Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (49), 2014
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Воронова В. С.
аспирант Финансового университета при Правительстве РФ (г. Москва)

Инновационная система Японии в условиях глобального финансово-экономического кризиса
В работе проанализировано современное экономическое положение Японии на мировой арене, рассмотрены основные проблемы, препятствующие выходу из стагнации, исследована роль технополисов, которые, посредством концентрации высококвалифицированных специалистов, активной работы высокотехнологичных компаний, мощной системы госзаказа, помогут выйти на новый инновационный путь развития экономики. Обосновано, что Япония, вопреки прогнозам экспертов, может избежать пессимистичного сценария, но, для улучшения экономической ситуации в стране, необходимы развитие и контроль национальной инновационной системы
Ключевые слова: Япония, Национальная инновационная система (НИС), технополис
ББК У9(5Я)0–551.1,0   Стр: 222 - 223

Обеспечение высоких темпов экономического роста — одна из ключевых задач, стоящих перед правительством Японии на протяжении двух последних десятилетий. На сегодняшний день, на фоне заметного ослабления иены, можно фиксировать постепенное выздоровление экономики Японии, значительное улучшение экономических показателей, стабилизацию монетарной политики, рост экспорта и потребительского спроса. Основная задача на ближайшую перспективу — достижение целевого показателя по инфляции на уровне 2% уже к концу 2014 года. Наблюдается рост ВВП, который в первом квартале 2013 года составил 4,3% в годовом исчислении. Уровень безработицы колеблется на уровне 4%. В целом правительство Японии, сосредоточившись на стратегии роста экономики, придерживается правильного курса, выдвигая на первый план такие вопросы, как: снижение государственного долга; ускоренное развитие экспорта; развитие программы выравнивания доходов и расходов бюджета путем увеличения налога с продаж; стимулирование частного инвестирования; направление расходов на социальные программы, научные разработки и образование; сокращение объема эмиссии ценных бумаг, что, в конечном итоге, поможет выйти стране из двадцатилетней дефляции. Однако международный опыт показывает, что высокие темпы подъема экономики можно достигнуть и путем скоординированных действий в сфере развития национальной инновационной системы (НИС).
Национальная инновационная система — «это сравнительно новый институт инновационной структуры общества. Он создает условия для непосредственного взаимодействия органов государства с научно-исследовательскими и деловыми организациями (фирмами, предприятиями, корпорациями) с целью воплощения знаний в таких инновациях, которые эффективны и для бизнеса, и для государства, и для всего общества» [3].
В последние семь лет, в условиях глобального финансово-экономического кризиса, развитие национальной инновационной системы Японии претерпевает значительные изменения. Если на рубеже XIX–XX веков, успешность инновационного развития Японии была обусловлена заимствованными западными технологиями, то, в результате нефтяного кризиса в 1970-х годах в целях обеспечения конкурентоспособности на мировых рынках и ориентации в этой связи на снижение издержек и инвестирование в исследования и разработки, Япония вынуждена была кардинально менять инновационную стратегию и сосредоточить усилия на фундаментальных исследованиях, разработке программ взаимодействия исследований частного и государственного сектора. Как показала практика, это был единственный верный путь для выхода экономики государства из стагнации.
Вероятнее всего, одним из факторов, стимулирующим эффективное инновационное развитие экономики Японии, является формирование полноценной инфраструктуры. Как правомерно утверждают российские ученые в области государственного регулирования бизнеса и предпринимательства, «из всех элементов инновационной инфраструктуры важнейшее значение имеют инновационные предприятия, специализирующиеся на освоении достижений науки и техники; поэтому постановка вопроса о массовом освоении инноваций вызывает необходимость проведения такой инновационной политики, которая способствовала бы появлению развитой сети подобных предприятий» [5].
Активное развитие собственных инновационных технологий Япония начала с середины 80-х годов, когда в целях ускорения научно-технического прогресса Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) Японии запустило масштабную программу по строительству «научных парков». На сегодняшний день нет четкого определения таких понятий, как «технополис», «технопарк», «научный парк» и т.д. Все эти термины объединяет их основная цель — это обеспечение непрерывного, успешно — функционирующего инновационного цикла для развития наукоемкого бизнеса путем предоставления возможности коллективного использования данной инфраструктуры предприятиям, специализирующимся на выпуске наукоемкой продукции. «Технополис — это целостная научно-производственная структура, созданная на базе отдельного города или в зоне большого города, в экономике которого важную роль играют технопарки и инкубаторы» [2]. «Сегодня под технополисом понимают особые компактно расположенные современные научно-производственные образования с развитой инфраструктурой, обеспечивающей необходимые условия для труда и отдыха, функционирования научно-исследовательских и учебных институтов (организаций), входящих в состав этих образований, а также их предприятий, компаний и фирм, производящих новые виды продукции на базе передовых наукоемких технологий» [1].
Одним из крупнейших технополисов в мире стала Силиконовая долина в Калифорнии в середине 1950-х годов, основная задача которой заключалась в выполнении военных заказов федерального правительства. Несмотря на то, что на сегодняшний день активное развитие технополисов можно наблюдать во всем мире: в России, Италии, Германии, Испании, Японии и т.д., — такой эффективной схемы инновационного развития как в Силиконовой долине не реализовано нигде. Все созданные в последующем технопарки являются аналогами Силиконовой долины.
При этом имеются существенные отличия японских «технопарков» от американских: 1. В Японии все технопарки строятся строго по инициативе государства и включены в систему государственного планирования. В условиях перехода к наукоемкой структуре промышленности одним из первых технопарков в Японии можно считать строительство Цукубы, который представляет собой большой город с жилыми районами, развитой инфраструктурой и построен исключительно за счет средств государственного бюджета.
2. Структура японских технопарков значительно сложнее, носит многоцелевой и комплексный характер. Каждый технополис разделен на три зоны:
● первая зона — концентрация научно-исследовательских центров и лабораторий, научных организаций и учебных заведений;
● вторая зона — промышленная (фабрики, заводы), где можно реализовывать научно-исследовательские разработки и изобретения;
● третья зона — жилой комплекс, где могут проживать родственники ученых и исследователей.
При строительстве технополиса необходимо учитывать еще один немаловажный фактор: территориальные диспропорции, которые «являются естественным явлением, характерным как для всей системы мировой экономики, так и для отдельных континентальных регионов и стран. В то же время в них имеются свои особенности. Если первоначально они обнаружились как результат различий географического положения, разных природных и климатических условий, характера и уровня развития производительных сил, то впоследствии, по мере цивилизационно-культурного прогресса и типа развития, избранного государствами, они обострились, либо, наоборот, существенно сгладились» [6].
В России на уровень американской Силиконовой долины и японского технополиса Цукуба может выйти только Сколково, который, в соответствии с действующим законодательством, представляет собой «совокупность инфраструктуры территории инновационного центра «Сколково» и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, в том числе путем использования этой инфраструктуры» [9]. Сколково представляет собой инструмент выхода на инновационный путь развития посредством создания принципиально новой площадки для разработки новых технологий. В настоящее время рассматриваемый инновационный центр только набирает обороты и начинает свое развитие, поэтому трудно пока прогнозировать что, в конечном итоге, мы получим. Однако данный инновационный центр не возник из крупного университета как Силиконовая долина и по территории не может представлять из себя огромный автономный технополис как Цукуба. Сколково — это создание инновационного центра принципиально нового формата.
Возвращаясь к проблемам Японии и исследуя дополнительные факторы, которые могут повлиять на развитие национальной инновационной системы, следует отметить, что в условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса Япония старается держать курс на инновационный путь развития страны путем модернизации экономического и технологического потенциала. Так, на саммите G8 премьер-министр Японии Синдзо Абэ сделал акцент на том, что, создавая новую экономическую политику «абэномику» [4], Япония сможет сыграть ключевую роль в мировой экономике.
На сегодняшний день разработана стратегия инновационного развития экономики Японии до 2025 года «Инновации 25» [8], которая, в условиях глобализации, представляет собой кардинально новый подход к построению национальной инновационной системы. Создание инновационной экономики невозможно без глобального восприятия обществом инновационного развития, понимания инновационной политики государства, что обусловило необходимость утверждения Советом по научно-технической политике «Общей стратегии научно-технологических инноваций» [7].
Таким образом, можно сделать вывод, что одним из инструментов инновационного развития экономики государства являются технополисы, которые, путем концентрации высококвалифицированных специалистов, активной работы высокотехнологичных компаний, мощной системы госзаказа, создания технопарков будут способствовать выходу на новый инновационный путь развития экономики и создадут конкурентоспособную национальную инновационную систему. При этом невозможно не согласиться с мнением Мильнера Б.З., который отмечает: «Парадокс современного постиндустриального общества состоит в том, что фундаментальная экономическая наука в странах, достигших успеха в области инновационного прогресса, до сих пор находится в плену ортодоксальных теорий, неадекватно описывающих особенности технологически прогрессирующей рыночной экономики» [3].
Сбалансированное сочетание высокотехнологичной промышленности и науки в виде технополисов стимулирует создание новых конкурентоспособных товаров и услуг, способствует появлению малых и средних инновационных предприятий, помогает подготовке молодых ученых, заинтересованных в сокращении цикла от возникновения инновационной идеи до выпуска нового товара. Как показывает мировая практика, для успешного функционирования российских технопарков необходимо, в первую очередь, создать четкую нормативно-правовую базу, способную контролировать функционирование технопарков; диверсифицировать риски для привлечения инвесторов; создать контрольный орган, отслеживающий целевое использование выделенных на технопарки ресурсов. «Для реализации Программы стратегического инновационного развития России на период до 2030 г. нужна активная позиция государства, выступающего в роли эффективного субъекта, направляющего страну на инновационные рельсы развития, формирующего соответствующую идеологию, которая бы возводила задачу перехода российской экономики к инновационной модели развития в ранг национальной идеи и обеспечивала тесный союз всех участников инновационного процесса — государства и бизнеса, сплоченных общей инновационной политикой» [5]. Однако, по нашему мнению, в условиях продолжающегося мирового финансового кризиса, не приходится говорить о готовности к вызовам глобализации.
Некоторые экспертные организации полагают, что к концу текущего 2014 года Япония потеряет лидирующие позиции по экономическим показателям, а к середине века, в связи с постепенным сокращением показателя рождаемости и, как следствие, сокращения рабочей силы, ухудшающихся экономических показателей и растущего объема госдолга, Япония не войдет в список даже десяти крупнейших экономик мира. На сегодняшний день госдолг вдвое превышает ВВП страны.
Однако, не стоит забывать, что Япония является крупнейшим в мире импортером нефти, угля, аудио и видео аппаратуры, а также лидером в экспорте продукции энергетического машиностроения, металлоизделий и транспортных средств. По мнению автора, если Япония сделает верные шаги на пути улучшения экономической ситуации в стране, такие, например, как развитие и контроль национальной инновационной системы, то, вопреки прогнозам экспертов, пессимистичного сценария можно избежать.


Литература
1. Грибов В.Д., Никитина Л.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 117 с.
2. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. 4-е изд. перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2014. — 371 с.
3. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 187 с. — (Научная мысль).
4. МИД Японии: главные темы саммита G8 — мировая экономика и занятость // Государственное информационно-аналитическое агентство Российской Федерации. Дата обращения: 15.01.2014г., Режим доступа: http://ria.ru/interview/20130614/943369314.html
5. Полетаев В.Э. Бизнес в России: инновации и модернизационный проект: Монография. — М.:ИНФРА-М, 2013. — 494 с.
6. Роль государственных программ в развитии моногородов: монография / Под ред. А.Н. Ряховской. — М.: Магистр: ИНФРА-М,2014. — 36 с.
7. Сираиси Такаси. Ограничение использования атомной энергии и необходимые меры по внедрению технологических инноваций. — Современный взгляд на Японию. — 2013, Дата обращения: 28.12.2013 г. Режим доступа: http://www.nippon.com/ru/editor/f00023/
8. Суворова А.В. Пространственные аспекты инновационной политики: зарубежный опыт. // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». — 2013. — № 8.
9. Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», Принят Государственной Думой 21 сентября 2010 года, Одобрен Советом Федерации 22 сентября 2010 года, http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12079043/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия