| | Проблемы современной экономики, N 1 (49), 2014 | | ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА | | Бражник М. В. доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы приведения системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации в период марта — мая 1994 года | Ключевые слова: агропромышленный комплекс Российской Федерации, проведение весеннего сева и уборки урожая 1994 года, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, Департамент пищевой и перерабатывающей промышленности, рациональное использование охотничьих ресурсов, Департамент ветеринарии, Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам социального развития села, Государственная хлебная инспекция, охрана селекционных достижений | УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32–2я 73 Стр: 261 - 266 | Предлагаемая Вашему вниманию статья посвящена вопросам приведения системы и структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом в Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации в период марта — мая 1994 года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1994 г. № 329-р [64] (утратило силу [54]. — М.Б.) в целях повышения эффективности принимаемых управленческих решений, оперативного рассмотрения вопросов и подготовки предложений была создана Комиссия Правительства РФ по проведению весеннего сева и уборки урожая 1994 года под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения населения страны, и определен ее персональный состав. Данным распоряжением было также утверждено Положение о Комиссии Правительства Российской Федерации по проведению весеннего сева и уборки урожая 1994 года.
Утвержденным Положением было определено, что Комиссия Правительства Российской Федерации по проведению весеннего сева и уборки урожая 1994 года (Комиссия) образована в целях:
— координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению своевременного и высококачественного проведения весеннего сева, ухода за посевами, уборки урожая, заготовки кормов и сохранности урожая 1994 года, а также организации контроля за использованием сельскохозяйственных угодий всеми землепользователями, внедрением индустриальных и ресурсосберегающих технологий;
— обеспечения своевременной поставки селу промышленными предприятиями материально-технических ресурсов (горюче-смазочных материалов, запасных частей, шин, аккумуляторов, семян, транспортных средств, машин и оборудования, минеральных удобрений и средств защиты растений) согласно заключенным договорам.
Положением были также определены общие функции Комиссии, специфика организации ее работы, периодичность проведения и состав заседаний, порядок подготовки материалов для рассмотрении на Комиссии, а также порядок оформления решений Комиссии и степень обязательности их выполнения.
В течение первого квартала 1994 года было проведено формирование Аппарата и рабочих органов Государственной Думы Федерального Собрания — парламента Российской Федерации. При этом в числе профильных комитетов был образован Комитет по аграрным вопросам, что было закреплено статьей 17 главы 4 «Комитеты и комиссии Государственной Думы» раздела I «Внутреннее устройство и органы Государственной Думы» Регламента Государственной Думы Федерального Собрания, принятого постановлением от 25 марта 1994 года № 80–1 ГД (Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, 1994, № 3, ст. 160) (с дополнениями и изменениями, внесенными постановлениями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 апреля 1994 года № 92–1 ГД (Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, 1994, № 4, ст. 202); постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 апреля 1994 года № 93–1 ГД (Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, 1994, № 4, ст. 203); постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 июня 1994 года № 146–1 ГД (Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, 1994, № 6, ст. 296 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 14, ст. 1541 [57]); постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 июля 1994 года № 183–1 ГД (Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации, 1994, № 8, ст. 355 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 14, ст. 1544 [19])) [69, с. 312 — 399, с. 321] (утратило силу [52]. — М.Б.), с последующими изменениями и дополнениями [25; 20; 26; 21; 16; 17; 29; 27; 30; 8; 31; 28; 9; 11; 10] (также утратили силу [52]. — М.Б.).
Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. № 317 «Вопросы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» [3] с последующими изменениями [4; 41; 5; 22; 6; 7; 50; 34; 6; 7; 50; 35; 15; 1; 14; 49; 23; 24; 50] была установлена предельная численность работников центрального аппарата Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в количестве 1575 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) с годовым фондом оплаты труда в размере 4143,6 млн рублей (данное положение утратило силу [5; 22; 6; 7; 50; 34; 6; 7; 50; 35; 15; 1; 14; 49; 23; 24; 50]. — М.Б.).
Также данным постановлением было принято предложение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации об образовании в составе его центрального аппарата Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности, Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов и Департамента ветеринарии (данное положение утратило силу [34; 6; 7; 50; 35; 15]. — М.Б.). Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации данным постановлением было поручено в месячный срок утвердить положения о Департаменте пищевой и перерабатывающей промышленности, Департаменте по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов. Данным постановлением было установлено, что Департамент ветеринарии действует на основании Положения, утвержденного постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 16 ноября 1993 г. № 1162 «Об утверждении Положения о Департаменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» [63].
Кроме того, данным постановлением (в его первоначальной редакции. — М.Б.) Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации было разрешено иметь 8 заместителей Министра (с 27 мая 1996 года — 9 заместителей Министра [41]. — М.Б.), в том числе двух первых (с 27 мая 1996 года — трех первых [41]. — М.Б.), и коллегию в количестве 19 человек (с 6 сентября 1995 года — 20 человек [4; 5; 22; 6; 7; 50; 34; 6; 7; 50; 35; 15; 1; 14; 49; 23; 24; 50]. — М.Б.) (данное положение утратило силу [5; 22; 6; 7; 50; 34; 6; 7; 50; 35; 15; 1; 14; 49; 23; 24; 50]. — М.Б.).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1994 г. № 465-р [65] (утратило силу [60]. — М.Б.) под руководством первого заместителя Министра экономики Российской Федерации была создана рабочая группа для подготовки предложений по организации оптовых продовольственных рынков, формированию и финансированию федеральных и региональных продовольственных фондов в 1994 году и определен ее персональный состав. Данным распоряжением созданной рабочей группе было поручено в срок до 30 апреля 1994 г. представить в Правительство Российской Федерации предложения о необходимых финансовых ресурсах для формирования федеральных и региональных фондов зерна и продовольствия и в двухмесячный срок — по развитию продовольственных оптовых рынков.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 г. № 495-р [66] (утратило силу [43]. — М.Б.) были внесены изменения в состав Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам социального развития села, утвержденный постановлением Совета Министров от 15 марта 1993 г. № 227 «О Комиссии Совета Министров — Правительства Российской Федерации по вопросам социального развития села» [37] (утратило силу [43]. — М.Б.).
Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1994 г. № 349 «Вопросы Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации» [2] (утратило силу [32; 61; 33; 62]. — М.Б.) на Государственную хлебную инспекцию при Правительстве Российской Федерации были возложены:
— осуществление контроля за качеством, рациональным использованием зерна, продуктов его переработки и семян масличных культур у товаропроизводителей, а также на хлебоприемных, зерноперерабатывающих предприятиях, в других хозяйствах и организациях, осуществляющих операции с этими видами продукции;
— разработка предложений для формирования государственной политики по вопросам повышения качества зерна, продуктов его переработки и семян масличных культур. Контроль за качеством и сохранностью государственного и оперативных резервов зерна и продуктов его переработки;
— осуществление надзора и решение в пределах своей компетенции спорных вопросов по качеству зерна, продуктов его переработки, семян масличных культур, используемых внутри страны и при внешнеторговых операциях;
— проведение обязательного государственного инспектирования качества зерна, продуктов его переработки и семян масличных культур, поставляемых на экспорт, в районы Крайнего Севера, военным и приравненным к ним потребителям, а также поступающих по импорту, с выдачей соответствующих сертификатов.
Постановлением было определено, что сертификаты и заключения о качестве зерна, продуктов его переработки и семян масличных культур, выдаваемые Государственной хлебной инспекцией при Правительстве РФ и ее органами, являются обязательными для всех юридических и физических лиц.
Постановлением устанавливалась предельная численность работников центрального аппарата Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации в количестве 40 человек (без персонала по охране и обслуживанию зданий), работников ее территориальных органов и центральной республиканской лаборатории в количестве 1600 человек. Было определено, что финансирование расходов на содержание центрального аппарата Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание центральных органов федеральной исполнительной власти, а на содержание ее территориальных органов и центральной республиканской лаборатории — за счет средств федерального бюджета по разделу «Народное хозяйство» и внебюджетных источников.
Кроме того, постановлением было установлено, что Государственная хлебная инспекция при Правительстве Российской Федерации возглавляется начальником Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ — главным государственным хлебным инспектором Российской Федерации. Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ разрешалось иметь трех заместителей начальника, в том числе одного первого.
Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ поручалось по согласованию с Министерством юстиции РФ и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в 2-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации проект положения об инспекции.
В связи с образованием Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ была упразднена Государственная хлебная инспекция бывшего Комитета по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов. Государственная хлебная инспекция при Правительстве РФ объявлялась правопреемником Государственной хлебной инспекции бывшего Комитета по хлебопродуктом Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 390 «Об образовании Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений» [58] в соответствии с Законом Российской Федерации от 6 августа 1993 г. № 5605–I «О селекционных достижениях» [53; 42] при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации на базе Всероссийской государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, ее организаций, учреждений и предприятий была образована Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений (Госкомиссия), а также утверждено (с последующими изменениями и дополнениями [18]. — М.Б.) Положение об указанной Комиссии.
В соответствии с утвержденным (в его первоначальной редакции) Положением Госкомиссия, инспектуры по государственному испытанию и охране селекционных достижений, государственные сортоиспытательные участки, Всероссийский центр по оценке качества сортов сельскохозяйственных культур образовывали единую государственную службу по испытанию и охране селекционных достижений (госсортслужбу).
Положением было определено, что предприятия, учреждения и организации госсортслужбы, их средства производства и иное имущество являются федеральной собственностью, находятся в оперативном управлении Госкомиссии и приватизации не подлежат.
Также положением было предусмотрено, что Госкомиссия осуществляет единую политику в области правовой охраны селекционных достижений в Российской Федерации, принимает к рассмотрению заявки на селекционные достижения, проводит по ним экспертизу и испытания, ведет Государственный реестр охраны селекционных достижений и Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, выдает патенты и авторские свидетельства, издает правила и разъяснения по применению законодательства о селекционных достижениях, выполняет другие функции в соответствии с утвержденным Положением.
Кроме того, Положением было определено, что Госкомиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, постановлениями палат Федерального Собрания, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, а также утвержденным Положением.
Основными задачами Госкомиссии согласно Положению явились:
— осуществление единой политики в области испытания и охраны селекционных достижений;
— обеспечение правовой охраны селекционных достижений;
— создание информационных технологий и банка данных по испытанию и охране селекционных достижений;
— обеспечение эффективного функционирования единой государственной службы по испытанию и охране селекционных достижений;
— руководство научно-методической и организационно-хозяйственной деятельностью подведомственных предприятий, учреждений и организаций;
— осуществление международного сотрудничества в области охраны и использования селекционных достижений.
Помимо этого, Положением были определены перечень основных функций и направлений деятельности Госкомиссии, права Госкомиссии, порядок осуществления руководства Госкомиссией, компетенция ее председателя, общая специфика организации работы, а также источники и порядок финансирования деятельности Госкомиссии.
Распоряжением Правительства РФ от 17 мая 1994 г. № 696- р [67] (утратило силу [32; 61; 33; 62]. — М.Б.) был установлен годовой фонд оплаты труда работников центрального аппарата Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ в сумме 119000 тысяч рублей, исходя из предельной численности работников этого аппарата в количестве 40 единиц (без персонала по охране и обслуживанию здания).
В мае 1994 г. в ходе дальнейшего развития мероприятий по реализации Указа Президента РФ от 23 декабря 1993 г. № 2277 «О преобразовании и реорганизации Совета Министров — Правительства Российской Федерации» [47] отдел агропромышленного комплекса Аппарата Совета Министров был преобразован в Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Аппарата Правительства Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. № 760-р [68] (утратило силу [45; 12; 38; 36; 39; 13; 40; 59; 44; 46; 56; 55; 48]. — М.Б.) в целях реализации Указа Президента РФ от 10 марта 1994 г. № 457 «О проведении в Тульской области эксперимента по созданию организационно-правовых и экономических условий развития регионального агропромышленного комплекса» [51] была создана Комиссия Правительства РФ под председательством Заместителя Председателя Правительства по вопросам агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения населения страны, и определен ее персональный состав. |
| |
|
|