как на республиканском, так и на региональном уровне. Слабые финансовые возможности служб занятости, недостаточное их техническое оснащение и несовершенство законодательства не позволяют осуществлять эффективную политику на рынке труда.
Снижается общий уровень квалификации трудовых ресурсов. Профессиональная подготовка кадров осуществляется в рамках системы профессионально - технических училищ, но отсутствие бюджетных средств не позволяет учреждениям системы начального профобразования, лицеям и ПТУ осуществлять ремонт зданий, приобретать новую технику, машины и механизмы, оборудование, использовать новые технологии.
Относительно слабое развитие малого предпринимательства не позволяет и ему оказывать существенное влияние на создание рабочих мест. За последние пять лет количество малых предприятий в республике даже резко уменьшилось (на 44,4 %), соответственно количество работающих на них уменьшилось на 21,4%. Недостаточна развита инфраструктура, обслуживающая малый бизнес. Малый бизнес не имеет доступа к рынку капиталов.

Таблица 1
Динамика численности малых предприятий и занятых в них в 1998-2002 гг.
Показатели19981999200020012002
Число действующих малых предприятий19781575134211811215
В % к 1997 году90,472,061,454,055,6
Число работающих в действующих малых предприятиях, тыс. человек21,616,614,813,215,1
В % к 1997 году112,586,477,168,778,6
Источник: Государственный комитет статистики Республики Таджикистан. Статистический ежегодник, Душанбе, 2003.

Таджикистан имеет достаточно открытую экономику. Доля экспорта во внешнеторговом обороте в 2002 году составила более 50%. Несмотря на повышение в начале 1999 года импортных пошлин, последовавшее за вхождением Таджикистана в Таможенный союз стран СНГ, режим внешней торговли остается довольно свободным. Однако специализация на производстве хлопка и алюминия, на которые приходится две трети экспорта Таджикистана, ставит республику в большую зависимость от изменения мировых цен на эти виды продукции, приводит к значительным колебаниям в поступлениях в страну иностранной валюты. Колебания мировых цен на хлопок-волокно и алюминий создают большие проблемы и для производителей, и для правительства.
С первых дней обретения независимости Таджикистан имеет дефицит текущего платежного баланса и значительный объем внешнего долга. Несмотря на проведение, начиная с 1996 года, политики гибкого валютного курса, дефицит текущего платежного баланса в 1998 году составил около 9,3% ВВП. Правда, после кризиса 1998 года и обесценения таджикского рубля внешнеторговый дефицит страны сократился до 3,4% ВВП, но в основном за счет сокращения импорта. В 2000 и 2001 гг. дефицит текущего платежного баланса увеличился из-за засухи, повлиявшей на производство зерна, соответствующего увеличения импорта, а также роста цен на энергоносители и составил 6-7% ВВП.
Хотя за последние годы удалось многого достигнуть в области структурных реформ и стабилизации макроэкономической ситуации, уровень жизни большинство населения остается очень низким.

Таблица 2
Показатели среднемесячных доходов населения Таджикистана
Показатели19981999200020012002
Среднемесячный доход на 1 чел. в домохозяйствах (в сомони)7,2511,316,9024,326,69
Индекс потребительских цен (к 1997 г.), %143180,6230, 6314,7346,8
Среднемесячный доход на 1 чел. в домохозяйствах
с учетом изменения уровня цен (в сомони)5,076,447,327,728,05
с учетом изменения курса национальной валюты (к долл. США)9,319,409,2310,2411,5
Источник: Государственный комитет статистики Республики Таджикистан. Статистический ежегодник, Душанбе, 2003.

Бедность - понятие многоаспектное и во многом зависит от общего уровня развития страны. Каждая страна использует те или иные показатели в отношении бедности населения. И в Таджикистане различные организации дают разную информацию о масштабе бедности, поскольку исходят из разных ее определений.
Оценки бедности, полученные в результате социальных опросов и исследований, проведенных Всемирным Банком, Азиатским банком развития, международными и местными неправительственными организациями, государственными организациями в лице Государственного комитета по статистике, Министерства труда и социальной защиты населения, научно-исследовательскими институтами и отдельными исследователями, оказываются далеко не тождественными из-за различия подходов к определению глубины бедности. По результатам же семинаров, проведенных социально-инвестиционным фондом Таджикистана, в среднем в регионах страны более 60% граждан считают себя бедными.
Специалисты Министерства труда и социальной защиты населения в качестве показателя бедности используют данные о минимальной потребительской корзине, хотя в республике до настоящего времени законодательно такой показатель не установлен. Согласно расчетам данного министерства, в июне 2003 года минимальная потребительская корзина на одного человека определялась 193 сомони (примерно 64 долл.), а ее продовольственная часть - 104,2 сомони (34,6 долл.). Среднемесячная заработная плата в республике, между тем, может покрывать только 20,7% минимальной потребительской корзины и 38,3% ее продовольственной части. Продовольственная часть минимальной потребительской корзины на одного члена семьи составила 37,79 сомони (12,5 долл.) При средней заработной плате в 38,59 сомони (12,8 долл.) ее недостаточно для продовольственного обеспечения самого работника, не говоря уже о его семье. Более 80% работников не могут обеспечить минимальные продовольственные потребности семьи. Более 70% работающих в непроизводственной сфере получают в среднем меньше 15 сомони в месяц (около 5 долл.). Минимальная заработная плата, установленная правительством с 1 апреля 2003 года, составляет всего 5 сомони (1,7 долл.) и может обеспечить всего 7,1% минимальной продовольственной и 2,5 % общей потребительской корзины1 .
Результаты, полученные при общегосударственном обследовании уровня жизни населения, должны давать более полное представление о нем. При оценке уровня бедности по паритету покупательной способности (исходя из соотношения 1 доллар = 3,10 сомони) 65,4 % жителей республики окажутся бедными.
В принятой Правительством Республики Таджикистан Стратегии сокращение бедности однозначной оценки уровня бедности также не содержится. Она варьируется и бедными считаются от 17 до 97% населения в зависимости от разных критериев, разработанных различными международными и отечественными организациями.
Вместе с тем, необходимо отметить, что с улучшением экономического положения в республике сами определения бедности начали меняться. Такие показатели ее, как нехватка продуктов питания, одежды и жилья, переходят на второй или третий план. Появились новые оценки бедности в зависимости от места жительства.
Из общего анализа макроэкономической ситуации в Таджикистане можно сделать следующие выводы:
- с 1991 по 1998 гг. основные макроэкономические показатели вышли за рамки критических, но все еще являются низкими. По расчетам академиков Т.Н. Назарова, Н.К. Каюмова и Р.К. Рахимова, темпы ВВП должны превышать 10%-й рубеж;
- несмотря на экономический рост, наблюдается увеличения расходов на конечное потребление и уменьшение накапливаемой части ВВП;
- экономика республики сохраняет сырьевую направленность, экономический рост был достигнуть в основном за счет продажи алюминия и хлопка и повышение цен на них на мировом рынке;
- рост производства промышленной продукции не повлиял на увеличение рабочих мест, оно происходит по-прежнему за счет отраслей сельского хозяйства, имеющих самый низкий уровень заработной платы;
- режим внешней торговли остается довольно свободным, но специализация на производстве хлопка и алюминия ставит республику в большую зависимость от конъюнктуры мирового рынка;
- уровень жизни большинства населения остается очень низким.


1 По данным Министра труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия