Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Белов А. В.
профессор Университета префектуры Фукуи (Япония),
кандидат экономических наук


НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЯПОНО-РОССИЙСКОЙ ТОРГОВЛИ

Начиная с 2003 г. японо-российские торгово-экономические отношения быстро расширяются. Это чрезвычайно важное и положительное явление для обеих стран. Однако в развитии торговли имеется немало проблем, для решения которых потребуются совместные усилия политиков, бизнесменов и простых граждан.
Во-первых, серьезные перемены в двусторонней торговле пока не дали толчка к заметному повышению удельного веса Японии и России в общем товарообороте каждой из них. В январе-декабре 2003 г. Россия по объему товарооборота была 23-м внешнеторговым партнером Японии, а Япония как партнер у России находилась на 13-м месте. Доля России в японской торговле составила 0,7 % (0,6% в 1992 г.). Удельный вес Японии в российском внешнеторговом обороте находился на уровне 2,3 % (3,5% в 1992 г.) [5]. Эти цифры, независимо от общего контекста развития двусторонних связей, не дают оснований для оптимизма. К тому же, нужно учесть, что в указанный период главным фактором внешнеэкономической деятельности в Северо-Восточной Азии была переориентация торговли и инвестиций на Китай. Торговля Японии с КНР с 1992 г. увеличилась в 4,5, а России с КНР - в 2,5 раза. Кроме того, по динамике основных экономических показателей прошедшее десятилетие и для Японии, и для России было наихудшим за всю послевоенную историю; перелом произошел сравнительно недавно.
Во-вторых, закрепляется не совсем благоприятная для России товарная структура. В 2003 г. основными статьями японского импорта были цветные металлы (33,7%), рыба и морепродукты (24,8%), лес и пиломатериалы (13,7%), нефть (8,7%) и уголь (7,2%). Экспорт в Россию наполовину состоял из автомобилей (49,4%), включая подержанные (12,7%), за которыми с большим отрывом следовало промышленное оборудование (16,7%) и электронные товары (12,6%) [5]. Перспективы расширения продаж в Японии изделий российской обрабатывающей промышленности выглядят более чем неопределенно.
В-третьих, в нынешнем японо-российском энергетическом сотрудничестве чрезвычайно велика роль политических и геостратегических факторов. Примером может служить острая конкуренция Японии и Китая за освоения нефтяных месторождений в Восточной Сибири. Столкновение их интересов дошло до такой стадии, что в случае, "если Япония все же выиграет спор за российскую нефть, отношения между Токио и Пекином могут скатиться к самому низкому и, возможно, самому опасному уровню после Второй мировой войны" [10]. Каждая из двух стран предложила России свой вариант транспортировки и закупок нефти. Китайский проект в 2002 г. получил технико-экономическое обоснование, в мае 2003 г. был одобрен президентами России и Китая и доведен до стадии генерального соглашения между компанией "Юкос" и Китайской национальной нефтяной компанией. Тем не менее, российское правительство, по-видимому, продолжало опасаться давления со стороны Китая как монопольного покупателя, сомневалось относительно предложенной формулы цены и испытавало давление со стороны крупных дальневосточных регионов (Амурской области, Хабаровского и Приморского краев), обойденных предлагаемым маршрутом нефтепровода.
В 2003 г. японский премьер-министр Д.Коидзуми сделал российскому президенту предложение, от которого, как оказалось, почти невозможно отказаться. Он выдвинул альтернативный проект нефтепровода до тихоокеанского порта Находка, заявил о готовности профинансировать его строительство в размере 5,2 млрд. долл., а затем пообещал предоставить еще 7,5 млрд. в форме низкопроцентных государственных займов и гарантии частных капиталовложений. Российская сторона, по мнению многих японских СМИ, начала склоняться в пользу японского варианта. Однако, технико-экономическое обоснование проекта пока не закончено. По имеющимся оценкам, транспортировка нефти из Восточной Сибири в Японию может оказаться в три раза дороже перевозки из района Персидского залива. В этом случае для импорта дорогого топлива из России потребуется серьезное вмешательство японского правительства в ценообразование на либерализованном национальном рынке нефти.
Выбор направления нефтепровода превращается для России в труднейшую задачу, связанную с поиском своего места в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Выгоды от экономического сотрудничества с Китаем соседствуют с опасениями возможного доминирования этой страны на пространствах Сибири. Такие опасения разделяют Япония и США, готовые использовать свой потенциал для сохранения нынешнего баланса сил. Проблема соотношения политических и экономических факторов при реализации данного энергетического проекта пока не решена.
В-четвертых, в некоторых областях японо-российской торговли велика доля теневой экономики. Значительная часть поставок рыбы и морепродуктов из России на японский рынок осуществляется с нарушением действующего законодательства и правил статистической отчетности. В погоне за выручкой российские рыбаки систематически превышают квоты на добычу "валютоемких" морских биоресурсов (краб, креветка, икряной ментай и др.). Следовательно, имеет место браконьерство, ведущее к истощению запасов. Экспорт, осуществляемый за пределами российских территориальных вод, далеко не полностью отражается в таможенной и отраслевой статистике. Нелегальный вывоз за рубеж, а попросту контрабанда, достигает огромных размеров. Так, например, по российским данным, суммарные поставки крабов и креветок в Японию в 1994-2002 гг. составили примерно 44 тыс. т на сумму 387 млн. долл., а согласно японской таможенной статистике, из России в Японию данной продукции было ввезено 643,7 тыс. т на 52,5 млрд. долл. Начиная с 2001 г. и Россия, и Япония поэтому усилили административный контроль за поставками морепродуктов. Однако пока принятые меры не дали заметных результатов [2].
В торговле подержанными японскими автомобилями также имеется немало проблем. Прежде всего, в 2003 г. японская полиция зафиксировала 64223 случая кражи автомобилей. При этом, по оценкам независимых экспертов, около 60 тыс. похищенных машин было незаконно вывезено из страны международными преступными организациями. Следовательно, подавляющее большинство украденных в Японии машин направлялось "на экспорт". В Россию вполне легально было экспортировано и прошло таможенную регистрацию 68123 подержанных автомобиля (9,5% от японского экспорта товаров данной категории). Еще около 150 тыс. было доставлено в Россию как груз (личный багаж) российских туристов и членов экипажей судов, а этот вид экспорта не фиксируется японской таможней. Таким образом, количество вывезенных в Россию подержанных автомобилей превышало 218 тыс. [9]. Остается только догадываться, сколько украденных машин оказалось в их числе. Если судить по отдельным публикациям японской прессы, речь может идти о десятках тысяч автомобилей.
В-пятых, в последние годы, по-видимому, увеличился разрыв в восприятии Японии россиянами и России японцами. С окончанием холодной войны для японцев исчезла "военная угроза с севера" и появились основания считать Россию "нормальной страной", имеющей общую с Японией систему ценностей. Однако, российские внутренние проблемы, контрабанда крабов и воровство подержанных машин, скандалы вокруг дружественных России японских политиков серьезно повлияли на восприятие России. Неудивительно, что в 2002 г. американские исследователи отметили превалирующее негативное общественное мнение о РФ и россиянах, которое вряд ли может измениться в ближайшем будущем [1].
Разумеется, есть и другие примеры. Так, в 2003 г. из 490 опрошенных японских компаний в обрабатывающей промышленности 25 заявили о желании в ближайшие три года начать создание в России своей производственной базы. По этому показателю Россия переместилась на 10 место (с 16-го в 2002 г.) и обогнала Сингапур, Гонконг, Чехию и ряд других стран [8]. Пробуждающийся интерес со стороны бизнесменов уже отразился на динамике японских инвестиций. И все же улучшение делового климата пока не привело к соответствующим сдвигам в общественном мнении.
В России же прямое, без посредников, присутствие российской компании на японском рынке пока можно смело считать экзотическим явлением. Решения в области политики также принимаются весьма медленно. А вот среди простых россиян развивается настоящий "японский бум". Количество японских ресторанов, переводных книг и фильмов достигает такого уровня, что японская культура становится для многих жителей частью повседневной жизни. Говорят, что подобное явление отмечается в истории страны второй раз. Причем первый "японский бум" пришелся на годы русско-японской войны. Тогда, по словам одного из российских журналистов, петербургские дамы щеголяли в японских нарядах, а киотские гейши продавали свои роскошные кимоно, чтобы помочь действующей армии [3].
Ошеломительный рост популярности японской культуры в прошедшее десятилетие имеет несколько причин. Прежде всего, это международное явление, зафиксированное на всех континентах и связанное с переориентацией японского экспорта с вывоза изделий на поставки информации и услуг [6]. Так, например, в 2002 г. Япония экспортировала в США одних только мультфильмов на 4,3 млрд. долл., что в 3,2 раза превышает по стоимости экспорт японской стали [7]. Похоже, что в годы продолжительной экономической депрессии Японии удалось найти новую нишу на мировых рынках за счет "постиндустриализации" экспортного потенциала. Россия не опрежает, а скорее запаздывает в абсорбции японского культурного влияния, поскольку суси-бары чаще приходят в Москву из Нью-Йорка, а фильмы - из Канна, чем из Токио. Кроме того, в последние годы произошла глобализация некоторых традиционных ранее локальных японских рынков (тунца, икры ментая, живых крабов и др.). В результате элементы японской деловой культуры, культуры приготовления пищи и культуры еды получили всемирное распространение. Получается, что вслед за изделиями от "Сони" и кружками контроля качества от "Тосиба" теперь и древние японские суси получили всемирное признание [4].
Наконец, можно отметить некоторые особенности восприятия россиянами места своей страны в современном мире. Действительно, Россия пока не является активным членом европейской или азиатской интеграции, чувствует себя подавленной, оглядываясь на политическую мощь США и растущие экономические возможности Китая. В то же время она испытывает растущее уважение к экономическим и социальным успехам Японии.
Разумеется, "японский бум" - это очень сложное и пока неизученное явление. Сейчас можно сказать лишь одно : в России создана солидная база для положительного восприятия не только японских изделий, но и идей из всех областей человеческой жизни.
Даже краткий обзор показывает, что в японо-российских торговых отношениях далеко не все складывается удачно. Многие из перечисленных проблем (невысокий удельный вес каждой страны в общем товарообороте партнера, "колониальная" структура торговли, влияние политических и геостратегических факторов и т.д) существуют уже не первый десяток лет. И все же трудности намного легче решать в условиях роста, чем в обстановке спада и нестабильности. В 2003 г. двусторонняя торговля увеличилась на 42 %, а японские инвестиции - в 3,1 раза. Хочется надеяться, что это только начало.


Литература
1. Акаха Т., Васильева А. Растущее присутствие россиян в японских провинциях на примере Ниигаты и Хоккайдо // International Migration in Northeast Asia : Papers of Symposium in Kyoto (Japan). -2002. - November 25-27. - pp.1-4.
2. Араи Н. Проблемы развития российско-японской торговли морепродуктами //Проблемы современной экономики. - 2003. - N 3-4. - С.133-134.
3. Куланов А. Тайва. - М.: Изд-во Захарова, 2003.
4. Bestor T. How Sushi Went Global.//Foreign Policy. - 2000. - November-December. - pp.54-63.
5. Hattori M. 2003 Nen no Nichiro Boeki (Trade Between Japan and Russia in 2003, in Japanese) //Monthly Bulletin on Trade with Russia&East Europe. - 2004. - April. - pp.41-53, 81-114.
6. McGray D. Japan`s Gross National Cool.//Foreign Policy. - 2002. - May-June. - pp.45-54.
7. Nakata H. Exporting Animation a Huge Japanese Success Story // Japan Times. - 2004. - July 7 ; URL : http://www.japantimes.co.jp/cgi-bin/getarticle.pl5?nn20040707f1.htm
8. Nomura M. Nichiro Bijinesu ni Mirareru Henka to Hokuriku no Kadai (Changes in Japan-Russia Business and Issues for the Hokuriku Region, in Japanese) // Russia Shijou no Henkou to Tairo Bijinesu ni Kansuru Chousa Kenkyuu (Trends of Russian Market and Research on Russian Business, in Japanese). - Institute for International Trade and Investment of Japan : Tokyo, 2004.
9. Otake T. Foreigners Dominate Used-vehicle Export Trade in Japan // The Japan Times. - 2004. - Jun3; URL: http://www.japantimes.co.jp/cgi-bin/getarticle.pl5?nb20040603a5.htm.
10. Roberts P. Tokyo, Beijing Lead World into Undeclared Oil Wars. - Washington Post, 2004. - July 5. - p.17.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия