Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (50), 2014
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Лимонина И. Г.
доцент кафедры региональной экономики и природопользования
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат географических наук

Сафина С. С.
доцент кафедры региональной экономики и природопользования
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат географических наук


Территориальные различия в размещении крупнейших розничных сетей в России
В статье сделан анализ развития розничных сетей на территории РФ с учетом теории зон рыночного ареала Д. Гилберта в рамках которого предложены новые термины -»ритейл-регионы», «точки роста». Приводятся подробные данные о роли торговли в экономике страны. Рассматриваются факторы, влияющие на размещение торговых точек
Ключевые слова: розничная торговля, торговые сети, ритейл-регионы
УДК 339.176; ББК 65.42   Стр: 292 - 295

Торговля за последние несколько лет стала одной из важнейших отраслей российской экономики. К примеру, в 2010 г. на оптовую и розничную торговлю приходилось 18,2% валовой добавленной стоимости. В то время как аналогичный показатель всей обрабатывающей промышленности составлял 16,4%. Наконец, на добычу полезных ископаемых в этот же период приходилось 10,4%. Кроме того, торговля дает наибольшее количество рабочих мест в России. Эта отрасль опережает обрабатывающие производства (16,5%), сельское хозяйство (9,8%), образование (8,7%), строительство (8,1%). Также Россия занимает лидирующие позиции в мире по доле торговой отрасли в занятости страны (17,3%), пропустив вперед Словакию (19,4%) и оставив позади Латвию (16,9%) и Нидерланды (16,6%) [1]. Кроме того, в последнее время происходит размывание границ розничной торговли и втягивание в ее сферу различных видов бизнеса. Открытие на торговых площадях крупных розничных сетей точек общественного питания, аптек, химчисток, отделений туристических фирм и банков.
На размещение предприятий розничной торговли в муниципальных образованиях-городах, оказывают влияние следующие факторы [2],[3]:
● Градообразующие: величина города (численность жителей и территория), плотность населения, функциональное зонирование территории (промышленная, транспортная, коммунальная, заселения, в том числе спальные районы и другие зоны), цена земли, размещение административных, культурных и научно-образовательных центров, спортивных комплексов;
● Транспортные: направление и интенсивность основных потоков движения, виды транспорта, размещение транспортных узлов, удобство завоза и разгрузки товаров, потенциальная частота завоза;
● Социальные: время, затрачиваемое покупателями на дорогу в торговые предприятия, сервис в местах расположения предприятия (в том числе стоянки автомашин);
● Экономические: окупаемость инвестиций, достаточная экономическая эффективность предприятия, размещение предприятий конкурентов, специфика покупательского спроса на соответствующие товары.
Подробно географическое местоположение торговой точки отображено в теории рыночного ареала в работе Д. Гилберта (2010). По мнению ученого рыночная область — это географическая область (часть страны или области), в которой находятся потенциальные потребители отдельного ритейлера, или торговый ареал. Так внутри торгового ареала расположен торговый центр, вокруг него выделяют три рыночные зоны. Они отличаются друг от друга некоторыми характеристиками, например, по уровню доступа к центру, расстоянию и времени для того, чтобы доехать до магазина.
Рассматриваемые зоны можно представить в качестве концентрических окружностей, в то же время надо учитывать, что предлагаемая модель может изменяться из-за разницы в географическом положении и структуре дорог (рис. 1). Также на данную модель местоположения торговой точки может оказывать влияние географическое расположение магазинов конкурентов. Итак, рыночная область по Гилберту состоит из трех зон:
1. Первичная (основная) торговая зона, где проживает большая часть клиентов торговой точки (более 60–65% клиентов) относительно магазина повседневного спроса.
2. Вторичная торговая зона, территория в радиусе от 3 до 10 км от магазина.
3. Третичная зона, где проживают потребители, совершающие покупки от случая к случаю. Эта зона зависит от типа и размера торговой точки, и от того, есть ли другие торговые точки. Обычно данная зона может располагаться до 60 км от эпицентра в случае, если отсутствуют альтернативные варианты.
Рис. 1. Зоны рыночного ареала по Гилберту Д.
В действительности торговая точка может располагаться в различных местах рыночного ареала. Под влиянием большого количества факторов основная часть торговых предприятий обычно размещается в центральных районах. В результате жесткой конкурентной борьбы между ритейлерами, строительными компаниями и другими землепользователями формируются пространственные модели городской среды (модель концентрических зон, секторная модель, многоцентровый подход) [3].
Например, существуют четыре критерия расположения торговых предприятий ОАО «Седьмой континент» [4]. Первый критерий — минимальная зона влияния магазина составляет площадь радиусом 1,5 км, т.е. расстояние можно пройти за 10–15 минут. Второй критерий — размещение торгового предприятия на правой стороне дороги, т.е. по ходу движения. Третий критерий — наличие парковки. Должно соблюдаться соотношение торговой площади и числа стояночных мест: одно место на автостоянке на 20 кв.м. торговой площади. Четвертый критерий — наличие коммуникаций (электричество, отопление, водопровод, канализация). Соблюдение этих критериев ведет к сокращению расходов при строительстве торговых точек.
Уровень развития торговли очень неоднороден по регионам Российской Федерации. Это выражается как в показателях, которые непосредственно относятся к отрасли торговли — в уровне цен, в обеспеченности населения торговыми площадями современных форматов, товарным ассортиментом, так и в уровне развития транспортно-логистической инфраструктуры, наличии местных производителей и др.
Для многих регионов торговля является одной из важнейших отраслей экономики. Так, для 14 регионов Российской Федерации торговля формирует более 19% ВРП, а для 13 — преобладающую занятость. Например, для Московской области доля торговли в ВРП составляет 21%, а в занятости 20%. Наряду с регионами с высоким вкладом торговли в экономику есть регионы, в которых торговля осуществляет меньший вклад, но при этом остается одной из наиболее важных отраслей экономики. Например, в Чукотском автономном округе вклад торговли в ВРП всего 4,5% [1].
Для многих регионов важную роль играет межрегиональная торговля, поскольку уровень развития производства сильно отличается по субъектам РФ, а уровень потребления продуктов питания и непродовольственных товаров на душу населения близок по объемам и структуре. Причем если производство основных продуктов питания в той или иной степени присутствует во всех регионах, то производство товаров длительного пользования и производственно-технического назначения, как правило, сосредоточено в более развитых регионах.
В сегменте основных продуктов питания многие регионы не в состоянии обеспечить свое население за счет собственных мощностей. Особенно актуально это для северных регионов, где особенности климатических условий не позволяют выращивать многие сельскохозяйственные культуры. Так в Чукотском автономном округе и республике Саха (Якутия) доля ввозимых продуктов может достигать 90% и более. С другой стороны южные и некоторые центральные регионы могут снабжать этими продуктами население не только своих регионов, но и жителей соседних субъектов.
В последние годы понятие розничной торговли заменяется английским термином ритейл, который трактуется как продажа товаров конечному потребителю (частному лицу). Средства массовой информации и профессиональное сообщество чаще всего ритейл рассматривают как крупные торговые сети, которые носят либо универсальный характер, либо ориентируются на определенные товарные группы.
Интересно отметить, что под влиянием процесса глобализации на российский рынок после распада СССР стали выходить крупнейшие розничные сети, такие как Auchan и Metro. Однако нельзя сказать, что иностранные компании заняли лидирующие позиции на рынке. Ведущая торговая сеть мира WalMart уже несколько лет заявляет о своей заинтересованности в российском рынке. Но до сих пор она не представлена на отечественном рынке. Более того, есть целый ряд примеров, когда иностранные продовольственные сети, проработав в России несколько лет, уходили из страны. Так, например, крупная французская сеть Carrefour в 2009 г. открыла 2 магазина в Москве и Краснодаре. Но уже через год было объявлено об их закрытии. Иностранные компании намного активнее осваивают более ёмкие и прибыльные рынки Китая и Индии. К основным факторам, которые препятствуют более активному проникновению иностранного капитала, можно отнести следующие:
● инфраструктурные сложности (неразвитость сети дорог, нехватка качественных складских помещений);
● сложность бюрократических процедур при открытии и ведении бизнеса в России;
● высокая конкуренция в крупнейших городах страны и недостаточный спрос на периферии.
Доля сетевой торговли на розничном рынке России продолжает оставаться очень низкой, указывают эксперты Infoline. На первую сотню ритейлеров в прошлом году, по их расчетам, приходилось 21,6% оборота розничной торговли в России. В 2010 г. они контролировали 20,45% продаж. В Дании, например, современные сетевые форматы торговли, по данным Saatchi & Saatchi X, занимают 83% рынка, а в Словении — 70% [5].
Среди крупнейших 50 розничных сетей России можно выделить следующие отрасли товарной специализации: сотовая связь и цифровая техника, бытовая техника и электроника, продовольственные товары, товары для дома и строительные товары, товары для спорта и отдыха, косметика и парфюмерия, фармацевтика, товары для детей.
Первая десятка торговых сетей в розничном обороте страны составляет 10,2%. В совокупном обороте 100 крупнейших ритейлеров на них приходится 53,9%. Наиболее крупными и успешными торговыми сетями в России за последние несколько лет оставались продуктовые ритейлеры.
Национальная Торговая Ассоциация и Международная информационная Группа «Интерфакс» признали крупнейшей торговой сетью по объёму продаж в 2010–2011 гг. — X5 Retail Group, крупнейшей торговой сетью по объёму чистой прибыли — «Магнит», по рентабельности по EBITDA — «О’Кей», по норме чистой прибыли и по рентабельности активов — Metro Cash & Carry [6]. Надо отметить, что в 2012 г. 4 российских сети были представлены в рейтинге 250 крупнейших ритейлеров мира по объему выручки, составленным консалтинговой компании Deloitte. Так, «X5 Retail Group» заняла 58 место, «Магнит» — 65, а «Дикси» — 192. На 211 позиции расположилась сеть «М.Видео», которая занимается продажей электроники [7]. Интересно отметить, что отечественные розничные сети не торопятся выходить на международный уровень. Лишь несколько игроков представлено на Украине и Казахстане. При этом в том же докладе Deloitte отмечается, что все вышеупомянутые компании относятся к наиболее быстро растущим в мире по объемам выручки в период с 2007 по 2012 гг. Однако, в будущем не стоит ждать столь активного развития розничных сетей в России, так как рост платежеспособности населения будет замедляться.
Территориальные различия в размещении розничных сетей весьма существенны в регионах РФ. В 65 субъектах России в 2011 г. работало 716 продуктовых сетей (860 с филиалами). Из них 50 работало более чем в одном регионе. В эти сети входило более 20 000 магазинов. Рассмотрим размещение торговых сетей по регионам России на примере десяти крупнейших сетевых продуктовых компаний по тринадцати торговым сетям: «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Магнит», «Ашан», «Metro C&C», «О’Кей», «Лента», «Дикси», «Виктория», «Седьмой континент», «Монетка» и «Линия». Исключение составила торговая сеть «Копейка», которую в 2011 году приобрела X5 Retail Group N.V. Компания объявила о ребрендинге сети «Копейка» и на сегодняшний день представляется достаточно проблематичным оценить пространственную локализацию данной торговой сети.

Таблица 1
Крупнейшие торговые сети России (2011 г.) [6]
КомпанииТорговые сетиКол-во магазиновТорговые площади (тыс. м2)
X5 Retail Group N.V.Пятерочка1720678,89
Перекресток312325,48
Карусель72350,79
Перекресток-Экспресс, СитиМаг6512,26
Копейка, Копейка-Супер616274,19
МагнитМагнит45951487,57
Магнит-косметик9822,5
Гипермаркет Магнит76230,35
АшанАшан, Ашан-Сити, Наша Радуга44451,3
МЕТРО Кэш энд КерриMetro C&C58508,0
О’КейО’Кей, О’Кей-Экспресс61296,7
ЛентаЛента40276,3
Дикси группМегамарт, Минимарт, Дикси778256,5
 Виктория, Кэш, Дешево, Квартал, Семейная копилка239120,25
Седьмой КонтинентСедьмой Континент,
Наш Гипермаркет
156258,2
Элемент-ТрейдМонетка, Монетка Супер358230,9
Корпорация ГриннЛиния2395,6


Чаще всего сетевые торговые магазины расположены в городах с численностью свыше 500 тысяч человек. Для жителей отдаленных населенных пунктов привычно проехать до 100 км, чтобы попасть в крупный торговый центр, поэтому несколько или даже один крупный сетевой торговый центр в небольшом субъекте РФ способен дать импульс для развития розничного товарооборота целого региона. Поэтому регионы России, где представлены две и более крупнейшие продуктовые сети будем называть ритейл-регионами.
Существуют определенные трудности для изучения территориальных особенностей развития торговых сетей в регионах РФ. Это связано с тем, что в открытом доступе, компании-ритейлеры представляют информацию о локализации своих торговых предприятий в различной, лишенной единого стандарта, форме. Например, X5 Retail Group N.V. указывает для своих торговых сетей так называемые регионы присутствия, другие ритейлеры сообщают о размерах торговых площадей по субъектам РФ, третьи — общее число торговых предприятий по регионам, без выделения предприятий по форматам розничной торговли или просто приводят список адресов магазинов своих торговых сетей. После сопоставления всех этих весьма разрозненных данных [8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16] авторы пришли к следующим выводам.
Наибольшее распространение крупнейшие продовольственные торговые сети имеют в Центральном федеральном округе. Здесь, как минимум по три торговых сети представлены во всех субъектах ЦФО. Крупнейшим ритейл-регионом является Москва — здесь представлены все торговые сети, за исключением сети «Линия» (Корпорация «Гринн»), которая позиционирует себя как крупнейшая продуктовая торговая сеть Черноземья. Наряду с Москвой крупнейшим ритейл-регионом РФ является Московская область, где представлено семь крупнейших сетей. Критерием идентификации Московской области, в качестве крупнейшего ритейл-региона, является также широкий охват территории области. Например, сеть «Магнит» располагается в 39 населенных пунктах данного региона. Кроме того, необходимо отметить большое количество самих торговых центров, так сеть «Дикси» в Московской области представлена 339 магазинами и торговыми центрами. Регионами массового присутствия продовольственных торговых сетей также являются: Рязанская область (9 сетей) Воронежская область и Ярославская (8 сетей), Калужская (7 сетей), Курская, Тверская Липецкая и Ивановская область (по 6 сетей)
Вторым по распространению крупнейших торговых сетей является Приволжский федеральный округ. Все его субъекты также как и в ЦФО освоены крупнейшими компаниями-ритейлерами и являются ритейл-регионами. Наибольшим охватом различными сетями характеризуются Нижегородская и Самарская области (по 8 сетей), Саратовская область (7 Сетей), Башкортостан (6 сетей), Республики Татарстан и Чувашия (по 5 сетей).
Следующий по широте охвата продовольственными торговыми сетями — Уральский федеральный округ. Здесь торговые сети представлены во всех регионах, но Курганская область и Ямало-Ненецкий АО не являются ритейл-регионами. В них располагаются всего по одной из крупнейших торговых сетей России. Свердловскую и Челябинскую области можно причислить к крупнейшим ритейл-регионам РФ. В них присутствуют по 8 наиболее крупных торговых сетей.
В Северо-Западном федеральном округе крупнейшими ритейл-регионами является Санкт-Петербург — 9 сетей, Ленинградская и Вологодская области (по 5 торговых сетей). Ритейл-регионами так же являются Республика Карелия, Калининградская, Псковская, Новгородская обл. (по 3 сети). При этом крупнейшие торговые сети вообще не представлены в Ненецком АО и в Республике Коми.
В Южном и Северо-Кавказском федеральных округах крупнейшие регионы массового присутствия торговых сетей это Краснодарский край и Ростовская область (8 и 9 сетей). Эти субъекты РФ являются «домашними» для сети «Магнит», поэтому «Магниты» существуют в 139 населенных пунктах Краснодарского края и в 50 различных городах, поселках и станицах Ростовской области. В республиках Северного Кавказа ситуация прямо противоположная. В каждой из них находится от 1 до 9 магазинов, принадлежащих одной сети. В республике Адыгея есть два сетевых торговых центра, принадлежащих «Магниту» и «МЕТРО», вряд ли с таким развитием сетевой торговли данный субъект может претендовать на позицию ритейл-региона РФ.
В Сибирском федеральном округе наиболее представительным ритейл-регионом может считаться Новосибирская область. В данной области есть торговые центры «Ашан», «Лента», «ОґКей», «МЕТРО», «Монетка». В Омской области представлены 4 крупнейших продовольственных сети. По две торговые сети представлены в Красноярском и Алтайском краях, Кемеровской области, Томской области. Одновременно идет процесс укрупнения региональных торговых сетей, усиление их способности противостоять крупным сетевым операторам. Региональные сети проникают на соседние друг с другом территории: новосибирская сеть «Холидей» представлена на всей территории Сибири; алтайские сети «Мария Ра» и «Новэкс» освоили потребительский рынок Кемеровской, Новосибирской, Томской и других областей [17].
В Дальневосточном федеральном округе крупнейшие продовольственные сети вообще отсутствуют.
Если рассматривать развитие розничных торговых сетей в РФ в динамике, то можно выделить следующие тенденции развития ритейла на территории России:
1. При оценке потенциала регионов ритейлеры уделяют внимание таким критериям, как численность населения, уровень доходов, уровень конкуренции, показатель оборота розничной торговли. Однако эти показатели не указывают однозначно на реальные перспективы развития сетевой торговли в том или ином регионе. Так было установлено, что в Российской федерации отсутствует зависимость между располагаемыми доходами населения и развитием сетевой торговли. Авторами был рассчитан оборот сетевой торговли на душу населения, а затем коэффициент корреляции Пирсона между этим показателем и среднедушевыми доходами населения по регионам РФ за 2012 год, он составил всего лишь 0,156. Поэтому можно согласиться с экспертами, что одним из важных аспектов входа представителей крупных сетей в регионы является наличие рычагов взаимодействия с властью.
2. Существуют «центры диффузии» крупнейших торговых сетей в России: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар.
3. Распространение крупнейших торговых сетей подчиняется закономерностям теории рыночного ареала Д.Гилберта, «диффузии расширения» Т.Хагерстранда, так как налицо очень быстрый обмен информацией и материальными объектами между населенными пунктами и регионами. Наглядный пример — одна из крупнейший торговых сетей «Магнит». Открытие первого магазина состоялось в 1998 году, уже к 2005 году произошло стремительное региональное развитие — 1500 магазинов. В 2012 г «Магнит» становится лидером на рынке по количеству торговых объектов и территории их покрытия в России: 64 филиала, 1 представительство, более 5523 магазинов формата «у дома» и 105 гипермаркетов, 11 магазинов «Магнит Семейный» и 480 магазинов косметики в более чем 1504 городах и населенных пунктах. Компания заявляет, что в настоящее время открывается несколько десятков магазинов каждый месяц [18].
4. Распространение крупнейших торговых сетей РФ имеет следующие основные направления:
а) Первоначальное распространение новых форматов розничной торговли «из центров роста» в виде колец или полуколец с диаметром 300 — 500 км (характерно практически для всех сетей как отечественных, так и иностранных);
б) Проникновение торговых сетей с запада РФ в восточную часть страны (иностранные ритейлеры);
в) Альтернативные направления распространения крупнейших ритейл-компаний — радиально-лучевое направление: юг европейской части РФ — Поволжье, Черноземье, Центральная Россия, Северо-Запад («Магнит»); Урал — Центральная Россия («Монетка»); Черноземье — Центральная часть РФ («Линия»).
5. Кроме того, из анализа развития торговых сетей в Российской Федерации можно заключить, что существуют значительные возможности для дальнейшего роста и развития торговых сетей. Возможности роста связаны с увеличением общего количества торговых площадей, конкуренции между торговыми компаниями, развитием малого и среднего бизнеса, развитием электронной торговли. Очевидно, усилится конкуренция между торговыми сетями «родственных» форматов. В условиях глобализации внутренняя розничная торговля становится все более тесно связанной (электронная торговля, «шоп-туризм», миграция населения и т.д.) и приобретает международный характер. В связи с вступлением РФ в ВТО усилится влияние иностранных торговых сетей на отечественный рынок. Часть отечественных сетей будет поглощена или сольется с иностранными торговыми сетями. Кроме того, определенная часть отечественных торговых сетей, которые выдержат конкурентные испытания, достигнет среднеевропейского уровня и продолжит продвижение на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья.


Литература
1. Сафина С.С., Лимонина И.Г. Региональные особенности развития торговли в Российской Федерации // Мир и Россия: регионализм в условиях глобализации. Матер. III междунар. науч.-практ. конф. Москва, 11–12 ноября 2010 г. — М.: РУДН, 2010. — с. 214–224.
2. Федько В.П. Инфраструктура товарного рынка: учебное пособие для студентов вузов. — Ростов на Дону, «Феникс», 2000. — 512 с.
3. Гилберт Д. Управление розничным маркетингом / Пер. с англ. — М.: Инфра–М. 2010. — 571 с.
4. Ковалев К.Ю., Уваров С.А., Щеглов П.Е. Логистика в розничной торговле. — СПб: 2007. — С. 272.
5. Hidden heroes. Emerging retail markets beyond China. Deloitte Report. A Consumer Business & Transportation industry report. April 2010. P. 44.
6. Крупнейшие розничные сети России в 2011 г. // http:www.gazeta.ru/fales 3/854 (дата обращения 28.11.2013).
7. Global powers of retailing 2014. Retail beyond begins // http://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/Consumer-Business/dttl_CB_Global-Powers-of-Retailing-2014.pdf (дата обращения 01.03.2014).
8. http://www.x5.ru/ru/about/geography/ — официальный сайт розничной сети X5 Retail Group (дата обращения 03.03.2014).
9. http://www.magnit-info.ru/buyers/cities — официальный сайт розничной сети Магнит (дата обращения 27.02.2014).
10. http://www.auchan.ru/ru/shops — официальный сайт розничной сети Ашан (дата обращения 28.02.2014).
11. http://www.metro-cc.ru/public/home/stores — официальный сайт розничной сети METRO Сash&Сarry (дата обращения 02.03.2014).
12. http://www.okmarket.ru/stores/city/all/ — официальный сайт розничной сети О’Кей (дата обращения 28.02.2014).
13. http://dixy.ru/geography — официальный сайт розничной сети ДИКСИ (дата обращения 25.02.2014).
14. http://corporate.7cont.ru/customers/shops/?region — официальный сайт розничной сети Седьмой континент (дата обращения 25.02.2014).
15. http://monetka.ru/urfo/shops_map — официальный сайт розничной сети Монетка (дата обращения 25.02.2014).
16. Практика торговли. Профессиональный журнал и интернет-портал для ритейлеров и поставщиков торгового оборудования, товаров и услуг. http: //www.retailmagazine.ru/ (дата обращения 24.02.2014).
17. Шнорр Ж.П. Современные тенденции и особенности развития отечественного сетевого ритейла // Вестн. ЛГТУ Сер. Экономика. — 2013. — №2. — С.138–147.
18. Открытие магазинов Магнит // http://www.retail.ru/ (дата обращения 12.12.2013).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия