Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Мотидзуки К.
почетный профессор Университета Хоккайдо

К РАСШИРЕНИЮ ЯПОНО-РОССИЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

В дальневосточном регионе России появляется все больше свидетельств быстрого расширения японо-российских экономических связей, торговли с Японией и повышения инвестиционной активности японских компаний. Среди причин можно назвать заинтересованность Японии в строительстве нефтепровода из Восточной Сибири до Находки, а также рост товарооборота в связи с реализацией нефтегазовых проектов на шельфе Сахалина.
Предложение о строительстве восточносибирского нефтепровода было выдвинуто Японией в январе 2003 г. 3 июля 2004 г. газета "Хоккайдо Синбун" сообщила : "Российская сторона отказалась от маршрута на г. Дацин (КНР), и с начала следующего года начинает строительство линии на Находку. До завершения строительства нефть будет перевозится по Транссибирской железной дороге. Экспорт нефти начнется с 2006 г. Первоначальный его объем составит 10 млн. т в год, но долгосрочной целью является наращивание поставок до 80 млн. т". Ранее предполагалось, что начало экспорта нефти при самых благоприятных условиях возможно не ранее 2010 года.
Приняты следующие конкретные решения : во-первых, о пересении начального пункта из Ангарска в Тайшет, откуда будет проложен трубопровод к северному берегу Байкала (около 1000 км); во-вторых, о строительстве перевалочного терминала для загрузки нефти в железнодорожные цистерны; в-третьих, об одновременном возведении нефтеналивного танкерного пирса в конечном пункте (бухте Перевозная, Приморский край, около 50 км от Владивостока). От начала строительства до поставки первой партии на экспорт пройдет полтора года. Длина всего нефтепровода достигнет 4180 км. Общая стоимость строительных и проектно-изыскательских работ составит примерно 12 млрд. долл. (1,3 трлн. иен). Японское правительство уже заявило российской стороне о финансовой поддержке проекта. Предполагается, что в ходе его реализации производство нефти в Восточной Сибири возрастет до 80 млн. т в год, из которых 60 млн. будут экспортироваться в Японию.
С учетом этого обстоятельства, на основе имеющейся статистики, попробуем определить, каких объемов достигнут японо-российские экономические связи.
1. Добыча и экспорт нефти в России.
Добыча нефти в России в 2003 г. составила 420 млн. т. Если прибавить предполагаемый ее прирост за счет Восточной Сибири (80 млн. т), то общая добыча достигнет 500 млн. т - увеличится на 19 %. Экспорт нефти в 2002 г. равнялся 156 млн. т (кроме СНГ). С учетом прогнозируемых поставок в Японию эта цифра вырастет до 216 млн. т, или на 38,5 %. Стоимость нефтяного экспорта, соответственно, изменится с 25,3 до 35 млрд. долл. (при цене 162,2 долл. за тонну).
2. Доля дальневосточных регионов в экспорте.
В 2001 г. через дальневосточные порты РФ экспортировалось нефти и нефтепродуктов на сумму 0,78 млрд. долл. Строительство нефтепровода на Находку доведет данный уровень до 10,5 млрд. долл., т.е. увеличит экспорт сразу в 13 раз. Это составляет треть нынешних объемов экспорта товаров данной группы за пределы СНГ (36,1 млрд. долл., включая нефть - 25,3 млрд. и нефтепродукты - 10,8 млрд. долл.). Кроме того, к 2010 году расширится экспорт углеводородов с шельфа Сахалина, так что приведенные показатели наверняка будут превышены. Возможный прирост экспорта за счет сахалинской (и каспийской) нефти в наших расчетах не учтен. Тем не менее, можно уверенно заявить, что роль дальневосточного направления, в том числе в портовом хозяйстве России, заметно возрастет.
3. Влияние на японо-российскую торговлю.
Российский экспорт в Японию, по данным японской статистики, в 2003 г. составлял 4,2 млрд. долл. Добавочные 6 млн. т нефти доведут эту цифру до 13,9 млрд. долл. (рост в 3,3 раза). Общий товарооборот увеличится с нынешних 5,9 до 15,7 млрд. долл. (в 2,6 раза). Кроме этого, строительство нефтепровода длиной св. 4000 км позволит расширить продажу японских труб, строительных машин и потребительских товаров для рабочих. Поставки названных видов продукции из Японии на Сахалин, где разворачивается освоение шельфа, начали расти уже с прошлого года. Следовательно, энергетические проекты и прямо, и косвенно окажут на двустороннюю торговлю серьезнейшее воздействие.
4. Японские инвестиции в России и их концентрация на ее Дальнем Востоке.
В 2003 году накопленный объем японских вложений в экономику России составил 1,9 млрд. долл. (из них 1,4 - прямые инвестиции). Это всего лишь 3,3 % от общего объема аккумулированных Россией зарубежных капиталов (57 млрд. долл.) и 19 % от сумм, вложенных Германией (10,2 млрд. долл. - первое место среди зарубежных инвесторов). Однако ситуация в России меняется буквально каждый год, особенно в области прямых инвестиций. В 2003 г. на первом месте среди инвесторов находился Кипр (0,84 млрд. долл. или 12,3 %), на втором - Япония (0,82 млрд. долл. или 12 %). Затем шли Голландия (0,73 млрд. долл. или 11 %), Великобритания (0,67 млрд. долл. или 9,9 %) и Германия (0,66 млрд. долл. или 9,8 %). В накопленных же прямых инвестициях на Японию приходится весьма значительная часть, а удельный вес остальных стран оказывается сравнительно небольшим. Например, доля Великобритании не достигает и 1/10 от японского показателя. Очень важно, что все японские прямые инвестиции направляются на Дальний Восток России. Кроме прямых инвестиций в японских капиталовложениях присутствуют также "прочие" (торговые кредиты, займы государственных и частных финансовых организаций и т.д.), но их роль относительно невелика (0,15 млрд. долл. в 2003 г.).
Дальневосточный федеральный округ РФ в 2003 г. сумел привлечь 2,85 млрд. долл. зарубежных вложений. Среди них прямые инвестиции составили 2,09 млрд. долл. (73,5 %), портфельные - 0,01 (0,4 %) и прочие - 0,74 млрд. (26,1 %). Среди стран-инвесторов первое место занимала Япония (29 %), за ней с большим отрывом следовали США (3,6 %), Китай и Корея (по 0,5 %). 96 % прямых инвестиций Японии (0,78 млрд. долл.) было направлено в Сахалинскую область. Кроме этого, 3,2 % японских капиталов получил Приморский край, 0,8 % - Камчатская область, по 0,2 % - Хабаровский край и Магаданская область.
Японские прямые инвестиции растут стремительно. Если в 2002 г. рост составил 28 % по сравнению с предыдущим годом, то в 2003 г. - увеличение уже в 3,1 раза. В японо-российской торговле наблюдается та же тенденция. За год двусторонний товарооборот (5,98 млрд. долл.) вырос на 42 %, в т.ч. японский экспорт (1,76 млрд. долл.) на 87 %, а импорт (4,21 млрд. долл.) - на 28 %. С той же скоростью развивается и дальневосточная торговля РФ. Оборот между Дальневосточным федеральным округом и Японией в прошлом году достиг 1,32 млрд. долл. и увеличился на 37 %, а японский экспорт вырос сразу в 2,6 раза.
Все это хорошо иллюстрирует особенности японской инвестиционной активности, а именно: быстрый рост и высокую долю прямых вложений и их концентрацию на Дальнем Востоке, а конкретнее - в сахалинских шельфовых проектах. Совсем недавно россияне говорили, что Япония богатая страна, но неохотно вкладывает в экономику России. Сейчас с цифрами в руках можно утверждать, что это не так, особенно в области прямых инвестиций и внимания к Дальневосточному региону.
5. Трубопровод на Находку и его влияние на инвестиционную деятельность Японии.
Японская сторона намеревается вложить в проект около 10 млрд. долл. Это будет означать, что нынешний объем накопленных японских инвестиций вырастет с 1,3 до 11,3 млрд. долл. По данному показателю Япония примерно в 5 раз обгонит нынешнего лидера, Германию (2,5 млрд. долл.). Следовательно, в ходе реализации проекта серьезно возрастет значимость Японии, как страны-инвестора. Особенно важную роль это сыграет в развитии соседнего с Японией региона России.
6. Большой вклад в обеспечение энергетической безопасности Японии.
Как известно, долгосрочной целью энергетической политики Японии является уменьшение зависимости от нестабильного Ближнего и Среднего Востока. В настоящее время доля поставок нефти из этого региона достигает 85 %. Годовой объем японского импорта нефти составляет примерно 200 млн. т. Если удастся обеспечить ежегодную поставку 60 млн. т через Находку, зависимость от арабских стран снизится до 60 %.
Итак. Быстрое расширение японо-российского экономического сотрудничества связано с осуществлением двух названных энергетических проектов и основано на торговле ресурсами. В 70-х годах экономическая политика Японии в отношении СССР точно также была направлена на снижение зависимости от аравийской нефти и содействие развитию Дальнего Востока. Сейчас повторяется история двусторонних отношений тридцатилетней давности. Но достигнутый уровень экономического сотрудничества, по сравнению с имеющимися возможностями, пока невысок. Тем не менее, каждая из наших стран все более активно взаимодействует с партнером. Важно не останавливаться и продолжать совместные усилия, которые только начинают приносить заметные результаты.


Литература
1. Бюллетень Общества торговли с Россией и Восточной Европой. - 2004. - апрель.
2. Бюллетень оперативной информации Общества по торговле с Россией и Восточной Европой. - 2004. -15 мая
3. Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат, 2003.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия