Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Гулиев М. Е.
доцент кафедры международных экономических отношений
Азербайджанского государственного экономического университета,
докторант Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


АЗЕРБАЙДЖАН В СИСТЕМЕ НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА СТРАН СНГ: ЗАДАЧИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Азербайджан - колыбель нефтяной промышленности. Первая в мире нефтяная скважина была пробурена в районе Баку в 1848 году. Нефтедобыча в промышленных масштабах начата в Азербайджане на суше в 1871 г., на море в 1922 году. В 1971 году Азербайджан достиг миллиардного рубежа в добыче нефти. В СССР республика занимала ведущее место в области добычи нефти и газа на континентальном шельфе. Нефтяники Азербайджана участвовали также в освоении углеводородных месторождений, открытых на территории бывшего Советского Союза, Вьетнама, Алжира, Анголы, Йемена, Индии, Ирака, Китая, Кубы и других стран. Суммарные запасы углеводородов, которыми располагает сегодня Азербайджан на суше и на море, оцениваются в 10 млрд. т. условного топлива. Нефтяной сектор и связанные с ним отрасли и сферы услуг обеспечивают производство значительной части ВВП Азербайджана.
Вообще, если иметь в виду приоритеты всех прикаспийских стран, то можно говорить, что нефтедобыча была, есть и в обозримом будущем останется главной отраслью их экономики. Развитие и занятость во многих производственных сферах этих стран во многом зависит от нефти. Целый ряд ненефтяных отраслей интегрирован с нефтяной промышленностью. Однако любая моноэкономика чревата нестабильностью, а если строится на таком ресурсе, как сырая нефть, то она дважды нестабильна. Ориентируясь только на добычу и использование природных богатств, возможно поддерживать вполне достойный уровень существования, но при этом неизбежно превращение страны в сырьевой придаток в мировой экономике.
Производственная кооперация нефтедобывающих компаний стран СНГ могла бы в этой связи послужить важным экономическим стимулом для повышении их конкурентоспособности. Тем более. что имеются и достаточно большие нереализованные возможности, использование которых прямо предполагает развитие интеграционных процессов, в том числе для удовлетворения потребностей в нефти объединенной Европы.
Располагая лишь одним процентом мировых запасов нефти, ЕС потребляет почти 1/5 часть произведенной в мире нефти. С его расширением в ближайшие годы увеличится потребление нефти, и следовательно, зависимость ЕС от ее импорта будет оставаться высокой. В настоящее время она составляет более 70 процентов. Прогнозные же значения такой зависимости также весьма высоки.

Таблица 1
Прогноз зависимости стран Европы от импорта углеводорода, %
Год201020202030
Страны ЕС546271
Источник. Green Paper, EU Commission, Brussels, 2000.

Нужно в полной мере оценивать, однако, и тот факт, что Россия является вторым важнейшим источником нефти для ЕС, после Норвегии. Сейчас более 15% суммарного нефтяного импорта ЕС приходится на Россию, а после расширения ЕС доля России увеличиться. Более чем 100 компаний добывает нефть в России, но подавляющая часть добычи фактически находиться в руках нескольких крупных вертикально интегрированных российских компаний, объем производства которых составляет приблизительно 350 млн. т, или 90% всего производства нефти в РФ. Две самые крупные российские компании - "ЛУКойл" и "ЮКОС" производят около 40 процентов нефти, да и многие иностранные фирмы, фигурирующие в качестве таковых в различных научно-аналитических источниках, являются на самом деле российскими компаниями.
В последнее время российский бизнес активно возвращается и на просторы бывшего СССР. Российские нефтяные, газовые и энергетические компании преследуют пока исключительно собственные интересы (стремясь к повышению прибыли).
В месте с тем РАО ЕЭС начало формировать в СНГ единое энергетическое пространство. Вообще 14 государств бывшего СССР живут с единой частотой электрического тока и общей энергосистемой (возможен свободный переток энергии от одной республики к другой).
В августе 2003 г. РАО перекупило американские (по капиталу) энергетические объекты в Грузии. Год назад армянскую электростанцию передали России за долги. Не менее уверенно расширяют сферы влияния российские газовики и нефтяники. На просторах СНГ "Газпром" действует через совместные предприятия, в странах Балтии скупает акции нефтяных компаний. На Украине российским нефтяным компаниям в той или иной мере принадлежат почти все нефтеперерабатывающие заводы. Российские проекты реализуются в Азербайджане, Казахстане, Туркмении. "Сургутнефтгаз" и "ЮКОС" взяли под свой контроль эстонские и литовские нефтеэкспортные терминалы. Российскими компаниями проявляется интерес и к латвийским портам.
Совершенно очевидно, что предприятия действующие в нефтедобывающей отрасли в нашем регионе мировой экономики, в значительной степени зависят от регионального рынка. Примером могут служить азербайджанские предприятия, расширяющие связи с рядом регионов России. Так, в ходе визита в Азербайджан делегации пермских промышленников состоялось 170 встреч, в результате которых был заключен ряд контрактов, в частности на поставку теплообменного оборудования для нефтеперерабатывающих предприятий, намечено сотрудничество с нефтеперерабатывающим заводом "Азернефтьяг", Бакинским заводом бытовых кондиционеров и др.
Нефтедобывающие страны СНГ должны реализовать стратегию, способствующую качественным изменениям в структуре экономики, устойчивому ее росту, предполагающему эффективное использование их человеческого, производственного и природного капиталов, использовать созданные в этом регионе в 60-80-е гг. XX века единые энергетические, коммуникационные, транспортные, топливно-энергетические системы международного масштаба.
Интересы стран СНГ тесно переплетаются в Черноморском и Каспийском регионе, в том числе и в связи с проектом создания "Энергетического кольца" стран-членов Организации Черноморского экономического сотрудничества.
В то же время при принятии стратегических решений приходится учитывать, что развитие ведущих отраслей промышленности нефтедобывающих стран СНГ весьма зависит от конъюнктуры на внешних рынках. При высоких уровнях цен на нефть растут валютные доходы, увеличиваются объемы выпускаемой продукции в нефтяной и газовой промышленности, но рост соответствующего экспорта еще не свидетельствует о его действительной эффективности, поскольку либерализация торговли увеличивает и финансовую нестабильность в глобальной экономике. В частности, проблемы связаны с реализацией требований ВТО к новым независимым государствам в отношении цен на энергоносители и реформирования естественных монополий. ЕС, со своей стороны, требует выравнивания внутренних и мировых цен на нефть и газ.
Прямо противоположные точки зрения по данным проблемам существуют на корпоративном и на государственном уровнях. Например, "Газпром" считает, что его нельзя реформировать, отделяя друг от друга газотранспортную систему, диспетчерское управление и газодобывающие предприятия. На правительственном же уровне считается, что только реструктуризация может сформировать полноценный рынок газа, уничтожит проблему субсидирования одной отрасли за счет другой и добиться прозрачности деятельности существующего газового монополиста.
Вопрос не абстрактный, так как "Газпром" - самая крупная газодобывающая компания в мире. На ее долю приходится около 20% мировой добычи газа. Он контролирует почти 60% российских запасов газа и обеспечивает около 90% его добычи в России. Общий объем производства компании - это 8% ВВП России. "Газпром" обеспечивает 20% поступлений в федеральный бюджет, поставляет газ для выработки около 50% электроэнергии РФ, участвует в уставном капитале почти 100 российских и зарубежных компаний. Газ, добываемый компанией, реализуется в 68 субъектах России и экспортируется в 27 стран: Германию, Италию, Францию, Турцию, Венгрию, Чехию, Словакию, Польшу, Австрию, Финляндию, Болгарию, Румынию, Югославию, Словению, Хорватию, Грецию, Швейцарию, Нидерланды, Боснию, Македонию, Великобританию, Украину, Беларусь, Молдову, Литву, Латвию, Эстонию. Компания планирует расширять деятельность на газовых рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, в Скандинавии, Великобритании, Бельгии.
В последнее время "Газпром" и итальянский государственный энергетический концерн ENI решили пересмотреть основополагающие условия контрактов по российским поставкам газа, предоставить и поставщику, и покупателю больше возможностей с целью оптимизации прибыли. В Евросоюзе расценивают эти договоренности как решающий прорыв в направлении либерализации европейского газового рынка за счет увеличения конкуренции среди поставщиков газа. "Газпром" и ENI договорились исключить из своих контрактов положение о третьей стороне, что позволит итальянскому энергоконцерну перепродавать приобретенный у "Газпрома" газ третьему партнеру.
Это уже прямое проявление глобализации.
Одними из побудительных мотивов глобализации является и изменение отношений к оставшимся в изоляции странам, богатым нефтью (таким, как Ирак, Ливия), предполагающее развитие добычи нефти и газов в этом регионе и увеличение протяженности трубопроводных маршрутов.
Глобализация привела к тому, что многие вопросы бесперебойного и рационального функционирования мировой энергетики активно влияют на всю систему современных международных экономических отношений. Начиная со второй половины прошлого века поэтому заметно усилилась роль межгосударственного взаимодействия и регулирования в энергетической сфере. Кризис середины 70-гг. привел к дальнейшему развитию энергетической дипломатии ведущих западных стран. В течение последнего десятилетия идет формирование новых приоритетов, концепций и отладка механизмов внешнеэкономической политики ряда стран на энергетическом направлении. Учитывается, что запася нефти и газа стран ОЭСР все в меньшей степени обеспечивают национальные потребности, что добыча и потребление природного газа в этих странах растут быстрее, чем потребление нефти, что сохраняются высокие темпы роста потребления углеводородного сырья при существенных диспропорциях между ресурсным и добывающим потенциалом экономики.
В этих условиях энергетическая стратегия нефтедобывающих стран СНГ должна ориентироваться как на глобальные, так и региональные аспекты. Тенденция к экономическому объединению стран СНГ в конце концов будет реализована, поскольку внутренние рынки даже индустриально развитых стран ограничены. Требуется создание такого единого экономического пространства, в котором достигается существенной повышение национальной конкурентоспособности. Соответственно активное взаимодействие нефтедобывающих стран СНГ, межгосударственной программирование развития нефтяной и газовой промышленности, повышение конкурентоспособности компаний энергетического профиля, приобретают особое значение.
Полномасштабное включение компаний стран СНГ в международный энергетический бизнес (наряду с глобальными энергетическими корпорациями) требует плодотворного сотрудничества и в Каспийском, и Черноморском регионах мирового хозяйства.
Россия стала инициатором создания "газового альянса" стран СНГ, после двухлетних неформальных переговоров и консультаций, выступила с предложением создать альянс четырех газодобывающих стран (России, Туркмении, Казахстана и Узбекистана) с возможным участием государств, через территории которых осуществляется экспорт энергоресурсов. Перспективы членства в ВТО, постоянно изменяющаяся мировая конъюнктура требуют пересмотра и стратегии и тактики данных стран. Особым стратегическим приоритетом становится решение комплекса проблем на Каспии, включая подготовку конвенции по правовому статусу Каспийского моря.
В целях координации политики в сфере нефти и газа необходимо иметь кратко- и долгосрочные программы развития экспорта топливно-энергетических ресурсов и, координируя энергетические стратегии, повысить эффективность работы структур ТЭК в рамках СНГ.
Должна координироваться и политика сотрудничества стран СНГ с государствами "дальнего зарубежья", которые условно можно разделить на группы: ресурсных, транзитных, потребляющих стран и стран-инвесторов. Задача состоит в том, чтобы разработать дифференцированный подход к каждой их указанных групп стран и отдельным странам внутри этих групп, исходя из баланса экономических и внешнеполитических интересов государств Содружества.
Модели экономического взаимодействия, в полной мере учитывающие как исторически сложившиеся особенности хозяйственных комплексов постсоветских государств, так и специфику сложившихся региональных группировок, новые условия экономической глобализации, могут привести в действие нереализованный интеграционный потенциал СНГ. Но во многом это зависит от позиции России.
Пока российские инвесторы прежде всего делают точечные инвестиции, чтобы замкнуть технологические цепочки. Но уже в ближайшем будущем можно ожидать расширения их интересов в ряде стран СНГ, в том числе в Украине.
Российские компании доминируют на рынке нефтепродуктов Украины. Из шести нефтеперерабатывающих заводов четыре (Одесский, Лисичанский, Кременчугский и Херсонский) находятся под управлением "ЛУКойла", ТНК, "Татнефти" и группы "Альянс", совокупно контролирующих, по различным оценкам , от 70 до 85% рынка. Украина лишь на 20% обеспечивает себя нефтью, которая добывается в двух нефтеносных пластах - на востоке страны (Сумская, Харьковская области). Но эти месторождения старые, исчерпанные и дорогостоящие. Потребности Украины в нефти на 50%, в газе на 30-35% обеспечивается импортом из России. В ближайшей перспективе Украина планирует осуществить приватизацию в энергетике. Российской компанией РАО "ЕЭС" проявляется большой интерес к участию в этом процессе и взаимодействию с украинскими партнерами, поскольку выход на украинский рынок значительно расширит ее возможности как главного игрока на энергетическом рынке СНГ.
Компания купила 75% акций тбилисской энергокомпании "ТЕЛАСИ", 100% акций "AES Мтквари", 50% транзитных линий "AES Трансэнерджи" по которым российская электроэнергия подается в Турцию и Армению. Стратегия компании рассчитана на покупку энергетических активов, принадлежащих американской компании AES (ныне находящейся на грани банкротства), Грузии, Казахстане и Украине.
В Азербайджане компания "ЛУКойл" участвует (с десятипроцентной долей) в разработке месторождения "Шахдениз". Согласно контракту, газ будут поставлять в Турцию через грузинскую территорию. В октябре 2003 г. в Тбилиси между Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР), BP- Azerbaijan и Грузинской международной нефтяной корпорацией (ГМНК) был подписан контракт о бесперебойной подаче природного газа с азербайджанского газового месторождения "Шахдениз" в рамках проекта Баку-Тбилиси-Эрзурум(*).
Весьма перспективен нефтегазовый сектор Казахстана, который сегодня добывает примерно 40 млн. т нефти в год.

Таблица 2
Динамика существующей и прогнозируемой добычи нефти в Казахстане и Азербайджане, тыс. т
2001200220032004200520062007200820092010
Азеабайджан1480149025802880353040504350447045804600
ТЮТИЕФТЬ4006421646325295572471037524780785269009
Источник. Материалы ГНКАР; Caspian energy, 2002, N4

Эксперты полагают в этой связи, что нервозность арабских стран и ОПЕК в целом вызывается не столько масштабами каспийских месторождений, сколько тем, что государства региона начинают сотрудничать друг с другом.
В настоящее время между Азербайджаном и Казахстаном заключено около 70 договоров, которые охватывают все сферы их перспективного взаимодействия.
Транспортировка нефти и нефтепродуктов из Казахстана и Туркменистана через Азербайджан и далее по железной дороге до черноморских портов Грузии осуществляется с середины 90-х годов XX в. В 2003 г. Каспийское морское пароходство перевезло 8, 87 млн.т. нефти и нефтепродуктов (на 21, 5% больше, чем в 2002 г.). Из общего объема нефтеперевозок в 2003 году 2, 86 млн. т составили нефть и нефтепродукты из Казахстана и 4,08 млн. т из Туркменистана.

Таблица 3
Перевозка нефтепродуктов азербайджанскими судами на Каспии, млн. т.
2002г.2003г.Прирост к предыдущему году, в %
В целом7,308,8721,5
Из Казахстана2,162,8632,4
Из Туркмении3,774,088,2
Источник: Рассчитано на основе данных информагентств "Азербайджанские известия", N4(40), 08.01.2004.

Все большее значение для экономики стран СНГ приобретает строительство нефте- и газопроводов.

Таблица 4
Основные трубопроводы для доставки каспийской нефти на международные рынки

Баку-Новороссийск

Баку - Супса

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК)

Западный Казахстан-Китай

Баку-Тбилиси-Джейхан

Протяженность - 1346 км, пропускная способность 5 млн. т

Протяженность - 830 км, Пропускная
способность 5,1 млн. т

Протяженность - 1500 км.
Пропускная способность 28 млн т нефти в год. Долевое распределение
капитала: 50% принадлежит нефтяным компаниям, 50% правительствам стран,
по территории которых проходит трубопровод

Планируемая протяженность нефтепровода - 2800км, минимальная пропускная
способность - 20 млн. т в год

Проектная стоимость - около 2, 4 млрд., (по отдельным прогнозам
- 3млрд.долл.).
Планируемые сроки сооружения трубопровода - 2004-2005 гг.
Общая протяженность 1730 км. Протяженность через Азербайджан -
468 км, Грузию - 225 км, Турция - 1037км.
Пропускная способность - 55-60 млн.т нефти в год
Источник: Caspian energy N4, 2002 и 6il&gas Eurasia. 2001, N1

В настоящее время на территории Казахстана, по данным Министерства энергетики и природных ресурсов страны, установлено 202 нефтяных и газовых месторождений. Пропускная способность трубопроводов и экспортных терминалов Казахстана уже в ближайшей перспективе не будет соответствовать его добывающим мощностям. Отсюда и значение сотрудничества с Азербайджаном и Россией в развитии трубопроводного транспорта и транспорта вообще.
Правительство России дало разрешение на прохождение 20 азербайджанских судов по Волго-Донскому и Волго-Балтийскому каналам. Еще одним важным событием стало сооружение Россией 30 километрового отрезка нефтепровода Баку-Новороссийск в обход Чечни. Вскоре после этого был подписан протокол о прокачке через территорию России 4,5 млн. т казахстанской нефти, из которых2,5 млн. т планировалось пропустить по новому трубопроводу(**) . Была завершена прокладка нефтепровода Тенгиз-Новороссийск под эгидой Каспийского трубопроводного консорциума.
Все это очень важно, в частности, для Азербайджана.
В 2003 году суточные объемы добычи на азербайджанском месторождении "Чыраг" достигли 131 млн. баррелей нефти, которая поставлялась на мировые рынки по маршруту Баку-Новороссийск и Баку - Супса.
К началу 2003 года "ЛУКойл" стал участником трех совместных международных проектов по освоению углеводородных богатств азербайджанского сектора Каспийского моря и азербайджано-российского проекта по разработке нефтяных запасов апшеронских месторождений Зых и Говсаны. Реализация проекта "Шахдениз" осуществляется ГНКАР и концорциумом из шести иностранных нефтяных компаний. "ЛУКойл" участвует в проекте совместно с итальянской компанией AGIP (СП LUKAgip) с общим долевым участием 10%. Между ГНКАР и "ЛУКойл" еще в 1997 г. был подписан контракт по глубоководному перспективному азербайджанского блоку вблизи Ялама-Самурской структуры, площадь которой превышает 850 кв. км. (с глубинами моря до 800 метров). 4 апреля 2003 г. был подписан пакет соглашений о расширении контрактной площади с 1287 до 3037 кв. км. и увеличении долевого участия "ЛУКойл" с 60% до 80%. Суммарные перспективные ресурсы здесь оцениваются в 118 млн. т условного топлива. Доля "ЛУКойла" в разработке месторождений "Зых-Говсаны" составляет 50%, "Ялама" - 80%. За период работы в Азербайджане "ЛУКойл" инвестировал в экономику республики (к концу 2003 года) 500 млн. долл.
На шельфе Каспия находятся очень большие запасы природного газа и, по оценкам компании "ЛУКойл" , основные открытия будут происходить именно на газовых месторождениях. Наиболее перспективными рынками для каспийского углеводородного сырья являются рынки России, Европы и Китая.
Между Азербайджаном и российскими кампаниями ("ИТЕРА" и "ТРАНСНАФТА") развивается сотрудничество в сфере импорта природного газа. Поставки предусмотрены на самых выгодных условиях, что позволит Азербайджану сэкономить дорогие нефтепродукты, сжигаемые на ТЭЦ.
Вместе с тем, при освоении месторождений "Азери - Чыраг - Гюнешли" по контракту весь попутный газ принадлежит Азербайджану. Обсуждается проект строительства специальных сооружений, по которым планируется доставлять его до системы газопроводов АО "Азеригаз". Соответственно у республики потенциальная возможность стать крупным экспортером газа.
В сфере экспорта газа азербайджанские и российские интересы сосредоточены на турецком и европейском рынках. В 2004 году запланировано начало строительства Южно-Кавказского трубопровода Баку - Тбилиси - Эрзурум. Газопровод будет построен параллельно с экспортным нефтепроводом Баку - Тбилиси Джейхан (в пределах того же трубопроводного коридора) с целью сведения к минимуму воздействия на окружающую и социальную среду, а также экономии капитальных и операционных затрат.


* Согласно соглашению, после завершения строительства газопровода Баку - Тбилиси - Эрзурум в конце 2005 г. Грузия может получить за счет тарифа за транзит 5% транспортируемого по трубе природного газа бесплатно. Это составляет примерно 1,5 млрд. кубометров газа в год. В течении 20 лет функционирования газопровода "Шахдениз" она, вместе с тем, имеет право покупать природное топливо в нужном ей количестве по специальной цене - 55 долл. за тыс. кубометров газа (www. echo-az. сom.//31.10 2003).
** Нефть и газ Евразии, 1 февраль 2001 г.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия