Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Шаврук И. В.
первый помощник Председателя Совета Республики
Национального собрания Республики Беларусь,
кандидат экономических наук


ОПЫТ КИТАЯ ПО ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕД ВТО

На завершающей стадии переговоров с Всемирной торговой организацией в КНР была развернута всесторонняя подготовительная работа в правовой сфере, состоявшая в разработке и приведении действующих правовых актов в соответствии с требованиями ВТО.
Для осуществления прорыва в законодательной деятельности с этой целью китайское руководство определило приоритетные направления для внесения поправок в законы, прежде всего в законы, определяющие качество инвестиционного климата, защиту прав и интересов иностранных инвесторов, охрану интеллектуальной собственности, борьбу с нарушениями авторских прав.
На 40-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) в марте 2001 года был рассмотрен уточненный вариант закона о деятельности предприятий, созданных на основе совместных китайских и иностранных капиталовложений. Во внесенных в него поправках нашли отражения конкретные обязательства, которые Китай взял на себя в связи с вступлением в ВТО. Были аннулированы ранее содержавшиеся в законе положения противоречащие принципам ВТО.
Так был сделан первый важный шаг в направлении пересмотра законодательных и нормативных актов в сфере внешнеэкономической деятельности1 .
В течении нескольких лет шла работа по совершенствованию таможенного законодательства. Ее завершающим этапом стало принятие изменений к действующему закону о китайской таможне (с учетом положения ВТО), который в новой редакции вступил в действие с 1 января 2001 года. Совершенствовалось антимонопольное законодательство. Были пересмотрены законы о внешней торговли и проверке экспортных и импортных товаров. Одновременно Госсоветом КНР пересматривались связанные с ними административные акты. На основе пересмотра действующих законодательных и нормативных документов в соответствии с правилами ВТО создавались условия для более широкого открытия внешнему миру и сферы финансов, страхования, телекоммуникаций, транспорта, строительства, туризма, для создания совместных и иностранных предприятий в этих секторах экономики и в сфере производства.
Всекитайское собрание народных представителей и Постоянный Комитет ВСНП пересмотрели 9 законов, 6 из которых имели непосредственное отношение к проблеме присоединения Китая к ВТО, в том числе Закон КНР о совместных предприятиях, законы о товарных знаках, об авторских правах, о предприятиях, основанном на принципах сотрудничества китайских и иностранных инвесторов, о предприятиях, основанном на иностранном капитале, о патентах.
На 49-м заседании Постоянного Комитета Госсовета КНР были рассмотрены и в целом приняты решения о внесении поправок в Положение об управлении делами туристических бюро, в Правила об управлении телекоммуникационными предприятиями с участием иностранного капитала, Положение КНР о международном морском транспорте и об управлении иностранными страховыми компаниями. Ведомства, подчиненные Госсовету КНР, внесли исправления более чем в 2300 юридических документов2 .
Пересмотр законоположений в соответствии с юридическими обязательствами перед ВТО способствовал перестройке в Китае рыночной структуры и совершенствованию рыночного механизма в соответствии с международными правилами .
В результате после завершения продолжавшегося 15 лет переговорного процесса Китай с 11 декабря 2001 года официально присоединился к ВТО и стал 143-м членом этой международной организации.
Это оказало сильное воздействие на китайскую политику, экономику, демократическое строительство, на законодательство, на процесс дальнейшего совершенствования системы социалистической рыночной экономики. Страна вступила и в новую стадию расширения внешних связей.
Согласно прежним законам КНР правительство могло сделать то, что не запрещалось этими законами. Теперь ему необходимо свои политические установки согласовывать и с установками ВТО, повышать качество законодательного процесса. Как заявил Председатель КНР Цзян Цзэминь: "На основе принципов правового единства, открытости, прозрачности и без дискриминации Китай намерен форсировать совершенствование китайской системы экономического законодательства в соответствии с правилами ВТО в целях обеспечения справедливости и эффективности при соблюдении законов, а также ускорить разработку различных критериев доступна на рынок в целях улучшения торговых и инвестиционных условий в стране".3 .
29 июня 2002 года на закрывшейся 28-й сессии Постоянного Комитета Всекитайского Собрания народных представителей было указано на необходимость как можно скорее разработать законодательные акты прежде всего в сфере борьбы с монополиями, чтобы изменить практику ценообразования, сделать более разнообразными формы собственности, усилить интеграцию национальной экономики в мировую, ограничить отраслевую монополию.
Это позволит сделать рынок более открытым, снизить себестоимость продукции, улучшить качество сервиса, повысить уровень хозяйствования на предприятиях. Действующие в этой сфере законы КНР о борьбе с нечестной конкуренцией (1993 года) и о ценах (1997 года) уже не соответствуют требованиям времени4 .
При принятии поправок в Закон КНР о проверке импортных и экспортных товаров подчеркивалось, что в стране лицензионная система в отношении импортных и экспортных товаров перестала отвечать и интересам развития национальной экономики, и принципу единообразного подхода к китайским иностранным предприятиям, закрепленному в соглашении с ВТО5 .
Вместе с тем, с присоединением Китая к ВТО и постепенным снятием торговых барьеров оказалось в серьезном положении сельское хозяйство страны.
Соответственно необходимы дополнительные усилия по индустриализации сельского хозяйства, совершенствованию структуры сельской экономики, по модернизации данной сферы . Это необходимо для снижения себестоимости, улучшения качества продукции и в этой сфере национального производства, для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции по отношению к аналогичной зарубежной, поступающей на китайский рынок, а также для расширения китайского экспорта и изменения его товарной структуры.
Китай внес серьезные коррективы в Закон о развитии сельского хозяйства, принятый в 1993 году. В первую очередь предусматриваются и осуществляются меры по совершенствованию структуры сельского хозяйства и сельской экономики, по разрешению проблем, связанных с медленным повышением доходов крестьян. В целом все поправки направлены на противостояние вызовам, перед которыми оказалось сельское хозяйство после вступления Китая в ВТО6 .
С 1 января 2002 года вступили в силу по Указу Госсовета КНР Положения КНР о борьбе с демпингом, Положения о противодотационных и гарантийных мерах. Их принятие позволяет органам центрального управления КНР, несущим ответственность за проведение соответствующих расследований, принимать эффективные и своевременные протекционистские решения в отношении отечественного производства с учетом правил ВТО, обеспечивать национальным предприятиям более благоприятных условий для ведения справедливой торговли (в последние годы китайские товары, экспортирующиеся за границу, часто подвергались антидемпинговым расследованиям, что препятствовало развитию экспорта).
По соглашению с ВТО Госсовет КНР подготовил 25 из 30 запланированных административных законодательных актов. Часть из них была разработана, часть пересмотрена. Были аннулированы 12 актов, отменены 34 политических документа7 .
В соответствии с принятыми перед ВТО обязательствами оказалось необходимым совершенствовать и административно-нормативные акты и правила, разработанные на местах.
Централизованная проверка законодательных и нормативных актов ведется в 25 министерствах и госкомитетах, подведомственных Госсовету КНР, в провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения и касается более чем 1150 действующих законов, законоположений, регламентаций и других документов8 . Только Госкомитет по делам планирования и развития объявил об аннулирование 124 актов, касающихся цен на товары, и намеревается внести коррективы в 51 подобный акт.
Пересмотр и совершенствование законодательства создает более стабильную правовую обстановку для деятельности зарубежных бизнесменов и в целом открывает больше возможностей для активизации в стране инвестиционной деятельности. Практически сразу после присоединения к ВТО инвестиционный климат в КНР значительно улучшился (поскольку многие законодательные акты были приведены в соответствие с международной практикой). Завершена работа по внесению поправок в три основных закона о привлечении иностранных инвестиций.
Большое значение имеет и то обстоятельство, что Постоянный Комитет Госсовета КНР рассмотрел и в целом принял исправленный вариант Закона КНР о геодезии и картографии и поправки к Закону КНР о страховании.
Принят и ряд других документов, регулирующих иностранные инвестиции в таких сферах, как телекоммуникации, страхование, финансы, продажа аудио-видеопродукции и др. В частности, Министерство информатики КНР упразднило два старых законодательных акта, предусматривавших запрещение на привлечение иностранного капитала в сферу телекоммуникаций. Принято Положение о контроле над деятельностью телекоммуникационных предприятий с участием иностранного капитала. Иностранные инвесторы получили доступ к сфере телекоммуникаций Китая сначала в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу, а затем в других 14 городах и на заключительном этапе - по всей стране. Но участие иностранного капитала допускается только через приобретение акций. Контрольный пакет принадлежит китайской стороне9 .
Все это создает условия для развития конкуренции между китайскими предприятиями и предприятиями с участием иностранного капитала.
С 10 января 2002 года вступила в силу разработанная Министерством культуры и министерством внешней торговли и внешнеэкономического сотрудничества КНР методика контроля за деятельностью предприятий по продаже видео- и аудиопродукции, способствующая развитию международного сотрудничества и на этом направлении. Открыт доступ иностранному капиталу на китайский рынок видео- и аудиопродукции, к ее розничной и оптовой продаже. Согласно этому документу, зарубежные предприятия, организации и частные лица на принципах равенства и взаимной выгоды и с санкции заинтересованных ведомств Китая смогут сотрудничать с китайскими партнерами в создании предприятий, занимающихся операциями по оптовой и розничной торговле в названной области (ленты для звукозаписи, видеозаписи, пластинки и лазерные диски) и их аренде. Но оговорено, что доля иностранного капитала не должна превышать 49% общего объема инвестиций в предприятия. Заинтересованные ведомства осуществляют контроль за этой деятельностью с учетом правовых интересов сторон, участвующих в сотрудничестве. В документе установлены и виды запрещенной законом деятельности1 0.
В крупнейших городах и провинциях Китая проведена огромная работа по пересмотру сотен тысяч местных решений и нормативов. Это также значительно улучшило инвестиционный климат и привело даже в ряде районов к увеличению численности иностранных предприятий по сравнению с числом совместных предприятий.
Изучение опыта Китая показывает, что с вступлением в ВТО он сделал важный шаг по пути развития рыночного законодательства и рыночной экономики, выполняя обязательства по реформированию системы законодательных и нормативных актов и системы административных решений.
Ощутимый прогресс достигнут и в отношении повышения степени прозрачности в деятельности государственных органов.
По заявлениям официальных лиц КНР, Китай рассматривает членство в ВТО как инструмент при решении проблем своего развития и дальнейшего прогресса китайской экономики.
Многие в Китае надеются, что усиление роли рыночного законодательства изменит модель управления, позволит действовать по новым законам и правилам, что эти законы глубоко войдут в сознание людей и будут способствовать повышению эффективности работы правительства.
Создание прозрачной законодательной системы, соответствующей общепринятым международным правилам, будет, и, на наш взгляд, способствовать формированию более справедливой и предсказуемой рыночной среды в стране и стимулировать расширения внешних связей Китая.


1 Синьхуа. 9 марта 2001 г.
2 Синьхуа. 18 октября 2001 г.
3 Синьхуа. 11 апреля 2002 г.
4 Синьхуа. 1 июля 2002 г.
5 Синьхуа. 27 февраля 2002 г.
6 Синьхуа. 24 июня 2002 г.
7 Синьхуа. 4 марта 2002 г.
8 Синьхуа. 16 января 2002 г.
9 Синьхуа. 22 января 2002 г.
10 Синьхуа. 26 декабря 2001 г.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия