Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (49), 2014
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Гусейнов Э. К.
аспирант кафедры экономики природопользования и сервиса экосистем
Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики


Либерализация сферы услуг социальной защиты:
проблемы поддержки некоммерческих организаций
В статье проанализированы основные условия и перспективы либерализации сферы услуг социальной защиты. В качестве одного из направлений либерализации рассмотрены подходы к организации поддержки частного некоммерческого сектора
Ключевые слова: услуги социальной защиты, либерализация, некоммерческая организация, благотворительная деятельность, публичные услуги
УДК 351.862   Стр: 236 - 238

Очевидно, что перед социальным государством стоят такие задачи как: поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности (социальной группы); преодоление последствия ситуаций риска и кризиса в жизни граждан; обеспечение гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения; предоставление равных стартовых условий для всего населения и т.д.
Т.е. можно говорить о том, что государство должно предоставлять всему населению определенные услуги с целью повышения (поддержания) приемлемого качества жизни, которые, как правило, в литературе обозначаются термином «социальные услуги». Однако, до сих пор не сложилось окончательного мнения относительно этого понятия. В одних исследованиях социальные услуги тождественны услугам системы социального обслуживания социально уязвимых категорий граждан, в других они включают в себя также услуги отраслей социальной сферы (образования, здравоохранения, ЖКХ, культуры и т.д.). Некоторые специалисты полагают, что к социальным услугам можно отнести любую деятельность, имеющую выраженную социальную направленность (строительство дорог, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций).
По мнению автора, данные трактовки не совсем точно отражают функцию государства, социальных институтов и всего общества по обеспечению населения жизненными благами в соответствии с его потребностями, в том числе индивидуальными, в конкретный период времени. Сегодня представляется целесообразным из категории «социальные услуги» выделить отдельную категорию «услуги социальной защиты», которые можно определить как комплекс действий, производимый органами государственной (муниципальной) власти и другими специальными институтами и организациями по обеспечению предоставления населению оптимальных жизненных условий, удовлетворению общественных потребностей различного характера в соответствии с общими и специфическими правами личности, преимущественно на бесплатной основе при соблюдении баланса бюджетного и частного финансирования.
Услуги социальной защиты можно классифицировать по множеству признаков:
1. По функциональной направленности: социально-экономические; социально-медицинские; социально-психологические; социально-педагогические; социально-бытовые; культурно-досуговые; оказание социально-правовой помощи; консультирование; социальное сопровождение; социальная реабилитация и т.д.
2. По объекту получения: услуги, предоставляемые инвалидам; услуги, предоставляемые пожилым людям; услуги, предоставляемые детям, оставшимся без попечения родителей; услуги, предоставляемые безработным; услуги, предоставляемые гражданам с доходом ниже прожиточного минимума и т.д.
3. По платности: бесплатные; частично оплачиваемые; платные.
4. По используемому подходу: категориальные; групповые; индивидуальные.
5. По источнику финансирования: страховые; бюджетные; частные и т.д.
В статье услуги социальной защиты классифицированы по признаку гарантированности:
1. Базовые услуги социальной защиты, оказываемые в рамках реализации регламентированных государственных (муниципальных) функций. Отметим основные признаки таких услуг: -оказываются, как правило, посредством реализации социальных программ (ФЦП, РЦП, национальные проекты и т.д.); -оказываются исключительно за счет бюджетных средств; -оказываются только законодательно установленным незащищенным категориям граждан; — оказываются преимущественно государственными (муниципальными) учреждениями; -оказываются на основе использования категориального подхода; -перечень данного вида услуг нормативно регламентирован и является закрытым.
По мнению автора, такие услуги должны отвечать признакам публичных услуг, указанных в Генеральном соглашении по торговле услугами ВТО (GATS), (Маракеш, 1994 г.): а) оказание публичных услуг на некоммерческой основе; б) оказание публичных услуг не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг.
2. Дополнительные услуги социальной защиты — это услуги, предоставляемые вне реализации базовых государственных (муниципальных) функций. К признакам таких услуг можно отнести следующее: -список таких услуг не ограничен; -при формировании и оказании услуг используется индивидуализированный подход; -могут быть оказаны как за счет средств бюджета, так и за счет частных средств; -могут быть бесплатными, частично оплачиваемыми или платными.
Таким образом, построение системы дополнительных услуг социальной защиты характеризуется многосубъектностью, многообъектностью и расширенным количеством направлений деятельности.
Сегодня государство активно ищет новые механизмы предоставления услуг социальной защиты, что обусловлено:
● появлением, в связи с глубоким социально-экономическим кризисом большого числа лиц, нуждающихся в услугах социальной защиты;
● неизбежностью регламентации и стандартизации государственных и муниципальных услуг в сфере социальной защиты;
● потребностью в создании эффективной системы взаимодействия между органами власти и обществом;
● необходимостью оптимизации функций органов власти в сфере социальной защиты;
● появлением новых поставщиков услуг социальной защиты (участие негосударственных организаций в предоставлении государственных (муниципальных) услуг) — потребностью в расширении и повышении качества и доступности услуг социальной защиты;
● желательностью развития новых форм оказания и финансового обеспечения услуг социальной защиты (реструктуризации бюджетного сектора);
● необходимостью повышения эффективности распределения бюджетных средств в сфере социальной защиты;
● неизбежностью совершенствования системы государственных закупок услуг социальной защиты;
● перспективностью использования бюджетирования, ориентированного на результат;
● необходимостью формирования системы мониторингов (исполнения бюджетного задания, качества услуг);
● императивностью формирования эффективных мер противодействия коррупции в социальной сфере.
Одним из перспективных механизмов, по мнению органов власти РФ, представляется интеграция частного некоммерческого сектора в государственную (муниципальную) систему социальной защиты.
Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере социальных услуг является одним из приоритетных направлений. В рамках реализации данного направления предполагается, в частности, преобразовать большинство государственных (муниципальных) учреждений, которые оказывают услуги пожилым гражданам и инвалидам в некоммерческие организации при условии привлечения их к выполнению государственного (муниципального) заказа по оказанию социальных услуг на конкурсной основе.
В Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации (2009 г.), благотворительность и добровольчество позиционируются как важнейший ресурс развития общества, способствующий повышению инновационности социальной деятельности, и позволяющий дополнить бюджетные источники, а также привлечь в социальную сферу добровольцев.
То есть, сегодня идет смещение социальной политики в сторону либерализации.
По мнению автора, передача полномочий по оказанию базовых услуг социальной защиты негосударственным, в том числе некоммерческим организациям, является достаточно рискованным и трудоемким процессом, требующим перестройки всего механизма реализации социальной политики.
Более перспективной такая передача видится именно для дополнительных услуг социальной защиты, поскольку посредством расширения числа участников и привлечения и аккумулирования ресурсов позволит не только значительно повысить качество и расширить количество предоставляемых услуг, но и увеличить численность получателей таких услуг.
Условиями либерализации сферы услуг социальной защиты являются:
● обязательность контроля за целевым использованием финансовых средств и имущества;
● адекватность деятельности участников, т.е. отражение интересов общества при организации привлечения негосударственных организаций;
● постоянный мониторинг и контроль за процессом оказания услуг;
● системность, непрерывность и долгосрочность участия некоммерческого сектора;
● наличие общественного контроля за деятельностью организаций, предоставляющих услуги социальной защиты;
● недопущение коррупционных преступлений в сфере услуг социальной защиты;
● недопущение конфликта интересов;
● развитие конкуренции среди поставщиков услуг социальной защиты;
● самостоятельность в организации деятельности негосударственных организаций;
● корпоративность и солидарность в деятельности организаций, оказывающих услуги социальной защиты;
● гласность в функционировании сферы услуг социальной защиты;
● профессионализм участников процесса оказания услуг социальной защиты;
● эффективность процесса оказания услуг социальной защиты (д.б. достигнуты бюджетные, социальные и экономические эффекты);
● обязательность общественного контроля за деятельностью организаций, оказывающих услуги социальной защиты;
● наличие государственных гарантий поддержки организаций, оказывающих услуги социальной защиты.
Некоммерческие организации, оказывающие услуги социальной защиты могут быть созданы в формах: религиозной организации (объединения); некоммерческого партнерства; учреждения; автономной некоммерческой организации; социального, благотворительного и иного фонда; ассоциации, союза и т.д.
Выделим основные виды деятельности некоммерческих организаций, оказывающих (способных оказывать) услуги социальной защиты:
I. Без ожидания прибыли:
— выполнение государственного (муниципального) заказа. Данный вид предполагает выполнение государственных (муниципальных) функций по оказанию услуг социальной защиты путем бюджетного субсидирования через систему государственного (муниципального) заказа.
— фандрайзинг (аккумулирование и расходование частных средств). Данный вид деятельности предполагает функционирования НКО как субъекта привлечения и расходования частных средств без финансового вознаграждения (исключительно на цели, связанные с оказанием услуг социальной защиты). Здесь могут быть использованы такие механизмы как благотворительность, краудфандинг, участие в социальных проектах и т.д.;
II. С ожиданием прибыли:
— социальное предпринимательство. Данный вид предполагает ведение НКО экономической деятельности с участием социально-незащищенных категорий граждан и в интересах потребителей услуг социальной защиты, доходы от которой направляются исключительно на социальные цели. Здесь могут быть использованы такие механизмы, как: производство, прокат специальных материальных, технических, информационных средств для нуждающихся категорий граждан; помощь в реализации права на труд определенных категорий граждан; организация различных организаций-поставщиков услуг для нуждающихся;
— социальное инвестирование. Данный вид предполагает участие в социальных проектах с ожиданием как социального, так и экономического эффекта путем инвестирования средств жертвователей через управляющую компанию, эндаумент-фонды (сумма дарения и прибыль эндаумент-фонда освобождены от налога на прибыль). Здесь также могут быть применены механизмы краудинвестинга.
По нашему мнению, НКО, оказывающие услуги социальной защиты, должны стремиться к ведению различных видов деятельности с использованием традиционных и новых механизмов, поскольку только в этом случае их функционирование будет приносить как социальные, так и экономические эффекты для всех участников сферы услуг социальной защиты.
Очевидно, что развитие НКО в сфере услуг социальной защиты невозможно без государственной поддержки, направленной на: формирование нормативно-правового и организационно-финансового обеспечения устойчивой, открытой и конкурентной системы поддержки; развитие инфраструктуры, расширение масштабов и повышение эффективности предоставления имущественной, экономической, информационной, образовательной и консультационной поддержки НКО; формирование эффективных механизмов стимулирования производства услуг социальной защиты, предоставляемых НКО, включая расширение масштабов инновационных проектов в социальной сфере; повышение уровня квалификации сотрудников НКО, содействие в повышении эффективности и профессионализма деятельности НКО; создание стимулов развития и достижения результативности в расширении добровольческого участия граждан в деятельности НКО и увеличении благотворительных пожертвований частных лиц и организаций; создание системы исследований и мониторинга состояния среды НКО, их потенциала и результативности для формирования проблемно-ориентированных и результативных программ поддержки НКО в регионах; создание системы информационного сопровождения и популяризации социально ориентированной деятельности; расширение и обеспечение информированности населения о деятельности НКО; обеспечение прозрачности, информационной открытости и общественной оценки приоритетов, конкурентных механизмов и результатов государственной системы поддержи НКО.
Государственная поддержка НКО в сфере услуг социальной защиты должна основываться на следующих принципах:
● приоритет повышения качества жизни общества путем расширения номенклатуры, увеличения объемов, повышения качества и доступности услуг социальной защиты;
● недопущение разрушения государственной системы социальной защиты;
● предоставление государственной поддержки НКО сферы социальной защиты на условиях конкурсного отбора;
● равная доступность государственной поддержки для всех НКО;
● ориентация на обеспечение частичного самофинансирования:
● общественная эффективность деятельности НКО;
● предпочтение НКО, ведущих различные виды деятельности (не только выполнение государственных функций);
● гарантии для НКО законодательной инициативы;
● комплексность и системность государственной поддержки НКО;
● информационная открытость процесса поддержки НКО;
● формирование системы сотрудничества между различными участниками сферы услуг социальной защиты;
● применение интегрированного подхода, позволяющего стратегически связать направления, программы и проекты государственной поддержки НКО;
● дополнительность (недопустимость превышения бюджетного финансирования сферы социальной защиты над частным);
● гибкость (возможность оперативно реагировать на изменения);
● направленность на решение наиболее острых задач сферы услуг социальной защиты.
В силу особой общественной значимости социальных услуг, упразднение государственной системы их представления невозможно, однако, привлечение НКО к процессу оказания услуг при разумном регулировании и обязательной регламентации способно увеличить социально-экономический эффект социальной политики.
В заключение отметим, что либерализация сферы услуг социальной защиты путём привлечения негосударственных организаций может стать перспективным направлением государственной социальной политики.


Литература
1. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // http://base.garant.ru/104232/ Дата обращения 01.03.2014
2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (действующая редакция от 01.09.2013) // http://www.consultant.ru/popular/nekomerz/ Дата обращения: 01.03.2014
3. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // http://docs.cntd.ru/document/902130343 Дата обращения: 01.03.2014
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р «Об одобрении Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации» //http://docs.cntd.ru/document/902169102 Дата обращения: 01.03.2014.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия